Ищу тебя! Найду тебя!

Карен Арутюнянц Вторая Попытка
ИЩУ ТЕБЯ!
НАЙДУ ТЕБЯ!


История пса Пончика
в четырёх действиях с эпилогом


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Пончик
Болонка Девочка
Полканыч
Крыса Сенька
Бобик
Джулька, Вулкан, Кузя, Грачик
Охранник Петя
Господин директор банка
Секретарша Милочка
Первый грабитель
Второй грабитель
Третий грабитель
Три толстые торговки
Неопрятный дядька
Бабушка с гармошкой, тётенька с рекламными листовками, прохожие, водитель фургона, сердитая старушка
Хозяин
Молодой человек


ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

На сцену выходит Молодой человек в футболке, джинсах, кроссовках.

МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Всем привет! Вы, наверное, думаете, что я Пончик. Нет. Я не Пончик. Разве я похож на собаку? А Пончик – собака. Пёс неопределённой породы. Весёлый такой. Но культурный. Ещё покушать любит. Ну, как полагается. Я, например, знаю, Пончик обожает свиные сардельки. Они такие сочные, такие жирные! Если в животе у Пончика пусто, он обязательно думает о чём-нибудь вкусном. Весной думает о молочных сосисках, летом – об огуречной окрошке с курицей, осенью – о тефтельках, а зимой – о свиных сардельках. Сейчас зима. Сейчас холодно... Я бы сам сжевал целую связку свиных сарделек. Или даже две связки! Я бы не отвернулся и от какой-нибудь каши или от борща. Борщ – это вкусно!.. Но я отвлёкся. Так вот. Я не Пончик. Я просто мимо проходил. А Пончик… вон он. К перилам привязан.

Появляется Пончик, привязанный к перилам. Очень грустный и напуганный.
Молодой человек, посвистывая, уходит.

ПОНЧИК (дрожит) …Д-да… мы с хозяином любим вкусную пищу… борщ со шкварками... И с укропчиком... И с.сардельками... Но сейчас меня волнуют не свиные сардельки и не борщ. Просто я немножко проголодался и продрог. И поэтому я отвлекаюсь на посторонние мысли. Но это не главное. Меня беспокоит совершенно другое. Пропал! Мой! Хозяин! Он привязал меня к перилам и вошёл в магазин. Я видел, как он скрылся за дверьми супермаркета. Я не выношу, когда хозяин оставляет меня одного, и поэтому я завопил на всю улицу: «А я-ааа?!! Как же я-ааа?!!» Мой хозяин обернулся и шикнул: «Фу! Тихо! Не шуми! Я сейчас вернусь!..» А потом он исчез… Я уже перенюхал все собачьи росписи. Сам оставил несколько вензелей на снегу. Погавкал на машины. Посидел, постоял, полежал, повисел на поводке, а хозяина всё нет и нет. А вдруг... Хозяин про меня забыл?!! Вдруг он вышел через другие двери и всё! Тю-тю! Прощай, Пончик! Ведь люди часто забывают делать разные вещи! Например, вовремя покормить, вовремя выгулять, вовремя поиграть...  И, может быть, сегодня он забыл ко мне вовремя вернуться... Неужели забыл?.. Да нет же! Нет! Не может быть! Мой хозяин не такой! Он никогда не забудет про меня! Я же про него помню! Я его жду! Я люблю его, моего дорогого хозяина! А вдруг он сейчас выйдет из дверей?!.

К Пончику подбегает Бобик.

БОБИК. ЗдорОво!
ПОНЧИК (вежливо). Здравствуйте, Бобик!
БОБИК. А ты откуда знаешь, что меня Бобиком звать?
ПОНЧИК. Это случайное совпадение! Просто всех собак, которые сторожат магазины, мой хозяин называет Бобиками. Вот и я здороваюсь так же.
БОБИК. Надо же! Со мной такого совпадения никогда ещё не было!
ПОНЧИК. Как поживаете?
БОБИК. Сторожу! А если надоедает, сплю.
ПОНЧИК. А ваш хозяин не сердится, когда Вы спите, вместо того, чтобы сторожить?
БОБИК. Степаныч? Не-ет. Он тоже в основном спит. Он же сторож! Сторожа всегда спят... Только очень чутко!
ПОНЧИК. Простите, если вы спите чутко, может быть, Вы заметили моего хозяина, когда он заходил в магазин или выходил из него?
БОБИК. Может, и заметил... Надо подумать... Погоди! (вспоминает) Твой хозяин ирисками пахнет?.. Молочными?
ПОНЧИК (взволновано). Да, молочными!
БОБИК. И леденцами?.. Театральными? Верно?
ПОНЧИК. Верно!
БОБИК. Так-так!.. Значит, это он мимо меня прошёл! Точно он! Я его во сне учуял! Я почему это понял? Ты ведь тоже молочными ирисками пахнешь! И театральными леденцами!.. Ага! Точно! Он это был – твой хозяин! Пахнете вы одинаково...
ПОНЧИК. Конечно! Конечно! Мы же едим одни и те же ириски с леденцами!
БОБИК. А мы со Степанычем одной рыбой питаемся! (виляет хвостом) На первое у нас рыба, на второе у нас рыба, и на сладкое тоже рыба!
ПОНЧИК (принюхивается к Бобику). Форель?
БОБИК. Вобла! Вкусная она! Только очень солёная!

Бобик хватает пастью снег и жадно его заглатывает. Утолив жажду, Бобик внюхивается в вензеля у перил.

