Страхи начинающего водителя

Надежда Герман
Когда я училась в автошколе, страхов было много. Самый большой страх был, что я никогда не научусь водить машину.
Я чувствовала напряжение, которое исходило от инструктора, мне казалось, что я просто читаю его мысли о том, что «…вот еще одну бабу надо учить, а она полная бестолочь…» И это при том, что плавно трогаться с места и останавливаться у меня получилось сразу на первом же занятии.
А на втором занятии мы выехали за город - есть у нас такая объездная дорога в «коттеджном» районе с хорошим покрытием, широкая… После моей езды с виляниями с одной полосы на другую, да еще с шараханьем от бордюра к разделительной полосе, с остановками прямо посреди дороги, у инструктора видимо четко оформилась мысль, что "эта тетка необучаемая"…
Он мне сам в этом и признался через несколько занятий, когда уже изменил свое первоначальное мнение. И случилось это, наверное, в тот момент, когда я с первого же раза «тронулась с эстакады». Ну, вот как-то так случилось, что «эстакада» у меня стала получаться сразу, да еще каждое занятие мы начинали именно с нее

В общем, инструктор повеселел, я приободрилась. И началась езда по городу. Свою полосу я уже держала, более-менее «парковалась» в указанном месте. Но пешеходы, которых на проезжей части дороги оказалось неожиданно много, меня постоянно пугали, от их неожиданного появления меня постоянно бросало тот в жар, то в холод. Бывало, что, простояв на тротуаре довольно долго (то есть я успевала на него обратить внимание), пешеход вдруг принимал решение перейти дорогу, и начинал это делать прямо перед моей машиной…Прямо как у Альтова в его рассказе «про тетку и грузовик».
 
Если к этому еще добавить мое собственное «пешеходное» мышление, то получался просто замкнутый психологический круг. С одной стороны я боялась пешеходов, появлявшихся из «неоткуда», с другой – сама относилась к автотранспорту, находящемуся со мной на дороге, как пешеход, т.е. мне хотелось пропустить все машины на перекрестке, и прижаться к бордюру, если рядом проезжал «большегруз».
Присутствие инструктора рядом, даже при осознании факта наличия «дублирующих» педалей, только увеличивало мои страхи. Было ужасно осознавать, что все решения принимаю не я!
 
Прямо! Налево! Направо! По кольцу! С кольца туда! С кольца сюда! Разворот здесь на перекрестке! Припаркуйся! Объезжай! Тормози! Пропусти! А кто будет выключать сигнал поворота? «Поворотник» выключи! «Поворотник» выключи! «Поворотник» выключи! – Вот неполный перечень команд в мой адрес. А были и моменты, когда я просто кричала инструктору: «Что делать? что делать? - Я забыла!». И при этом панический страх, что я никогда не вспомню, что делать с педалями…
Спасибо моему Сергею Ивановичу за его бесконечное терпение и выдержку!
 
Со временем, конечно, всё наладилось. И я даже стала ездить по городу уже со скоростью 30 км/час. Начинающие водители поймут меня. Ну, а опытные, можете посмеяться!
В этом режиме инструктор меня держал почти до самой сдачи внутреннего экзамена. Последние занятия проходили под девизом «Не гони!», что означало те же 30 км/час.
А во мне начал зарождаться новый страх. А что же я буду делать без Сергея Ивановича?! Когда, тьфу-тьфу, сдам экзамен и получу, тьфу-тьфу, права?
 
Доездили мы с инструктором вполне благополучно оставшиеся занятия. Он потирал ладоши и жутко гордился сам собой: «Научил! И все-таки я тебя научил ездить!». А я старалась не думать о том времени, когда в кабине автомобиля я буду находиться одна, и никто не будет держать дублирующие педали и следить за «помехой справа». Одно только успокаивало меня в моих страхах – это то, что все решения я буду принимать сама.
 
Первый мой выезд без инструктора оказался не самостоятельным. Рядом сидел муж моей дочери. Видимо оставляя мне автомобиль, он решил сразу показать, чего на дороге надо бояться. Выехали мы с ним поздно, уже темнело. И почему-то он велел мне ехать за город на автотрассу Москва-Белоруссия. Как потом выяснилось, что сделал он это не случайно. Движение было еще вполне оживленным, все старались вернуться домой до ночи. ( Надо сказать, что я уже один раз выезжала на эту дорогу с инструктором в светлое время суток до ближайшей заправки, потому как на городской АЗС не было нужного бензина…И тот единственный раз я расценивала, ну, не как подвиг, но как что-то героическое…)
И тут я за рулем, впервые без инструктора, без дублирующих педалей, и хоть и с опытным водителем рядом, но в состоянии полного ошеломления! А машины по встречной полосе идут и идут… А в попутном обгоняют и обгоняют… Да еще темно… И дорога кажется такой узкой, что хочется просто слиться с обочиной…И остановиться… И идти обратно домой пешком…
 
В общем я была сплошным комком мышц и нервов… Но самообладание старалась не терять.
Проехали мы в одном направлении примерно 15 км. Потом решили возвращаться, и тут я научилась разворачиваться не так, как учили в автошколе, а гораздо проще и безопаснее, т.е. просто заехали в первый же поворот на проселочную дорогу задним ходом (конечно же, не по дороге, а по обочине) и выехали уже в обратном направлении. Примерно километра за 4-5 до поворота в мой город сзади меня стал догонять «большегруз», а поскольку пропускать его мне «не разрешили», то пришлось ехать порезвее, да и повернуть налево тоже нужно было без особых раздумий. Как потом выяснилось, именно встречи на дороге с «большегрузом» в обоих направлениях и добивался мой зять. Вот такой «тонкий» психологический» прием.
 Главный урок заключался в следующем: «Бояться «большегрузов» не следует, а вот помнить о них и опасаться нужно!». Что я с успехом и делаю – боюсь!
Поясняю для таких же новичков, как и я: масса у такого автомобиля большая, ходят по трассам они быстро, тормозят долго, потому как инерция у них огромная - лучше держаться от них подальше.
 
Страхи мои стали отступать со временем.
Когда я стала ездить по городу с положенной скоростью в 60 км/час, а по трассе 80-90 км/час, то поняла, что качество вождения кардинально изменилось. Но это, конечно, ни в коей мере нельзя понимать так, что мне теперь «море по колено». Отсутствие опыта заставляет стараться быть на дороге внимательной и собранной. После каждой поездки я анализирую все нестандартные ситуации, случившиеся со мной. И честно признаюсь сама себе в своих ошибках.
И продолжаю «бояться» и учиться…

15 января 2008г.