Знамение Ионы пророка и Новый Иона

Ольга Шульчева-Джарман
 
Икона Христа изображает Христа во славе, Христа «воскрешенного Богом» - говоря библейским языком, Христа как Воскресшего из мертвых Богочеловека. Это – «человек Иисус Христос», которого Церковь исповедует «Господом». Это – исполнившееся знамение Сына Человеческого, о котором Он Сам говорил, что иного знамение, чем это – не будет.
Синий гиматий Христа ниспадает с Его плеч, и складки – выше и ниже правого плеча (напоминание о том, что Он есть Сидящий одесную, по правую сторону Отца) образуют подобие пасти, с губами, подобной пасти морского чудовища. Это – чудовище великой бездны, это – кит, поглотивший Нового Иону. Но – Иона Новый не поглощен смертью.
«И тридневен, яко от кита Иона, воскресл еси от гроба» – это слова Пасхального канона, великой Песни Нового совершенного Исхода.

Из чрева кита-всеядца, из чрева разорванной надвое, побежденной и поверженной смерти, из бездны небытия  является Его прекрасный, победный  человеческий лик - исполнение чаяние Иова: «я во плоти моей узрю Бога».  Это – надежда вопреки всякой очевидности, натянутая до отказа струна, это – напряженное, тонущее во мраке веков и пребывающее доныне чаяние поколений и поколений: «Многие…чаяли видеть – и не видели».

Его рука, длань, появляющаяся из-под не покрывшей Его навек «волны морской» гиматия – метонимия  Евхаристического Тела, Тела, подаваемого верным в Евхаристии Он –  и закланный, и живой во веки веков Агнец – подает предстоящим Ему «лекарство бессмертия» . Он сам искушен смертью, как «серебро в горниле» - вспомним, как пели подобные слова перед смертью мученики -  свидетели Христа Живого, Христа – Первенца из умерших – Он сам исторгнут из ее плена, Он разорвал ее ненасытную пасть, ее бездонное алчное чрево.  «И чрево адово расторг, смертным нам воскресение дарова» .

В этой истине Он «клянется Самим Собой» (Евр.6:13), поднимая Свою длань с именословным  перстосложением. Он свидетельствует, как Первый Мученик, как Свидетель Верный - свидетельствует о Себе с вместе с явленным через него Отцом  – а «двух человек свидетельство истинно» (Ин. 8:17). Отец прославляет Его ( Ин.8:54) и Сам Сын Божий являет славу Свою, как славу Единородного от  Отца ( Ин. 1:14). Он зовет на «вечерю бессмертия».

Лик и шея в некоторых изводах икон этого типа образуют абрис, фигуру чаши – Чаши с новым вином, влитым в новые мехи – Тело Воскресшего тридневно от гроба, «ожившего Духом Святым»  и напоенного этим Духом, изливающего Его на всю тварь. Это – «реки воды живой из чрева», это – новое вино Нового Завета от «плода лозного», что пьют за трапезой с Сыном Человеческим друзья Его в Царствии Божием, в Царствии Небесном.
Вырез на хитоне напоминает ипсилон в IXTYS, знак «закланного Агнца», и он же образует основание Чаши. «Сие – Тело Мое за вас ломимое, во оставление грехов…Сие – Кровь Моя проливаемая…» Он – Приносяй и Приносимый, Приемляй и Раздаваемый, Жертва и Жрец, Иерей вовек по чину Мелхиседекову. Он «разрушил преграду» (Еф. 2:14) Своею Плотью и Кровью. Грех, мешавший видеть Бога лицом к лицу, истреблен в плоти Христа-Мессии и теперь явлен нам во всей Богочеловеческой красоте Его Лика. Он зовет нас к теснейшему, «искреннейшему»  - в тайне немыслимой Богочеловеческой дружбы-любви  Евхаристическому общению («Иже на всякое время и на всякий час на небеси и на земли поклоняемый и славимый Христе Боже … праведники любяй и грешныя милуяй…вся зовый ко спасению обещания ради будущих благ»). Сам хитон под чашей – как евхаристический плат, или покров престола (а покров престола в церкви символизирует плоть Христа, Бога воплощенного). Хитон – символ плоти Христовой, Его прославленного, обоженного человечества.

Придите, пиво пием новое,
Не от камени неплодна чудодеемое (здесь вместо страшной скалы в безводной пустыни, из которой Моисей исторг по воле Бога воду - страшный гробный камень, за которым навек скрылся, как думали, «Иисус пророк, сильный в слове и деле» (Лк. 24:19)
Но нетления источник от гроба одождивша, Христа,
(подавшего от гроба источник нетления, обильно словно дождь – Он сошел, как дождь на руно, как капли падающие на землю (Пс.71:6) –

в Нем мы утверждаемся.

Нам предлагается пить не источник даже – а Самого Подателя. «Что мне до неба, когда я сам становлюсь небом?» - говорит Иоанн Златоуст. Здесь - избыток милости, «благодать возблагодать» (Ин.1:16).

Воды «великой бездны», воды потопа смерти, пришедшего после того, как человек отвратил от Бога лицо свое и ему в сумраке предсмертия стало казаться, что Бог «отвратил лице Свое и разгневался»   - отступают. Те самые воды великой бездны, подобно горькой воде Мерры (Исх.15:22-23) теперь прелагаются в сладкую воду жезлом Креста Его от скалы Духа.