БОБИК (удивлённо). Ого! Ну и роспись! Это ты её оставил?
ПОНЧИК. Да. Я...
БОБИК. Нервная она у тебя!
ПОНЧИК (скулит) Да! Я нервничаю! Чему же радоваться, когда тебя привязывают и уходят?!
БОБИК. Это точно! Нечему радоваться... А ты возьми и отвяжись!
ПОНЧИК. Нельзя! Хозяин обидится...
БОБИК (поражается). Да ты что?! Из-за такой ерунды?
ПОНЧИК (серьёзно). Это не ерунда... Это порядок...
БОБИК. Порядок – это сила! Мы со Степанычем тоже любим порядок, потому и служим сторожами! Супермаркет сторожим! (виляет хвостом) А вы с хозяином чего по жизни делаете?
ПОНЧИК. Мы в основном гуляем. Когда хозяин не на работе.
БОБИК. А когда на работе?
ПОНЧИК. Тогда я сижу дома, охраняю кухню и всё остальное. Но сейчас мой хозяин не на работе. Он уже три месяца не работает, вот мы и гуляем каждый день в самых разных местах...
БОБИК. Здорово!..
ПОНЧИК. Да! Здорово!.. Мы гуляем долго, но ни чуточки не устаём! Мы любим гулять... Мы и сегодня гуляли с утра. Сначала мы гуляли по улицам. Потом мы ехали в автобусе. Потом шли вдоль реки. Потом тряслись в трамвае. Потом гуляли по дубовому парку. Раньше мы в этом парке никогда не гуляли. А сегодня погуляли. Здорово погуляли! Я бегал, а хозяин бросал мне палку!.. Потом мы опять сели в автобус, и приехали сюда. И хозяин зашёл в магазин, чтобы купить что-нибудь пожевать. Когда мы гуляем, то всегда что-нибудь жуём: леденцы или ириски...
БОБИК. А зачем хозяин привязал тебя к перилам?
ПОНЧИК. Я не знаю, но так было всю жизнь! Он привязывает меня к перилам или к столбу, когда заходит в магазин. И я тогда нервничаю!.. Это самые неприятные минуты во время прогулки... Иногда мне даже во сне снится, как хозяин привязывает меня и уходит... Я тогда просыпаюсь и больше не могу уснуть...
БОБИК (сконфуженно). Ты знаешь чего? Я ещё вот что вспомнил! Я, когда проснулся, увидел, как твой хозяин из магазина выходит. Я тогда, конечно, не знал, что это твой хозяин. Это я сейчас сообразил. Ты ирисками пахнешь, и он – ирисками, ты – леденцами, и он – леденцами...
ПОНЧИК (перебивает). А куда же он делся?
БОБИК. Ушёл. Туда. В другую сторону.
ПОНЧИК (кричит). Как ушёл?! Когда?!
БОБИК (задумывается). Так... это... давно уже...
ПОНЧИК (вопит). Что же Вы сразу не сказали?!!
БОБИК (собирается лизнуть Пончика в нос). Извини... заболтался...
ПОНЧИК (отталкивает Бобика). Как же я не заметил его? Почему?!!
Бобик плюхается в сугроб, но тут же вскакивает.
БОБИК (отряхивается от снега). Да ты не виноват! Это всё она!
ПОНЧИК. Кто?!
БОБИК. Да машина! Которая снег убирает! Она между вами проехала. Поэтому ты своего хозяина и не заметил! (неожиданно пригибается и рычит). Я эти машины терпеть не могу! Все наши росписи и все наши следы перемешивают! А ещё воняют! Так воняют, что ничего не соображаешь!.. И вообще, толку от них никакого... Снег убирают, а лёд оставляют. По нему не то, что бегать, ходить трудно. Даже сидеть не получается! Сидишь и скользишь!..
ПОНЧИК (плачет). Что же мне делать?! Ай-я-яй!
Бобик отвлекается от своих рассуждений о снегоуборочной машине.
БОБИК. Что? Ты что-то сказал? Эй! Ты чего рассопливился?
ПОНЧИК. Хозяин потерялся-а-а!
БОБИК (успокаивает). Да найдётся твой хозяин! А не найдётся, вот сейчас перегрызу твою верёвку, и оставайся у нас жить! Степаныч только рад будет! Не бойся, не прогонит! Нас тут много таких – потерянных или бездомных: я, Джулька, Вулкан, Кузя, Грачик!
ПОНЧИК (воет). Кто-о?!!
БОБИК. Грачик!
ПОНЧИК. Он что – птица-а?
БОБИК. Почему птица? Грачик – помесь пуделя с бульдогом. Он откуда-то с юга приехал. Отличный пёс! Всё время шутит, анекдоты рассказывает про попугая! Ха-ха! Смешные!..
ПОНЧИК (продолжая всхлипывать). А где они?
БОБИК. Кто?
ПОНЧИК. Ваши друзья!..
БОБИК. Да вернутся скоро! На рынок побежали, за костями, ну и, вообще...
ПОНЧИК. Грызите...

Бобик мгновенно хватает зубами поводок Пончика и начинает остервенело его грызть. Через минуту дело сделано. Пончик свободен!

ПОНЧИК.– А что теперь? – я растерянно топчусь на месте.
БОБИК. Говорю, оставайся! У нас команда что надо получается! Я, Джулька, Вулкан, Кузя, Грачик и ты! У тебя имя-то есть? Как тебя звать?
ПОНЧИК. Меня зовут Пончиком, потому что я люблю пончики со взбитыми сливками...
БОБИК. А чего это такое?
ПОНЧИК. Еда...
БОБИК. Слушай, Пончик! Можно я твою верёвку себе возьму? Вкусная она у тебя, как вобла!
ПОНЧИК. Да, конечно, берите... Только это не верёвка, а кожаный поводок...
БОБИК. Понятно... Ну что, Пончик, забито? Остаёшься?
ПОНЧИК. У вас?
БОБИК. У кого же ещё? У Степаныча! Твой-то хозяин потерялся!
ПОНЧИК (возбуждённо). Нет, Бобик! Что Вы?!. Конечно, большое Вам спасибо за приглашение! Но я должен найти своего хозяина! Обязательно должен найти! А вдруг с ним приключилась какая-то беда?! Не может быть, чтобы он ПРОСТО ТАК забыл про меня! Я знаю, есть такая человеческая болезнь, когда люди теряют память! Представляете, если мой хозяин заболел этой болезнью и потерял память?! Как же он будет жить? Он пропадёт! Я должен его найти!
БОБИК. А может, он вернулся домой?
ПОНЧИК. Прекрасно! Правильно! Как же я сам не догадался?! Мне надо бежать домой! И если хозяин дома, всё не так страшно! Значит, у него не полная потеря памяти, и он вылечится разными таблетками или с помощью психотерапевта!
БОБИК. С помощью кого?
ПОНЧИК. С помощью психотерапевта. Это такой человек, который ведёт с тобой задушевные разговоры!
БОБИК (поражённо). Вот это да! Выходит, Степаныч – псинотерапевт?!. Он каждый вечер такие задушевные разговоры с нами ведёт!..
ПОНЧИК (машет хвостом). Ладно, Бобик! Извините, но мне, и вправду, пора! Я побежал?!
БОБИК (кивает). Ага. Пока! Псинотерапевт!.. Степаныч…

Бобик исчезает с поводком в сторожке, а Пончик бросаюсь в ту, другую сторону, про которую сказал Бобик. Туда ушёл его хозяин...

ЗАНАВЕС


ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

На сцену выходит Молодой человек. Ёжится.

МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Холодновато нынче… Вот бедолага, да, этот Пончик? Думаете, легко бежать так, искать дорого, любимого человека, внюхиваюсь в снег, смешанный с песком? И ничего, кроме запаха снега и запаха песка, не чуять!.. Невозможно в такой ситуации отыскать следы хозяина!.. Но Нужно!.. Ох... Тревожно у меня на душе. Скоро наступит ночь! И вот, глядите, что не видите, а мне отлично видно, как спешит наш Пончик! Вон он мчится по тротуару, по шоссе, перескакивает через трамвайные рельсы...Перекрёсток. Останавливается… Решает, куда поворачивать? Налево, направо? Нет… Почему-то направляется прямо, к дубовому парку… Странно…

Молодой человек уходит за Пончиком.
На сцену выбегает запыхавшийся Пончик.

ПОНЧИК (радостно). Ну, наконец-то! Сейчас я найду следы хозяина!.. Это парк, по которому мы гуляли с ним совсем недавно. Только передохну немного… Ой_ё-ёй… Если бы сейчас была осень, дубы прошелестели бы мне какую-нибудь вечернюю сказку и обсыпали бы меня своими странными изрезанными листьями. Но сейчас зима. Дубы молчат и даже не покачивают ветвями. Лишь причудливые тени их переплетаются на снегу под фонарями, а я бреду по этим теням и разговариваю сам с собой, потому что мне очень одиноко… Ой-ё-ёй! Какой большой парк! Ой-ё-ёй! Куда меня занесло! Ой-ё-ёй! Где же следы хозяина?!. Но вокруг только тени, и ни души! Словно мир состоит из одиноких теней. И даже я начинаю казаться себе тенью...

«Ох!» – вдруг вскрикивает кто-то в темноте. – «Потише ты, бродяга! Хвост отдавил!»
Пончик как ошпаренный отпрыгивает от скамейки, мимо которой проходит.

ПОНЧИК (дрожащим голосом). Кто здесь?
ГОЛОС. Кто, кто?.. Дед Пихто!

Из-под скамейки выглядывает лохматая собачья морда. Это Полканыч.

ПОЛКАНЫЧ. А ты-то кто?
ПОНЧИК. Я Пончик. Простите меня, пожалуйста. Я вас не заметил, потому что у меня беда! Я потерял хозяина...
ПОЛКАНЫЧ. Хозяина?.. Ты что, Пончик, из этих... из интеллигентов?

Пончик виляет хвостом. Удивлённо смотрит на пса. Не понимает, о чём это он.

