Россия - тревожная хроника

Геннадий Кагановский
Из готовящейся к изданию книги
«ОЧЕРКИ ДЕРЖАВНОГО ЛИХОЛЕТЬЯ»

…возвращаясь домой, они увидели три
корзины, в которых люди несли в Кламар
тела трех юношей, слишком громко
произнесших слово свобода…
       Альфред де Мюссе. Исповедь сына века, 1836

Этим эпиграфом я хочу предварить публикацию отдельных глав вышеназванных «Очерков…» - хроникального сборника политико-публицистических и жанровых эссе, написанных мною в течение последней четверти века. Многие входящие в сборник тексты публиковались – зачастую с некоторыми сокращениями – на страницах российской, а также русскоязычной зарубежной (США, ФРГ) малотиражной прессы.


РОССИЯ: ТРЕВОЖНАЯ ХРОНИКА (две странички дневника, январь-1996)


14.01.96

Свобода печати и свободные выборы – вот чем успела обзавестись наша демократия. После 75 лет беспросветной цензуры и выхолощенных голосований – это, конечно, мощнейший рывок из отхожей ямы. Рывок – но куда? Всем нам бросается в глаза и шибает в ноздри разгул ксенофобии, экстремистских, фашиствующих, чуть ли не погромных веяний – от множества весьма специфичных изданий, радиостанций, устных публичных выступлений и даже военизированных формирований, осененных свастикой и прочими атрибутами того же пошиба.

За всем этим стоят вполне определенные политические круги и организации, но «демократическая власть» и пальцем не шевельнет, дабы положить предел вакханалии маргиналов. Впрочем, парадокс и абсурд ситуации таков, что в данный момент (к примеру)  евреям в России не слишком неуютно – не хуже, чем многим другим этническим группам, хотя именно на евреях сосредоточили свой шквальный огонь супершовинисты и национал-патриоты всех мастей. Защитникам «русского порядка» и «чистоты русской крови» никак не удается заразить сколь-нибудь широкую аудиторию своей зооненавистью к «извергам рода человеческого». Такие звезды, как Александр Розенбаум, Иосиф Кобзон, Геннадий Хазанов, Григорий Горин и многие другие «лица еврейской национальности», по-прежнему остаются любимцами всероссийской публики – невзирая ни на каких навешиваемых на них «собак». Буквально на этих днях в рождественском выпуске популярной азартной игры «Угадай мелодию» все три ее участника откровенно «хромали на пятый пункт»: Лион Измайлов, Клара Новикова, Владимир Винокур…

Но нет более грубой ошибки, нежели счесть нынешний антисемитизм всего лишь безобидным «бумажным тигром» и сидеть сложа руки. К счастью, немалая и далеко не худшая часть нашей общественности, многие влиятельные деятели отдают себе в этом ясный отчет. В Москве, в гостинице «Рэдиссон-Славянская», только что состоялся объединительный съезд Российского еврейского конгресса. (Спасибо Булату – подсказал: «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке».) Среди инициаторов и гарантов этого представительного форума можно назвать целый ряд китов финансовой «ноосферы». Это президент группы «Мост-банк» Владимир Гусинский, президент банка «Российский кредит» Виталий Малкин, глава «Альфа-банка» Михаил Фридман. Главной целью и смыслом созыва съезда было объединение еврейских культурных организаций и религиозных общин, причем особый акцент был сделан на усилении их всемерной (не в последнюю очередь – денежной) поддержки, а лейтмотивом выступлений прозвучала идея широкого возрождения национального самосознания: евреи России должны взять свою судьбу в собственные руки – независимо от числа «оставшихся» и не теряя, в то же время, связей с теми, кто «выбыл», кто укореняется в земле обетованной или в иных частях света. Мэр Москвы Юрий Лужков однозначно заявил в своей речи с трибуны форума: отъезд едва ли не любого из вас – потеря для России. Прислал свое приветствие и Борис Ельцин. Он выразил надежду, что это событие пойдет на пользу «развитию диалога культур и веротерпимости, столь необходимых нашей многонациональной России, всему современному миру».

