Дед Валериан и яблоко из Эдема

Геннадий Лагутин
Нож был острее бритвы и стружечка выходила из под него тоненькая, как папиросная бумага, а может еще тоньше. Я зачарованно следил, как падают стружечки тончайшие, похожие на листья удивительного растения. Время от времени Валериан рукавом смахивал эти беловато-кремовые лепестки на пол и продолжал, что-то бубня себе под нос, строгать, подчищать, вырезать….

Мы были с ним вдвоем. Лукинична ушла к прихворнувшей одинокой соседке, наказав чтобы вели мы себя хорошо, что и где стоит поесть, что может и заночует у своей товарки – мало ли что. С тем и отбыла.

А мы только сели за стол, как погасло электричество.
-Опять, язви их всех!» - взъярился Валериан и привычно полез на полку за керосиновой лампой. Вот и сидели мы с ним при свете керосинки, как в старые времена, да вели беседу неторопливую о том, да о сем.

Валериан достал коробку с инструментами, где лежали у него всякие стамесочки, долотца, ножички и прочие режуще-колющие приспособления, воздел на лоб очки, принес какую-то уже начатую заготовку и стал ее обрабатывать, разговора нашего не прерывая.

 Раньше я никогда не видел, как Валериан по дереву режет. Видел только рамочки разные резные, фигурки всякие, часть из которых он и мне подарил. Резал он леших всяких, кикимор болотных, анчуток беспятых, а что вырезал сейчас, убей меня, понять не мог я, потому наблюдал с интересом, что выйдет на сей раз.

-Ты чего яблоками не угощаешься? – спросил Валериан не прерывая своего творческого процесс.
-Да не хочется что-то! – ответил я.

Уходя, Лукинична поставила на стол тарелку с яблоками, которые так и стояли нетронутыми на столе, распространяя яблочный аромат, который смешивался с запахом стружки, отчего в избе стоял чарующий запах ни с чем не сравнимый, потому и не берусь сравнивать.

-Ты вот это вот попробуй! – глядя сверх очков, концом ножа Валериан указал на одно яблоко. – Это мое произведение в этом году плоды принесло.

 Я знал, что Валериан возится с яблонями, все прививает что-то, обрезает…Но угощали меня всегда привычными сортами, с больших яблонь. Когда снимали яблоки, рассыпали их на веранде по полу, такой аромат яблочный стоял, аж голова кружилась.

-Попробуй, попробуй! – повторил Валериан. – такого ты еще не пробовал. Эта паршивка моя всего с десяток яблок принесла, молодая еще совсем.  Вот на будущий год она плод даст! Всем плодам плод! Не  то что вся эта кислятина.

Я поглядел в тарелку. Там лежали очень вкусные яблоки, что я не раз пробовал и нахваливал. Так с чего Валериан все это кислятиной назвал?

Я взял указанное яблоко, откусил и замер. Мне даже жевать откушенное не хотелось. Это было не яблоко. Это было, говоря избитым языком, нектар и амброзия – то, что вкушали боги на Олимпе. Сок яблока растекался по языку, приводя меня в изумление.

-Это….это….это… Не яблоко это! Такое только в раю, наверное росло, в Эдеме, откуда Господь изгнал Адама и Еву – нашел, наконец, я сравнение.
 
Валериан посмотрел на меня поверх очков и спросил: - А ты не задумывался, почему кара такал суровая опустилась на Адама и Еву? Подумаешь, яблоком полакомились» С чего Господь разгневался так на них, что свое негодование на весь, заметь, на ВЕСЬ род людской распространил?

-Откуда мне знать! Он Господь! Всемогущий! А раз так, то и самодурство его не обошло. Вот решил разгневаться и разгневался. Хотя наказание не соответствует преступлению, это ты верно сказал. Нашло на него что-то….И почему, раз он так ценил эти яблоки, заборчиком не огородил? Для него это пустяков пара. Погляди какую Вселенную сотворил, а тут заборчик всего? Непонятно это! Вот поп свою собаку убил. За кусок мяса. Так что, с точки зрения Уголовного кодекса, собака большее преступление совершила, мясо сожрав это. А вдруг она попа без обеда оставила, без щей или еще чего? Может это мясо у него последнее было? Так здесь хоть преступление собаки налицо….А тут надкусили яблоко и на тебе – мучайся человечество!!!!!!

Валериан засмеялся, заклохтал как курица.

-Ну и сравнения у тебя – обхохочешься! Юморист!
-Как могу, таки юморю! – сердито ответил я.

-А вот не помню, то ли рассказал кто, то ли прочитал где – давно это было. Ты думаешь с чего я яблонями занялся?
-Так все садоводы с яблонями возятся, прививают что то…
-Все, да не все! Я вот тоже однажды задумался над этой историей. Что-то здесь не так. Когда Адам и Ева свою наготу ощутили, они себя листьями прикрыли. Так и в Библии написано. Это уж потом стали им рисовать листочки инжирные, фиговые то есть.
А откуда там в Эдеме инжиру было взяться? Это что ж, ощутив себя голыми, побежали наши прародители инжир искать? Времени на это не было. Надо было решать все безотлагательно. А потому, я так думаю, сорвали они с этой самой яблони ветки и прикрылись ими. Вот так было дело.

