Планета N. Глава десятая

Бондарев Игорь
- Вот так мы и живём, Хаммер. Вкалываем, как лошади, или, если угодно, волы, или как тебе будет удобнее выразиться… Свободного времени - ноль, личной жизни… а, какая уж там личная жизнь… Зато… зато мы свободные люди. Совершенно свободные, ни от кого не зависящие… грамотно делающие своё дело, имеющие свои реальные цели и, заметь, планомерно  выполняющие их. Каждый на своём месте. Сегодня, правда, без меня.
- И без меня тоже. - Хорст  вздохнул полной грудью, с любопытством осматривая окрестности.
        - Вот видишь, - с торжествующей улыбкой заметил Гарик, - я ведь вижу, что тебе здесь
нравиться. Чистый воздух, красивая природа, здоровая пища, хорошее вино, да и девчонки здесь вроде очень даже ничего… Ни дать ни взять деревня в самом лучшем её проявлении, в самой лучшей точке Земного шара…
- Ты бы не путал одно с другим, Гарик. Общего, конечно много…
- Ну и что ты этим хочешь сказать? Здесь не так, как на Земле?
- Как-то не совсем. - Хорст пожал плечами.- А в чём разница - понять не могу.
- Суть в том, что ты ещё и суток здесь не провёл. Ты ведь сейчас всё ещё запрограммирован на полёт, хотя … тьфу ты, чуть не сказал: «Приземлился». Одним словом, твой полёт завершён. Или приостановлен. На некоторое время. О сроках судить не берусь.
- Тебя это как будто радует, Гарик.
- В какой-то степени - да. На нас свалился с неба…
  Хорст сделал протестующий жест.
- Да будет тебе, Хорст. Не будь занудой и не хватай меня за язык. Да, я неточно выразился, но сегодня, учитывая моё минорное настроение - во всяком случае, оно было таковым утром, а сейчас плавно переходит в мажор - это простительно.
- Ну хорошо, хорошо. Куда мы идём?
- Сейчас всё поймёшь и увидишь. Видишь во-о-он те постройки? Там, за леском?
- Вроде что-то … Ну да.
- Вот туда мы и следуем.
  Они достигли цели через четверть часа неторопливой ходьбы. Пока они шли, Хаммер отметил, что при огромной занятости и загруженности, бывших астронавтов, населяющих новоявленную планету, всё делается как-то, не торопясь, вразвалку, словно нехотя, как будто бы этим людям совершенно некуда спешить.
- Слева - посажена пшеница, справа - луг. Эту траву мы тоже сеяли. Когда мы прилетели, здесь практически не было травы, она как-то не очень-то хорошо росла. А вот наша - рассеялась быстро… Шуточки матушки-природы…- Гарик прервал мысли Хорста незатейливой информацией. - Вот мы и пришли.
  Это был самый край посёлка. Почему именно здесь колонисты решили смонтировать три щитовых домика, Хаммер не понял. Так же как и не понял, какого их назначение. До того, пока Белов не объяснил.
- Это не просто домики, Хорст. Во всём этом заложен глубокий смысл. Давай-ка, войдём в ближайший…
  Они вошли. В довольно просторном помещении размещалось что-то вроде конференц-зала. Тут же бросилась в глаза некоторая нестыковка: кресел в зале было намного больше, чем колонистов, да и свободного места явно больше, чем нужно.
  «С дальним прицелом. Рассчитывают на быстрый прирост населения и прилёт новых граждан планеты N. Впрочем, откуда новые граждане возьмутся? Мой прилёт, вернее, падение - случай не просто неординарный, а скорее, уникальный. Рожать, судя по всему, местные жительницы не горят желанием в ближайшие годы. Причин, я думаю, много. Одна из них - тотальная занятость. Другая - самый заурядный страх. Почему страх? Всё элементарно, как белый день, для этого не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять. Кто знает, как пройдут эти самые роды, не говоря о том, кто родится… Произведёт женщина на свет какого-нибудь мутанта с какими-нибудь ярко выраженными патологиями… Да и какие там дети при таком напряжённом графике работы… Мужчины, наверное, падают от усталости в конце дня. Впрочем, последний аргумент, я думаю, не в счёт. Как бы то ни было, а природа должна взять своё…»
- Эй, Хаммер, спустись с небес на землю! Тьфу ты, опять глупость спорол. Сегодня простительно. Ты хоть меня слушаешь?
- Да, конечно. Очень внимательно.
- Тогда повтори, о чём я только что говорил.
- Мы не на экзамене, Белов. Что-то о глубоком смысле.
- Ну, где-то рядом, хотя, несколько моих крылатых фраз ты пропустил. Я понимаю тебя, ты ведь витаешь в СВОИХ облаках… Гм…хорошо сказал. Я так скоро Цицероном стану… Пить надо почаще… Как ты уже понял, мы с тобой находимся в конференц-зале. Здесь мы проводим собрания, если в них возникает необходимость. Времени на это мало, а если быть более точным, то совсем нет. Собираемся только в случае крайней необходимости. Строго говоря, такой уж большой необходимости в этом здании не было. Но…
  «Понятное дело, когда прилетели, то все находились в припадке эйфории… Хотелось говорить и говорить, взахлёб, нетерпеливо перебивая друг друга. Не то, что сейчас. Пыл угас, энтузиазм прошёл, наступили будни, суровая действительность. Отзаседались, наговорились досыта, а памятник собственной глупости остался. Жилья им хватает, следовательно, об этом здании они вспоминают нечасто. Быт заел… Надо же, при всей суете и конспирации, умудриться привезти с собой кресла!»