ПОЛКАНЫЧ. А где потерял?
ПОНЧИК (вздыхает). Там, у магазина... Мы гуляли с хозяином в этом парке. Мы приехали сюда на трамвае...
ПОЛКАНЫЧ. На каком номере?
ПОНЧИК (печально). Я не знаю... Он всё время позвякивал. Вот так: дзынь-дзынь, дзынь-дзынь! Он был синего цвета, с белой полосой.
ПОЛКАНЫЧ. Они все звенят, трамваи эти! Только холодно в них. Печки не работают... Я больше люблю в автобусах ездить. Вот в них тепло! Когда водитель печку включает... М-да. Как тебя кличут, говоришь?
ПОНЧИК. Пончиком.
ПОЛКАНЫЧ. Забавные прозвища у вас... у очкариков.
ПОНЧИК. У кого?
ПОЛКАНЫЧ. У интеллигентов... М-да. Плохи твои дела, Пончик... Это не хозяин твой потерялся. Это ты потерялся... Что же ты теперь будешь делать? Как будешь жить? А?
ПОНЧИК. Я... я буду искать хозяина!.. Я найду его!..
ПОЛКАНЫЧ (перебивает). Да ночь на носу! Холодная безжалостная ночь!.. Спать пора!.. Ты вот что, любезный... Ты мне лучше помоги добраться до моей норы. Тут недалеко... В одном подвале... Там тепло... У меня там даже кость припрятана... Большая, мозговая кость... Я её на свалке откопал... М-да. Помоги, сынок... Помоги, Христа ради... Устал я... и лапы не держат... Подставь бочок... Поддержи старика... М-да. Как тебя звать, говоришь?..
ПОНЧИК. Пончиком...
ПОЛКАНЫЧ. А, ну да... А меня этим, как его?..

Старый пёс дышит тяжело, хрипло. Так и не назвав себя, он грузно опирается на Пончика, и они плетутся по холодному дубовому парку, а старый лохматый пёс изредка указывает дорогу к своему убежищу. И Пончик тащит Полканыча на себе, тащит, тащит так долго, словно целую жизнь...

В подвале темно.

ПОЛКАНЫЧ. Вот и на месте…
ПОНЧИК (тяжело дышит). Как душно… И пахнет крысой... Я однажды видел крысу... В нашем дворе у контейнера с мусором… Крыса уставилась на меня чёрными глазками-бусинками и ухмыльнулась. У меня заколотилось сердце, я весь напрягся, я приготовился к прыжку, но тут хозяин свистнул, и мне пришлось побежать к нему. А крыса хихикнула и исчезла в каком-то пакете с объедками...

Из глубины подвала раздаётся писклявый голос.

ПИСКЛЯВЫЙ ГОЛОС. Полканыч, кто это с тобой?
ПОЛКАНЫЧ (кашляет). Кхе-кхе... Свои...
ПИСКЛЯВЫЙ ГОЛОС. Свои – не свои, а пахнут вкусно!

Пончик прижимается к стене. Он вглядывается в темноту, внюхивается и… вдруг у него из-под ног выпрыгивает самая настоящая крыса!

КРЫСА СЕНЬКА. Странно, правда?! Старый пёс дружит с крысой?
ПОЛКАНЫЧ (сипит). Сынок... Ты не нервничай... Это крыса Сенька... Он хорошая крыса... Белая... Это он шутит так... М-да. Сенька! Не пугай мальца... Он, бедолага, потерялся... Пускай переночует у нас, а там видно будет... Ты, сынок, поспи, отогрейся... Никуда не денется твой хозяин...
КРЫСА СЕНЬКА (пищит). Мы гостям завсегда рады! Особенно нежданным!

Пончик виляет крысе хвостом.

ПОНЧИК. Спасибо! Я конечно, останусь…

В подвале царит полумрак. В свете луны появляется Молодой Человек.
Он склоняется над спящими и прикладывает палец к губам.

МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Т-с-с… Тише… Притомились ребята… Вона, как спят… Только Пончик что-то ворочается… Да и Сенька попискивает во сне, а старый пёс дремлет с открытыми глазами. Такое ощущение, что смотрит прямо на меня…

Старый пёс неожиданно всхрапывает и так же внезапно умолкает. В эти мгновения крыса Сенька, который лежит у старого пса под боком, взвизгивает и выбивает зубами мелкую дробь.

МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Жуть!.. Видно, они, закадычные друзья – Сенька и старый пёс. Живут в одном подвале, грызут общую кость... И называет Сенька старого пса ласково – Полканычем... Ласково и уважительно... Ах, о чём это я, когда тут такое?.. Печальная беседа произошла перед сном… Значете, что сказал крыса Сенька и что посоветовал Пончику старый пёс Полканыч, когда Пончик рассказал им про то, как потерялся хозяин? Крыса Сенька пропищал…

КРЫСА СЕНЬКА (сквозь сон). Вот дурачок! Хи-хи-хи! Да твой хозяин не память потерял, а совесть! Хи-хи-хи! Он же решил от тебя избавиться! Тебя к перилам привязал, а сам ушёл, хи-хи-хи! Бросил! А ты возьми и наплюй на него, хи-хи-хи!
ПОНЧИК (во сне, беспокойно) Как?!! Как «наплюй»?!!
КРЫСА СЕНЬКА (всё также во сне). Вот так!..

Сенька плюётся с закрытыми глазами.

ПОЛКАНЫЧ (вздыхая во сне). Да, сынок, всякое бывает... И даже хуже... Поверь мне, м-да. Ты вот что... Ты оставайся... Мы дружить умеем... Ты с нами не пропадёшь... Мы тебя многому научим... м-да.
СЕНЬКА (во сне). Это точно!
ПОЛКАНЫЧ (во сне). Завтра, к примеру, составь компанию Сеньке. Сбегай с ним на рынок за мясом. Вместо меня... м-да. Подмени старика... А не то конкуренты из супермаркета удумали рынок у нас отбить... м-да. Меня лапы совсем не держат... Ты же сам видел, как мотало старого Полканыча... А ты – молодой... В случае чего Сеньку прикроешь... С конкурентами разберёшься... м-да. Тебе Сенечка всё объяснит... Что надо делать на рынке, как себя вести... Тебе понравится! Дело молодое...
СЕНЬКА (радостно во сне). Хи-хи-хи! Вот и напарничек помолодел!
ПОНЧИК (растерянно). Но как же?.. Нет! Нет! Мой хозяин не такой! Он просто заболел. Он потерял память! И я его обязательно найду! Я спасу его!.. Вот помогу завтра вам, сбегаю вместе с Сенькой на рынок, и отправлюсь дальше искать своего хозяина – своего единственного настоящего друга. Я найду его! И сам отыщусь! Я ведь тоже потерялся... Глупый я пёс...
ПОЛКАНЫЧ. Оставайся, сынок... Сенька прав... Зачем тебе такой хозяин?

Молодой человек осторожно, чтобы никого не разбудить, подходит к Пончику.

МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. После этих слов Пончик отвернулся и заплакал… Потому что он поверил своим новым друзьям… А потом он увидел вот такой сон…

Сцена ярко освещается.
Пончик смеётся и прыгает от счастья.

ПОНЧИК. Ура! Я дома! Я спал на своём матрасике. А вот и мой хозяин!

На сцену выбегает Хозяин. Пончик бросается к нему, обнимает, восторженно лает. Хозяин тоже обнимает Пончика. Потом, устав от бурных эмоций, Пончик ложится на свой матрасик, а Хозяин присаживается рядом на корточки и гладит Пончика по ушам, по щекам, по шее. Пончик счастлив. Он блаженствует…
Вдруг, откуда ни возьмись, появляется крыса Сенька.

СЕНЬКА (смеётся). Хи-хи-хи! Хи-хи-хи! Хи-хи-хи! Хи-хи-хи!

Снова становится темно. И Хозяин исчезает.

ПОНЧИК (умоляет Сеньку). Перестаньте, пожалуйста! Ваше хихиканье такое глупое! Оно такое глупое, что я потерял моего хозяина!..

