А у нас девочка. 11 Продолжение

Самуил Минькин
 РАЗРУШЕНИЕ ВТОРОГО ХРАМА  70 год н. с.
 

11 tp://www.proza.ru/2009/03/12/962           АВИ.      

Катя,  думала,  что  ответить,  врать  не  хотелось,  и  рассказывать  тоже.  Выручили  Анна  с  Николаем,  которая  подошла  к  ним.
- Так  вот  где  вы  спрятались? - сказала  Анна  и  села  рядом.

- Ничего  мы  не  прятались,  просто  беседуем, - ответила  Катя.

- И  о  чём  же  мы  беседуем?

- О  том,  дорогая  сестричка,  что  тебя  абсолютно  не  интересует, - ответил  Ави.

- Тогда  мне  всё  понятно,  про  Израиль.

Николай  обнял  Анну  за  талию,  и  поцеловал  в  висок,  ясно  было,  что  они  уже  с  первого  дня  знакомства,  перешли  на  более  интимные  отношения.  Теплоход  плыл  по  течению,  была  замечательная,  тёплая  летняя  ночь. Ави  сидел  рядом,  не  проявляя  никаких  признаков  сблизиться  с  Катей,  хотя  явно  было  видно,  что  она  ему  нравится,  чувствовалось  его  деликатное воспитание бережное  отношение  к ней  и  готовность  выполнить  любое  её  желание.

- Пошли  в  бар,  что  вы  здесь  сидеть  будите? - заявила  Анна.

- Нет,  я  в  бар  не  пойду,  с  меня  достаточна  вчерашняя  ночь. – Ави,  Ты,  идёшь?

- Нет,  Катенька,  если  ты  не  идёшь,   я  тоже  не  пойду.

      Анна с  Николаем  ушла,  Катя  продолжала  задавать  вопросы, её  интересовал  еврейский  образ  жизни  в  семье,  как  воспитываются  дети,  почему  еврейские  дети стремятся  к  учёбе  и  хорошо  учатся.   Может  это  влияет  наследственность,  а  может  за  счёт  жёстких  требований.  Ави  рассказывал,  что  на  данный  вопрос  имеется  много  версий,  и  что  он  просто  не  знает  с  чего  начать.  Есть  библейская  версия,  есть  версия  проживания  евреев  в  галуте(8)  и  другие  версии. 

- Но  я  смотрю  дорогая  Катенька,  Ты,  абсолютный  профан. При  твоём  интересе  к  еврейству  тебе  нужно  поступить  в  институт  «Махон Хамеш»  и изучать  Иудаику(9)   и  пройти  Гиюр(10).  Хотя  Гиюр  тебе  не  нужен,  если  мать  и    отец,  урожденные  евреи.  Основное  если  мать  еврейка.   Но, о  еврейской  жизни  я  вижу,  никаких  знаний  у  тебя  нет.

- А  почему  обязательно  мать  должна  быть  еврейкой? – интересовалась  Катя.

-  Здесь  также  существуют   разные  версии,  но  я  знаю  две. 

- Давай  рассказывай.

- Одна  из  версий,  основывается  на  том,  что  знатоки  еврейской  Торы(11)  считают,  что  в  крови  еврейской  матери,  имеющиеся  все  613  заповедей  иудаизма(12),  которые  переходят  в  утробе  матери  ребёнку,  и  он  рождается  на  свет  евреем.   Вторая  версия – основывается  на  том,  что  еврейский  народ,  живущий в  галуте,  постоянно  подвергается  гонениям,   преследованиям,  угнетению.  Еврейские  девушки  и  женщины,  выделявшиеся  особой  красотой,  но  бесправные,  подвергались  насилию  всевозможных  вельмож  и  прочих  чинов,  а  затем  женщины  изгонялись,  и  рождались  незаконные  дети.  В  связи  с  тем,  что  ни женщины,  ни   дети  оказывались  не  виноватыми,  еврейские  пророки  и  мудрецы  приняли  единственный  гуманный,  справедливый  закон,  что  дети,  рождённые  от  еврейской  матери,  считаются  евреями,  и  пользуются  всеми  правами  в  общине.

- Ави,  Ты,  не  ответил  на  мой  предыдущий  вопрос.  Давай  рассказывай.

