Начало

Христина Либенсон
                1.ЕВАНГЕЛИЕ

   Впервые прочла Евангелие в юности. Не понимала, что Христос – Бог, не понимала Его слов и поступков. Несомненно знала, что Он всегда прав.
   Выучила «Отче наш…»

                2.ПСКОВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

   В клобуке, с крестом. Смотрит вдаль.
   Перед ним мужичок. Мнет шапку, плаксиво жалуется на родню.
   Осеняет крестом:
   -Иди и не греши!
   Мужичок мгновенно светлеет.
   Иду. И очень хочу не грешить.

                3.КАЗАНСКАЯ

   Купила крестик и маленькую иконочку. Иконочку почему-то полила святой водой. Бережно хранила их четверть века.

                4.ПЕРВАЯ СВЕЧКА

   «Поставить свечку!»
   Вхожу:
   -Некрещенным и неверующим можно?
   -Можно.
   -А куда свечку ставить?
   -Что у Вас случилось?
   -У брата глазная операция.
   -Николаю-Чудотворцу.
   Оперированный глаз до сих пор видит.
   Второй глаз оперировали без свечки. Не видит.

                5.ЧЕРЕЗ  21  ГОД

   Заколдованный круг – не найти врача для племянника.
   «Свечку не поставила!»
   Сразу вспоминаю правильного врача.
   Через две недели смотрит томограмму:
   -Paldies Dievam! (Слава Богу!)

                6.ВСТРЕЧА

   Рождается невозможное, немыслимое знание. Кто-то учит меня – верю безоговорочно.
   Смерть не избавляет.
   Спасает крещение.
   Мой крест.
   Судьба близких...
   
                7.КАЛЕНДАРЬ

   Купила календарь с именинами. Статья о таинстве крещения. В мой день рождения – Христина.

                8.СНЫ ПЕРЕД КРЕЩЕНИЕМ

   Я почему-то должна участвовать в выборах президента.

   Деревья оживают и тянут ко мне ветви-руки. Спасение – беспрерывно повторять: «Матка-Боска Дева Ченстоховска».

   Назначили управлять оркестром, отказаться нельзя.
   Не могу. Отказываюсь. Просыпаюсь счастливая.

                9.СОБЕСЕДОВАНИЕ

   Проносится по храму то с кадилом, то без кадила. Бросает всем на ходу: «Потом! Некогда!»
   Проповедует: «Спасаются только православные.»
   Опять проносится по храму: «Некогда! Не сегодня!» Открываю рот – опережает:
   -Ждите. Я с Вами поговорю.
   Жду.
   -Чего Вы хотите?
   -Креститься.
   -В православную веру?
   -Да.
   -Приходите. – Объясняет детали.
   -А собеседование?
   -Вы мою проповедь слышали? - Киваю. – Это Вам вместо собеседования. Скажете, что я благословил.

                10.КРЕЩЕНИЕ

   -Имя?
   -Христина.
   -Пусть будет.
   Воцерковил.
   -Ты счастливая, тебе грехи за всю жизнь простились.
   Не понимаю, что это значит, но действительно счастлива.

                11.ПЕРВОЕ ПРИЧАСТИЕ

   Причастилась через день.
   На исповеди опережает:
   -Каешься в своих грехах? Говори: каюсь.
   -Каюсь.
   Накрывает голову епитрахилью.

                12.АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ

   После крещения стала бесстрашной – чувствовала величайший источник силы за правым плечом. Это продолжалось месяца два.

                13.СЕМЬ ЛЕТ БЕЗ МУЖА

   -Ты – дева, ты без мужа живешь, это Богу угодно, - нищенка на паперти.
   -Я не дева, я замужем была.
   -Для Бога 7 лет без мужа все равно что дева.
   Ерунда какая-то…
   …От его ухода до моего крещения ровно 7 лет.

                14.ПРАВОСЛАВНАЯ

   Старая, больная, почти не встает. Инфаркт. По ночам снятся давнишние аборты. Попросила свечку поставить, чтобы грехи простились.
   Ставлю свечку Николаю-угоднику о выздоровлении. Впервые целую икону. Такая радость – не сомневаюсь, что поправится.
   Иконе «Всех скорбящих радость» о прощении грехов. Прикладываюсь – слезы из глаз выпрыгнули.
   Сны прекратились. Инфаркт зарубцевался. Пригласили священника. Три часа исповедывал, отпустил грехи за всю жизнь. Соборовалась.
   Видела открытое небо и пожилого ангела.
   Уходя от нее, всегда чувствовала какую-то особенную радость и силу. Однажды обернулась – крестит меня вслед маленькими частыми крестиками.

