Портрет

Алевтина Крепинская
  Мила - искусствовед. Она руководила реставрационной мастерской и была признанным авторитетом по оценке антиквариата. В самых сложных вопросах ее  мнение было решающим. Мила не отказывалась и от подработки в антикварном магазине. И не потому, что хотела побольше заработать, а просто потому, что ей доставляло удовольствие соприкасаться с оригинальными старыми вещами.

Любимая работа обеспечивала ей безбедную жизнь, несмотря на то, что вклад ее мужа Виктора в семейный бюджет  был совсем незначительным.

Виктор работал преподавателем в колледже, тоже любил свою работу, но, как и все педагогические работники получал заработную плату, которой хватало разве что  посидеть один раз с женой в ресторане. Зато, Виктор выделялся среди всех своим внешним видом, и с ним было не стыдно показаться на любой светской тусовке. Его красота поражала. Он был высокий, прямой, с атлетической грацией  движений и не мог оставаться незамеченным в какой бы компании не оказался. Даже на расстоянии синева его глаз была ослепительной, словно солнце просвечивалось сквозь сапфиры.

Пять лет они с Виктором женаты, но Мила еще не видела и не знала его родителей и близких родственников. Все они жили в далеком селе со смешным названием Сёмкино,  за Уралом, в Москву не приезжали, а Миле туда ехать не хотелось. Сам Виктор каждое лето проводил в родных местах не менее половины своего длинного отпуска. Каждый год предлагал поехать вместе, но у Милы не было желания тащиться в такую даль, так как она не ждала от этой поездки ничего  интересного. Она предпочитала проводить отпуск  в других местах.

И, все же, желание поехать в Сёмкино неожиданно появилось. Рассматривая фотографии, привезенные Виктором из последней поездки, Мила обратила  внимание на портрет на заднем фоне семейного снимка. А точнее, на рамку, в которую он был помещен.  Наметанным взглядом Мила даже по фотографии определила, что рамка имеет большую ценность, в отличии от самого портрета.

Захотелось увидеть ее воочию.

- А что это за портрет на фотографии? - спросила Мила
- Это портрет моей бабушки в молодости. Красивая?
- Да, очень!

Мила отложила снимок, но несколько дней не могла выбросить из головы увиденный портрет. В голове зрел план.

- А у тебя сколько еще отпуска осталось? - спросила она вскоре мужа.
- Две недели, - ответил тот.
- А ты не будешь возражать, если мы съездим в твое село?
- Милочка! Ты хочешь  в Сёмкино? - удивился Виктор, - но я же тебе предлагал, когда ехал туда!
- Знаешь, дорогой, я многого не понимала!  А сейчас посмотрела на фотографии и подумала: это же не правильно, что я до сих пор не познакомилась с твоими родными! Это надо немедленно исправить!

Виктор был счастлив!  Его жена, которую он много раз просил поехать с ним, и которая об этом и говорить не хотела, вдруг сама предлагает съездить к его родным! Вот родители обрадуются! Они постоянно спрашивают, почему Мила не приезжает, а он постоянно придумывал все новые и новые оправдания. И тут, на тебе! Сама предложила!

Через несколько дней они уже подъезжали к Сёмкино.  Мила устала. Дорога была не из лёгких. Самолет, поезд, затем еще 60 км по ухабистой дороге на старой,  дребезжащей машине, на которой их встретил  двоюродный брат Виктора. Но, наконец-то, они уже на месте и  ее дорожные мучения будут вознаграждены.

На родительском  дворе  собрались все родственники. Был накрыт огромный стол, как на свадьбу. Вся родня была в приподнятом настроении, радовались приезду гостей.

- Когда я один приезжаю, меня так не встречают, - сказал Виктор, - даже от станции на попутках приходится добираться.
- Ну, тебе это не в тягость, - сказала мать, Нина Ивановна, - тебе не привыкать, а вот Милочке непривычно. Устала, небось.
- Я, конечно,  устала, Нина Ивановна,  - ответила Мила, - но мне все необыкновенно нравится. И дорога по лесу замечательная, и село такое прекрасное, и дом у вас уютный. А  мне еще  так хочется и внутри посмотреть!
- Да, посмотришь еще!  А сейчас за стол! Вся родня уже в сборе, все хотят с таинственной Витиной женой познакомиться, - Нина Ивановна усадила Милу и Виктора на самые почетные места  и сама села рядом, представляя Миле всех гостей.