Но и крысы Сеньки нет уже рядом. Исчез крыса Сенька!.. Пончик совсем один. Он лежит на матрасике, он спит, а кто-то шепчет ему: «Поплачь, поплачь... Поплачь...»
Пончик вздрагивает, просыпается, скулит.
Уже светло. Пончик трёт глаза и смотрит на Полканыча.

ПОНЧИК (недоумённо). Где я, и кто этот старый лохматый пёс?
ПОЛКАНЫЧ (тихо). Поплачь, сынок, поплачь...
ПОНЧИК (судорожно вздохнув). Ах!.. Это же старый пёс Полканыч...
ПОЛКАНЫЧ (печально сипит). Эх, сынок!.. Вот смотрю я на тебя и вспоминаю себя... щенком, совсем крохотулечкой... м-да. Как остался я без мамки... И скулил я в таком же подвале, а старый пёс – добрая душа Полкан Полканыч пожалел меня, пригрел... И не дал мне помереть с голоду...
ПОНЧИК. Дом и хозяин!.. Они мне всего лишь приснились!.. И спал я не у себя на матрасике, а в душном подвале, где водится крыса Сенька...

Из-за спины Полканыча появляется белая Сенькина мордочка.

КРЫСА СЕНЬКА. Эй! Эй, собаки! Хватит причитать! Нам на рынок пора!..

ЗАНАВЕС


ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Пончик и Крыса Сенька прячутся за пустыми ящиками у кирпичной стены, над которой красуется вывеска «Городской рынок».
Справа располагается мясной ряд. За прилавками торгуют мясом и колбасой толстые тётеньки.

СЕНЬКА. Значит так. Я бегу по прилавку с мясом, тётки в шоке, ты подскакиваешь, хватаешь самый большой кусок и назад! Не оборачивайся и не психуй, понял?! За меня не волнуйся! Я тебя потом догоню. На всё про всё – шестьдесят пять секунд!
ПОНЧИК (взволнованно). А если получится больше?
СЕНЬКА. Не боись, Ватрушка! Всё рассчитано-подсчитано! Сказано: шестьдесят пять секунд, значит, шестьдесят пять!
ПОНЧИК (нервно). Но вдруг нам что-то помешает? Вдруг там будут наши конкуренты? И мы задержимся?
СЕНЬКА (возмущённо взвизгивает). Слушай, Бублик! Чего ты рассуждаешь тут, паникуешь?! Мы с Полканычем и не такие дела проворачивали!.. Если появятся конкуренты, нам это только на руку! Тогда ты завязываешь потасовку, а я делаю своё дело! Понял, Хачапури?!
ПОНЧИК. Но я же первый раз! Я никогда в жизни не брал ничего чужого! Только однажды я погрыз старый тапок моего хозяина, но ведь я его не украл!..
СЕНЬКА (обрывает Пончика). Хватит ныть!

Сенька выглядывает из-за ящиков.

СЕНЬКА. Конкурентов нема! Начинаю отсчёт!
ПОНЧИК (в страхе). Уже?!
СЕНЬКА (возбуждённо отсчитывает). Айн!..
ПОНЧИК (бормочет). Хоз-зяин... Помоги мне собраться с духом! (в зал) В минуты щенячьего страха я всегда обращаюсь за помощью к мужественному образу моего хозяина. И тогда своим внутренним взором я вижу, как хозяин подмигивает мне. «Пончик! – подбадривает меня хозяин. – Хорош-шая собака! Умная собака! Вес-сёлая!..»
СЕНЬКА. Цвайн! Драйн!..
ПОНЧИК. Я мысленно машу хозяину хвостом и... становлюсь в стойку. Я взбодрился от одной только мысли о моём хозяине! Теперь я готов к любым неожиданностям!..
СЕНЬКА. Пошёл! Пошёл я!.. Эй, Пончик, не дрейфь! Сосчитай до пяти – только не торопись – и скачи следом за мной!

Крыса Сенька стрелой мчится к мясному ряду и, подбежав к прилавку, ловко вскарабкивается на самый верх.


ПЕРВАЯ ТОЛСТАЯ ТОРГОВКА (вскрикивает, заметив крысу) Ай! Аааааааай!!!
ПОНЧИК. Раз, два, три, четыре, пять! Вперёд!
ВТОРАЯ ТОЛСТАЯ ТОРГОВКА (вторит первой). Ааааааай! Ааааааай!!!

Сенька скачет по самым отборным кускам свинины, телятины и баранины.

ВСЕ ТРИ ТОЛСТЫЕ ТОРГОВКИ (вопят хором, не отводя круглых глаз от бесстрашного Сеньки). Аааааааааай!!!

Пончик подбегает к мясному ряду на негнущихся лапах. Вот он у прилавка. Вот он впивается пастью в огромный кусок говядины, стягиваю его вниз, и никто из голосящих торговок не замечает этого.
Пончик убегает со сцены. Следом устремляется Сенька. Торговки, не переставая кричат своё «Аааааааааай!!!»
Появляется Молодой человек.

МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК (усмехаясь). И он убежал с территории рынка – за ворота, на улицу, подальше от места преступления!!! Какой стыд... Этот славный пёс стал вором... Ужас! Кошмар!.. Вот он тащится вдоль стены. Бежать у него не получается. Когда ему стыдно, он слабеет, когда слабеет, он уже не собака… Зачем он сделал это?! Ради чего?! Ах, ну да!.. Его попросил Полканыч. Старый, голодный пёс, которому надо помочь…

ПОНЧИК (выбегая на сцену). Он же помог мне, приютил на ночь!.. Жутко, жутко! Не надо было мне делать этого! Я знаю!.. Теперь я навсегда останусь мрачной собакой с дурными мыслями...

Раздаётся знакомый топот. Пончик оборачивается и видит Крысу Сеньку.

СЕНЬКА. Эй! Коржик! Да погоди ты! Смотри, чего я стянул! (показывает Пончику чёрный полиэтиленовый пакет). Давай свой трофей! Мы его спрячем!

Пончик засовывает в пакет говяжью вырезку.

СЕНЬКА (весело пищит, усмехается). А ты, Баранка, боялась! С боевым тебя крещением! Ну, чего встал? Поскакали дальше! Нам ещё в переход спускаться. А там народу-ууу! Могут и затоптать...

С пакетом в зубах Пончик устремляется вперёд.

На сцене темно. Только мигают лампочки.

ГОЛОС ПОНЧИКА. Не люблю я эти переходы! Все тут толкаются, что-то продают, что-то покупают, а какие-то неопрятные дядьки сидят прямо на земле рядом со спящими собаками и просят милостыню. Всегда здесь царит полумрак, и дневной свет проникает сюда неохотно, будто боится замараться о что-то нехорошее... Но в этом подземном переходе не так уж и тоскливо. Вон бабушка смешная играет на гармошке и поёт забавную песенку!

Мимо проносится бабушка с гармошкой.

БАБУШКА С ГАРМОШКОЙ (поёт):
– Я не бабочка и не пчёлка я,
А задорная девчонка я!

Следом тётенька раздаёт рекламные листовки.

ТЁТЕНЬКА С РЕКЛАМНЫМИ ЛИСТОВКАМИ (бодро выкрикивает). Мёбель! Мёбель! Лучшая мёбель года! Прямо со склада из шведского города Лондона! Кресла-качалки и двухэтажные раскладушки! Для старушек и старичков трёхпроцентная скидка!

ПОНЧИК. А вон пирожки с курятиной, капустой, грибами, клюквой и яблоками раздаёт румяная продавщица всякому, кто только пожелает! И таинственно мерцают витрины маленьких магазинчиков с разными побрякушками, сумками, носками, книгами, зажигалками...

Вдруг в темноты высвечивается неопрятный дядька. Прохожие бросают ему деньги в коробку, а рядом, в ногах у дядьки, спит лохматая .собакчка.
Пончик останавливается как вкопанный.

ПОНЧИК. Девочка! Это же Девочка! Моя подружка! Болонка!
СЕНЬКА (окликает Пончика) Ты чего застрял? Эй, Пирожок!

