Стратеги

Владимир Скакодуб
                Хотите разгрести кучу интересных объёмов?
                Разгребайте. Там есть и вымысел, и и суть.
                Стратеги
Император Фу Няй не имел детей. Беспокойные соседи со всех сторон вели военные действия и, поначалу, отсутствие детей его даже радовало. Но когда наступило затишье и соседние правители увлеклись, кто чем, кто новыми врагами, кто бытом - вопрос о наследнике вставал всё чаще. Оно и правильно, больше вставать было нечему - его здоровье было основательно подорвано, но не войнами, а заморским учителем, ныне уже покойным, тренировавшем, исключительно царственных особ, на выносливость и адаптацию ко всевозможным условиям едва возможного пребывания. И когда ничего другого уже не оставалось, император начал тяготеть к мудрости и потомству. Наследник должен был быть, обязательно, царских кровей, поэтому, выбор пал на сына одного из своих соседей Хана Бубея.
Прошло полгода. 

- Император, как вы уже знаете, мы тайно выкрали сына одного из твоих соперников хана Бубея.
- Не думаю, что Бубей обрадуется... Но ты сообщил мне известие полугодовалой давности, где ты был всё это время?
- Но, господин, мальчик испорчен. Его нрав и поведение приводят наши умы в замешательство. Для начала мы поселили его среди сверстников, чтобы он немного вжился в наши понятия и культуру.
- Вы поступили правильно...
- Но наши дети, так заинтересовались новеньким, узнав о его царственной особе, что стали перенимать его понятия и его культуру.
- Они поступили неправильно...
- Два наших подростка Чух и Бек тоже заявили об этом но мальчик объяснил, что летящее перо находится во власти ветра и не каждому суждено его поймать.
- Мудрый мальчик...
- Затем, господин, он объяснил следующее: "Исходящее от людей - имеет разную структуру и качества", помочившись при этом в чашу для вина и опорожнившись на блюдо.
- Вот видишь, а мы до сих пор этому не обучали.
Да, господин, но он накормил дерьмом наших детей, убедив их опробовать разный вкус жизни.
- И как?
- Дети единодушно согласились, что наше дерьмо самое невкусное.
- Они глупы... Они ещё не пробовали чужого!
- Как раз это, господин, он им и предложил.
- Я слышал, сам Бубей - великий стратег, - сказал Фу Няй, почёсывая плешивую бородку, затем, спрятав улыбку, вспомнил про Мутного Шамана, вечно подсказывавшего Бубею хитрые ходы. Но говорить об этом, вслух, не стал, а задал другой вопрос, - Мальчика уже обучили военному ремеслу?
- О господин, вчера он убил полторы сотни человек.
- Как! И мне не сообщили?
- Я принёс вам печальную весть, господин, но в том нет моей вины.
- Один... убил полторы сотни... Как это могло произойти?
- Мы обучали детей теории ведения боя, но он убедил детей, что необходимо тренироваться в практических действиях и условиях приближенным к боевым.
- Не могу не согласиться...
- Все согласились, мой господин, даже я.
- Так что же произошло?
- Он собрал детей, распределил их по группам и засадам и объявил боевые действия... Его идея была интересна и я собрал все свободные караулы, чтобы помочь наличием противника...
- Мудрое решение... Когда думаешь о луне, глядя в отражение своих мыслей о ней - это остаётся лишь отражением своих мыслей "о луне"... А когда видишь луну - свои мысли исчезают и ты видишь луну...
- Мой господин произнёс мудрые слова, но где он этому научился?
- Я видел луну... и не думал о ней...
- Понимаю... - произнёс советник, с выражением глубинного понимания, отражающегося на лице, - Понимать и не думать об этом - большое искусство!
- А думать и не понимать - исскуство ещё большее. Мальчик вырастет достойным правителем. Звезда едва видимая на чистом небе, может оказаться гораздо больше самой яркой и зримой звезды, лишь небесный туман и дальнее расстояние не даёт увидеть этого.
- Скрижали вашей истины мой господин, запечатлеваются на камне каждый день. Всё делается, как вы указали. Народ старается понять мудрость императора.
- Народ глуп... Как ему объясняют, так он и понимает. Как люди понимают, так им кажется и правильным. Не зря же я целыми днями придумываю умные мысли! Я веду народ туда, где он не будет мне мешать своим пониманием. Даже солнце каждый день уходит от нас, а камень стоит и народ читает...
- Не все, мой господин...
- Как, не все?
- Многие не знают значений высеченных иероглифов... но они знают, что там написаны мудрые слова.
- Жаль... Тогда высеки на камне такие слова: "Ученье - это свет всей тьмы вещей" Когда они это прочитают - они будут учиться грамоте.
     По всему было видно, что уроки мудрости и дипломатических выражений, данные императору заморским учителем Сосун Заде, существенно пополнили словарный запас императора, воодушевив его на постоянные мудрые высказывания. Император уже не мог, как прежде, смеяться и говорить пришедшие в голову мысли - образ мудрого правителя навсегда прилепился своим соответствием к его сознанию. Как знаток звёзд не мог не говорить о своём знании звёзд, так и мудрый правитель не мог не говорить о мудрости. Особо понравившиеся фразы Фу Няй требовал запечатлить на огромном камне, служившем долгосрочной библиотекой для потомков. Заботясь об истине, он поправил множество высказываний своих предшественников. Такие замечательные фразы как: "Лучше дерьмо в руке, чем на небе. Не бросай дерьмо в небо", "Перед тем как посмотреть в нужную сторону - посмотри внимательно туда, куда ты будешь смотреть", "Сын неба и земли любит вас, об этом свидетельствует данный камень" и многие другие сливки его мыслей, перечисление и объяснение которых заняло бы целую библиотеку - торчали у всех на виду и множество простого народа учились на этих иероглифах правильному бытию, трактуя эти фразы по-своему.