Обедали долго. Гости и не собирались расходиться.  Мила сгорала от нетерпения. Наконец, она решилась выйти из-за стола и попросила Виктора  показать ей дом. Обойдя все  маленькие, тесные комнаты, и не увидев портрет, Мила расстроенная вышла во двор, где сразу же была окружена  родственниками, которые задавали ей разные вопросы и пытались рассказать о себе.

- Ну, вы не все сразу! Вас много, Милочке и не запомнить, кто есть кто!  - пыталась оградить Милу от родственников свекровь, видя как у той настроение заметно  поубавилось.

Весь следующий день Мила думала о портрете, но боясь выдать себя, не решалась спросить. А Нина Ивановна не могла понять причину резкой смены настроения снохи.  И только к вечеру  Мила спросила у мужа:

- На фотографии, которую ты привез, было много родственников, а я что-то никого из них не видела, кроме твоих родителей.
- Да ты просто их не узнала! Они вчера все были здесь! - сказал Виктор и, достав фотографию из комода, начал показывать, радуясь тому, что его родственники вызвали у жены интерес.
- Вот, смотри! Это мамин брат, дядя Мирон. Он сидел напротив нас. А это его жена, тетя Марина. Она еще тебе салфеточки вышитые подарила. Это их сын, ты его не могла не увидеть. Он же нас со станции вез! А это дядя моего отца, дед  нам, значит. Он еще компот за столом разлил и Наташку, внучку свою выпачкал. А это и сама Наташка.
- А я думаю, что это за девушка молодая на снимке?
- Да, ты, наверное, приревновала! - воскликнул Виктор, - Она же сестра мне двоюродная! А я думаю, что это ты так пристально фотографию  рассматриваешь? Неужели приревновала? Это, что-то новенькое для тебя!
"Какой же ты глупый, - подумала Мила, - еще что придумал? Уж что, что, а тратить свои нервы на ревность я не намерена!" А вслух добавила:
- Откуда же мне известно, сестра она или кто? Ты проводишь каждое лето здесь не меньше месяца, все можно подумать!
- Ну, ты даешь! - не переставал удивляться Виктор, - нашла к кому ревновать!
- А на фотографии вы вместе собрались по какому-то случаю?
- Да, точно! Юбилей был у дяди Мирона! Мы собрались у него, там и  сфотографировались на память.

Прогуливаясь по селу, Мила спросила:
- А далеко дядя Мирон живет?
- Что ты! Здесь все близко! Вот, смотри, две высокие ёлки у зеленого забора! Очень приметные ёлки, самые высокие в селе. Это и есть его дом, - Виктор показал в сторону большого кирпичного дома.
- Может, зайдем к ним? - спросила Мила.
- Давай зайдем! Только у них дома никого нет. На работе, в поле они.
- Как же мы зайдем, если их дома нет?
- Да, очень просто! - ответил Виктор, - Это же тебе не Москва, где все закрывается на несколько дверей, да еще и решетки металлические на окнах! Здесь все просто. Забор высокий, это потому, чтобы куры и гуси на улицу не выходили.  А дверь в дом вряд ли закрыта! А если и закрыта, то ключ под ковриком.

Так и есть! Ключ оказался под ковриком. Виктор взял его и открыл дверь в дом.   