- Катенька,  уже  поздно,  идём,  я  тебя  провожу,  у  нас  ещё  много  дней  впереди,  постараюсь  тебе  рассказать,  всё,  что  я  знаю,  мне  очень  приятно,  что  я  встретил  тебя,  такую  красивую  и  любознательную   девушку.

      Утром  теплоход  стоял  на  причале  в  городе  Ярославле,  после  завтрака  была  автобусная  экскурсия  по  городу.  Ави  постоянно  был  рядом  с  Катей,  покупал  мороженое,  конфеты.  Кате  импонировало,  что  молодой  человек  был  рядом  и  старался  развлекать  и  угождать.  Выскакивал  из  автобуса,  подавал  Кате  руку, помогая  спуститься  со  ступенек,  вел  себя  сдержанно  и  достойно,  по-джентльменски.   После  обеда  Катя  спросила  у  Анны:

- Я  смотрю,  у  тебя  с  Николаем  наладились  отношения?

- Да,  веселый  парень,  энергичный,  с  ним  не  соскучишься,  щедрый,  интересно  проводим  время.  А,  Ты,  с  Ави  всё  про  евреев  разговариваете?  Дома  мне  всё  долбят,   чтобы  за  еврея  выходила  замуж,  и  Ави  тоже.  Задолбили.

- Ави  интересный,  эрудированный,  целеустремленный,  деликатный,  парень, знает  и  интересно  может  рассказывать  и  про  Израиль  и  еврейскую  жизнь  и  историю,  мне  это  нравится   и  интересно.

- Еврейский  мальчик,  воспитанный,  учился  в  ешиве,  где  мораль  на  первом  месте,  но  для  меня  это  не  современно,  и  не  собираюсь  жить  по  библейским  законам  и заповедям. У  меня  есть  знакомые  олигархи,  вот  эти  живут  интересно, разъезжают  отдыхать  по  всему  миру,  у  них  роскошные  дама  и  машины.

- А,  что  Николай  с  обеспеченной   семьи?

- Я  думаю,  что  да.

- И,  Ты,  вышла  бы  за  него  замуж?  А если  родители  твои  будут  против  Николая?

- Без  проблем,  у  меня  своя  жизнь,  у  них  своя.   

Катя  подумала:

- Почему  так, я выросла в  семье  замечательных  русских  людей, где  другая  культура и ментальность,   но  мне  бесконечно интересно  как  можно  больше  узнать  о  своём  народе,  в  то  время,  как  Анна,  которая  родилась  и  выросла  в  еврейской  семье  с  родителями,  бабушками  и  дедушками,  абсолютно  равнодушна  к  своему  народу.  Более  того,  даже  хочет  конфликтовать  со  своими  родителями  и  близкими,  и  таким  образом  не  считаться  с  их  взглядами  и  их  образу  жизни,  уклад  которого  сформировался  и  существовал  веками.  А  если  эта  проблема  коснётся  меня?  Как  я  поступлю  в  этом  случае?

   Встретившись  после  ужина,  все  четверо  стали  обсуждать,  чем  заняться в  этот  вечер.  Катя  предложила   пойти  в кинозал   посмотреть  новый  фильм.  Сразу  после  кино  анна  и  Николай  удались  в  ночной  бар,  а  Катя  с  Ави,  сели  на  туже  самую  скамеечку  смотреть  за  плывущими  берегами,  усеянными  огоньками.  Катя  сказала:

- Так,  Ты,  мне  и  не  рассказал,  почему  еврейские  дети  хорошо  учатся?  Идти  в  институт  и  изучать  этот  вопрос  я  не  собираюсь,  Ты,  мне  так  толково  объясни.

- Ответить  на  этот  вопрос  точно  не  возможно,  но  существует  много  версий,  думаю  начать  с  библейской  версии.  Как  тебе  известно  «Библия»  состоит  из  двух  частей.

- Нет,  мне   ничего  не  известно.    

- Тебе  неизвестно,  что  существует  такая  книга,  книга  всех  книг,  как  Библия?   

- Это  мне  известно,  но  что  там  написано – неизвестно.               