                15.ПРИХОЖАНКА

   Крестилась в 72 года. Полгода ходила в храм, посещала церковную школу. Потом на полгода пропала – подвизалась у последователей Брахмы.
   -Зачем???
   -Интересно.
   -А чего вернулась?
   -Надоело.
   Рядом ее подруга:
   -Она хорошая,она ко мне в больницу ходила.

                16.РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА

   Исповедуюсь у иеромонаха. Рядом с ним особенно сильно чувствую свое недостоинство.
   Над головой раздается голос-колокол: «…аз, недостойный иерей…чадо Божье Христина…»
   Отхожу ошеломленная. Какая-то путанница произошла. Это я недостойная, а он иерей Божий. Он меня с кем-то перепутал, недоразумение какое-то. Стою, не знаю, как исправить. Голос-колокол раздается снова и снова. Наконец, понимаю. Это формула отпущения.

                17.КРЕСТ

   Изнесение Честных Древ Животворящего Креста.
   Все целуют и прикладываются лбом.
   «Зачем лбом?» – Тоже прикладываюсь. Поток от креста через лоб.

                18.ОБЩАЯ ИСПОВЕДЬ

   Увидела давнишний серьезный грех. В храме только общая исповедь – большой праздник и очень много народу. Я в нее не верю, но делать нечего, подхожу под разрешительную молитву – гора с плеч сваливается.
 
                19.ВРАГ

   Очень тяжело от присутствия одного из священников. Видеть его не могу.
   Иду к нему на исповедь и каюсь в злых чувствах.
   Больше он меня не тяготит, а вскоре его куда-то переводят.

                20.ПРИЧАСТИЕ

   Всю жизнь меня спрашивали:
   -Чего тебе не хватает?
   Не могла объяснить.
   Теперь знаю – причастия.

                21.СЛАВА ОТЦУ И СЫНУ И СВЯТОМУ ДУХУ

   Встала перед божницей на колени и сказала: «Господи, как хорошо, что Ты есть и что Ты меня любишь.» Сразу увидела, что вторая часть лишняя. Просто:
   -Как хорошо, что Ты есть!

                22.ШАЛЯПИН

   Взяла пластинку Шаляпина послушать «Покаяние отверзи мне двери…».
   У нас в храме лучше поют.

                23.ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ

   Внимательно прочла 10 заповедей. Нет слов!

                24.ВОДИТЕЛЬ

   Каменеет упрямством:
   -Не может там быть никакой пробки.
   Тихо злюсь на весь мужской род.
   «Что я делаю? В машине дети. А если от моей злости…» Начинаю покаянно молиться.
   -Действительно, похоже на пробку. Сейчас свернем. Не бойся, успеем.
   Свернули. Успели.

                25.ТРАМВАЙ

   Пролетела половину трамвая (резко затормозил). Головой о кабину водителя. Целехонькая.

                26.СВЯЩЕННИК
   
   -У меня не получается…
   -Ты не доросла до уровня, на котором это можно сделать.

   -Помогите мне…
   -Нельзя тащить растение вверх, чтобы оно скорее выросло.

   -Вы к Богу приходите в храм, а не к священнику.

   -Людям не надо верить. Никому не надо верить. Только Богу.
   -А Вам?
   -Я сказал: никому, только Богу.

   -Главное послушание – послушание Богу.

   -Ты должна жить так, чтобы только ты и Бог, больше никого.

   -Причастие – это вопрос твоей совести.

   -Он ведь допускает тебя до причастия, а что ругает – смиряйся.
   
   -Все проверяйте Евангелием.

   -Само по себе доброе дело не имеет значения, а только делаемое ради Христа.
 
                27.ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА

   Охрана. Туристы. 

   Рака с мощами.

   В трапезной:
   -Подождите, если есть время, я с Вами поговорю.
   -???
   Создается община, нужен эконом.

   Фонтанчики со святой водой.
   Всенощная в Успенском соборе.
   Всенощная в духовной семинарии.

   Мощи. Открытая рака. (Раннее утро.)

   Приемная старца. Хочется убежать. Читаю акафист.
   -Хотите помочь на кухне?
   -Да!!!

   Рваный передник. Платок съехал. Тяжелое помойное ведро – пританцовываю вокруг.
   Старик в затрапезной рясочке сидит на ступеньке. Беззвучно смеется глазами, лицом, всем телом.

   Источник. Очень скользко и вязко. И очень радостно.

                28.ПОД СТЕНАМИ ЛАВРЫ

   Озорной оклик.
   От неожиданности прыскаю со смеху.
   -Спаси тебя Господи, матушка!
 
                29.ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

   Повсюду стройка, ремонт. От мощей гонят:
   -Уходите! Не стойте! Убирать надо!
   Всовывают в руки тряпочки:
   -Чистьте подсвечник и молитесь.
   Чистим. Такая благодать, что уже и молиться не о чем,
   Прикладываемся. Получаем по цветочку. От Матренушки.