Дядя

Игорь Шандра
   – Скажи мне, Вася, ну почему ты меня никогда не слушаешь? Я же тебя старше, опытней. Я же, в конце концов, уже жизнь прожил. Ты же видишь, что всегда выходит именно так, как я тебе говорю!

    Вася молчал, смотрел в сторону и тарабанил пальцами по ноге. Он знал, что с дядей спорить  бесполезно, все равно  не переспоришь. Дядя Андрей был младшим братом его матери. У него не было своих детей, и поэтому весь свой нереализованный родительский потенциал он сконцентрировал на своих племянниках: Васе и Ларисе. Андрей им был вместо отца. Родного отца они не помнили, тот очень рано ушел из семьи. Племянники очень любили дядю. А как его не любить? Ведь он такой добрый! Но был у Андрея один не достаток – он любил учить всему и вся.

  Дядя продолжал.

– Я вот недавно дал тебе деньги, чтобы ты купил квартиру. Вместо этого ты купил себе машину и гоняешь на ней со своими девками по всей Москве. Дал тебе деньги на костюм, ты купил себе кроссовки! Ну, что это такое?

   Вася не сдержался  и ответил.

  – Дядя,  машину купил машинально. А если серьезно, в моем  кругу со мной никто не будет общаться, если я буду выхаживать в костюме и разъезжать на метро.

  – Нет, ты мне скажи, это что за друзья такие? Это – не друзья, это – попутчики! Тебя должны уважать  не зато, в чем ты ходишь, и на чем ты ездишь, а за то, что ты из себя представляешь!

  –У-у, дядя, это все уже давно ретро, у нас немного другие ценности, мы  не размениваемся на всякие там сантименты! Жизнь, как ты меня учил, штука сложная и соткана она из одних противоречий, а также из других противоречий! Сегодня вы не понимаете нас, а завтра мы, наверное, не будем понимать своих детей, а после завтра вообще ничего не будем понимать!
 
  – А причем здесь противоречия, когда речь идет человеческой глупости! Когда стоит вопрос о справедливости!

  – По-моему, дядя,  мы говорим о разных вещах! Насчет глупости я  все же промолчу и оставлю это на твоей совести. А вот насчет справедливости все-таки отвечу.  Это – понятие относительное! Что несправедливо сегодня, завтра уже сама справедливость! Да, ладно, дядя, что мы все обо мне и обо мне. Давай лучше о тебе поговорим. Вот ты любишь учить других, а сам ведь  так никогда не поступаешь! Почему, например, ты сам себе квартиру не купил?

   – А зачем  мне квартира?  Ты мне еще предложи место на кладбище купить! Ты же знаешь мою работу – сегодня здесь, завтра там. Пойми, Вася, важны не материальные ценности, а – духовные! У меня есть комната, в которой я вырос, и мне больше ничего не надо. Ты же меня, я надеюсь, из нее не выгонишь?

   – Да, как ты такое мог подумать? Я сейчас обижусь!

   – Ладно, не паясничай! Лучше расскажи, как у тебя  дела с учебой?

    Дядя очень трепетно относился к образованию своих племянников. Он считал, что в свое время он многое не дополучил,  и поэтому племянники обязательно должны все это компенсировать. Он постоянно устраивал их в различные музыкальные школы, кружки и секции, из которых при первой же возможности они убегали.

   – Все нормально, сессия сдана без троек! И даже есть одна пятерка.

   – Молодец! Ну, хоть чем-то порадовал, дядю! А то вот в прошлую сессию чуть не вылетел. Уровень держи! Не позорь фамилию!

   – Да, дядя, был неправ, каюсь.  Был молодой, зеленый, не знал еще, как правильно сдавать экзамены. А, вообще, ты думаешь очень просто сдать нашему профессору анатомию? Да он из тебя все кишки вытянет и препарирует!

  – Нет, подожди, а кто заставлял тебя идти в медицинский?  Я мог устроить тебя в любой экономический или юридический вуз, но ты: «Самая гуманная профессия! Я не боюсь трудностей!».

  – Дядя, сейчас главное не что закончил, как устроился. Посмотри, сегодня толпы твоих юристов и экономистов не могут найти работы. Я и сейчас не боюсь трудностей, просто неприятны, связанные с ними неприятности. Вот отучусь, поработаю пару лет на государство, натренируюсь на кроликах. А потом займусь бизнесом, открою собственную клинику. Ты же мне поможешь, дядь?

  – Ты думаешь, все так просто, особенно у нас в стране! Сколько я уже открыл и сколько потом закрыл!

  – Не у нас, так за границей! Я же, ты знаешь, не плохой программист, переквалифицируюсь и уеду.

  – Я тебе дам, за границу! Даже  и не думай! А кто будет за нами, за стариками в старости присматривать!

  – Да я это так, дядя, чисто риторически рассуждаю.

   За спиной послышался скрип засовов. В камеру вошли, и строгий голос произнес:

  – Свидание окончено.

   Они обнялись. Племянник был наголову выше дяди и смотрел на него сверху вниз. На глазах  Васи навернулись слезы.

  – Дядь, береги себя. Ты же знаешь, как ты нам дорог.

   Андрей  попытался улыбнуться.

  – А что мне будет, не впервой! Ты мне тут нюни не разводи. Остаешься за старшего! На тебе две бабы! Ты за них  в ответе! Понял, командир бабьей роты? И давай, дело, конечно, молодое, но за ум уже надо браться!

   Дверь  в камеру закрылась. Андрей еще долго смотрел на нее и думал: «Эх, молодежь, непутевая молодежь! И когда же у них мозги на место станут ?».