     Забегая вперёд, на века, можно увидеть, как археологи, ведущие раскопки огромного кургана увенчанного пиком этого камня с иероглифом "Чушь", нашли целое кльтурное наследие, погребённое под огромным слоем навоза, различного мусора и вековой пыли. Приёмный сын императора оставил только одну свою мысль, виднеющуюся на вершине этой навозной кучи. Археологи сообщили о находке средствам массовой информации и у бывшей навозной горы появилось множество поклонников древней культуры. А по-скольку других "мудрых мыслей" не сохранилось, то все ратовали за возрождение культурного наследия, а самого императора Фу Няя причислили к лику святых. Его мудрёные и размытые фразы трактовались философами, как некая квинтэссенция истины, скрывающая в своих глубинах мудрые мысли великого лодочника. Один из философов даже предположил такую гипотезу: "Некогда, на континенте, жил один великий народ, но позже он разделился, как разделились и части материка... Население росло и этот народ расселялся всё дальше и дальше... И ныне, у этого народа, существуют свои культуры и традиции, свои государства и названия: КиТайЦы, ТайЛандЦы, ТиБетЦы, ЯпонЦы, КоРейЦы, МонГолЫ, БуРятЫ, УйГурЫ... Так же, к родословной этого народа он причислил: Калмыков, Казахов, Башкиров, Татар, Узбеков, Якутов, Эвенков, Чукчей и многих других, даже некоторых индейцев северной Америки. По его теории выходило, что все эти семьи или племена жили на разных землях, не имея регистрации, но потом пришли чубатые парни, заявив, что, отныне, эти земли принадлежат их государству, о чём свидетельствовала большая грамота с большой непонятной печатью. Так, от Чёрного моря и до Океана, эти чубатые парни предлагали в качестве аргумента оружие и грамоту на последующее владение этими землями. Ханства пали, одно за другим, и совсем небольшие, но объединённые княжества Россов захватили большую часть территорий и предъявили грамоту на владение этими землями. Они называли это освоением. Ничего удивительного в этом не было. В то время это практиковалось повсеместно. Так, Немерянная земля (Америка), тоже становилась собственностью, но уже других "осваивателей". И те и другие были безжалостны к жившим там народам и их культуре - важна была принадлежность земли, заверенная официально и природные ресурсы, которыми можно было бы воспользоваться. В культуры этих народов постепенно внедряли свою, выгодную или фанатично убедительную теорию религии. Именно так и уходили в небытиё многие ханства с их правителями и богатствами. По теории этого философа выходило, что северные племена варваров, объединившись, сначала завоевали южные земли, а убедившись в невозможности продвижения на густонаселённый запад, двинулись на восток... тем более, что был повод - два хана очень докучали князьям своим свободолюбием." Но интереснее это описал другой философ, который утверждал, что происходили вещи иного характера: "Князья и Ханы рисовались друг перед другом своими возможностями и религиями. Дразнили они друг друга. Князья собрали сходку и решили, что два ближайших хана творят беспредел (одному из князей уж очень хотелось отыграться и он сумел убедить остальных) История умалчивает о том, что в родне у большинства князей того времени были ханские потомки (да и кто бы писал об этом!). Это, позже, княжеские и царственные особы роднились с западом, а тогда - им было выгодней брататься с ближайшими многочисленными ханскими отпрысками.  