Стремление к совершенству и дух соревнования

Александр Капитонов
Указанные в заглавии чувства так долго сопровождают человека, так много места занимают в его истории, и так плотно переплелись друг с другом, что часто мы уже и не различаем их. Более того, часто начинаем подменять одно другим.
В современном мире все большее место занимают различные соревнования. Президент занимается пропагандой спорта, приобретение городом Сочи права на проведение Олимпийских игр вызвало, чуть ли не всенародное ликование. В телевизионных программах на все лады и с упоением цитируют список богатейших людей мира, называя фамилии победителей. Все чаще и в публичных выступлениях, и в частных разговорах слышишь высказывания «я (он, она) – лучший (писатель, менеджер, учитель и др.)».
В то же время, стремления к совершенству в мире становиться все меньше. В искусстве главенствующую позицию занимает ширпотреб, автомобили и бытовая техника становятся с каждым годом все более недолговечными (а зачем – все равно через год потребитель кинется в магазин за новой моделью), фундаментальное образование уходит в прошлое – глава «минобраза» предлагает «растить потребителя».
Эти процессы не случайны. Стремление к совершенству подразумевает диалог с вечностью (если угодно – с Богом). Здесь невозможна абсолютная победа – совершенство – недостижимый идеал, платоновская «идея вещи». Однако возможно постоянное приближение к идеалу, стремление к нему. Стремящийся к совершенству никогда не насытится, его жизнь – вечная борьба с самим собой и сопротивлением материала. Не нужны ему и внешние атрибуты признания (хотя они приятны, но, будучи чрезмерными, могут повредить).
Соревнование – это не более чем сравнение с себе подобными. Здесь совершенно лишним является идеал. Перед соревнующимся стоит конкретная задача – сделать лучше, чем это получится у оппонента. Вечность, Бог, суд истории здесь совершенно не важны.
Таким образом, стремление к совершенству – это стремление «сделать максимально хорошо», а соревнование – «сделать лучше, чем у соседа».
При соревновании качество исполнения вообще становится малозначительным и второстепенным. В конце концов, если «мы с Васей» лепим горшки наперегонки, мне не нужно делать горшок лучше, чем у «Васи» - мне надо делать его быстрее.
Но и это не главная проблема. Проблема в том, что в определенный момент появляется и «революционная» идея – возможно, мне даже не надо быстро лепить горшок – возможно, проще сломать Васе гончарный круг, или вообще – убить Васю?
Да, в спорте прямое устранение конкурента пока не получило широкого применения (хотя в футболе лучших нападающих сильнее остальных бьют по ногам). Однако дух соревнования проник уже во все сферы жизни, и продолжает активно культивироваться властью и СМИ. И как тогда может удивлять кого-то разного рода «подковерная борьба» и интриги – в учебных заведениях за «часы и разряды», за роли и звания в театрах, за хлебные места в госструктурах?
Стремление к совершенству уходит. Люди все меньше стремятся улучшать свои навыки. Пришло время соревнования – мы готовы на все, чтобы доказать свое превосходство.