От неожиданной встречи с Девочкой Пончик роняет пакет с вырезкой на землю и хрипит что-то невразумительное.

СЕНЬКА (не понимает). Чего? Эй! Пряник! Приди в себя! Побежали, побежали! Ну-ка лапками, лапками!..

Пончик не двигается с места. Крыса Сенька перехватывает его взгляд и догадывается.

СЕНЬКА. Чего? Знакомая, что ли?
Пончик кивает. И вдруг его, словно пропывает.

ПОНЧИК. Это Девочка! Раньше она жила в нашем доме! Сколько раз я бегал с ней по двору, играл в догонялки и в «Угадай запашок!» Что она тут делает?! Почему она ТУТ с этим подозрительным человеком, который так нехорошо ухмыляется?! Где её хозяин? Она что, ТОЖЕ ПОТЕРЯЛАСЬ?!
СЕНЬКА. Понятненько! Только это дохлый номер! Напрасно ты пялишься! Она тебя не видит и не слышит!
ПОНЧИК (испуганно). Почему?! Она... она сдохла?!!
СЕНЬКА. Да нет, милок! Не бойся, не сдохла... Но лучше бы... сдохла.
ПОНЧИК (в панике). Почему?!! Что ты такое говоришь?
СЕНЬКА. Слушай! Некогда! Потом объясню! Побежали, давай! Бери пакет! Ну!
ПОНЧИК (нервно дрожит). Почему?! Почему «лучше бы сдохла»?!
СЕНЬКА (злится). Эй! Мы не сможем помочь твоей подружке! Понял?
ПОНЧИК. Но почему?! Кто этот человек? Что он сделал с Девочкой? Ты что-то знаешь? Скажи!
СЕНЬКА (сдаётся). Ладно! Я объясню тебе. Да тут и объяснять ничего не надо! Лучше смотри!

Сенька толкает Пончика в бок, и пёс смотрит на Девочку.
Девочка просыпается, она глубоко вздыхает, всей грудью и выдыхает так тяжело, словно хочет освободиться от чего-то очень и очень плохого.
Но тут неопрятный дядька достаёт из кармана своего грязного пальто шприц с острой иглой на конце и собирается сделать Девочке укол.

СЕНЬКА (шипит). Ах, ты! Он её сейчас уколет!

И тут Пончик, не раздумывая, бросается к этому злому человеку, бросается на него грудью и выбивает из его скрюченных пальцев шприц с иглой.

ПОНЧИК (кричит Девочке). Беги, Девочка! Беги!

Девочка смотрит на Пончика и не узнаёт его.
Неопрятный дядька приходит в себя и пытается ударить Пончика кулаком по носу. Пончик увёртывается и хватает дядьку за руку.

НЕОПРЯТНЫЙ ДЯДЬКА (вопит). Бес проклятый! Люди! Поможите!!!

Какие-то тени надвигаются на Пончика. Они растут, они орут, они злобно сверкают глазами.
Пончик остервенело сжимает запястье врага.

ПОНЧИК (хрипит из последних сил). Бег-хи, Девочка! Бег-хи!

Толпа ревёт. Пончика ударяют сверху.
И тут на помощь приходит крыса Сенька. Он подскакивает к Девочке и что есть мочи вонзает в её хвост свои острые зубки. Девочка взвизгивает, вскакивает на все четыре лапы и трусит к выходу – к выходу из этого ужасного подземелья. Вывернувшись из чьих-то цепких рук, Пончик бежит следом за Девочкой и за Сенькой.
Они рвутся к свету.

Сцена ярко освещена.
Друзья останавливаются у пустыря, за голыми кустами шиповника.
Запыхавшийся Сенька прерывисто пищит.

СЕНЬКА. Ну... ты... даёшь!.. Не Пончик... а прямо... крекер... с перцем!
ПОНЧИК (не обращая внимания на комплименты, обращается к болонке). Девочка, тебе плохо?! Как ты исхудала! О, Боже! А шерсть! Вся в колтунах! И как тебя трясёт, бедняжку! Чем тебе помочь?

Девочка смотрит на Пончика и, наконец, узнаёт.

ДЕВОЧКА (заикаясь). Пон-нчик... Эт-то ты?

Пончик прижимается к Девочке, чтобы ей стало теплее. Согревшись, Девочка перестаёт дрожать.

ПОНЧИК. Что с тобой стряслось?
ДЕВОЧКА. Я не помню... Я только помню, что всё время спала... А рядом сидел какой-то нищий... А ещё я помню, что он колол меня чем-то колючим... и потом я снова спала...
СЕНЬКА. Этот тип колол вас снотворным.

Девочка замечает Сеньку.

ДЕВОЧКА (испуганно вскрикивает). Крыса!..
ПОНЧИК. Не бойся! Это Сенька. Он друг. Если бы не он, нам бы пришлось худо!
ДЕВОЧКА (кивает). Я понимаю! (говорит Сеньке) Вы так ловко цапнули меня за хвост!
СЕНЬКА (довольно хмыкает). Это я умею?
ДЕВОЧКА (улыбается). Спасибо! Вы меня спасли! Если бы Вы не укусили меня, я бы ни за что не проснулась!
СЕНЬКА (ухмыляется). Клин клином вышибают!

Девочка от всей души виляет хвостом и пытается лизнуть Сеньку в розовый нос.

ДЕВОЧКА. Я никогда Вас не забуду!

Сенька смущённо хихикает. Пончик радуется вместе со всеми, но видно, что при этом ему не даёт покоя один вопрос.

ГОЛОС ПОНЧИКА. Почему нищий колол Девочку? И чем он это делал?

СЕНЬКА. Да шприцом со снотворным!
ПОНЧИК (поражённо шепчет Сеньке). Вы... вы умеете читать мысли?!
СЕНЬКА. Я много чего умею.
ПОНЧИК. Шприцом со снотворным? Но для чего?!
СЕНЬКА. Нищим больше подают, если они с собаками. Когда рядом лежит бедненькая собачка, нищему рублики так и сыплются. Вот эти побирушки и давят на людскую жалость. А чтобы собачки тихо себя вели, их усыпляют снотворным.
ПОНЧИК (возмущённо). Какое безобразие!
СЕНЬКА. Обыкновенный расчёт.
ДЕВОЧКА (улыбается). О чём это вы шепчетесь?

Девочку уже не трясёт, и она повеселела.

СЕНЬКА. Да вот. Говорю, не мешало бы вам подкрепиться!
ДЕВОЧКА (вздыхает). Как вы догадались? Я такая голодная! Я бы сейчас съела  ведро сухого корма!
СЕНЬКА (вдруг вспоминая). Слушай, Пончик! А где вырезка? Где пакет?

Пончик глупо смотрит себе под нос, но ничего кроме обломанной веточки, лежащей на снегу, не видит.

СЕНЬКА. Да-а... Пролетели...
ДЕВОЧКА. Это всё из-за меня, да? Вы остались без еды?
ПОНЧИК (успокаивает Девочку). Не волнуйся! Что-нибудь придумаем...
ДЕВОЧКА (мечтательно закатывает глаза). Ах, если бы сейчас здесь оказался мой хозяин! Он бы нас так накор... (замолкает на полуслове) Вы знаете… (принюхивается) кажется, эти места мне знакомы... По-моему, где-то неподалёку работает мой хозяин... Да-да! Конечно! Где-то совсем рядом... В таком большом здании, которое называется банком. Мой хозяин меня очень любит, и очень часто берёт меня с собой на работу...
СЕНЬКА (удивлённо). Да ну?! Ваш хозяин банкир? Так чего мы ждём? Побежали искать Вашего хозяина!

Друзья выглядывают из-за кустов.

СЕНЬКА (нетерпеливо). Куда теперь?
ДЕВОЧКА (внюхивается). По-моему, туда... В конец улицы.
ПОНЧИК. А как же Полканыч?
СЕНЬКА. Найдём банкира, побежим за Полканычем!
ДЕВОЧКА. Кто такой Полканыч?
ПОНЧИК. Очень добрый пёс!