- Первая част - это «Ветхий Завет», или «Пятикнижие Моисея»  или «Танах»,  или  «Тора».  Вторая  часть – «Новый  Завет», которая  начинается  после Иисуса  Христа.  «Ветхий  Завет»  является   Священным  Писанием  для  всех  авраамических  (потомков  Авраама)   религий — иудаизма, христианства и ислама. Начинается  «Ветхий Завет» с  раздела  «Бытие».  В  первых  строках  пишется,  что «Вначале сотворил Бог небо и землю».  И  сразу  возник  вопрос,  почему  вначале  небо,  а  затем землю?  Наши  мудрецы  отвечают,  что  вначале  Бог  создал  духовную  жизнь,  а  попом  материальную  жизнь.  Далее  в  Ветхом  завете  пишется,  что  на  шестой  день:  «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и  над  всею  землею, и  над  всеми  гадами,  пресмыкающимися  по  земле».  Далее  пишется:  «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою».

- И  так  мы  видим  из  Священного  писания,  что  только  человек  имеет  духовную  жизнь.  И  сколько  учёные  не  бились,  чтобы  человекообразную  обезьяну  заставить  мыслить,  ничего  не  получилось,  только  условный  рефлекс.  Известно,  что  двадцать  тысяч  лет,  как  существует  мыслящий  человек,  и  внешне  он  ничем  не  изменился,  только  изменился  его  уровень  мышления,   и  познания. 
- Какое  это  имеет  отношение,  к еврейским  детям,  что  они   стремятся  к  учёбе  и  учатся  хорошо?

- А  прямое.    Дело  в  том,  что  далее  в  Библии  сказано:  «Моисей пошел к Богу на гору  Синай (гора – символ  к которой еврейский народ стремился со времени рассеяния после разрушения Иерусалимского храма.), и воззвал к нему Господь с горы, говоря: так скажи  дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым».  «Итак, если вы будите слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будите Моим  уделом из всех народов: ибо Моя вся земля».      «А вы будете у Меня царством священников и народом святым. Вот слова, которые   ты  скажешь сынам Израилевым». Господь Бог избрал наш народ и дал нам «Тору», и доверил нам духовную сторону жизни человека. «Вы будете у Меня царством священников и народом святым».
Наш народ избран не для того, чтобы подчинить себе все народы, а чтобы учить их слову Господнему, делать доброе и справедливое и выполнять заповеди и законы  Его.   
Эта  библейская  версия, возможно,  имеет  право  на  существование, и  Бог знает, может  она  и  есть  действительной,  может,  поэтому  евреев  и называют – «человек  книги».  Которые   не  только  изучают  Тору  дарованную   Богом,  но  и  на  каждом  этапе  развития  человечества  участвуют  в  продвижении   прогресса.  Вот  эта  версия  и  может  быть  основой,  что  еврейские  дети  стремятся к  знаниям. Кроме  детей, возможно  по этой  же  причине,  среди   еврейского  населения  имеется  много  способных  и  талантливых  людей  в  различных  сферах  деятельности.

