На высоком берегу

Вадим Чечнев
На высоком берегу

ПРЕДИСЛОВИЕ
То, о чём здесь пойдёт речь - сугубо субъективное отражение того, что запечатлела моя душа на открытом втором слёте православной молодёжи Уфимской Епархии. Сам очерк несколько выходит за рамки отчёта и, как говорит один мой друг, «единственное, что я могу вам обещать, это то, что я буду с вами искренен». Если что, простите…
ВСТУПЛЕНИЕ
…Спрыгнув «с корабля на бал», мы из турецкого курорта Бельдиби ( в области Анталия), попали на родную башкирскую турбазу под названием «Сосновый бор» с целью по большей части даже не досугово-развлекательной.
Мне было весьма интересно, как говорится, «на людей посмотреть и себя показать», пообщаться с «братьями по разуму» и вообще взглянуть хоть одним глазом, чем живёт и дышит православная молодёжь и в какой-то степени тем самым принять в этом участие, а то можно много говорить, критикуя положение дел в нашем молодёжном движении и не только, но делать это со стороны, порой не понимая реального положения.
К сожалению, приехать удалось лишь на половину слёта и ещё поэтому то, что я тут пишу, за отчёт не годится.
ГДЕ МЫ ОЧУТИЛИСЬ
Итак, утро 19 июля и мы идём по сосновому бору по направлению к столовой. По пути нам попадаются ребята, которых я видел в храмах города, девушка с надписью «Ненавижу Дом-2» на футболке, интерес подогревает мысль встретить собеседников с нашего форума и бросается в глаза инфраструктура турбазы.
Сие учреждение почему-то уносит куда-то в доперестроечные времена и создаётся превратное впечатление, что мы попали куда-то в 70-е прошлого века: стоят деревянные советско-курортные домики, сохранились презабавные надписи (без дубляжа на башкирский) типа «Душ. Гигиеническая комната» с соответствующими картинками, хмурые широкоплечие тётки в столовой и эта вечно-свежая краска на скамейках возле эстрады, которая умудряется даже наполовину выгорев, испачкать футболку неосторожно облокотившемуся  туристу. А в столовой вам обязательно напомнят, что вы именно в столовой, а не в ресторане.
Кстати, тот, кто в курсе цен на услуги, знает, что в среднем отдохнуть в Башкирии даже в непогоду нисколько не дешевле, чем в Турции в разгар сезона.
Хотя есть у Соснового бора, безусловно, и свои плюсы - чистый  воздух, прекрасные картины природы с высоты смотровых площадок, удивительно чистый воздух и состояние отрешённости от городской суеты.
ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ
Сразу после завтрака мы сели за «круглый стол» возле эстрады обсудить вопросы веры. Тон беседы задавал отец Диомид(поправьте, если ошибся), говоря неброско, но заставляя вникнуть в суть вопросов.
Вопросов было много и всех не упомнить - круглый стол продолжался с небольшим перерывом несколько часов и время прошло незаметно и по-человески жаль тех, кто предпочёл круглому столу  купание на пляже или настольный теннис, ведь именно такие мероприятия придают смысл  слёту, отличая его от тусовки.
Отмечу несколько проблем, которых мы коснулись, выражая своё мнение.
1. Взаимоотношение с представителями других конфессий. Кому-то возможно, показалось, что я критикуя католиков и протестантов, был на позициях изоляционизма, но на самом деле враг у нас один – сатана и у нас, полагаю, есть определённые средства, позволяющие в отдельных моментах идти рука об руку: распространение Библии, противостояние абортам и распространению наркотиков всех видов, благотворительные акции в поддержку детей-сирот и брошенных стариков, считаю, что нужно вести с ними позитивный диалог, возможно диспут, но, разумеется, никаких предпосылок для уступок в плане догматики и устроения совместных служб не вижу. Есть также, согласен с батюшкой, у представителей других конфессий люди, достойные уважения и отчасти подражания.