Друзья бегут по шумной улице.

ГОЛОС СЕНЬКИ. Надо же!.. Вот это подфартило!.. Банкир!.. Надеюсь, порядочный человек!.. Накормит, напоит!.. Надо же!..
ГОЛОС ПОНЧИКА. Здорово, что так получилось! Найдём хозяина Девочки, и он приведёт меня домой! И тогда я встречусь с моим хозяином!.. Если, конечно, он дома...
ГОЛОС ДЕВОЧКИ. У города удивительные ароматы! На первый нюх может показаться, что все запахи города перемешиваются и превращаются в один неприятный дух. Но это не так! Принюхайтесь повнимательней, и вы поймёте, что вас окружают бесчисленные множества ароматных ручейков и речек, которые вливаются друг в друга, протекают сквозь вас, а потом внезапно растворяются в воздухе и уступают место новым волнам запаха...

Друзья останавливаются у столба.

СЕНЬКА (стараясь перекричать шум города). Вон домина с башенками! Не банк?
ДЕВОЧКА (морщится). Нет… это здание отдаёт лекарствами.
СЕНЬКА (удивлённо). Да? А мне почудилось – денежками: долларами–рубликами.
ДЕВОЧКА (вздыхает). Нет… доллары пахнут иначе... Что-то я совсем запуталась... Кажется, раньше вон у той площади стоял киоск, в котором пекли удивительные блины с ветчиной. Я отчётливо помню их аромат! Но вы видите, киоска нет!.. Впрочем, я чувствую собственный запах! Да-да! Это же тот самый столб, у которого месяц тому назад я оставила свою роспись!.. Нам на ту сторону!

Друзья торопятся перебежать перекрёсток, но в эту самую минуту прямо перед нами останавливается большой фургон с надписью «КОЛБАСЫ-САРДЕЛЬКИ».
Из кабины фургона выпрыгивает водитель. Посвистывая, он направляется к задним дверям фургона. Затем распахивает двери и...

ГОЛОС ДЕВОЧКИ (восторженно). О-о-о!.. Что это?!! Какой удивительный колбасный дух!!!
СЕНЬКА (прыгает от счастья). Прямо к тротуару прибило колбасной волной!
Пончик ошарашено смотрит на фургон.
Первой из них приходит в себя Девочка.

ДЕВОЧКА (взволнованно). Не будем отвлекаться! Давайте поспешим! Я чувствую, за углом банк моего хозяина! Пончик, ты слышишь меня?!
ПОНЧИК (встряхивая головой и глупо моргая). Слыш-шу... к-конечно... (с трудом переведя дыхание) поб-бежали... Куда нам теперь?
ДЕВОЧКА. Туда!

Пончик с трудом скачет за Девочкой.

ДЕВОЧКА. Что с тобой?
ПОНЧИК. Понимаешь ли, Девочка! От только что перенесённого колбасного стресса у меня свело заднюю правую лапу и кончик хвоста… Как же она пахла – эта колбаса!.. И кажется, там, внутри фургона, были мои любимые свиные сардельки!..

Пончик оборачивается, чтобы посмотреть на волшебный фургон ещё раз. В это самое время фургон трогается с места и с шумом уезжает.

ДЕВОЧКА. А где твой приятель?

Пончик смотрит направо, но не видит Сеньки.
Пёс озирается по сторонам, нюхает воздух и только разводит лапами.

ПОНЧИК. Ничего, кроме слабых колбасных ручейков я не чувствую. Сенькой и не пахнет... Куда же он подевался? Тоже потерялся, что ли?!
ДЕВОЧКА. Не волнуйся! Найдётся. Бежим, бежим! Я уже чувствую банк моего Хозяина…

Собаки скрываются за поворотом.

ЗАНАВЕС


ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЁРТОЕ

По сцене проходит Молодой человек.

МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Вот так бежишь порой по городу, печально внюхивая в себя город, бежишь и бежишь, размышляя о том, сколько всего ещё будет потеряно в жизни, и не догадываешься, что радостей-то больше. Даже если на пути твоём приключаются всякие неожиданности и разные мелкие неприятности… Да вот, к примеру… Поглядите-ка на них! Узнали? Это конкуренты из супермаркета, о которых говорил Полканыч. Ха! Конкуренты… Да это же Бобик со своей командой!


Мимо проносится Бобик. За Бобиком следуют четыре собаки. Это Джулька, Вулкан, Кузя, Грачик. Они сосредоточены. Бобик держит в зубах чёрный полиэтиленовый пакет, в котором что-то болтается. Собаки убегают…
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. А пакет узнали? Нет? Да это же Сенькин пакет! И в нём  говядина для Полканыча! Где, спрашивается, справедливость? Да, в общем-то, здесь она! Эта самая справедливость! Кто-то теряет, а кто-то находит…

Молодой человек неожиданно нагибается и что-то подбирает с земли.

МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК (весело). О! Сто рублей! Были ваши, стали наши (быстро уходит).

На сцену выбегают Девочка и Пончик.

ДЕВОЧКА (ликуя). – Вот он – банк моего хозяина!

Собаки подбегают к жёлто-зелёному зданию.

ДЕВОЧКА. Мы нашли его!!! Нашли!!! (лает).

Пончик лает вместе с Девочкой. Девочка повизгивает и прыгает, как сумасшедшая перед Охранником Петей, который стоит у входа в банк.
Охранник косится на Девочку, приглядывается к ней, о чём-то задумывается, потом смотрит на тучку в небе, и наконец бросает взгляд на стену. Потом он ударяет себя огромными кулаками в грудь.

ОХРАННИК ПЕТЯ (поёт). Тра-ля-ля!!! Тра-ля-ля!!!
ДЕВОЧКА (кричи Пончику). Это охранник Петя! Он меня узнал!!! Ура!

Неожиданно охранник Петя подскакивает к стене и целует стену! А потом большой плакат с фотографией Девочки.

ОХРАННИК ПЕТЯ (продолжая распевать). Тра-ля-ля! Тра-ля-ля! (снова целует плакат и торжественно читает объявление под фотографией) ПОТЕРЯЛАСЬ ДЕВОЧКА! БОЛОКА! НАШЕДШЕГО ПРОСИМ СООБЩИТЬ ПО ТЕЛЕФОНУ: 911-911-911! НАШЕДШЕГО ЖДЁТ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ 5000 ДОЛЛАРОВ! С УВАЖЕНИЕМ, ДИРЕКТОР БАНКА!

Охранник Петя принимается отплясывать очень смешной танец. Он подпрыгивает на месте, высоко задирая коленки, размахивает руками и трясёт головой так энергично, словно отгоняет мух.
Девочка вертится под ногами Охранника Пети. Им ужасно весело.
Пончик вежливо виляет хвостом.

ГОЛОС ПОНЧИКА. Интересно, что такое "БОЛОКА"? Может, по-банкирски это означает «ЛЮДИ ДОБРЫЕ»?

Напрыгавшись, охранник Петя садится на ступеньку и протягивает руки к Девочке.

ОХРАННИК ПЕТЯ (ласково). Иди ко мне, моя хорошая! Моя бесценная!
Девочка подбегает к охраннику Пете, нетерпеливо перебирая лапами. Охранник гладит её по голове и достаёт из кармана телефон.
Пончик всё также задумчиво продолжает вилять хвостом.

ГОЛОС ПОНЧИКА. О! Сейчас будет звонить по телефону… Такие телефоны почему-то называются сотовыми. Но в этих сотах никакого мёда нет! Я точно знаю, я проверял, когда однажды я забежал следом за моим хозяином в магазин, где продаются такие сотовые телефоны... Мой хозяин мечтает купить сотовый телефон. Не понимаю, для чего он ему нужен. Если дома у нас уже есть телефон – большой и чёрный. На тумбочке в прихожей, а мёд мы храним в банке из-под солёных огурцов…. Мы с хозяином мёд уважаем, и едим его большими столовыми ложками, правда, не часто. Хозяин говорит, что это дорогое удовольствие. Но раз в год мы обязательно набиваем свои животы мёдом. Мёд – это пища богов!.. Эх, хозяин, хозяин... Где ты? Скоро ли мы увидимся?..

