Сага о Люське ч2 окончание

Матфевна
Люська шла с озера, где она с подружками плавала на надувной наволочке и соображала, куда бы её повесить, чтобы баушка не увидела её, мокрую и разорванную.
Девчонки были старше её и уже плавали без наволочек, а она надувала мокрую наволочку, шлёпнув об воду раскрытой стороной и наволочка надувалась, Люська зажимала её разрез под водой , чтобы воздух не вышел, ложилась подбородком на наволочку и , загребая одной рукой, плыла за подружками. Часто воздух выходил быстро из дырочек. Тогда она  барахтаясь одними ногами , быстро надувала сколько могла, хоть чуть-чуть, чтобы доплыть до отмели. Сегодня она первый раз проплыла почти 2 метра без наволочки по-собачьи и теперь ей уже не нужна наволочка. Правда, если она решится плыть на другой берег с девчонками за ягодами, наволочка наверняка понадобится… Да вот лопнула…А другой нет. Любушка была повыше и держала её за трусы, чтобы Люська  доплыла  эти два метра до мели. Выйдя из воды, она ещё какое-то время дрожала и от страха и от озноба, но старалась улыбаться, чтобы не показать страха .
Баушка , как и всегда, копалась в огороде.Люська тихонечко открыла калитку и прошмыгнула в дом, потом на потолок и там повесила наволочку. Зглянула в большой короб, куда баушка прятала от неё говорящую куклу, которую прислала какая-то мама и которую Люська променяла на три моточка мулине. Кукла лежала на самом дне и Люська не могла достать, зато смотреть на это чудо могла сколько хотела.
- Люська, письмо то матери на столе , прочти! Услышала Люська и стремглав бросилась по крутой лестнице вниз.
- чё делала наверху? Опять куклу пыталась достать?
- Не, я играла в дочки –матери.
У Люськи и правда в уголочке под самой крышей из коробок был построен домик для бумажных кукол.
Мама писала редко и её письма были интересны только баушке. Люська не воспринимала «мама», как что-то родное и близкое. Их было много и все выгоняли. А это писала та, которой папа разбил нос. Люська боялась , что она заберёт её и посадит в тюрьму за папу. Она писала ответы под диктовку бабушки на открытках очень мелким почерком, чтобы всё уместилось. От себя в конце всегда чего-нибудь просила. Она думала, что , если мама живёт в Москве, то очень богатая, вот и куклу дорогущую прислала…и белые тряпочные босоножки… Таких в классе ни у кого не было. Только в парке на танцах Люська видела старшую сестру Любушки в таких. Так у неё был жених моряк. Привёз аж из Мурманска.
У мамы Полины почерк был ровный и красивый. Люська читала громко , выразительно. Из письма она узнала, что мама перевезла из Тулы брата и сестру и теперь приедет за ней.  Бабушка обрадовалась, заулыбалась, а Люська испугалась и опять вся сжалась внутри. Слёзы потекли по щекам.
 - Она меня заберёт, а ты тогда как? Кто будет тебя защищать от папы…
- Дурочка, папа не тронет меня, а тебе в Москве будет лучше. Я уже совсем старенькая , поеду к Маньке в Апатиты. Услышав ненавистное слово, Люска ещё больше испугалась…
Она побежала к Анне Фёдоровне и Любушке, чтобы они похлопотали за неё и отправили в детский лагерь вместе с Любушкой.
- Тебе надо ехать к маме.  – Грустно сказала Анна Фёдоровна. Она хорошая. Я её помню. За лагерь надо платить…  Баушка будет с нами, не бойся. Она сильная. Ты же знаешь. – и отвернулась, смахнув слезу.
