Заклинание червя

Юрий Шерстнёв
Насчёт того, какого червячка да на какой крючок насаживать, целая рыбацкая наука существует. Но науку эту каждый рыбак познаёт по-своему. Кто терпеливее – на личном опыте, кому нужно быстрее – из  рыбацких рассказов, которые порой превращаются в настоящие уроки. Свидетелем одного из таких уроков был и я.
      
Рыбачил я на берегу Черемшана, возле дубовой рощи за автоагрегатным заводом. Утро выдалось нежаркое, но комариное. Кошмар-комар, да и только! Кроме меня этот комариный ад терпели ещё несколько рыбаков. Человек восемь или девять. Скоро к нам присоединились ещё два мальчонки лет семи-восьми, вышедшие из леса как раз позади меня. Они пришли на Черемшан с удочками, сделанными из сырых тополиных веток, и с большими пакетами с лимонадами, печеньем и бутербродами.  Судя по всему, это была их первая самостоятельная рыбалка, и в первые же полчаса они достали всех рыбаков расспросами: на что сегодня клюёт и где здесь самое рыбное место.
Особенно досталось от них маленькому старичку, расположившемуся метрах в десяти от меня. Мальчишечьи расспросы вынудили его отложить удочки в сторону и заняться «преподаванием» рыбацкой науки.  Старичок выслушал с десяток ребячьих вопросов, выдержал паузу, словно выбирал, на какой вопрос отвечать первым, и начал урок.
– Вот вы, ребятки, спрашиваете, на какую наживку я сегодня ловил. Дак, на простого навозного червя. Это самый рыбный червец. Рыбка его очень любит. Только этого червеца для рыбалки ещё приготовить надо.
– Это сварить или поджарить что ли? – засмеялись пацаны.
– Нет, я ж как говорю? Не сготовить, а приготовить. Это особый процесс, долгий, но без него не всякий навозный червь рыбным станет.
– Значит, червяков тренировать надо? – мальчишки снова звонко засмеялись.
– Тренировать-то не обязательно, а вот поколдовать над ними следует, – старичок сел на бережок и, заметив, что его рассказ ещё  слушаю и я, пару раз подмигнул мне. Пацаны сели с ним рядом.
Старик чинно поставил подле себя банку с червями, сорвал лист лопуха, покопался в коробке с крючками и продолжил урок уже с «наглядными пособиями».
– Поколдовать над червячком – это первое дело перед рыбалкой. Меня этому ещё дед учил. Для этого мне нужны банка с червями, но чтоб земли в ней было не больше половины, один лопушок, щепотка соли, щепотка речного песку, витаминная таблетка или горошинка и тот самый крючок, на который заговорённого рыбного червя потом насаживать буду. Накрываю банку с червями лопушком, насыпаю на него по краям чуток песку и сольки и начинаю потихоньку, по крупинке, крючком скатывать песчинки и соль к середине лопуха. Скатываю их, значит, и приговариваю такое заклинание: «Катись солинка морская, катись песчинка речная на самое рыбное место на речке у Мелекесса. Катись от утра до вечора, от дома до соснового бора, от меня – рыбака, от пустого ведра, чтоб удача была на рыбу добра. Чтобы мой червячок сам налез на крючок, чтобы рыбку манил и меня веселил». Только после этого заклинания простые навозные червячки настоящими рыбными делаются. Потом лопушок со всем, что на нём, свернуть надо и поверх червей положить. Так вот.
Мальчишки за время стариковского рассказа умяли по бутерброду и попросили ещё раз повторить «заклинание рыбного червя», а потом вспомнили про витаминную таблетку и про то, что дед не объяснил, для чего она предназначалась.
– Витаминка-то зачем? – дед, задумчиво улыбаясь, потёр морщинистый лоб. – Ей богу не знаю, каким червям она нужна и зачем. Может, для запаху её нужно класть в банку, может, для чего ещё, но когда я червей без неё уговариваю, хорошего клёва не бывает. Ладно, секрет я вам свой открыл, место свое тоже уступаю. Пора до бабки идти. Хороший нынче улов получился. Знать не зря я над червяками колдовал.
Окончив урок, старик аккуратно смотал свои удочки, прикрыл лопухом ведро с карасями и пошёл через лес в сторону города, а пацанята тут же занялись заклинанием своих червей. Они уговаривали их минут десять, не меньше. Вместо витаминной таблетки у них были то конфеты, то кусочки печенья, то рублёвые монетки.
Я же, честно говоря, не поверил ни одному стариковскому слову и про себя посмеивался над их стараниями. Не зря же старик мне за время урока раз десять подмигивал. Каково же было мое удивление, когда ни разу не рыбачившие пацаны стали одного за другим карасей из Черемшана вытаскивать! Неужели заклинание подействовало?!
Над  этим вопросом я мучался до тех пор, пока с тем стариком на рыбалке однажды снова не встретился.
– Дело-то ведь совсем не в витаминной й горошине и не в «заклинании червя». А в чём же? – спросил я, напомнив про «урок», данный им тем мальчишкам.
– Не в горошине, это точно, – старичок довольно заулыбался. – А насчёт заклинания я что скажу. Помогает оно или нет, я и не знаю. Я ж его в тот день, как придумал, так и забыл сразу же. А вот рыбку на своём месте я всё время подкармливаю, от того она меня и любит. Что за подкормка?  Ну, это рецепт особый, мне его ещё прадед завещал. Для этого нужно взять лопушок, щепотку речного песку и щепотку соли…
Тут дедуля, хитро прищурившись, с серьёзным видом стал рассказывать мне про то, как он рыбий корм заговаривает.

                Димитровград, 2003