ОХРАННИК ПЕТЯ (вопит в телефон). Господин директор! Я её нашёл! Я нашёл Девочку! Я так рад! Это я нашел её! Я так рад!!!

Мимо проходит сердитая старушка. Она недовольно смотрит на охранника Петю.

СЕРДИТАЯ СТАРУШКА (ворчит). Олигархи бешовештные! Рады они!.. (уходит).

Выключив телефон, охранник Петя наклоняется к Девочке и с огромной нежностью гладит собачку по нечесаной спутанной шерсти.

ОХРАННИК ПЕТЯ (сюсюкает). Грязнулечка ты моя! Ути-пути! Вот привалило! Вот так привалило! Ути-пути!..

Двери банка распахиваются, и на улицу выскакивает красный костюм в жёлтую клеточку. А в нём (в костюме) – хозяин Девочки – худенький коротко стриженый человечек. Он по-птичьи размахивает руками, как крыльями, и плачет от счастья. Слёзы так и льются по его впалым щекам.

ГОСПОДИН ДИРЕКТОР БАНКА (тиская болонку). Девочка! Где же ты бродила, дурочка?! На кого ты меня бросила?! Ну ничего, сейчас мы тебя отмоем, накормим, отправим в санаторий!..

ГОЛОС ПОНЧИКА. Вот как любит господин директор банка свою собачку! А ведь он совсем и не один на этом свете! У него есть и жена, и четверо детей, и мама, и папа, и даже две бабушки и три дедушки, и ещё банк, и охранник Петя! И такая нежная привязанность к маленькой лохматой болонке!.. За что нас так любят хозяева? Ну, мы собаки, понятно, за что мы любим своих хозяев. Мы любим их за то...

Господин директор банка подбрасывает Девочку над головой и ловит её, а Девочка лижет ему лицо, потом, вырвавшись из объятий, соскакивает на землю и становится рядом с Пончиком.

ГОСПОДИН ДИРЕКТОР БАНКА (заметив Пончика). Ух, ты! Вот это сюрприз! Это же пёс моего соседа! Пончик! Ты откуда, бродяга? (треплет Пончика. по уху и очень серьёзно произносит) Да-а... Ну-ка, братцы, марш за мной!

Собаки послушно бегут за господином директором в банк.

Кабинет господина директора банка.
Господин директор плюхается в мягкое кресло и нажимает на какую-то кнопку в столе.

ГОСПОДИН ДИРЕКТОР БАНКА (в микрофон). Милочка, пожалуйста, принесите мне из холодильника всё мясное!
ГОЛОС СЕКРЕТАРШИ МИЛОЧКИ (из динамика). Сию минуту!

Тут же секретарша Милочка вносит большое блюдо с колбасками и свиными сардельками.
Девочка и Пончик с жадностью набрасываются на сардельки-колбаски. Только и слышно громкое чавканье и хруст за щеками. Но в это время из динамика раздаётся злой голос.

ГОЛОС ПЕРВОГО ГРАБИТЕЛЯ. Всем стоять!!! Никому не двигаться!!! Это ограбление!!!

Господин директор на мгновение застывает на месте, а потом неожиданно подскакивает к Пончику, садится перед ним на корточки и протягивает ключ.

ГОСПОДИН ДИРЕКТОР БАНКА (шепчет). Слышишь, Пончик!.. Ты отличный пёс! Хороший пёс! Бери ключ... Я знаю! Ты умный пёс! Ты всё сделаешь правильно! Бери ключ! Это ключ от главного сейфа! А я им подсуну ключик от небольшого сейфа, от моего личного... Хватай ключ, сынок, и беги на улицу! И жди меня там, на углу, жди! Понял?

Пончик осторожно берёт зубами ключ от сейфа и стремглав бросается вон из кабинета господина директора. В дверях он сталкивается огромным верзилой в чёрной маске, но тот не обращает внимания на Пончика.

ПЕРВЫЙ ГРАБИТЕЛЬ (кричит господину директору). К стене! К стене, я сказал!

Пончик проскакивает между первым грабителем и ещё одним налётчиком, увёртывается от третьего, и мчится, мчится, и наконец, выбегает из здания банка.

ГОЛОС ПОНЧИКА. Странно!.. Охранника Пети нигде не видно. Ого! Какие большие грузовики! Вон эти, которые стоят по обе стороны от входа в банк, поперёк улицы. Пыхтят и гремят так громко, словно внутри у них не моторы, а консервные банки!.. Фу, какой вонючий едкий дым.

Пончик чихает. Затем садится прямо у дверей и принимается ждать хозяина Девочки.

ГОЛОС ПОНЧИКА. Эх… Ну и жизнь пошла у меня! Прямо триллер какой-то... Такие триллеры… фильмы… смотрит мой хозяин... Эх, хозяин, хозяин, где ты, мой дорогой хозяин? Тебе бы понравились мои приключения... Вот бы появился ты сейчас и спас бы хозяина Девочки от налётчиков! Мы бы их раскидали! А потом господин директор угостил бы нас разной колбасой и сардельками, и пошли бы мы гулять по парку все вчетвером...

Из банка вываливаются три бандита, первый из которых держит в руке небольшой черный портфель. Второй верзила убегает налево, третий направо, а Первый грабитель с портфелем чего-то ждёт. Вскоре раздаётся рёв отъезжающих грузовиков…
Как только грохот утихает, Первый грабитель с портфелем тоже бросается вдоль здания и исчезает из виду. Слышно, как он открывает дверцу автомобиля.

ПЕРВЫЙ ГРАБИТЕЛЬ (зло). Да заводи ты! Чего уставился?! Поехали!

Пончик приподнимается. Вглядывается.

ПОНЧИК (не веря собственным глазам). Кто это? Что это?!! Да это же наша «Ока»! «Ока» моего хозяина! Она… что же, всё это время стояла за грузовиком, и я её не видел?!! А кто там за рулём? Не может быть! Да это… это же мой… Мой хозяин!!! Я искал тебя, мой хозяин! Я нашёл тебя!.. Только что происходит?.. Что этот грабитель хочет от тебя?! Куда вы уезжаете! Куда ты, хозяин!!! Подожди, подожди меня!!!

Пончик мчится следом, выронив из пасти ключ от сейфа.
Слышны гудки машин, скрежет тормозов, свистки постовых.

Переулок. За берёзкой притаился Пончик. Он прислушивается.
Из «Оки» вылезают громила и хозяин Пончика. Бандит прижимает к груди небольшой чёрный портфель.

ГОЛОС ПОНЧИКА. Интересно, что в этом портфеле… Может… Ну да! Конечно! В нём деньги! Деньги господина директора банка. Вот бы вернуть их хозяину Девочки! Нет-нет! Это потом! Сперва мне надо вызволить из рук грабителя моего дорогого человека! Моего хозяина!..