Весь остаток дня Люська не отходила от баушки. Попыталась серпом помочь ей нажать травы кроликам, но сразу порезала палец и , зажав его , чтобы не увидела баушка , ушла к своим бумажным подружкам плакать и жалеть пальчик. От мизинца отрезан кусочек и болтался на коже.Кровь лилась сильно. Люська пыталась приклеить кусочек, но он отлетал. Тогда она нашла ножницы и отрезала его, приложила подорожник и зажала. Хорошо, что платье и так было грязное и кровь не была так заметна на коричневом. Кровь не унималась и она опять побежала к Любушке, где ей перевязали палец. Глядя на Люську Таня , средняя дочь Архиповых , решительно повернула её в стороны и сказала.
 - У бабки наверно много тканей , выпроси кусок. Я тебе платье сошью.
Люська бросилась со всех ног домой. Почему -то все думали, что у бабушки несметные богатства, если она никогда ни у кого не занимала. А свет и радио отключала только из жадности. Так думала иной раз и Люська, выпрашивая что-нибудь купить.
 К удивлению Люськи,  баушка сразу полезла на чердак в ларь, где лежала кукла. Там в другом отделении стоял мешок с пшеницей и куски тканей Один кусок чёрной, это на похороны и кусок красный в мелкий белый горошек. Баушка приложила к спине Люськи. Хватало на короткое платье, но можно вставить в плечи кусочки и тогда будет до колен.
Терпения не было , и в этот же вечер, приложив ткань к Люське, Таня вырезала крой прямо на ней.   На следующий день, зажав 5 рублей, Люська бежала за платьем. Оно казалось Люське самым красивым в мире. Вместо рукавов были оборочки. По низу тоже шла маленькая оборочка. Был даже поясок, пришитый к боку, чтобы не потерять. Был даже карман… Люська задыхалась от восторга. Она не умела выражать благодарность словами или поцелуями. Считала это просто неприличным . Положив на стол договорную пятёрку, буркнув «спасибо», побежала вдоль улицы до самой школы и обратно к своему дому. Ей хотелось, чтобы все увидели её новое платье.
Стояли жаркие дни и баушка разрешила носить платье каждый  день.
  Однажды она пошла за водой на озеро с двумя пустыми вёдрами на маленьком коромысле. Она любила ходить за водой на Сиверское. Там можно искупаться в прозрачной воде у стен монастыря, найти красивые камушки.. Половинки маленьких вёдер она легко доносила до дома, отдыхая всего раза два.В этот раз она шла, размахивая пустыми вёдрами, как в конце улицы увидела маленькую чероволосую женщину с чемоданом. Она сразу поняла, что это к ней, потому что женщина бросила чемодан и кинулась навстречу Люське. Люська  испугалась, схватила вёдра в руку, коромысло в другую и сломя голову побежала назад, домой, к бабушке. Залезла на печку и спряталась за снопами.
 Вскоре вошла мама Полина , а за ней и баушка Лида. Полина плакала, что-то рассказывая баушке. Потом они долго уговаривали Люську слезть с печки. Люська орала, ругалась на обеих, потом увидела подарки и слезла. Больше всего ей понравилась ярко жёлтая мамина кофточка. Тогда у многих девушек появились пыльники и, накинув на себя кофту,  Люська выбежала на улицу покривляться перед окнами соседей в ярком «пыльнике». Напрыгавшись, вернулась домой, где застала накрытый необыкновенными вкусностями стол. Она не знала кроме «сыр» названия других продуктов, да и на вкус не все они понравились, кроме хрупких сладковатых сушек.
 - Люська, что ты , как бука. Подойди к родной матери, скажи спасибо.
 - Спасибо .  – Выдавила из себя Люська и плотнее прижалась к баушке.
- Завтра уезжаешь к мамке, привыкай. Я не управляюсь с тобой.
- Горло зжал комок. Люська молчала.
На следующий день разнеся всем подарки, Люська с мамой уходили из дома. Баушка стояла молча у калитки, не смахивая слёз, смотрела вслед, пока они не скрылись за поворотом . Люська боялась повернуться. Тоже шла и плакала молча. Полина шла рядом поджав губы, наверно тоже , чтобы не разреветься. А может от того, что дочь нехотя идёт с ней.

Продолжение след...ч 3