- Опять ты меня ничерта не слушаешь! - Белов почти возмутился. - О чём ты думаешь?
- Так, обо всём понемногу. Вообще-то не стоит упрекать в невнимательности человека, который менее суток назад в приподнятом настроении летел домой. О том, что со мной произошло сейчас, я и думать не мог, даже в кошмарных сновидениях. Надо ещё долго собираться с мыслями, чтобы окончательно осознать происшедшее. Так что извини.
- Да ладно, чего уж там! Ты думаешь, Белов такой уж чёрствый кретин, чтобы не понять того, что ты испытал? Всё я понимаю, Хаммер. Давай-ка лучше по полстаканчика?
- Давай, всё равно уговоришь, как не отказывайся. Да, честно говоря, я и не против сейчас. Дурные мысли одолевают. На Земле я, наверное, числюсь в пропавших без вести… Хоть бы какую-нибудь весточку послать… Скорее бы ваш Джимми…
- Всему своё время, дорогой, - успокоил Белов Хорста, - всякому овощу своё время… - Белов, принявший очередную дозу вина, на глазах становился добрым и мудрым. - Всё будет - потерпи немного. Идём дальше.
  Они вышли из конференц-зала и, пройдя немного по ухоженной  лужайке, вошли в другую постройку.
- У этого домика своё назначение. Здесь архив, - Гарик указал на шкафы, выстроившиеся, словно солдаты на параде, вдоль стен. - Здесь - всевозможные запасные части и агрегаты - словом, технический арсенал. Как ты понимаешь, здесь размещены всякие мелочи, держать что-то крупногабаритное не позволяют размеры помещения…А вот здесь, - Гарик указал на дверь, - находится наша святая святых… - Он отпер дверь и включил свет, поскольку в этой комнате не было окон. При свете ламп Хорст увидел нечто, что удивило его не меньше, чем все события минувших суток.
  На антикварном столе с гнутыми золочёными ножками возвышался стеклянный колпак, под которым мирно покоился толстенный том в красной бархатной обложке.
- … конституция. - Тожественно закончил Белов и, почти с подобострастием посмотрел на книгу. После этого, он подошёл к этому своеобразному хранилищу и аккуратно откинул колпак, который, как выяснилось, был закреплён шарнирно. Вынув книгу, он с любовью погладил местный Основной Закон по алой обложке.
  «Точно, тронулся парень. А ведь, наверное, неплохие надежды подавал в своё время! Фетишист чёртов!»
- Хочешь подержать и почитать?
  Хаммер не горел особым желанием, взять в руки сей талмуд, но любопытство всё-таки взяло своё.
  «Интересно, каково содержание?»
- Ну раскрой же, раскрой и прочти, - сгорал от нетерпения Белов.
  Хорст так и поступил. То, что он увидел на первой странице, как и на тех, что он пролистал, превзошло и поразило все его ожидания, хотя Хаммер до сих пор считал себя человеком, далеко не лишённым фантазии. На всех страницах, на различных языках мира, было напечатано только одно слово: «Порядочность».
- И так на всех пяти тысячах языков. - Он был доволен произведённым эффектом.
- М-да, - пробормотал Хорст, - впечатляет.
- Как говорил наш замечательный классик Антон Павловичч Чехов: « Краткость - сестра таланта».
  « Любую глупость можно оправдать каким-либо крылатым выражением. Хотя…не такая уж это и глупость - я имею в виду конституцию. В этом единственном слове, которым исписано страниц пятьсот, не меньше, заложено очень много, а с другой стороны, дольно расплывчато это выглядит».
  Но, не желая выдавать свои мысли, Хаммер спросил:
- Где же вы напечатали эту роскошь?
- В типографии, где же ещё. Кстати, никто не задал нам лишних вопросов. Деньги решают всё. На Земле. У нас, слава богу, этой гадости нет. Я деньги имел в виду, как ты понимаешь… Из-за них, треклятых, все беды…
 « Всему своё время», - подумал Хорст, и повторил эту фразу вслух, чем очень обидел президента планеты.
- Ну, не ожидал я от тебя, дорогой мой. - Откуда такая уверенность?
- Мне не хотелось бы дебатов, Гарик. От политики я устал. Не хватало, чтобы ещё здесь мы ссорились.
- И то верно. Чего нам делить? Всё равно каждый из нас останется при своём мнении. Выпьем?
- Пожалуй.
  Белов отставил в сторону опустошённую бутылку.
- Знаешь, Хорст, пройдёт немного времени, и ты поймёшь, что мы все правы - я имею в виду моих коллег и единомышленников.