ПЕРВЫЙ ГРАБИТЕЛЬ. Братан! Там, за домом, фургон. Ключ уже в замке. Иди, подгони его сюда. Поедем дальше на нём. Да чего ты скис, братан?! Всё путём!
ГОЛОС ПОНЧИКА. «Братан»?! Он сказал «братан»? Этот бандит обращается к моему хозяину, как к брату?
ХОЗЯИН. А моя «Ока»? Я её не брошу.
ПЕРВЫЙ ГРАБИТЕЛЬ. Мы же договорились, братан, у тебя уже нет никакой «Оки»! Ты себе купишь другую тачку! Покруче! А если мы поедем дальше в твоём, ха-ха, «Мерсе», нас точно заметут! Все же видели твою «Оку» из Баку! Она засветилась, усёк?! А на эту колымагу с колбасой никто ничего не подумает! Ну чего, братан, я тебя убедил?
ХОЗЯИН. Нет. Так не пойдёт. Я передумал! Чёрт меня попутал связаться с вами! Директор банка – это же мой сосед!
ПЕРВЫЙ ГРАБИТЕЛЬ. Чего? Какой сосед? Ты посмотри на себя, а потом на него? Ты же в «хрущёвке» живёшь! А он?
ХОЗЯИН. Он тоже... Жил раньше... Теперь переехал в дом напротив.
ПЕРВЫЙ ГРАБИТЕЛЬ. Ну вот видишь, братан?! Переехал! Небось, в дом для крутых?!
ХОЗЯИН. Да! Он живёт в элитном доме, но он честный банкир!
ПЕРВЫЙ ГРАБИТЕЛЬ. Ха-ха-ха! Что?!! Ты это брось! Заладил: «честный», «сосед»! Какой он тебе сосед?! Ты уже сколько времени без работы?
ХОЗЯИН. Три месяца.
ПЕРВЫЙ ГРАБИТЕЛЬ. Ну и что? Взял он тебя к себе в банк? Помог по-соседски?
ХОЗЯИН. Всё равно, я так не могу...
ПЕРВЫЙ ГРАБИТЕЛЬ (хватает Хозяина за руку). Слушай! Ты что надумал? Иди! Пригони сюда фургон, ты – водила! Ну! Иди!

Хозяин нехотя скрывается за красным домом, на который кивает грабитель.  Через минуту раздаётся звук мотора, и фургон подкатывает к берёзе.

ГОЛОС ПОНЧИКА. Надо же! Это тот самый фургон с колбасой и сардельками! Откуда он тут взялся?

Грабитель нервно открывает двери фургона, как вдруг!.. Прямо на него сваливается, словно маленькая торпеда, Сенька!!! Толстый, как докторская колбаса, и довольный, как жизнерадостный поросёнок!

ГОЛОС ПОНЧИКА. Сенька! Ура, Сенька! Неужели всё это время он лопал колбасу?!

От неожиданности грабитель роняет портфель с деньгами на землю, и тогда Пончик кидается ему в ноги, хватает зубами этого здоровенного детину за щиколотку. Детина ревёт от боли и страха. Он ничего не соображает.

ГОЛОС ПОНЧИКА. Это почти победа! Теперь бандит не сможет за мной погнаться!

Не раздумывая, Пончик хватает чёрный портфель и, обогнув фургон, устремляется к кабине.
Хозяин выглядывает на шум и замечает Пончика. Как же он удивляется.

ГОЛОС ПОНЧИКА. Ура! Мы нашли друг друга! Ура! Ура! Ура! Вовремя появился Сенька!.. Молодец, обжора! Если бы не он!..

Хозяин и Пончик смотрят друг на друга. Они смотрят друг другу в глаза лишь какое-то мгновение.

ХОЗЯИН (командует). Ко мне! (открывает дверь кабины).

Пончик прыгает с портфелем в зубах, но это очень неудобно – прыгать с тяжёлым портфелем, да ещё в кабину фургона. Хозяин протягивает руки, чтобы удержать Пончика, но Пончик падает на землю, а портфель остаётся у Хозяина.
Позади раздаётся грубая брань.

ПЕРВЫЙ ГРАБИТЕЛЬ (орёт). Стой! Убью!!!

Пончик вскакивает и снова прыгает в кабину.
И тут раздаётся ужасный грохот.
Это стрелял из пистолета грабитель.
Всё меркнет. Слышен собачий визг. Следом шум отъезжающего грузовика

ГОЛОС ХОЗЯИНА. Потерпи, потерпи, Пончик!.. Потерпи, дружище, потерпи... Потерпи...

ЗАНАВЕС


ЭПИЛОГ

Подъезд. Из него на сцену выходит Молодой человек.

МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Вот и вся история. Вы спросите у меня, откуда я знаю всё это? Да очень просто… Я её выдумал. Нет-нет, шучу, конечно. Просто Пончик мой сосед. Мы из одного дома. Во-он там, на третьем этаже в комнате лежит на своём матрасике мой приятель пёс Пончик. И это не сон. Наконец-то, он на самом деле дома. И он счастлив. Его хозяин нянчится с ним, как с щеночком, и всё время подтыкает под его заживающий бок то одеялко, то матрасик. И кормит с ложечки геркулесовой кашей с нежным куриным мясом. С ложечки есть неудобно, но это же придумал хозяин, а Пончик его уважает, жуёт.
ГОЛОС ПОНЧИКА. Сегодня воскресенье!
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. О! Слышите?
ГОЛОС ПОНЧИКА. Мой хозяин дома. Не на работе. Это здорово. Мой хозяин снова работает! Он устроился водителем в банк, в тот самый банк, который попытались ограбить трое бандитов и... мой хозяин. Но мой хозяин оказался хорошим человеком, я всегда это знал. Он вернул все деньги до копеечки хозяину Девочки. Правильно сделал. Молодец! Я же говорю: хороший он человек! А вчера мой хозяин, сидя рядом со мной у матрасика, сказал…

Сумрак. Пончик лежит на матрасике. Рядом сидит Хозяин.
ХОЗЯИН. Прости меня, Пончик... Я негодяй...

Пончик скулит.

ХОЗЯИН (тихо). Негодяй... Хотел от тебя избавиться... И привязал... К перилам привязал... У меня денег совсем не было, понимаешь?.. Мне нечем было тебя кормить... Эх, чего там... Негодяй и есть негодяй...

Пончик тычется носом в ладони Хозяина.

ХОЗЯИН. Эх, Пончик, собачья твоя душа... (утыкается в затылок Пончика).

Снова ярко освещённая сцена, на которую выбегают Пончик и Девочка. Они бегают друг за другом со смехом и лаем.

ГОЛОС ПОНЧИКА. Вот так мы все и нашлись: Девочка и её хозяин, мой хозяин и я. Мы нашлись месяц тому назад, но я никак этому не нарадуюсь!.. Всё закончилось хорошо, как в фильмах, которые мы любим смотреть по вечерам вместе с моим хозяином и с Девочкой, и её хозяином. Они к нам заходят часто, потому что все мы передружились. И это здорово!
ГОЛОС СЕНЬКИ. В каждой ситуации есть своя ситуация!
ПОНЧИК (радостно). Сенька!

Из мусорного бака вылезает Крыса Сенька.

ПОНЧИК. Что ты там делаешь?
СЕНЬКА (вздыхает). Вот. Приходится выкручиваться: по свалкам бегаю, по мусоркам... Конкуренты заели! Вытеснили из рыночного бизнеса...
ДЕВОЧКА. Подождите, я сейчас! (убегает).
ПОНЧИК. Ты к нам надолго?
СЕНЬКА. Нет. Мне к Полканычу надо. Хворает он...

Тут из дома возвращается Девочка с целой связкой сарделек-колбасок.

ДЕВОЧКА. Это Вам с Полканычем!
СЕНЬКА (растроганно). Ну Вы прямо!..
ДЕВОЧКА. Вы к нам надолго?
СЕНЬКА (хитро). Да я ещё подумаю!..
ДЕВОЧКА. Не пропадайте, пожалуйста!
СЕНЬКА. Что же я, глупый пингвин? (хихикает своим тоненьким голоском) Вы же для меня заместо колбасной скорой помощи! Ну я побежал? Меня Полканыч заждался! (убегает)

Девочка протягивает Пончику колбаску. Пончик разламывает её пополам.
И они с чавканьем едят каждый свою половинку.

ГОЛОС ПОНЧИКА. Хорошие у меня друзья. Какая это удача. И с конкурентами разберёмся! Разве Бобик – конкурент? Он же такой славный!

ЗАНАВЕС