Что ж, уважительные эти слова не могут не порадовать всех тех, кто считает себя евреем и не намерен сниматься с якоря; но нельзя не учесть и то, что россияне в последние годы обитают на минном поле нескончаемой предвыборной борьбы. Не успеет завершиться одна кампания, как уже развертывается новая («Одна заря сменить другую / спешит, дав ночи полчаса») – мы то и дело попадаем из огня да в полымя. Жизнь россиян всецело отдана в залог всем этим низкопробным баталиям. Уже ни для кого не секрет: в угоду выборной стратегии строится работа и законодательных, и судебных, и исполнительных структур; так что в любую минуту любые взгляды и позиции могут быть «скорректированы» - даже и на 180 градусов. А кроме того, в любой момент (и уж тем более после очередных выборов) может произойти элементарная смена власти с «узаконенным» разворотом страны на прямо противоположные ориентиры. Отсюда вывод: если еврей не хочет оказаться вновь, в стотысячный раз, между молотом и наковальней, ему нужно (как всегда) смело и без опаски идти куда шел, но…  исподволь нет-нет да и озираться через плечо: в «обратную перспективу». Такая осмотрительность позволит сохранить лишний шанс на то, чтобы избежать роковых повторений…

Минувший год во многом, мне кажется, предвосхитил год начавшийся. Вот почему я считаю нелишним почаще перелистывать свои записи последних 12 месяцев. Это, с одной стороны, мои собственные настроения, взгляды, а с другой – общие приметы времени (не только в злобе дня, но и в разрезе истории), через перипетии судеб российского еврейства и участи всей России.


15.01.96

Вчера я не рискнул хотя бы упомянуть о трагедии в Кизляре, переместившейся затем к селу Первомайскому. Боязно было «накаркать» новый приступ нашей силовой паранойи. Сегодня это случилось. Пишу эти строки, а там идет бойня. Ничем не умудренная наша Власть учинила-таки очередную мясорубку, именуя ее «операцией по освобождению заложников», хотя и ежу ясно: этот общевойсковой штурм с применением авиации, тяжелой артиллерии, бронетехники, суперотборных спецчастей сводится фактически к операции по уничтожению заложников – вместе с теми, кто их захватил. Если этим заложникам что-то всерьез угрожает, то лишь со стороны «освободителей».

Будь у Президента действительное желание спасти людей – он сделал бы это без единой новой жертвы, всё решилось бы буквально за один-два часа, так что женщинам и детям, всем заложникам, заодно и всему Дагестану, всей России не пришлось бы столько дней и ночей трепетать под нависшим дамокловым мечом «спасения».

С бандами и террором можно и нужно вести борьбу не уподобляясь им и не доводя свои бандитские меры «красного террора» до масштабов, обрекающих весь многомиллионный народ стать заложником и жертвой безответственности, безумия, беззакония и произвола.

Но всё дело в том, что нашим лидерам, увы, не нужна разрядка ситуации, им требуется – как раз наоборот – всемерное нагнетание напряга, расширение конфликтной зоны, чтобы управлять страной не по принципу законной выборности и сменяемости должностных лиц, а на основе «стабильного» авторитарного беспредела. Уже сейчас, на Кизляро-Первомайском полигоне, они отрабатывают и обкатывают не только весь комплекс силового «урегулирования» любых проблем, но и полный набор политико-идеологических, пропагандистских «мер прикрытия» - с помощью испытанных большевистских приемов оголтелой дезинформации и оболванивания доверчивых душ (в сочетании с циничной, беззастенчиво лицемерной спекуляцией общенациональными ценностями и святынями).

То есть, как ни горько это признать, оправдываются самые мрачные предчувствия насчет стратегических планов правящей верхушки по удержанию своей власти – с использованием «чеченского запала» и ставки на «чеченскую карту».  На фоне нового витка силовой идеологии в тандеме с новым всплеском силовых действий – немалую тревогу внушают свежайшие кадровые назначения на ряд ключевых постов. Тяжеловес-"государственник" Примаков возглавил МИД; "ястребец"-Сосковец, оставаясь первым вице-премьером, будет руководить вновь учрежденным «Общероссийским штабом по выборам Президента», а Егоров взамен Филатова принял под свою длань многотысячный полк Президентской Администрации. Если принять во внимание, что за Егоровым тянется шлейф одиозной репутации «мастера мокрых дел», - можно экстраполировать поставленные перед ним задачи и на другие персонажи, как и на соответствующие структуры, чей «звездный час» ныне пробил и на чью улицу пришел «праздник». Кстати говоря, неспроста в последнее время посыпался щедрый дождь маршальских и генеральских звезд на плечи министров-силовиков и прочих супергосударственников - «защитников права, закона, безопасности…».

Когда видишь изо дня в день и впитываешь в себя всё то, что совершается вокруг – в городе, в стране, в мире, - всё ясней сознаёшь: ни еврейской, ни русской, ни чеченской, ни боснийской проблемы невозможно решить без того, чтобы попытаться найти какие-то всеобщие ключи спасения. Государству и обществу, любому из нас, рядовых граждан, нужны не «выборы», которые (как мы можем засвидетельствовать) позволяют всплывать наверх тем, кто в огне не горит и в воде не тонет; нам всем необходим «внутренний выбор»: либо мы хотим жить и быть людьми, либо мы сгинем, перебив друг друга и сметая всё живое с лица Земли.

Это не паника, не истерический вопль - это «космическая» реальность, уже переступившая порог нашего дома.