  «Знал бы ты их мнение. А ведь, наверное, догадываешься, ведь далеко не дурак же».
- При всех наших трудностях - каторжном труде, некоторой неустроенности и прочих минусах, мы - свободны. Мы работаем только на себя.
  Хаммер засмеялся:
     -  “Arbeit macht frei”. - Думаю, что переводить тебе этого не нужно.
-  Да уж, - укоризненно покачал головой президент, - «Труд делает свободным». Ты меня в нацисты записал. Здесь не концентрационный лагерь, Хаммер, и не путай кислое с пресным. Не ожидал я от тебя, не ожидал…
- Ладно, не обижайся, Гарик, - примирительно сказал Хорст, поняв, что неправ. - Я сказал глупость. Не со зла.
- Принимается, - махнул рукой Белов. - Ну, пойдём дальше. То, что я хочу показать сейчас, удивит тебя до глубины души. Куда больше, чем конституция.
  Они вышли наружу. Чуть поодаль располагалось ещё одно строение. Возле него какой-то человек, яростно, в буквальном смысле этого слова, приводил в порядок кустарник, растущий возле входа в здание. Деревья же и лужайка, по-видимому, стараниями этого же человека, были в идеально ухоженном состоянии.
- Привет, Билли, - поздоровался Белов с ним. - Как дела?
- Нормально, президент.- Недовольно просопел тот. - Я хочу подать апелляцию, чтобы Правление голосовало о моём досрочном…
- Ну ладно, ладно. Твоё право, Роджер. А сейчас, не пугай нашего гостя и не лишай меня возможности произвести желаемый эффект. Понял?
- Понял. Это тот самый парень?
- Именно.
- Понятно. Много о нём слышал, а увидел только сегодня.
- Во-первых, Билли, не прошло и суток, как Хорст оказался у нас. Во-вторых, будь ты сейчас на своём рабочем месте, увидел бы нашего гостя одним из первых. Это понятно?
- Яснее ясного. Ну так я пишу?
- Пиши, пока мы здесь. Я передам сегодня же. Вечером, после рабочей смены.
  Роджер торопливо кивнул  и исчез в недрах постройки.
- Странное дело, Гарик. У вас рабочих рук не хватает, а этот здоровяк, с кулаками, как две кувалды, подстригает кустики? Что-то я не вижу в этом логики…
- Какая там логика, Хаммер. Этот парень осуждён за халатное отношение к своим служебным обязанностям, которое привело к аварии на насосной станции. Вместо того, чтобы следить за процессом, этот деятель, взяв удочки и бутылку вина, пошёл ловить рыбу. Рыбы он, правда, поймал совсем немного, зато быстро прикончил бутылку и прилёг поспать на берегу. Тем временем, пришёл в негодность насос, который качает воду на нужды посёлка. Хорошо, что большая часть нашей команды оказалась более дальновидной, держа в запасе воду в резервных баках. Чуть не подохли свиньи - сам видишь, какая жара стоит! Хоть и неисправность плёвая - подумаешь, сгорел сальник! Но ведь его надо заменить, а это умеет далеко не каждый, да и каждый работник на своём месте. Так что, Правление постановило осудить упомянутого жителя нашей планеты, приговорив его к трём месяцам тюремного заключения, с правом на пересуд, по истечению половины срока.
  Поражённый Хаммер, только развёл руками.
- У вас дефицит рабочей силы, то есть положение, диаметрально противоположное безработице - факт редкостный по теперешним временам, а здесь…
  Белов покачал головой:
- Ты ничерта не понял, Хорст. Суть в том, что осуждённый пользуется ещё большими благами, нежели чем все остальные. В том-то и состоит весь фокус. Он ничерта целыми днями не делает; ему приносят лучшую еду, к его услугам телевизор, множество фильмов, музыка. Его бытовые условия лучше, чем у всех остальных…
- Наверное, многие на Земле не отказались бы от подобных условий, - вставил Хаммер. - Я имею в виду заключённых…
- Здесь другой случай, Хаммер. По сути дела он и не сидит вовсе, а при самых вольготных условиях, лишён возможности работать. Вот так-то! Сходит с ума от безделья! Уже полтора месяца! Ты бы такое выдержал?
  Ответ не последовал, так как Роджер вышел из домика с листом бумаги в руке. Продолжать прения не представлялось возможным. Да и удобным.
- Вот, Гарик. Я всё давно осознал. Я прошу поскорее собрать Правление.
- Хорошо, Билли. Постараюсь сделать это сегодня же. Будь здоров.


    - Куда теперь пойдём? - спросил Белов у Хаммера.
- Тебе лучше знать. По мне так пора прекратить праздношатание и заняться более полезным делом.
- Как знаешь, Хорст. Мы можем завершить экскурсию когда угодно. У меня тоже есть дела - мне и так неудобно перед коллегами… Давай-ка допьём вино - тут его не осталось не так уж и много - да разойдёмся.
- Идёт.




   - Здравствуйте, Хелга и простите меня за опоздание. Белов водил меня на экскурсию... Я так подумал, что есть дела поважнее…
- Здравствуйте, Хорст. Я рада вас видеть.