-Ну, а какая разница инжир или яблоневые ветки?
-А вот какая. Господь изгнал их в места не лучшей комфортности, так скажем. Фрукты и там росли, только дикие, кислятина сплошная. И тогда Адам и Ева привили ветки с райской яблони, которые из Эдема прихватили, на эти дички. А те возьми и приживись!!!!
 И в местах прозябания наших прародителей появились яблоки. Конечно не такого вкуса, как в Эдемском саду, но все-таки…

-Валериан! Речи твои странные! Ты хочешь сказать, то все  яблоки на свете от этой   райской яблони произошли?
-Вот именно! Все! Так что каждое яблоко на Земле несет в себе частичку яблока райского сада! Так то вот!

Я не агроном. Это Валериан агроном, диплом сельхозакадемии имеет. Потому мне трудно было понять, что он дальше говорил. Но кое-что я понял.

Получалось так, что все признаки райского яблока давно бы уже заглохли навовсе, если бы не садоводы. Дички бы все перебороли – дикая сила всегда сильнее, чем культурная. Тысячами лет шла борьба, приходилось чем-то поступаться, то одним, то другим качеством. Одно яблоко становилось морозостойким, но деревянистым на вкус. Другая яблоня – яблоки сочные, но мелкие. Третьи – крупные, раннеспелые, только хранить их нельзя долго.
 
Дальше Валериан перешел на свой специфический агрономический язык и я перестал вообще что-то понимать. Он что-то говорил о гетерогенезисе, о многих неумелых и неразумных скрещиваниях, отчего получались сорта нежизненно способные.

 Он говорил и говорил не прерывая своего занятия ножичками и стамесочками.

Он говорил, что делать в этой ситуации садоводу – делать попытки вернуться к прежним сортам, убирая лишние понаделанные гибриды? Или наоборот – искать истину в многообразии, увеличивая число сортов.

 Но истина в том, что сорт обладающий одним-двумя ценными качествами, как правило нежизненноспособен, в нем обязательно появляются некие пороки – качества бесполезные проявляются. А то и вредные. Этак можно и до ядовитых яблок дожить.

От всего этого у меня голова пошла циркулем – я никогда не думал, держа в руках яблоко, какой ценой оно досталось.

Нет, я конечно мог поспорить с Валерианом, напомнив ему знаменитые яблоки Гесперид, что выросли сами по себе. Но что - то мешало разрушить его интересную историю, хотелось до конца ее выслушать.
 
Валериан забрал лампу, буркнул: «Посиди в темноте малость!» и протопал на кухню. Там он начал чем-то звенеть и бренчать.  Сидел в темноте и наслаждался запахом яблок.

Наконец, Валериан вернулся на место и поставил лампу. От него отчетливо пахло спиртным.
 
-Унюхал все-таки? Может и тебе плеснуть?
-Нет, Валериан, спасибо! Так что там дальше с яблоками?
-А дальше вот что! Надо сквозь все сорта, сквозь прививки, перекрестные опыления и прочие премудрости, пробиться к тому единственному яблоку, что росло на древе познания добра и зла!!!!! Вот я уже и близок к цели. Яблоко ел? Немного уже осталось до результата конечного.

-Что, что?
-А что слышал! Если человек вкусит от этого яблока, то получит обратный доступ в Эдем, закончит свои земные труды!!!!
-Ага! Умрет, значит?

-Зачем умрет? Просто вернется туда, где должен он быть изначально. Может Господь уже давно свою ошибку понял, только признаваться в этом не хочет. Он же всесильный и безгрешный, а тут такая ошибка… Притом, происшедшая в состоянии аффекта!!!!
Ну, а если человек сам назад дорогу найдет, как не простить его? И ошибку признавать не надо! Ведь человек сам, своими трудами нашел дорогу домой! Вот в чем вся проблема!

-Подожди! А что же тогда, вернее, кто же тогда на Земле останется, если все в Эдем переселятся? Она же Земля наша кровью и потом поколений полита? Испорчена нами, запущена!

-Земля и останется. Как памятник нашей глупости и неразумности. А жить на ней будет Змий – мы его изгоним из Эдема, чтобы никого не соблазнял больше. А только иногда из Эдема выезжать будет автобус с экскурсантами, которые будут проезжать по запущенным дорогам Земли. И у каждого туристического объекта…..


Валериан встал, что-то нашарил на полочке, вкрутил в свое только что законченное деревянное изделие, затем нашарил там же кусочек бумаги, карандаш и что-то написал на нем.

-…так вот, у каждого туристического объекта, - продолжил он, - будет сидеть на дереве Змий, а перед ним несколько сортов местных яблок в кошелках….по весьма умеренным ценам. Подходи не ленись!

Валериан поставил на стол свою поделку. Это было дерево, которое обвил Змий и смотрел на нас. Валериан взял из тарелки яблоко, положил его рядом со Змием и прислонил бумажку.
«Яблоки местные, цена 10 рублей килограмм» - значилось на ней.

-Вот и вся история! – сказал Валериан и раскатисто засмеялся.