– А  еще,  какие  имеются  версии?                -

После  разрушения  второго  храма  в  Иерусалиме  в 70 году  н. э. и сожжение Храма положило начало рассеянию евреев по всему миру. Талмудическая традиция говорит, что когда Храм был разрушен, все Небесные Врата, кроме одних, Ворот Слёз, закрылись, а Западная стена, оставшаяся от Второго Иерусалимского Храма, получила название Стена Плача (13), так как слёзы всех евреев, оплакивающих свой Храм, проливаются здесь. Те  защитники  Иерусалима,  которые  не  были  перебиты  римлянами,   были  угнаны  и  проданы  в  рабство.  Страна  и  города  Израиля  длительное время находился в руинах и запустении.               
Евреи,  оказавшиеся  в  диаспоре (14),  подвергались  унижениям,  оскорблениям,  постоянным  изгнаниям,  насильственной  ассимиляции,  погромам и  уничтожению.   В  этих  условиях  нужно  было,  как-то  приспосабливаться  жить.  До  первой  мировой  войны,  евреи  жили  общинами,  где  в  каждой  общине  был  раввин,  который  управлял  всей  духовной  жизнью. Еврейское  население  имело  целый  ряд  ограничений: места  оседлости, запрещалось иметь  землю, занимать  государственные  должности,  ограничения  в  торговле. Раввины  понимали,  что  только  вера  во  Всевышнего   и  образование    в  перспективе  даст  возможность  улучшить  своё  жалкое  существование.   В  общинах  организовывали  хедера  с  четырехклассным  образованием.   В дальнейшем школы такого типа получили широкое распространение в среде ашкеназских  евреев (европейских), на Украине и в Польше.  Система, установленная  в  те  времена,  сохранялась  в  пределах  Российской  империи  и  в некоторых  районах  Австро-Венгрии. В  хедере,  как  и  в  школах,  талмуд-тора (15), учились только мальчики. В младшей группе ( с трех лет) школьники обучались азбуке и чтению еврейских текстов без перевода. В следующей группе (с пяти лет) изучалось Пятикнижие с комментариями и начальные сведения о Талмуде.  Старшие ученики (с восьми лет) более углубленно занимались Талмудом. Занятия  проводились  по  10 – 12 часов.  Дети  беднейших  слоёв  населения  учились  за  счёт  общины.  Таким  образом, почти  100%  мужского  еврейского населения  имело  начальное  образование.  С  ранних  лет  ребёнка  приучали  изучать  тору.  Не  просто  читать  для  развлечения,  а изучать.  На  одну  строку  из  торы,  написаны  целые  тома  комментарий.  Вот,  по-видимому,  изучение   стало  наследственным  национальным  характером.
     Стремление  к  учёбе  и  в  советское  время  приняло  массовый, наследственный  характер,  как  профессиональная  тенденция.  В  каждой  семье  стремились  детям  дать  образование,  и  очень  серьёзно  к  этому  относились.  Кром  того  у  многих  имелся  наследственный  и  природный  талант   к  учёбе  и  знаниям. Таким  образом,  получилось,  что  в  70 – 80  годы  почти  всё  еврейское  население  страны   имело  высшее  образование,  несмотря  на  ограничение  в  целый  ряд  высших  учебных  заведений  в  брежневский  период.  И  эта  версия  имеет  право  на  существование.
- Так,  что  выходит,  если  я  окончила  десять  классов  с  золотой  медалью,  так  это  за  счёт  моей  наследственности? – спросила  Катя.               

  – Может  быть,  может  быть, - ответил  Ааи,  - Кабала (16)   говорит,  что  скрытые духовные силы, переданные нам по наследству, движут всеми нашими  поступками, физические и духовные качества, полученные предками, передаются из поколения в поколение.   Современная  наука  это  подтверждает,   что  наследственность или  генетика  имеет  огромное  значение.               

 – Зато   теперь  в  Израиле  образование  поставлено  на   высоком  уровне?               

