Золотой теленок как пособие для водителей

Александр Чураков
«Пешеходов надо любить»...


Эта бессмертная фраза, становящаяся с каждым годом все актуальней, родилась в начале 20 века на заре автомобилизации нашего Отечества. Уже тогда её дальновидные авторы, озабоченные отношением сограждан к правилам «автоэтикета» вообще и дорожного движения в частности, поняли, что добром дело не кончится, и выказали обеспокоенность названным процессом. Тогда же, проявив недюжинную проницательность, описали они основную черту характера автомобилиста, состоящую в том, что, сев за руль, он моментально забывает о своих корнях, - о недавней своей принадлежности к великому племени пешеходов.


С тех пор мало что изменилось.


Автомобиль, дерзко присвоив себе функцию вестника прогресса, в отличие от цивилизованных своих собратьев - паровоза, парохода, самолета и собачьей упряжки, следующих согласно установленным для них графикам, эшелонам и маршрутам, продолжает мчаться там, где больше нравится его водителю, лихо и безнаказанно обдавая брызгами из придорожных луж зазевавшихся пешеходов. Совсем так же,  как  делал это 30, 50 и 70 лет назад. Но - гораздо чаще, поскольку количество автомобилей на душу обнищавшего населения продолжает неудержимо расти.


«Что могут эти «безлошадные» противопоставить стремительности моего «мустанга!», - думает, вероятно, иной автовладелец, презрительно глядя на робко семенящих по обочинам одиноких сограждан. «Все равно они бессильны - пусть ждут. Так им и надо», - лениво поглядывает он на стихийно сбившихся в небольшие стайки пешеходов, покорно (жить-то хочется) ожидающих у обозначенного перехода позволения перебежать на противоположную сторону улицы.


И он, увы, прав. Что они могут?! Ни фамилию у водителя спросить, ни даже просто догнать и поделиться своими «размышлениями и переживаниями» через чуть приоткрытое окно автомобильного салона. Самые способные из них, - в лучшем случае запомнят номер, не всегда точно зная, для чего они это сделали и куда теперь с этими деться: гаишника поблизости, как всегда, нет, а идти в милицию ради того, чтобы сообщить о водителе-нарушителе могут позволить себе либо те, кто уже совсем никуда не торопится (но они и номер не запомнят), либо вконец отчаявшиеся, которых единицы и которые в своей «увлеченности» проблемой забывают о том, что доказать они, дойди дело до привлечения обидчика к ответственности, все равно ничего не смогут.


Миновал целый «автомобильный» век, а пешеход, как был беспомощен перед «железным конем», так и остался. Самая «страшная месть», которую он может себе позволить, например, за обрызганный грязью костюм и нарушение душевного баланса, это - показать вслед удаляющемуся на скорости обидчику язык (мысленно) и гордо продолжать шествовать своей дорогой, делая вид, что случившееся его нисколечко не волнует, и не позволяя своему настроению упасть ниже дорожного бордюра...

2
Впрочем, может быть найдутся «счастливчики», которые, получив свежую порцию «киселя» из под колес промчавшегося мимо «чуда техники», сохранили хладнокровие и сумели-таки:
- запомнить номер машины-разгильдяйки,
- найти понимание у сотрудников милиции и установить с их помощью её владельца;
- через владельца разыскали сидевшего за рулем грубияна, так сказать – главного виновника «торжества».


Может быть, Ваше исключительное терпение и правовая подкованность позволили Вам довести дело до судебного разбирательства, которое было проведено столь оперативно, что его результатов Вы дождались «еще при этой жизни».


Может быть, Вам также удалось доказать, что дорожная грязь (химический состав которой хотя и индивидуален для разных мест, но одинаково неприятен на ощупь, отвратителен на вкус и губителен для одежды независимо от времени года) испортила Ваше пальто «окончательно и безвозвратно»;


Может быть, у Вас хватило смелости признаться себе, что потраченные Вами силы (не говоря уже о не подлежащих восстановлению нервах и безвозвратно убитом времени) вполне достойны некоторой материальной компенсации, фактический размер которой способствовал восстановлению Вашего безмятежного настроения, и Вы сумели убедить в этом судью…


Если у Вас все это получилось, немедленно поделитесь с окружающими своим бесценным опытом, столь необходимым в нашей слякотно-дождливой, но чуждой сантиментам местности.


Если же вдруг (знаю, что так не бывает, но - все же!), получив от виновника полную материальную компенсацию за утрату вашего любимого плаща, Вы также услышали искренние извинения за доставленную неприятность – и все это без суда и сразу (не забывайте, Вы живете в Стране Чудес), то расскажите об этом всем и каждому и попросите их сделать то же самое – так рождаются легенды. Кто знает, может быть  когда-нибудь (ох уж эта неискоренимая вера в светлое будущее) этой модели поведения захотят последовать многие поколения автопользователей, что крайне актуально в условиях тотальной автомобилизации населения.


