Болгарка

Алевтина Крепинская

Настя родилась в Одессе. О том, что это очень красивый город она знала из книг, открыток и рассказов своих родственников. Сама Настя в Одессе жила только до четырех лет и мало что помнит. Мама у Насти болгарка и вот уже много лет, как они живут в болгарском городе Варна. Варна Насте нравится, она, как и Одесса, тоже находится на побережье Черного моря. Тихий, уютный и ухоженный город. Приятно прогуливаться по его улицам, особенно весенними вечерами, когда уже тепло, но и нет такого наплыва туристов, как бывает летом. А сколько в Варне гларусов! Они живут на всех крышах и повсюду слышен их необычный, похожий на детский хохот, крик. Настя так привыкла к этому крику, что скучала по нему, когда они с мамой поехали отдыхать в Родопы.

В Варне живут и Настины бабушка с дедушкой. И это замечательно,  потому, что к ним можно прийти в любое время, и они всегда ей рады. Настя так и делает. Идет со школы, заходит к ним, покушает, немного отдохнет, а потом и домой пойдет. Бабушка с дедушкой живут совсем близко от школы, а они с мамой живут далеко. И Настя каждый день тратит не меньше часа, чтобы добраться до школы на троллейбусе или автобусе. Но, это ничего! Зато, школа у Насти очень хорошая! Это школа "Кирилла и Мефодия". Она не только лучшая в городе, но ей нет равных и в округе. Насте нравится учится здесь, и особенно изучать иностранные языки. Она учит английский, итальянский и старогреческий. Это при том, что два языка, болгарский и русский, для нее  являются родными. И, хотя живет Настя не близко, она старается прийти в школу пораньше. Нравится ей пройтись по школьным коридорам, когда там еще никого нет. Здание школы старинное, но по-современному просторное и очень уютное. Настя хочет стать учительницей и работать в этой или подобной школе. По утрам, прохаживаясь по школе, она представляет себя учительницей и ей кажется, что она идет к своим ученикам, а те ждут ее в классе с нетерпением. Настя знает, чтобы быть хорошей учительницей, надо много знать, и не важно, что ты будешь преподавать, знать надо все! И Настя старается. Она не теряет времени зря. Она учится!

Но... Есть и одно но! Нет у Насти близких хороших подруг. Она не может сказать, что ее одноклассницы плохие  девочки, с чуждыми ей интересами. Нет! Напротив! Много интересных девочек и Насте со многими хотелось бы дружить, но все они держатся вместе и, как бы, не подпуская Настю в свой круг. Все началось еще в первом классе. Девочка Вески, с которой Настю посадила учительница за одну парту, начала называть Настю, на болгарский манер, Сийкой. Насте это не понравилось, и она напомнила Вески:
- Меня Настя зовут! Ты запомни и не называй меня Сийкой! Я не Сийка!
Но, это не помогло. Напротив, весь класс стал называть ее Сийкой! Причем, детям доставляло удовольствие ее называть так, зная, что ей это не нравится. Часто можно было слышать громкие детские голоса: "Сийка, Сийка идет!" Это звучало как кличка и очень расстраивало Настю. Она тянулась к девочкам, ей хотелось дружбы, но в ответ отчуждение и: "Сийка! Сийка!" Учительница, госпожа Величка,  пыталась помочь Насте и исправить ситуацию, но из этого ничего не получилось. И, успокаивая Настю, она сказала: "Вот поедешь в Россию, там будешь Настей, а у нас ты Сийка! И тут ничего не исправить!"  Года четыре она была Сийкой и, несмотря, на ее упорство в учебе и очень хорошие оценки она не была принята в круг своих одноклассниц.
 
В пятом классе отличников поубавилось. Многие стали делать ошибки по болгарскому языку. Многие, но не Настя! Она писала лучше всех! Каждый раз, проверяя диктанты и контрольные по болгарскому языку,  учительница приводила Настю в пример:
- Вот как надо писать! Настя - русская, а пишет диктанты на болгарском языке лучше вас!
Постепенно имя "Сийка" слышалось все реже и реже. Но, на смену ему пришло другое имя: "Рускиня" (русская). Теперь Настя слышала за своей спиной: "Рускиня" и, если кто к ней и обращался, то называл не иначе, как так.

Настю все меньше и меньше можно было видеть улыбающуюся и, даже дома, она ходила с унылым, задумчивым лицом, часто плакала, жаловалась бабушке, а иногда и маме. И только летом, когда в Варну приезжала отдыхать ее тезка и сверстница из Москвы, Настя была счастлива. Ее было не узнать! С москвичкой Настей она познакомилась случайно на пляже, еще тогда, когда обе они купались в море в одних трусиках. С тех пор, каждое лето вместе. Провожая в конце лета подругу в Москву, Настя ловила себя на мысли, что завидует ей. Там, в России, у ее подруги много друзей.