2. Проблемы ханжества в наших храмах. Речь шла всё о тех же пресловутых старушках, которые, думая о своём благочестии завышено, предпочитают с пришедшей в храм молодёжью разговаривать на повышенных тонах. Кстати, мы много говорили об этом на круглом столе и как раз на следующий день на мою (новокрещённую) жену в храме накричала одна старушка. Я ей шепнул на ушко то, что об этом думаю (мол научится ещё, но кричать не надо), успокоив  «сестру» и она, перекрестившись, успокоилась и больше (слава Богу) не кричала. Интересно, не правда ли? Надо сказать, что старушки, порой, не только кричат на молодых, но также любят порой в храме о земном потолковать, могут «побороться» за место итд. Однако, не будем забывать, на ком наши приходы держатся - сколько там молодых: много ли? А в советское время? Конечно, отдельная  старушка, кричащая на пришедшую девушку, болтающая на Шестопсалмии, буром идущая целовать иконку или  ставить свечку, ведёт себя неправильно. Нужно помогать, а не понукать. Но всё же если ты истинно хочешь быть рядом с Богом, если эта необходимость стала частью твоей души, ребята: какие тут старушки, крики, понукания! Я помню, как сам приходил в Церковь: я был настолько обессилен против обстоятельств, одинок и изранен – я был как больной без Врача. Представьте, что вы остро больны: неужели вас остановят запахи больницы, проблемы с полисом, хамство в очередях? А вот если вы сделали одолжение, пришли, а на вас ещё и накричали, тут уж извините… у «спасенья узкие врата».
           3.Также мне запомнилось обсуждение о  соотношении воли человеческой и Божественной. «На всё воля божья», сказал я, процитировав кого-то из великих, но батюшка не согласился со мной. Видимо он меня неправильно понял. Я не хотел это сводить к теории преопределения, вовсе нет. Просто, мы, как говорится, «под Богом ходим». У нас есть выбор между добром и злом, хорошим и плохим, но в конечном счёте наша свобода – лишь осознанная необходимость.
          4.И наконец, вопрос о критериях. В чём критерий святости, добра и зла, хорошего и плохого, полезного  вредного? К сожалению (или к счастью), богопочитание, религиозный опыт, жизнь во Спасении – это не точная наука, где дважды два всегда равно четырём, а скорость есть расстояние помноженное на время. Христос стучится в наше сердце и мы просим Его: «сердце чисто созижди». Главное тут – в самом стремлении идти навстречу Богу, а результат нам неизвестен. У нас есть цель – Спасение, у нас есть Спаситель, ждущий нас в конце пути и у нас есть средства «ходить пред Ним»: пост, молитва, душеполезное чтение, поступки и мн. др. Путь ко Христу – это на мой взгляд путь сердцем, это  - Вера. А разум лишь её помощник, как бы он ни был важен. Чем больше идёшь по пути, тем проницательнее духовные очи. Плавать на словах не научишься и любить Бога по критериям невозможно, а ведь Любовь эта – несоизмеримо важнее и выше человеческой. Люди приходят и уходят, предают или умирают, а Он с нами всегда, Он был до нас и будет после нас…целую вечность…
Хотя, конечно, есть некоторые признаки, говорящие о некой степени глубины погружения в Учение – это слёзы блаженства на глазах при чтении Писания, это сожаление  о сделанном против вас несправедливом (с вашей точки зрения) поступке вместо злобы и желание не растоптать, а подсказать об этом, это потребность в молитве и не когда вы себя заставляете это сделать, случайно вспомнив, а когда она сама начинает мироточить из вас. Впрочем, всё это достаточно условно и об этом долго задумываться не следует, ибо искушение ощущения того, что я, мол, достиг высот сильно и в один миг можно утратить то, что было накоплено годами!
Много было ещё вопросов, да всё тут не уместишь.
«НАШИ ЛЮДИ, ПОДНИМИТЕ РУКИ»
Я слышал, что в Турции есть отели, куда русским туристам вход заказан и причина тут вовсе даже не в русофобии – отнюдь. Причина в том, что среди представителей нашей нации есть не только люди, вскормившие в своей среде гениев науки и искусства, но и те, за которых перед иностранцами просто стыдно. Помню даже как в Египте я убеждал одного англичанина в том, что у нас «не все такие». И у нас действительно большинство туристов – спокойные адекватные люди, предпочитающие спокойный отдых, но к великому сожалению есть определенный процент, особенно среди нестарого поколения, который считает, что отдыхать нужно с размахом, а как это отразится на других, дело даже не двадцатое (если вообще до этого дело есть), более того, они даже порой смотрят на окружающих с каким-то твёрдым ожиданием одобрения и любования. Чем больше россиян, тем более велик процент таких вот «широких душ».
В сосновом бору иностранцев же не было, а значит и процент вероятности встретить «таких» был запредельный.
Это я начал ощущать ещё во время круглого стола, когда мимо нас пронеслась Газель с вопящим пьяным молодчиком, пытавшемся показать нам неприличные жесты.