Так или иначе, но князья "набили стрелку" ханам. Перед этим они заслали "бригадира", который явился к одному ближайшему хану и "разложил всё по понятиям". Хану эти понятия были непонятны, да и вёл себя бригадир весьма заносчиво, за что и был наказан. Но на стрелку идти отказались. Можно себе представить: князи собрали столько братвы, их нужно кормить, поить, а разборки устраивать не с кем. Тогда один князь предложил подсуетиться - сделать налёт на их земли. Но нужен был повод. Тогда свободная братва сделала налёт, сначала на свои земли, потом, по этому поводу, на земли ханов (мол, в отместку). Видя такой расклад, что разборка неизбежна - ханы согласились встретиться, тем более, что их братва тоже бузила по поводу беспредела. С таким количеством братвы стрелку можно было забивать только в поле, возле княжеских угодий (в другом месте было бы не протолкнуться). Драка началась не сразу. Каждый пытался запугать другого. Когда это не помогло князья предложили устроить зрелище - по одному сильному бойцу на средину поля. Вот тут князья и воспользовались лукавой жеребъёвкой и им выпало выбирать оружие... Ханские воины прекрасно владели луком и мечом, большего им и не нужно было, но князья выбрали привычные для себя копья... Оба воина пали, вследствие чего было принято решение - будет биться братва. Важен принцип, а не сходняк. Маньякам всегда важен только их принцип. Победителей в этой разборке не было и если бы не расчётливое предательство третьего хана, которого потом стали именовать князем... один из правителей бы не погиб. Но, видимо пришло и его время. Кто знает, может умирая он и вспомнил давнее пророчество: "Придут белые люди с севера и сотворят рабство". Так или иначе, братва разбрелась по домам зализывать раны, но одни, вернувшись домой, сказали искренно: "Тяжёлая была битва, хан погиб, а их князей мы не видели в бою". А другие, вернувшись домой, по привычке хвастались своей победой (тем, кто этого не видел). Один восторженный дядька, услышав подобные рассказы, написал летопись потомкам, обозначив не иначе как "сказанием о куличинской битве". Но, поскольку, потомкам нужно оставлять только славные факты, он ещё и приукрасил. Так творилась неизвестная история."
Сколько правды было в его течении философских мыслей, а сколько вымысла - нам неизвестно, но многие события совпадают. Оставим точность на совести тех, кто подделывал историю, из века в век, если она (совесть) им нужна, но, кажется, они тоже пользовались своими принципами. А призыв "верить или не верить" может затрагивать только тех, кому не хватает понимания. Вернёмся к нашему императору с гордым именем Фу Няй. Точнее, к заключительным событиям.

Хан  Бубей не очень беспокоился пропажей сына - он знал о его местонахождении. Мутный шаман радостно пританцовывал - он знал всё... И то, что мальчику пора вступать в  зрелую жизнь, и то, что мальчик подготовлен им лично. Хороший будет император.

Через год юноша подрос и на фоне цветущей молодости император выглядел скукожено и неказисто. Как не старались шаманы и заморские лекари - император усыхал. Было в этом что-то странное - чем ярче расцветал юноша, тем сильнее тускнел и глупел император.
Ещё через год юноша поставил рекорд осеменения женщин. Рождение первенца нёсшего имя Юх Тан, ознаменовалось смертью императора. Юноша перестал быть юношей, заняв его место. Через время, империя расширилась и Мутный шаман ходил по дворцу как почётный гость.

Этот рассказ ни о чём. Вернее: о стратегах, поддельной истории, маньяках и мудрой глупости.
                ВоВан                июль 2003г.