Критерии оценки подробно

Вдумчивый Критик Рассказов
Моя система оценки рассказов придумана, чтобы я мог разобраться в плюсах и минусах чужих и собственных рассказов. Она далека от совершенства, и будет пересматриваться. Приветствую любые замечания авторов по существу. Если оценка вам не по душе, намекните мне, и я вскоре ее удалю! Оценивать стану по 10 критериям, по пятибалльной системе, с десятыми балла. Оценка по девяти первым критериям усредняется, затем усредняется эта оценка с последней оценкой по секретному критерию (до шести баллов – только у классиков) и умножается на сто.

Вот мои критерии: Ошибки; Правдивость; Усердие; Образность; Остроумие; Логика; Замысел; Чтение; Картина; Секретный критерий

Подробное  разъяснение критериев:
1. Ошибки.
Орфографические и прочие ошибки (грамматические, пунктуационные ошибки, особенно грубые, и опечатки). Писатель может быть очень талантливым, но если пишет с ошибками, то это несомненный минус. Неуважение к читателю, привыкшему читать тексты без единой ошибки.
2. Правдивость.
Верное отражение жизни, без фальши.  Даже если написано про пауков или драконов – все равно про  нашу, человеческую жизнь, верно? Итак, убедительность, отсутствие рисовки, ханжества, наличие ясной авторской позиции - за этим стоят система моральных принципов автора, его мировоззренческие установки, цельность и привлекательность авторской натуры, которую, даже при желании, весьма трудно скрыть.
3. Интеллект.
Усердие автора при работе со словом. Прилежание. Владение словом. Работа мысли. В идеале: отсутствие штампов, клише и тому подобного, а напротив – оригинальный язык, когда видно, что автор хорошо подумал над каждым предложением, рассмотрел синонимы, интересно организовал, учел фонетику.
«То, что написано без труда, читается без интереса»
«Классическая литература — это простые слова, заряженные глубоким смыслом»
Сюда же - понятие о стиле.
4. Образность.
Сравнения, метафоры и прочие уникальные, редкостные, как большие жемчужины, находки автора.
5. Остроумие.
«Острый ум» автора, то есть блестящий юмор, ирония, сарказм, несомненно, говорят о таланте.
6. Логика.
Внутренняя логика, отсутствие противоречий.  Бывает, что произведение дышит талантом, если можно так сказать, но автор не поработал над ним, оно содержит явные логические ляпы, недоразумения, или же просто не потрудился как следует продумать общую логическую концепцию, или же логика присутствует, но понятна одному автору, то есть он не потрудился облегчить читателю ее постижение с первого прочтения.
7. Замысел.
Общий замысел, или вообще его наличие, или оригинальность; правильно выстроенный сюжет.
8. Чтение.
Легкость чтения или талант рассказчика: насколько МНЕ читалось легко, когда каждое предложение вытекает из предыдущего, и трудно оторваться от чтения, то есть, насколько читалось «на одном дыхании».
9. Картина.
Воздействие на воображение. Как произведение воздействует на воображение: когда все представляется, рисуются картины описываемого, даже против воли.  Иногда: насколько затрагивает любознательную жилку читателя (фантастика).
10. Секретный критерий.
Содержание критерия не раскрывается. Эта оценка одна имеет вес, равный средней оценке по первым девяти критериям.

Я планирую оценивать, по меньшей мере, один рассказ или новеллу одного автора. Времени на чтение романов не хватает, а миниатюры, напротив, слишком коротки,  потому ни те, ни другие, ни читать, ни оценивать не стану. Моя система рецензирования рассказов субъективна, относитесь к ней, как к эксперименту или шутке.
Мое мнение отражает первое впечатление: является поспешным, поверхностным, спорным, неоднозначным, к тому же, отражает мои собственные литературные пристрастия и представления на сегодняшний день. Спорить об этом можно до бесконечности, как и вообще о литературе.

Примеры оценки:

Оценка: Лев Толстой, «Анна Каренина» (хоть и роман, но его прочитал, даже не раз, потому могу оценить):
Ошибки 4,8 Правдивость 5 Интеллект 5 Образность 4 Остроумие 3,5 Логика 5 Замысел 5 Чтение 5 Картина 5 (42,3:9=4,7) Критерий 6. Оценка: (4,7+6) х100=1070

Оценка: Ирина Денежкина, «Дай мне»:
Ошибки 4,5 Правдивость 5 Интеллект 4,5 Образность 4 Остроумие 4 Логика 5 Замысел 4 Чтение 5 Картина 5 (41:9=4,6) Критерий 4,8. Оценка: (4,6+4,8)х100=940

Оценка: Марк Твен, «Приключения Гекльберри Финна»:
Ошибки 4,8 Правдивость 4,8 Интеллект 5 Образность 4,5 Остроумие 4,8 Логика 4,8 Замысел 4,8 Чтение 5 Картина 5 (43,5:9=4,8) Критерий 5,8. Оценка: (4,8+5,8) х100 =1060

Оценка: О.Генри, «Пимиентские блинчики»:
Ошибки 5 Правдивость 4,5 Интеллект 5 Образность 4,5 Остроумие 4,8 Логика 5 Замысел 5 Чтение 4,5 Картина 5 (43,3:9=4,8) Критерий 5. Оценка: (4,8+5) х100=980

Оценка: Зощенко, «Баретки»:
Ошибки 4,5 Правдивость 4,5 Интеллект 5 Образность 4,8 Остроумие 4,8 Логика 4,8 Замысел 4 Чтение 5 Картина 4,5 (41,9:9=4,66) Критерий 5. Оценка: (4,66+5) х100=966

Оценка: Виолетта Баша, «Самые одинокие во вселенной»:
Ошибки 4,3 Правдивость 4 Интеллект 4,3 Образность 4,3 Остроумие 3,8 Логика 3,8 Замысел 4 Чтение 3 Картина 3,5 (35:9=3,9) Критерий 4,5. Оценка: (3,9+4,5)х100=840

Оценка: Мари Либерте, «Любовь и свет»:
Ошибки 2 Правдивость 3,8 Интеллект 3 Образность 3,8 Остроумие 2 Логика 3 Замысел 3 Чтение 3 Картина 3,5 (27,1:9=3,01) Критерий 3,8. Оценка: (3,01+3,8)х100=681

Оценка: Джим Бенсон, «Несколько слов о дожде и писателях»:
Ошибки 3 Правдивость 5 Интеллект 4,8 Образность 4,5 Остроумие 4,3 Логика 4,5 Замысел 3,3 Чтение 5 Картина 4,5 (38,9:9=4,32) Критерий 4,8. Оценка: (4,32+4,8)х100=912