Затем, когда мы после обеда стали спускаться на пляж, то в воздухе стала ощущаться весёлая матерная брань в сочетании радостными воплями, шуточками «ниже пояса»  и  брызгами воды. Оказалось, что так отдыхала компания из 5 парней и 6 девушек. Признаться, в своей жизни материться приходилось порой, особенно до Крещения, но сквернословить перед девушками в компании всегда было – табу и так во многих компаниях. А там говорили «…ля» было не реже, чем «дай попить» или «айда в воду».Девушки, слыша такую речь, нисколько не смущались, реагируя на все шуточки весёлым смехом, сами добавляли, что знали из «фольклора» и в плане курения парням не уступали. Что характерно, все были на лицо приличными, вот только на вид пьяны и грязны. Навеселившись вдоволь, компания удалилась и мы после наблюдения за этим «живым уголком» перевели дух.
Но не тут-то было. Словно по команде сразу после ухода Компании на берег выгрузилась чья-то Свадьба. Эта Свадьба, правда, не пела и не плясала, зато пила, орала и плескалась, пожалуй задорнее, чем в известной песне. После выпитых «боевых» грамм парни и девушки снимали с себя праздничные наряды и прямо в семейных трусах и прочем разбегались  и со всего размаха прыгали пятыми точками в воду. Если учесть, что берег был илистый, а вода прибрежная от того мутной, то ни о каком очищении при купании речь быть не могла в помине и особенно жаль было лакированные установленные причёски девушек. Кому было мало этой прибрежной мути, ныряли в неё вниз головой и просили в несколько дублей сфотографировать их вниз ногами ( в тех же семейных трусах и с илом на ногах кадры выходили «весьма эстетичными»).Того, кто ещё раздумывал, бросали в воду, как дрова в печку. Особенно не повезло какому-то старику, которого не смотря на возражения, повлекли в воду вниз головой в одежде и он успел своей лысиной пару раз удариться по пути об землю. «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт!» Когда кидать было уже некого, кто-то предложил: «А давайте оператора кинем!». Но тот успел отбежать.
Боясь оказаться что называется на очереди, мы поспешили ретироваться. Уходили, не понимая, как можно было утром предпочесть ЭТО круглому столу? «Русо туристо - облико морале». А мы ещё удивляемся, почему нас некоторые иностранцы представляют в виде безбашенных шумных  алкоголиков. Был бы я иностранцем, кто знает, что бы я подумал?
ОСТАТКИ СЛАДКИ
Но к счастью, не все компании молодых людей «такие» и одна из них на спортплощадке затеяла игру в волейбол и мне удалось к ним присоединиться и от небольшого «стресса» не осталось и следа. Эти ребята не визжали, не матерились, не отпускали пошлых острот, а выглядели вполне достойно, культурно и я бы даже сказал спортивно – парни без животов, девушки без целюлита,  на вид все более-менее интеллигентные. Кто-то из них даже прослышал о том, что у нас вечером будет бардовский концерт и желал к нам присоединиться в данной части. Жаль, что дальше слов не пошло. Но всё равно они – молодцы…
Остатки вечера провели мы на концерте. Он был недолгим, но достаточно приятным: милая музыка, романтическая лирика, да ещё на фоне летнего заката при хорошей погоде – это было здорово.
Подарки, которые нам дали после концерта в виде книг «Из истории русской Библии» и «Путешествуя с апостолами» я принялся читать сразу, как только приехал домой: эти книги оказались не только полезны, но и интересны. Читая такие книги, начинаешь ещё больше понимать, что Библия – это не «сборник религиозных сказок», а вполне серьёзный и неисчерпаемый во всех отношениях источник.
КРЕСТНЫЙ  ХОД
После концерта мы уехали домой, а на следующий день приехали уже в Бирск, в храм святителя Николая на Литургию, акафист в честь святой Зосимы (рака с её мощами была в храме) и крестным ходом к Ильинскому источнику.
Вот тут я должен сделать весьма печальное отступление. Про бабушку, которая подняла крик, я уже написал. Но не это меня опечалило.