Время шло, Настя взрослела и из гадкого утенка превращалась постепенно в белого лебедя. Красивые, вьющиеся волосы, правильные черты лица, изящная осанка, делали ее очень привлекательной. Она чувствовала на себе восхищённые взгляды прохожих, но это ничего не поменяло в ее жизни. В школе, как и прежде, она была одинока, хотя теперь она выделялась из всех не только знаниями, но и красотой.
 
А где-то есть город Одесса, где она родилась, и где ее никто бы не называл ни Сийкой, ни рускиней. И там обязательно бы у нее появилось много-много друзей!

Решение вернуться в Одессу, было принято очень быстро. Мама Насти и сама задумывалась над этим. Ее пугало постоянное плохое настроение дочери, ее хмурый вид. И казалось, выход из этой ситуации - Одесса. Это родной город и мамы Насти, Марины. Давным-давно ее русский отец, капитан дальнего плавания, привез ее маму, болгарку сюда в Одессу. Марина тоже родилась в Одессе, там училась в школе, там и  институт закончила. Видимо, сделали ошибку, перебравшись в Болгарию. Надо возвращаться.
 
Переехали в средине лета. Сразу занялись поиском школы. Настя хотела найти такую школу, где бы могла продолжить заниматься языками. К сожалению, такие школы оказались только платными, а денег на обучения у них не было. Но, это ничего! Настя не расстроилась сильно. Закончит школу, поступит в университет, на инфак. А пока она может и самостоятельно заниматься языками.  Немного омрачило то, что берут ее не в 10 класс, как положено после девятого, а снова в девятый. Сравнивая программы школ, пришли к выводу, что не все необходимое изучалось в болгарской школе.  Но, и это ничего! Главное, она будет жить, и учиться в Одессе!
 
Лето пробежало быстро. Она много гуляла, знакомилась с Одессой, которая оказалась действительно красивой, отдыхала и много читала, но с нетерпением ждала начало учебного года.   И он наступил. В большом школьном дворе собралось много учеников. Все нарядные, с цветами. Настя тоже держала в руках букет.
- Ты новенькая? Из какого класса? - спросила подошедшая к ней учительница.
- Из 9-го "б"!
- Пойдем, я тебя отведу к классу.
Настя шла за учительницей, и немного робела: какие они, ее будущие одноклассники, как примут ее?

А вот и они! Смотрят удивленно, настороженно.
- Я вам новенькую привела! - сказала учительница.
- Это ты, что ли болгарка?, - обращаясь к Насте спросила девочка, стоявшая в первом ряду.
    - Я из Болгарии, но я русская! Меня Настей зовут.
- О-о-о! Ты у нас третья Настя в классе! - Сказала, стоявшая рядом классная руководительница, - Ну, становись в строй!
- Смотри, смотри! - услышала Настя за спиной, - В 9-м "б" новенькая! Болгарка!
Настя стала во второй ряд. Началась торжественная линейка. Выступала директор школы, поздравляла учеников и учителей с началом нового учебного года. Затем торжественно провели перед строем первоклашек. А они, такие маленькие,  смотрели на всех удивленно и испугано! Для них начинается новая жизнь и теперь у них все будет впервые.

Наконец, вышел красивый и стройный одиннадцатиклассник, держа на плече маленькую первоклассницу с огромным бантом и колокольчиком в руках. Девочка зазвонила в колокольчик. Первый звонок для первоклашек! Первый звонок для Насти! Все разошлись по классам. Настя прошла в кабинет и заняла удобный третий стол в среднем ряду. Она любила это место и в болгарской школе сидела именно так: и не очень близко, и все видно.
- Эй! Ты не в Болгарии! Это мое место! Я всегда тут сидела! - сказала подошедшая пухленькая, рыжая девочка и бросила на стол свой рюкзак.
- Настя! Иди ко мне садись! - позвал парень, сидевший за последней партой.
Рыжая девочка посмотрела на него и ответила:
- Хорошо! - и хотела забрать рюкзак, но молодой человек ее остановил.
- Да, я не тебя пригласил! Я болгарку звал!
На последней парте Насте сидеть совсем не хотелось, но молодой человек был довольно интересный и чувствовалось, что пользовался вниманием у одноклассниц. Класс притих. Ждали, что будет дальше. Немного подумав, Настя начала собирать учебники. Тут дверь кабинета открылась, и заглянувшая секретарь учебной части, сказала:
- Настя! Тебе в учебную часть надо пройти!
- Какой Насте? - спросила рыжая, - Мне или болгарке?
- Болгарку завуч приглашает!

Настя шла по пустому школьному коридору в учебную часть и думала: "Разве для того, чтобы стать болгаркой, мне надо было в Одессу переехать? А куда же мне нужно уехать, чтобы я была просто Настей?"