Помните!

Леонид Ветштейн
       
 Перед вами, уважаемые,снимки необыкновенных людей.
На одной из фотографий чета Мамедовых – Асада и его супруги Махтоб, живших в одном из кишлаков Кызылтепинского  района  Навоийской области Узбекистана (в советское время он назывался  Мехнат -Рохат, но затем был переименован).
   Фотография этой супружеской пары обошла в своё время весь мир, будучи опубликованной
в газете  «Известия»(автор снимка Рустам Шагаев).
  Асад Мамедов – участник  Второй мировой. Ушёл на фронт с хлопкового поля. При обороне Ростова получил ранение в ногу и в голову. Месяц лежал в госпитале. Мог после этого отправиться в тыл:это было решение врачебной комиссии. Он однако сумел остаться в боевом строю. И особо отличился
во время Сталинградской битвы. Орден Красного Знамени вручал ему сам Рокоссовский.
   А следующее его ранение было таким, что лишился Асад – рук и ног. Ноги ему ампутировали по щиколотку, а руки ниже локтевого сустава.
  Труднейшую по тем временам операцию сделал  двадцатипятилетнему  Асаду ташкентский профессор Борис Берлинер. Он раздвоил ему культи рук, чтобы можно было делать хватательные движения. Сделали ему и протезы для ног.
  Таким вернулся он в родное село к Махтоб в 1944 году.
  И…снова стал бригадиром хлопкоробов.
 
  А на другом снимке – один из известнейших в своё время в городе Навои людей, председатель
ветеранской организации Навоийской области мой друг Борис Петрович Рудомёткин.Мне однажды, в 1992 году довелось приехать с ним в гости к Асаду Мамедову.
   Это одно из самых ярких моих воспоминаний.
   Дело в том, что Борис Петрович тоже был инвалидом войны, он потерял на фронте ногу. Между прочим, общаясь с ним довольно близко на протяжении многих лет, я ,видя, конечно, что он прихрамывает, не подозревал даже, что у него нет ноги. Я понял это, лишь однажды заметив    у него дома протез.
  Самое удивительное в том, что и Асад Мамедов и Борис Петрович Рудомёткин в одно и то же время лежали в том самом ташкентском госпитале, и операцию им делал один и тот же профессор
Борис Берлинер! И если после госпиталя  Асад-ака стал вновь хлопкоробом, то Борис Петрович после ампутации ноги…вернулся на фронт!
  Вот каких людей мне довелось свести друг с другом в узбекском кишлаке!
  Они вспомнили друг друга!
  Славная Махтоб, пока бывшие фронтовики-герои вели беседу, спроворила прекрасный узбекский дастархан, на котором было всё, что по такому случаю полагается. Водку из пиалы Асад пил  самостоятельно…
  Тогда хозяин гостеприимного дома и дал мне знаменитую фотографию, где он со славной своей  супругой.
   Увы, людей этих уже среди нас нет. Но никогда не должны мы забывать о них. Посмотрите, какие у них чудесные лица! Я любуюсь ими и здесь, в Израиле,уже написав книгу о местных ветеранах войны…
   Помните этих славных  аксакалов, людей подвига.