3
И никакие Правила дорожного движения не спасут пешехода от этой хронической напасти наших дорог до тех пор, пока водители не усвоят банальную истину, заложенную в приведенной выше формуле: «Пешехода надо любить».


Кто-то из автомобилистов может воскликнуть: «Да за что его любить! Ведь он - то дорогу в неположенном месте перебежать норовит! То надписи разные обидные на запыленном капоте пальцем пишет! И хорошо если пальцем. То…». Воскликнувшим отвечаю: любят не «ЗА» (отсутствие недостатков), а «ВОПРЕКИ» (их наличию). Как себя, например….   


А попробуйте угадать, какой прибор в автомобиле самый главный?


Не трудитесь.


Не хронометр, не манометр и даже не спидометр …


Автор и сам до недавнего времени ни за что бы не догадался. Спасибо, знакомый водитель просветил. Оказывается самый главный прибор для водителя «Биологический Определитель Размера Задействованных Остатков совести». Со временем слово «совесть» в виду непопулярности где-то затерялось и народ наш, традиционно склонный к аббревиатурам и сокращениям (из-за поголовной талантливости, наверное), для краткости стал именовать его – «БОРЗОметр». Полное его техническое описание громоздко и едва ли вызовет интерес….


Но одна из особенностей его работы заключается в том, что стрелка  прибора почти всегда должна быть на «нуле»! Пока она в этом положении - совесть спокойна, так как никаких неприятностей от водителя окружающим ждать не следует. Исключение составляет момент атаки для водителя танка в период боевых действий, но тут уж ничего не попишешь - работа такая. В мирное же время, как только этот прибор включился у обычного шофера, – жди беды. Либо для себя, либо для окружающих. Пока стрелка безмятежно отдыхает, водитель ни под красный свет не поедет, ни под «кирпич», и никакие силы не заставят его парковаться на тротуаре, или, к примеру, на детской площадке; одним словом: совесть не напрягается – стрелка на «нуле».


Правила дорожного движения водитель с выключенным «БОРЗОметром» соблюдает от «а» до «я». Проявляет вежливость: перед пешеходной «зеброй», к примеру, спокойно останавливается, ладошкой любезно помахивает, проходите, мол, дорогие собратья пешеходы, а я уж - после вас, потому как я владелец источника повышенной опасности, а значит, к тем, кто без этого источника на своих двоих передвигается, снисхождение иметь должен. По праву сильного, так сказать…


Если же «БОРЗОметр» «зашкаливает», то все! Помощи ждать неоткуда.   


А посему, для поддержания названного прибора в технически исправном состоянии его владельцам как профилактическая мера рекомендуется следующее:
а) выучить наизусть начало первой главы «Золотого теленка»             И. Ильфа и Е. Петрова и каждый день «вставая ото сна», не менее трех раз громко и отчетливо повторять: «Пешеходов надо любить…».
б) желательно делать это перед зеркалом, строго глядя прямо перед собой.


Взгляд Ваших честных глаз будет неизменно воскресать в памяти «в минуту жизни трудную». Например, - когда вам захочется проверить, успеете ли Вы проскочить «на желтый»? Или - выяснить на практике, какая по счету кружка пива за рулем является критической лично для Вас. Только эти глаза, которым не солжешь, смогут убедить Вас в необходимости воздержаться от опасных экспериментов.


Если же (разумеется, не сразу, а после определенной тренировки) Вы окинете этим беспристрастно строгим взором окружающее пространство, то наверняка обнаружите вокруг непаханое поле автобеспредела:


- во дворах группируются тучные стада разнокалиберных «средств повышенной опасности» - рядом с детскими площадками, на газонах, перед подъездами. Да не просто «перед», а так, что еще пару сантиметров - и капот подъездной дверью вот-вот прищемить могут;


- в лесах и на пустырях – остовы машин, брошенных по разным причинам на произвол судьбы, стоят подобно безбашенным танкам после сражения под Прохоровкой;


- пригаражный ландшафт изобилует характерными элементами дизайна - выброшенные запчасти, автопокрышки, всевозможные выполнившие свое предназначение фильтры, прокладки, пружинки и другие отходы автомобилепользования доживают свой век в масляных лужах и лужицах….


