Кожаные куртки, брошенные в угол... Эссе

Николай Сенгилей
Как-то: в своём блоге на «ЛиРу», в середине прошлого лета, я выставил в фотоальбоме, сделанную мною фотографию. И, немного подумав, глядя на неё, написал:

Сегодня, я воплощаю свою старую задумку, к которой, как ни странно, шёл несколько лет...
А всё потому, что есть творчество выдающегося русского барда Александра Моисеевича Городницкого, а в его творческом наследии одна песня, имеющая два названия... Наиболее известно "Кожаные куртки", но вначале, когда она была написана 1 июня 1959 года, она называлась "Песня полярных лётчиков".

Впервые, я услышал ее, поступив в высшее военное училище лётчиков истребительной авиации ПВО Страны, в 1971 году. И с тех пор, это одна из любимейших моих песен, да и не мудрено, она любима всеми авиаторами, и я не помню ни одного дружеского застолья, будь оно в семейной среде лётного состава, или на официальном праздновании, какого-либо события, чтобы её не пели дружно под гитару. И хотя, она не про одноместную истребительную авиацию, а про экипажи больших машин, всё это пришлось испытать в жизни, так как не раз приходилось дежурить звеньями (четыре боевых экипажа) и, даже, эскадрильями (двенадцать экипажей), мотаясь по командировкам на другие аэродромы и живя там, иногда месяцами, в маленьких и не совсем ухоженных гостиницах...

Когда я её услышал молодым курсантом, на пороге начала сложной и не простой жизни истребителя - перехватчика, то меня, тогда ещё мало знавшего и умевшего, поразили строки этой песни:
"Снова тянет с берега снегом и туманом,
Снова ночь не лётная даже для луны".

И потом, не раз пришлось испытать, что же это такое, ночь не лётная, даже для луны... Когда, при подходе к родному аэродрому на далёком острове в Тихом океане и при, почти пустых баках, в эфире вдруг раздавался спокойный голос руководителя полётов: посадка с океанской стороны, вывожу в расчётную на 2000 метров (высота полёта - авт.), готовься к посадке с ходу..., сильный боковой, видимость... твоим решением...

О каком решении шла речь..., ведь до ближайшего запасного на Сахалине было расстояние 458 километров, а топлива оставалось на 20 минут полёта... А дальше, монотонно:
301-ый, до полосы 18 (км - авт.), на курсе, на глиссаде...
301-ый, до полосы 11-ть, выше глиссады 50 (м - авт.), идёте левее, вправо пять (градусов - авт.)...
301-ый, до полосы 6-ть, подходите к условному дальнему (на самом деле его не было, потому что полоса начиналась прямо у берега) на глиссаде, сносит влево, вправо ещё пять...
301-ый... туман, внимательней, на глиссаде, левее полосы 50-т, 301-ый внимательней, включаю в лоб посадочные прожектора, левее 20-ть, на глиссаде... ищи прожектор, контроль за скоростью, до полосы километр..., хорошо идёшь, контроль за скоростью, боковой 20-25 м/секунду под 90, порывами до 30-ти (108 км/час - авт.), внимательней после касания не опрокинь....

"Гвардеец-старт" вижу прожектор..., касание..., спасибо мужики...
"Старт",301-ый, остановился, вроде на полосе..., выключаюсь, всё равно не видно куда рулить...

301-ый, понял..., высылаю аварийный тягач...

Через 2 часа обнимаю проснувшихся жену и детей... Как, спрашивает жена...  Да нормально всё, как у Вас, скучали...

А ещё тогда, в курсантские годы мне очень понравились строчки:
"Ждите нас, не встреченные школьницы-невесты,
В маленьких асфальтовых южных городках!"
Это было так романтично и таинственно... Но его предсказание сбылось, именно на таком аэродроме, в маленьком асфальтовом южном городке Тихорецке я и нашёл свою школьницу - невесту, с которой в августе этого года отмечаем 32-ую годовщину...

Прошло много лет, и я с удовольствием слушаю, иногда, эту дивную песню... И все время думаю, хоть бы фотографию какую-нибудь, о том времени ярком и чудесном... О тех далёких и уж полузабытых гостиницах, где кожаные куртки, брошенные в угол...
Долго собирался, но сделал такое фото, благо всё, до сих пор имеется, для такого снимка, и бережно хранится...

А вот и сама песня и её дивные стихи, спасибо Вам за неё, Александр Моисеевич.

Кожаные куртки, брошенные в угол,
Тряпкой занавешенное низкое окно.
Бродит за ангарами северная вьюга,
В маленькой гостинице пусто и темно.

Командир со штурманом мотив припомнят старый,
Голову рукою подопрёт второй пилот,
Подтянувши струны старенькой гитары,
Следом бортмеханик им тихо подпоёт.

Эту песню грустную позабыть пора нам,-
Наглухо моторы и сердца зачехлены.
Снова тянет с берега снегом и туманом,
Снова ночь не лётная даже для луны.

Лысые романтики, воздушные бродяги,
Наша жизнь - мальчишеские вечные года.
Прочь тоску гоните вы, в выпитые фляги,
Ты, метеослужба, нам счастье нагадай!