- О! Да здесь целые хоромы! Интересно посмотреть!
Искать долго не пришлось. Портрет висел в первой же комнате. Нет, она не ошиблась! Это действительно старинный оклад от иконы 17 века! Мила остановилась, сделав вид, что залюбовалась красотой бабушки на портрете.
- Да! - подтвердил Виктор, - она была необыкновенно красива!
- А кто ее написал?
- Мама  говорит, да и сама бабушка рассказывала о художнике, который появился здесь вместе с беженцами во время войны. У других беженцев было много вещей, и они их на продукты меняли, а у него  - ничего, кроме завернутой в газеты рамки. Местные власти его определили на постой к  бабушкиной свекрови. Суровая женщина была! Ох и наплакалась с ней бабушка, когда молодая была! Особенно в войну, когда и мужа, и свекра на фронт забрали. Постоялец голодный, а она ему крошки хлеба не даст. Бабушка тайком кое-что ему отдавала. Да что она могла? Все подконтрольно было свекрови. А постоялец совсем от голода занемог. Вот свекровь и спрашивает у него:  "А ты, - говорит, - что же ничего не взял, чтобы на продукты поменять? "  А он и отвечает:  "А мне некуда было брать. Надо было вот картину нести, краски. Я же художник"  "Так, может, меня нарисуешь?", - спрашивает свекровь. "Нет, - отвечает, - не нарисую. Вот ее бы нарисовал", -  и показал на бабушку. Ничего не сказала свекровь, ушла, рассердившись. А через неделю приходит и говорит: "Ладно, рисуй ее! Все равно тебя кормить надо, а то помрешь"  Так вот и получился портрет. Да только все равно художник умер вскоре. Похоронили его, а документы в сельсовет сдали. Никто и не помнит ни его фамилии, ни откуда он прибыл.
- Как интересно!  - сказала Мила, - И такая память о бабушке осталась! А, знаешь, ты так на нее похож! Было бы неплохо, если бы этот портрет нам подарили и наши  дети имели бы такую реликвию.
- Какие дети? Где же они у нас? - удивился Виктор.
- Ты что, думаешь, что у нас никогда не будет детей?

Виктор удивился и обрадовался вопросу. Он считал, что давно уже надо было иметь детей, но Мила и говорить не хотела на эту тему.

" Дети?! Эти пеленки, распашонки, подгузники? Это не про меня!", - так обычно она отвечала на вопрос, когда же, наконец,  у них будут дети.
- Ты, правда, хочешь ребенка?
- Ну, конечно, хочу! Раньше я не была готова, а теперь уже пора, - ответила Мила, - Вот я и хочу, чтобы наши дети знали своих предков.
- Это было бы хорошо, но дядя не отдаст портрет.  У него  Сергей, сын его, который в С.Петербурге живет, в прошлом году просил отдать  портрет, но дядя сказал: "Пока я жив, портрет будет висеть здесь!"
- Ладно, ты прав! Ничего ему не говори, а то поставишь в неловкое положение. Ему отказывать будет неудобно, и отдать он не сможет.

Вечером Мила объявила, что завтра они уезжают, так как  ей сообщили, что на работе срочно требуется ее присутствие. Нина Ивановна с сожалением узнала о предстоящем отъезде гостей.
- Вы же обещали  неделю побыть!
Мила, ничего не ответив, пошла собирать свои вещи.

В Москве, сразу же по приезду, Мила договорилась о встрече с Максимом Огурцовым. Когда-то она училась с ним в одной школе, и жили  в домах по соседству, но особо не дружили. Грубоватый Макс нравился многим девчонкам, но не ей. Она же, наоборот, Максиму нравилась, и он всячески старался обратить на себя внимание. После школы Мила сразу поступила в университет, а Макс ушел служить в армию. С полгода назад Мила случайно встретила его в ресторане, куда заехала пообедать. Максим работал там в охране. Он обрадовался старой знакомой, расспросил как у нее дела и похвастался своими успехами, сказав, что живет замечательно, деньги есть, друзья хорошие, дело свое открыл, которое процветает.
- И чем же ты занимаешься? - спросила Мила.
- Людям помогаю! Дело у меня тонкое: долги выколачиваю. Так что, если надо будет, обращайся, - он протянул Миле визитку, которую Мила взяла, не думая, что она понадобится.

Еще, будучи в Сёмкино, Мила вспомнила о Максиме. "Вот кто мне сможет помочь!" - подумала она. По предложению Милы встретились  в Ростексе на Бутырке.  Когда Мила пришла, Макс её уже ждал.
- Ну, рад! Рад видеть тебя!  - Макс вышел из-за стола, - Только вот не пойму, зачем тебе надо было в Ростексе встречу назначать? Как вроде бы других, более лучших, мест нет?
- У меня дело серьезное, а здесь удобно, всегда  у них верхний зал свободный.
- Ну, раз серьезное, выкладывай! Рад буду услужить по старой дружбе!
- По дружбе не надо, - ответила Мила, - Я заплачу хорошие комиссионные! И Мила рассказала, что ее сейчас волнует и как ей можно помочь. Макс слушал внимательно, не перебивая.