К своему несчастью, я увидел, на какой машине ездит один из священников того храма. Я вспомнил, как лет 7 назад сказал одному неверующему про то, что даю в храмах пожертвования, а он съязвил: «На поповскую иномарку?» Тогда я нашёлся что ответить. А сейчас, когда за рулём Nissan Almera человек в рясе? Что бы я сказал ему? Никто не говорит, что раз священник, то мол ты должен ходить в обносках и есть только чёрствый хлеб. Нет сомнений и в том, что он заработал на этот автомобиль никого не грабя, не убивая и не воруя. Но священничество – это не работа, а призвание, служение, в какой-то степени таинство, наконец. По храму ходят мальчики и собирают с нищих старушек по рублю на восстановление церкви, устроение раки для святого и прочих благочестивых дел, а батюшка заправляет 95-й бензин в модную машину! Как же всё это вяжется? Как потом идти к нему на исповедь, открывать ему душу и выслушивать его поучения? Каков авторитет у него после этого?
Поймите меня правильно: я зарабатываю не так уж плохо и тоже могу теоретически купить иномарку хотя бы в кредит – мне не завидно. Но почему-то,глядя на это, за Церковь становится обидно.
Сейчас, как сказал отец Диомид на круглом столе, крестят толпами,добавлю: цены на услуги растут, мало того, ты приходишь креститься, так тебе ещё «впаривают» иконку со большими свечками, увеличивая цену тем самым ещё в 1,5 раза – куда это всё годится? Бедный человек скоро  будет на Крещение годами откладывать, а нувориш заплатит, немного «помучается» и, вспоминая отъезжающего на иномарке батюшку, будет радостно и громко барахтаться в речке, думая, что он уже Спасение купил и что священник такой же, как он.
Такие вещилишь подтверждают миф о том, что всем батюшкам «ничто человеческое не чуждо», в том числе и роскошная езда!
И наконец, сама манера собирать деньги на подносе по нескольку раз за службу после самых трогательных молитвословий, это, на мой взгляд, поступок, вполне сопоставимый с пресловутой торговлей в храме. К чему это всё? Если человеку нужно, он отдаст, подойдя к ящичку. А получается, что клирос поёт, священник кадит, алтарник ходит с денежным подносом - все при деле, все работают… Фарисеи исчезли, а вот фарисейство осталось и нас сия чаша кое в чём не минула…
И в этом есть, безусловно, также наша вина.
«ПОПЫ УЕЗЖАЮТ!»
После крестного хода, мы вернулись в Сосновый бор. Погода стояла по-прежнему жаркая и после обеда мы решили вновь пойти на пляж. Опасение увидеть вчерашние явления там же были, но по теории вероятности пляж мог в тот момент быть и без «наших» - так и вышло.
Сидя на берегу, мы видели, как одни девочки, купаясь, шутковали друг с другом:
-Сегодня попы в 5 уезжают.
-Да?
-Да. Среди них ещё монашки есть!
-Ха-ха-ха!
Слушая всё это, я подумал: и за что же нас так история покарала большевиками? После их 70-летнего разгула у простых людей напрочь отшибло элементарное уважение к тем, для кого в этом мире хоть что-то свято…кроме, разумеется Партии, Идеи и портретных ликов! Культ Павлика Морозова и воинствующий атеизм многое порушили. Долго будем восстанавливать. Не скоро ещё религиозный человек будет восприниматься как вполне серьёзный индивид со своими  убеждениями, а не обязательно одурманенный опиумом, бьющийся головой об пол истерик, дурак, попавший на удочку обманщика.
Девочки, не знали, кто мы и,  когда мы собрались уходить, я сказал в шутку сказал : «Пойдёмте, попы, нам пора!»
ВМЕСТО ИТОГОВ
Мне сложно говорить о том, какие именно цели преследовали организаторы, я могу лишь за себя сказать, что получил то, чего ожидал.
Конечно, не было между нами абсолютно единодушного единства, не было весьма харизматичных лидеров, не было ещё может быть много чего, чтобы сказать, что всё прошло идеально.
Однако это лишь 2-й слёт, «всё только начинается», «Москва не сразу строилась» и такие события безусловно нам нужны. Я не могу сказать, что у нас в Башкирии молодёжное движение поставлено на широкую ногу, ибо  сейчас это похоже на субкультуру, но надо стремиться к тому, чтобы наши дети знали, с кем им следует дружить, к чему стремиться и на кого опираться, ведь когда мне было лет 10 я очень хотел принять Крещение, да не смог, я искал родственных душ, но не находил, я жаждал Учения и авторитетов, но оставался духовно голодным – шло ещё советское время…
Впрочем, я не жалею о пройденном пути, но у последующего поколения он должен быть выше и оно должно быть во всех отношениях лучше нас, если, конечно, верить тому, что человечество развивается…

04.08.08.