Солнце незакатное и тёплый ветер с веста,
И штурвал послушный в стосковавшихся руках...
Ждите нас, не встреченные школьницы-невесты,
В маленьких асфальтовых южных городках!

Ждите нас не встреченные школьницы - невесты
В утренних асфальтовых южных городках.

1 июня 1959, Туруханский край.


И как-то так получилось, что событие это осталось не замеченным ни моими постоянными читателями, ни гостями... Что же, грустно подумалось мне..., а почему то, что важно мне, должно быть важно и другим...

Шли дни, месяцы и, вдруг, в феврале этого года появился короткий комментарий: «Да, душевно».  Появился под очень интересным и весёлым ником, свойственным сегодняшнему дню: «Танюсик_Смит». И я улыбнулся..., дважды... Во-первых, самому комментарию, во-вторых, нику автора. Следом же был ещё один комментарий, опубликованный сразу же за первым, через семь минут, и под тем же ником.

«Не, это не Танюсик, это ее муж... Меня тоже эта песня очень затронула ...
Когда после полетов ... Не пойму в чем загадка?!? Почему так бывает? Почему люди заболевают небом? Почему оно так притягивает и не отпускает больше никогда? Что в нем такого??? Одни вопросы. Когда же будут ответы?!

Я, Юрка, курсант 4 курса неЛетной Академии, вот, буквально недавно отлетал программу PPL в Николаеве, на «НАРПе» (легкомоторный самолёт. - авт.), познакомился с замечательными людьми, такими как РП (руководитель полётов. – авт.) Нечаев Александр Семенович, инструктор Карпов Виктор Владимирович, техник Александр Иванович и др. Которые приняли нас с товарищем как в семью. Которые научили нас летать. И за что мы им благодарны в высшей степени! Это замечательные люди!

После самостоятельного вылета, присутствуя на маленьком празднике - дне рождения нового летчика, я услышал под гитару "Кожаные куртки" и другие авиационные песни, и стал снимать на фотоаппарат. Так вот, теперь, на свою беду случается что, выпив не много, или много включаю те записи, где под тост "ЗА ИНСТРУКТОРОВ" и звон рюмок начинается тихо: «Кожаные куртки, брошенные в угол ...»

И так эти кадры душу рвут, что иногда выступает слеза ... И Приятно и Грустно, приятно, что судьба свела с такими людьми, грустно, что все прошло и меня ждет еще долгое время без полетов... И задумываюсь, почему так происходит? Почему от этого трудного, опасного, ответственного дела - полетов так рвет душу.

И, иногда, не находя ответов на эти вопросы смотрю то видео, поздними ночами, напялив наушники, повторяю: "Кожаные куртки, брошенные в угол, тряпкой занавешено низкое окно, бродит за ангарами северная вьюга, в маленькой гостинице уютно и тепло ... "

Не слыша себя, забыв про вокал, ненароком бужу жену, она выдергивает порой компьютер из сети, злясь, видя как мне хреново... Нет, она не тиран, она знает, что это такое, она всегда поддержит меня, она тоже любит Небо, но и ее нервов не хватает...

Я не обижаюсь, включаю комп, вытираю слюни и дальше подпеваю. Курсантское караоке..., БЛИН ... А наш штурман - талант! так поет! А после полетов, закат солнца, зачехленные борты, ждут нового дня ... И так душевно все!!!

Но сейчас думаю, вот нельзя же так, ведь все должно быть в меру, даже романтика и любовь к авиации ... А не получается ... Вот и опять выпил и думаю ... Не подумайте, я не понтуюсь, и не начинающий алкоголик, просто рад, что мечтаю об этом, грущу, что не все получается с полетами ... А поговорить об этом, даже учась в летном, практически не с кем. Вот так вот!

Авиаторы Романтики!?? Наверно романтики! Не унывающие никогда! Только иногда, когда нет полетов, грустящие о нем ... О самолете... О небе ... Извините».


Вот такой вот, комментарий... Я зачарованно просидел несколько минут, включив эту дивную песню... Масса эмоций возникла в моей душе. И, вдруг, мне захотелось ответить, немедленно, не задумываясь, не сочиняя... Ответить, так, если бы моя душа сама умела писать и не просила бы меня сделать это за неё...
И..., я тут же доверил ей это важное дело...

Благодарю, ребята, что зашли, прочитали, оставили свой теплый отклик.
Да..., Юра - не простые вопросы ты задаешь...

Я не думаю, что люди заболевают небом, хотя это довольно расхожая фраза, а притягивает оно, наверное, потому, что это единственная из земных стихий, которую не подвластно человеку покорить собственными силами... Но, видимо это стремление в душах, летать, как птица, живущее в сердцах людей тысячелетия, и привело к созданию самолета...  Всё остальное, как говориться, от бога... Никто не знает: почему одни люди романтики, а другие..., просто люди...  Но, рискну предположить, что прогресс во всех видах деятельности творят романтические личности...