- И  совсем  нет,  высшее  образование,  на  должном  уровне,  за  счёт  профессорско-преподавательских  составов,  и  за  счёт  новейших  технологий   разрабатываемых  в   Израиле  и  зарубежном.  Но  среднее  образование поставлено  плохо,  за  счёт  высокого  уровня  жизни,  и  за  счёт  того, что  еврейские  дети  избалованы  особым  вниманием,  любовью  своих  родителей, и всевозможными  развлечениями,  низкое  требование  учителей  к  учёбе  в  школе,  по  этому,  дети  не  хотят  учиться,  а  только  гулять  и  развлекаться. 
 – Слушай,  Ави,  сегодня  уже  поздно,  пора  идти  спать,  а  завтра   я  расскажу  тебе, кое-что  интересное  о  себе,  слушаю  я  тебя,  и  у  меня  появилось  доверие  к  тебе.  Думаю,  что  тебе  можно  всё  рассказать   о  себе.               
- Рассказывай  сейчас,   что  за  секрет,  а  то  я  не буду  спать  всю  ночь.               
Ави  осмелился  взять  Катину  руку,  в  свои  руки,  и  почувствовал,  маленькую,   мягкую  с  длинными  пальцами   Катину  руку,   которая  была  ему  очень  дорога.  Катя  не  сопротивлялась,  только  напряжённо  смотрела  на  Ави.  Они  оба  были  взволнованы,  страшась  своих  чувств.               
  – Катя,  ты  прелесть,  и  очень  мне  нравишься,  давай  посидим  еще  немного,  ещё   рано,   мне  совсем  не  хочется  уходить.               
  – И   мне  не  хочется, - призналась  Катя,  всунула  свою  вторую  руку  в  его  руки, - как  хорошо   посидеть  вот  так  рядышком,  но  о  себе  я  буду  рассказывать  завтра. 
     На  следующий  день,  после  завтрака  автобусная экскурсия  в  город.  Теперь  уже  установившиеся  пары, Катя  седела  с  Ави,  Анна  с  Николаем. Поговорить  в  автобусе   не  было  возможности, экскурсовод  постоянно  рассказывала  достопримечательности  города.  Только  после  ужина,  Катя  с  Ави  отправились   на  полюбившуюся  им  скамейку.   Катя  подробно  рассказала  все,  что  знала  про  себя:               
  - Ты,   представляешь,  сколько  у  меня  теперь  проблем?   Я  поехала  в  этот  круиз,  чтобы   только  не  обидеть  отца  с  матерью.  Возможно,  у  меня  уже  были  бы  какие-то  сведения  об  отце,  я  надеюсь,  что  он  еще  живой.               
  – А.  что  твои  приёмные  родители  против,  чтобы  искала  отца?               
– Не  знаю,  думаю,  что  им  будет  неприятно,  подумают:  «Сколько  волка  не  корми,  а  он  всё  равно  в  лес  смотрит». А  меня,  честно  говоря,  действительно  тянет  к  своим  корням.  Мои  приёмные  родители  всю  свою  любовь  отдали  мне,  а  я  не благодарная,  хочу  искать  отца, который  даже  не  знает  о  моём  существовании.
                - Катя,  твоя  история  потрясающая, но я как человек  много  лет  был  связан с религией, знаю  только  одно,  что  просто  так  на  земле  ничего  не  происходит,  и  всё  имеет  определённый  смысл.  Если  взять  за  основу, что дети дар божий, то судьба твоя предназначена  Всевышним,   для определённых  целей.  Твои  приёмные  родители   благородные,  умные  и  добрые  люди.  Ты,  должна  быть  откровенной с ними. Если  будешь  таиться  скрывать  от  них  свои  деяния, тогда и  действительно станет  обидно.  Я  думаю,  что, Ты,  человек  самостоятельный   и  должна  делать  то,  что   велит  тебе   твоё  сердце.  Искать  своих  биологических  родителей,  которые  не  имеют  перед  тобой  никакой  вины,  на  мой  взгляд, это достойно  и  благородно  и  соответствует  пятой  заповеди (17).   Если   с  любовью   в  доверительной  форме  общения,  будешь   с  твоими  теперешними  родителями  советоваться,  они   на  тебя  не  только  не  будут  обижаться,  а  наоборот  будут   тебе  помигать.   Ведь  они  тебя  любят, и  меньше  любить  не  станут,  если  найдёшь  своего  отца.               
 - Да,  Ави,  ты  прав,  я  постоянно  нахожусь  в  сомнении,  правильно  ли  я  поступаю.         – Ривка,  какое  красивое  у  тебя  библейское  имя,  чем  же  я  могу  тебе  помочь?
       Катя  вздрогнула,  что  её  Ави  назвал  Ривкой,  и  подумала:               
- Я  никогда  не  привыкну  к  этому  моему  старому – новому  имени, - и  сказала, - Ави,  не  называй  меня  так,  Ты  первый  меня  назвал  Ривкай,  я  не  привыкла  к  этому  имени,  и  не  знаю,  смогу  ли  когда  ни – будь  привыкнуть.               
– Вторая праматерь, жена Ицхака Ривка  славилась  своей чрезвычайной  красотой  и добротой,  и, Ты  дорогая  Катенька  соответствуешь  этим  качествам.  Но  если  тебе  неприятно  не  буду  так  называть.  Но  мне,  как  религиозному  человеку  это   твоё  имя   очень  нравится. Может  сложиться  ситуация  ещё  так,  в зависимости  от  твоей  жизненной  позиции,  что  будешь   ещё  гордиться  своим  именем.