- Понимаешь, это не совсем то, чем мы занимаемся, - выслушав ее, сказал Максим,   -  да и хорошо ли ты подумала, прежде чем  искать исполнителя?  Этот поступок  нельзя назвать хорошим. Тем более, по отношению к твоим родственникам…

- Я не настолько  самоуверенна,  чтобы испытывать нужду  в критике, -  Мила резко  перебила  Макса, - Ты мне должен  сказать только одно:  берешься за это или нет? А нравоучения  побереги для других.

- Кто другой попросил бы, ни за что  не согласился бы! Воровать, это не по нашей части. Да и уверенна ли ты, что  там все будет открыто?
- Да, уверенна! Если дверь будет на замке, то ключ под ковриком. Это маленькое село, они  оставляют дома без присмотра. Твой человек зайдет, снимет портрет и выйдет с ним не на улицу, а в лес. Там с огорода тропинка прямо в лес ведет. Только твой человек не должен обо мне знать ничего.
- Ну, это, само собой! Разве я не знаю свою работу? - обиделся Макс.

Мила передала  деньги на командировочные расходы и на нужды во время поездки, а также выплатила Максу аванс в счет оплаты услуг. Договорились, что Макс не будет ее информировать, а только сообщит, когда дело будет сделано и заказ будет доставлен в Москву. Но, через неделю Мила не вытерпела и сама позвонила Максу.
- Да, не волнуйся ты! Все в порядке!  Уже в поезде едет, мы самолеты не любим! - ответил Макс.
- Так он везет? - спросила Мила.
- Обижаешь, Милочка! Конечно, везет! Жди, я позвоню.

Максим вскоре позвонил. Встретились они все в том же Ростексе, на Бутырке. Мила пришла раньше и  ждала Максима, стараясь не показать нетерпение.  Максим опаздывал. Уже набирала номер  мобильника Максима, когда тот показался в дверях. В руках ничего не было.
- А где же портрет? - спросила Мила, - ты его не привез?
- Да, не волнуйся так! - ответил Максим, - конечно, привез. Он в машине. Я ее оставил рядом с твоей. Выйдем, и передам тебе.
Мила вышла из-за стола и направилась к выходу. Максим последовал за ней.
- Ты мне даже глоток чаю не дала выпить!
- Успеешь!

Подошли к машине и Максим достал из багажника  рулон, завернутый в газеты.
- Что это? - волнуясь, спросила Мила и на ее лице промелькнула догадка, - А где портрет? Что вы с ним сделали?
- Ничего не сделали! Доставили в целости и сохранности!
- Портрет был в рамке! Где рамка? - голос Милы дрожал.
- Да зачем было еще рамку тащить? Она большая, внимание к себе привлекала бы! Мой человек  в лесу ее оставил.
- Пусть вернется и привезет рамку!
Максим позвонил кому-то, отошел поговорить. Затем, вернувшись, сказал, что рамку вернуть невозможно, так как он ее разбил и выбросил в мусорник.
- Рассчитаюсь, когда рамку доставите! - с негодованием сказала Мила, - А это себе оставь! На память!  - и, бросив  рулон на сиденье Максимовой машины, быстро ушла.

Прошел месяц.  Мила простудилась и  планировала весь день пролежать в теплой постели, не выходя  из дома.  Но, неожиданно позвонила сотрудница.
-  Людмила Ивановна! У нас здесь такое чудо! - сказала она, - из антикварного магазина принесли картину, хотят, чтобы мы верхний слой сняли. Мы начали пробовать, а там не иначе, как средневековье! Даже по холсту сразу видно его возраст. Мы отложили работу, будем вас ждать.
Какая тут теплая постель?!  Мила немедленно оделась и отправилась на работу. Она любила такие серьезные заказы.

- Ну-ка, показывайте свой шедевр! - крикнула она с порога, - сейчас посмотрю, было ли из-за чего мне со своей простудой сюда ехать?  - и тут ее взгляд упал на знакомый портрет, лежащий на столе. 

Мила подошла и  обмерла:  на нее, улыбаясь, смотрела  красивая бабушка  Виктора.

Иллюстрация: картина британского художника Д.Веттриано