А авиация..., авиация отдельная строка, попадание в её ряды, в строй не обычных людей, всегда было не простым делом. И многие, очень многие, отступали перед этими трудностями. Я до сих пор, с трепетом вспоминаю тот день, когда шёл на первую врачебно-лётную комиссию перед подачей документов в лётное училище..., а ведь с тех пор прошло 38-мь лет, а я помню...

Помню, потому что это был самый главный момент истины в моей жизни, ведь, скажи там, тогда - НЕ ГОДЕН к лётной работе и... И я, и сейчас, не могу представить: что бы было? Ибо это была не просто мечта, это было самое сильное моё желание. Честно говоря, у меня в жизни не было больше такого момента, когда бы я испытывал подобное...  Хотя, очень близко по накалу было желание жениться на одной барышне, с которой мы этим августом отметим 33-х-летие совместной жизни.

Но, тогда, в январе 71-го, мне сказали, ДА и, уже в августе, я принял присягу в курсантских погонах высшего лётного училища истребительной авиации ПВО Страны.
И, хотя, пришлось уйти в расцвете сил, у государства кончились средства, даже на керосин для её щита истребителей-перехватчиков, мне грешно роптать на судьбу, ведь я отлетал 21 год на лучших сверхзвуковых ракетоносцах великой Страны...

Сейчас..., грущу иногда, чуть-чуть, слышишь: не унываю - грущу...  Да и то, когда вдруг мимолётно подумаю: жаль, что больше не удастся ощутить...

Почему-то, хочется ощутить снова, что и так помнит каждая моя клеточка, взлёт на полном форсаже *... Когда ты уже вырулил на взлётную и 17-ти тонная стрела Миг-23 МЛД замерла в зажатых до упора тормозах, когда уже плавно ушли закрылки во взлётное, а ты вывел обороты 80% и почувствовал первую боевую дрожь крылатого бойца. И после чего, окинув привычным взглядом показания приборов, спокойно запросил:
- 301-му взлёт
- 301-ый, взлёт разрешаю.

Вот он, сладостный момент: ты слит с машиной, ты её основная часть, она ждёт твоих действий, она подчиниться им, потому что в этот миг я и она единое целое... И я плавно вывожу обороты двигателя на 100% и, тут же, отжимаю стопорную гашетку и решительно досылаю РУД (рукоятка управления двигателем. – авт.) вперёд до упора, в положение "Полный форсаж".

Секунда... и, вдруг хлопок, и машина приседает и наклоняется вперёд, удерживаемая от стремительного разбега тормозами, ведь за хвостом уже бушует многометровое пламя форсажа, раскрашенное в полосы сверхзвуковыми скачками уплотнения, за хвостом бушует огненная стихия с тягою в 13-ть тонн!

Я отпускаю гашетку тормоза на ручке управления и меня, мгновенно, вжимает в спинку катапультного кресла мощная сила фантастического ускорения...
21, 22, 23, 24 - скорость 220-ть, пошел подъём носового колеса, не зевать, ага 11- ть градусов, хорош, фиксируем, ух, а скорость уже 350-т, еще за каких-то 3 секунды, всё - отрыв...

Быстро кран на уборку шасси, и угол набора увеличиваем, а то разгонит и поток прижмет и не даст убраться шасси, так... создаём уголок, так..., закрылки на уборку, уголок набора 20-ть, 30-ть, 35-ть, ага всё, скорость 600-т, остановилась, пока больше не надо, уголок зафиксировали ...

- 301-ый, взлёт произвёл, разрешите отход с курсом 270-т
- 301-й, отход по заданию разрешаю
- 301-ый, Вас понял, выполняю. (Вот теперь разгоняемся до 900-т км/час)

Ну, вот  Юра, спровоцировал ты меня чуть-чуть...

Сноска пояснение: *

Форсаж - режим работы реактивных двигателей, применяемый для временного увеличения тяги на ~ 30-40%, в случае необходимости (взлёт, разгон до сверхзвуковой скорости, манёвр воздушного боя). Форсажный режим работы воздушно-реактивного двигателя реализуется с помощью дополнительной (форсажной) камеры сгорания (далее ФКС), устанавливаемой за основной камерой сгорания и турбиной. При включении форсажа производится сжигание в ФКС дополнительного горючего, при этом происходит интенсивный подогрев рабочего тела, что, в свою очередь, приводит к увеличению его скорости истечения из сопла и росту тяги двигателя. Более подробно можно посмотреть вот здесь: [www.ru.wikipedia.org/wiki/Форсаж]


Впервые, начало этого эссе было опубликовано на моей вэб странице на LiveInternet.ru
10 Июля 2008 года, вот здесь: http://www.liveinternet.ru/photo/anz/post15047088/
Там же, есть и песня в mp3, которую можно и прослушать, и скачать.

В окончательном виде эссе было опубликовано на моей вэб странице на LiveInternet.ru
16 Марта 2009 года, вот здесь: http://www.liveinternet.ru/users/anz/post98276311/
Там, так же, есть и песня в mp3, которую можно и прослушать, и скачать.

Перепечатка и публикация с разрешения автора и с ссылкой на него и место публикации рассказа.