     Катя стояла у борта теплохода, смотрела на  проплывающие  берега, Ави подошёл, накинул  ей на плечи свой пиджак, обнял  её, поцеловал  в  висок,  она повернула  голову,  он  поцеловал  еще раз. Кате было приятно быть  рядом  с этим  молодым,  рассудительным, высоким  парнем, который  заботливо и  бережно  относится  к ней.   
 – Как   вы  там,   в  Израиле  летом,  наверно  невыносимая  жара? – спросила  Катя.         
 - Самые  жаркие  месяцы  июль,  август  и  половина  сентября,  температура  в  среднем  30  градусов,  может  немного  больше,  море  29 – 30  градусов.  В  нашем  доме  все  комнаты имеют  кондиционеры.  Летом  они  гонят  холодный  воздух.  Зима  в  среднем 15- 20 градусов, кондиционеры  гонят тёплый  воздух. Зима у нас период  дождей.  Весна  и  осень  температура  в  среднем,  до  24 – 27  градусов,  жить  можно. 
    Мимо   по  палубе,  проехал   молодой  парень  на  новой   инвалидной  коляске,  который  внимательно  смотрел  на   Катю.   Катя  перехватила  его  взгляд,  и  сказала:             
- Этому  молодому  парню,   тоже  хочется  общаться  с  девчонками,  мне  его  жаль,  он  я  думаю,  чувствует  себя   не  полноценным  человеком,  и  не  решится  подойти.               
– Он  ноги  потерял  в  Чечне, я  сегодня  с  ним  разговаривал. Пять  лет  ждал,  пока  достали  ему  приличную   немецкую   инвалидную  коляску.  У  нас  в  Израиле,  хотя  государство  не  имеет   больших  возможностей,  по  своим   размерам, точка  на  карте, отсутствуют  полезные  ископаемые,  и  постоянно  страна  в  состоянии  воны  с  арабами, но  к  инвалидам  войны  особое  отношение. Со  мною  в  университете  учится  парень,  мать  еврейка  отец  русский   потерял  ноги  в   первой  ливанской  войне.  Получает  пенсию,  что  всю  жизнь  может  не  работать. Министерство обороны выделило миллион  шекелей (18) на  постройку специальной,  одноэтажной  виллы,  и  участок  в  один   дунам (1000 м. кв.).  Рядом  с   крыльцом  подъёмник.  Все  двери  в  доме  открываются  и  закрываются автоматически. Ещё  министерство  обороны,  подарило  ему  компьютер   и  машину,  где  специальное,  ручное  управление,  а  инвалидная  коляска   из  багажника  на  крыше   машины  выкатывается  и  закатывается  автоматически.   Хочет  быть  адвокатом. 
 7.---  Ешиботник – ученик  ешивы.               
8.--- Галут - вынужденное пребывание еврейского народа вне его родной страны Эрец - Исраэль. Этим термином обычно обозначается период со времени разрушения Второго храма до создания Государства Израиль, который воспринимается историческим сознанием еврейского народа как состояние гонимой и бездомной нации.               
9.--- Иудаика - На факультете иудаики девушки изучают культуру, историю и традиции еврейского народа. Обретение серьезных знаний достигается путем изучения еврейских источников в области истории и культуры, философии и законодательства, ТаНаХа (Библии) и классических комментариев к нему. В ходе открытых дискуссий студентки развивают умение самостоятельно анализировать оригинальные тексты и определять собственную позицию. Полученное образование должно стать основой национально-культурного самоопределения учащихся.               
10.--- Гиюр - в иудаизме - обращение не  еврея в иудаизм и связанный с этим обряд.               
11.--- Тора - «учение, закон»; Определения термина, как правило, Торой называют Пятикнижие Моисеево (греч. ;;;;;;;;;;;) или Книги Моисеевы — первые пять книг Библии.               
12.--- Всего в Торе иудаизм насчитывает 613 заповедей, которые делятся на две главные категории. Первая содержит 248 обязательных заповедей, предписывающих исполнение определённых вещей. Вторая категория содержит 365 запрещающих заповедей, запрещающих исполнение определённых действий.               
13---Стена плача - является самым святым для евреев местом. Уже в первый  век  после разрушения  Иерусалимского храма она стала местом молитвы. Где евреи оплакивают разрушение Храма. И молят Бога о возрождении народа Израиля в его стране. Местом, символизирующим былое величие Израиля и упование на его будущее.               
14--- Диаспора - народ, живущий вне страны своего происхождения, своей исторической родины.               
15--- Талмуд-тора – школа  для  бедных  семей,  за  счёт  общины.               
16---  Кабала – в иудаизме стремится проникнуть в самые глубины Божественной сущности.               
17--- Пятая  заповедь:   Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились  дни  твои на  земле, которую Господь, Бог  твой,  дает  тебе.               
18--- Шекель – в  среднем  по  курсу   1 доллар = 4 шекеля.


12   Продолжение       http://www.proza.ru/2009/04/12/899