4
А то еще, вот, у некоторых автовладельцев фенечка есть: поставить своего четырехколесного друга аккурат перед тропинкой, протоптанной в окружающих сугробах, или на пешеходной дорожке, рядом с огромной лужей, что ставит не понятно за что нелюбимого пешехода перед необходимостью решать: то ли естественное препятствие, в смысле - сугроб или лужу, преодолевать, то ли покорять препятствие рукотворное. Проще говоря, встать на бампер, затем на капот, на крышу…  Ну, Вы догадались… Как по ступенькам! И пройти по разгильдяйскому автомобилю с высоко поднятой головой, как подобает «гордо-звучащему». Идея, согласитесь, заманчивая. Но в самый решающий момент вспоминает пешеход, что он же Homo sapiens - Человек разумный. И, следовательно, «в гору» ему никак нельзя. Даже если это гора металла на колесах, брошенная нерадивым хозяином абы где. Да и хозяин «горы» может юмора не оценить. (У них, у таких хозяев, которые кроме собственного удобства ни о чем не думают, при малейшей угрозе их движимой собственности чувство юмора напрочь улетучивается – биологическая особенность вида). И вынужден Пешеход, гордо (хотя и не всегда цензурно) «звуча», обходить стоящую перед ним бессловесную «груду штампованного железа» (как сказано в одном хорошем фильме), преодолевая лишние десятки, а то и сотни метров – как повезет. А если – дождь? Или, дело срочное? Или ноша в руках неподъёмная? А тут - «ни пройти, ни проехать»! И снова  пешеход один на один со своей проблемой!.. 


Опять же с толкованием слов чехарда возникает. К примеру, лет 40 назад считалось, что тротуар – это «пешеходная дорожка по сторонам улицы вдоль домов». Так автор известного словаря С.И. Ожегов почему-то решил. Почему – сейчас уже вряд ли кто помнит. Но автовладельцы беззастенчиво «растоптали» это понятие своими, можно сказать, шипованными колесами. Сегодня значение слова «тротуар» можно сформулировать примерно так: «тротуар – это стихийно возникшая автостоянка, разделенная между владельцами автотранспорта по принципу «кто первый», на месте, где в незапамятные времена пешком вдоль домов и улиц передвигались наши предки». Звучит, может быть и громоздко, но если Вы полагаете, что автор не прав, попробуйте убедить в этом Вашего ребенка, который, выходя во двор, может догадаться о наличии этих самых «пешеходных дорожек» лишь по стройному ряду стоящих на них автомашин.


В самом деле, припаркованные на тротуаре автомобили стали  настолько органичным  и узнаваемым элементом городского пейзажа, что о них как-то и напоминать неприлично. Ведь подсознательно они воспринимаются уже как неотъемлемая часть родного двора, улицы – своеобразные ориентиры на местности. Убери их - человек вечером и подъезд, и дом свой перепутать может – они ведь у нас нередко, как близнецы, дома-то. А благодаря хронически «притротуаренным» возле них автомобилям хоть чем-то отличаются. Номерами, например, сериями, иногда цветом (после, увы, редкого «банного дня»). Поэтому, выходит, что мы с вами еще и радоваться должны, так как они, машины, для нас вроде звезд путеводных, к родному очагу путь указывают...


Если же Вы уважаемый водитель - обладатель упомянутого строгого взора, захотите после трудового дня временно превратиться в пешехода, чтобы выспаться, то примите совет: не открывайте на ночь окно. В противном случае из темноты сквозь сон до Вас наверняка донесутся раскаты … нет, не грома, - движка мотоцикла без глушителя, пролетевшего в ночной тишине ошалевшей «кометой» мимо Ваших окон. Воздействие мгновенное, но эффект длительный – многим до самого утра хватает… Или другое чудо техники - сирена автосигнализации. Её звучание чуть мелодичнее, но, будучи разбужены им, Вы едва ли оцените красоту звуковой палитры… И будет это «музыкальное» сопровождение напоминать Вам с нерушимой периодичностью о сомнительных прелестях технического прогресса и о Ваших нерадивых автоколлегах.



5
А все напасти отчего? Оттого, что у кого-то упомянутый прибор в очередной раз «зашкалил». Значит, пора Ильфа и Петрова с книжной полки доставать и - перед зеркалом, строго глядя себе любимому в глаза (можно - всей семьей, эффект умножается), - вслух:


«Пешеходов надо любить.
Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того – лучшую его часть…».


До тех пор, пока соскочившая с прикола «стрелка» «БОРЗОметра» не вернётся на свое законное место - к «нулю», где и замрёт… Может быть тогда кое-кто из водителей сделает для себя неожиданное открытие, что как узаконенные, так и неписанные правила автоэтикета необходимо соблюдать не страха ради, а из любви «к ближнему своему» - пешеходу, которым каждый водитель когда-то был, в которого ежеминутно рискует превратиться и которым в любом случае неизбежно останется - нравится ему это или нет…