Три пряди ниспадают на чело Христа. На нас взирает Един от Троицы. В новотворении  мира после смертного потопа, в который был в одиночестве  погружен Новый Иона и Новый Ной – присутствует вся Троица, как и при творении первом. Сын являет Отца, будучи Сам являем Духом (вспомним, как писал преподобный Симеон Новый Богослов –«Среди ночи безлунной, среди тьмы беспросветной… я Христа созерцаю… и Отец вместе с Сыном созерцаем бывает). Распахнутость – почти разрыв гиматия – напоминает о разрыве небес, «схизме» в небесах (буквальные слова Евангелия от Марка- Мк.1,19) – тема Феофании, Богоявления. Пряди волос похожи на лучи Духа-Горлицы на иконах Богоявления. Сын явлен Духом,  Феофания Сына происходит в Духе и Духом.
+++
Гиматий струится, подобно потокам вод, с плеч Спасителя. Иисус Христос прелагает воды смерти в воды жизни («неужели доброе сделалось мне смертоносным – никак!»), Он побеждает умерщвляющую власть Закона, являя Собою Новый Закон, Новый Завет в Своей Крови и животворящими водами Духа Своего. Этот Дух – животворит, в отличии от «буквы», от Закона Моисеева. Он – Сам Закон, Сам Путь, Сам – Воплощенная Тора, но воистину Закон Новый, знаменуемый кодексом Евангелия в длани Христа. В крови Своего завета, не на скрижалях каменных, но плотяных скрижалях сердца (Иер.31:33). О закон страшный, воистину – Путь новый и живой(Евр.10:20)  - необычный, не такой как все, бывшее прежде, до него – греческое слово «кайнос» обозначает именно такую, принципиальную, новизну. Так -  «волею под землею печатлеется, Иже в вышних Живый, и как льстец Бог оклеветается, Его же отроцы благословите…»- говорится в каноне Великой Субботы).
+++
Яремная вырезка и ключицы образуют ярмо. Иго, бремя, которое Он взял на Себя – чтобы дать нам взамен иго Свое легкое и благое – «да худшее восприем, подаст мне лучшее». Подает же Самого Себя, вместо убивающего закона – Самого Себя и Духа Животворящего Своего от Отца. Он Сам – становится тем игом и ярмом, которое не убивает, но животворит.
+++
На хитоне Христа в некоторых изводах бывают значки – символы рассеянных Логосом логосов, Словом словес «семенных логосов», «логосов твари», Это - смыслы, всеянные Творцом в тварь, Его осуществляющийся замысел о новом небе и новой земле, на которых обитает правда (2 Петр. 3:13). Это напоминание о правдивости, «неложности» Слова Божия. Это – и явление праведности, правды Сына Божия, который был воскрешен из мертвых «по Писаниям» ибо надлежало исполниться всякой правде.
Во Христе, Новом Ное, в ковчеге Его плоти, из вод смерти извлекается вся вселенная. Явление Нового Ионы – и се, больше Ионы зде! – вызывает перемену ума, метанойю у народов вселенной, обитаемой земли, ойкумены («ниневитяне слышала еси душе?» – в Великом Каноне). При взоре на Христа Воскресшего  человек меняется и исповедует с Фомой и Павлом – «Господь мой и Бог мой!», присоединяется к древнейшему исповеданию Церкви – «Иисус Христос – Господь!».
+++
Христос здесь – «являемый Духом» (Деян.10:40) , реющим над водами новой земли, возводящего к жизни  и «живой Духом» (1 Петр. 3:18). Он – в Евхаристии – Начаток, Первый Колос нового творения. Он умер как ветхий человек, умертвив в Себе ветхого Адама, был поглощен китом смерти, и с мертвыми вменися, – но ожил Духом, и вовеки Живой и Живущий присутствует посреде Израиля, как обещал Он в Своем Имени, открытым Моисею при купине. JHWH – «Я буду присутствовать для вас». Это Имя после погружения в пучины  кенозиса, разоблачения, подобно пловцу, от всех одежд, как сказал преподобный Макарий Египетский, снова сияет. Но оно теперь сияет не в ветхом кивоте, перед которым плясал Давид, а в Кивоте Новом – его преображенной, воскресшей плоти, воспринятой Им от Марии Девы Духом Святым Божиим.
+++
Власы – украшение (коса власов) – словно потоки благодати (харис – ж.р. – руах - Духа) знак помазание на (уже исполненное – «тетелеста!») Мессианское служение. Масло на воды, елей милости, «милость мира», «елей мира», возженные светильники субботы – Он совершил Субботу Свою, и мы можем «внити в Покой Его» (Евр.4:3).
Или же это – масло в огонь – чтобы он возгорелся, низведенный с неба на землю. Это – Дух, изливающийся на всякую плоть. Огнь-вода-Дух. Он – Свидетель Верный Божий, Протомартис, Первомученик и Он свидетельствует о Себе Духом и в Духе Святом.
«Свидетельство Иисуса есть Дух пророчества»
Волосы Его – как снег, как вОлна – явления Христа в Откровении Иоанна Богослова и Ветхий днями из книги пророка Даниила.
+++
Новый Закон – Евангелие, Благовестие Иисуса Христа – исходит из «мрака, где Бог», его приносит IX, как Новый Моисей с неприступного Синая (не говори в сердце твоем – кто взыдет на небо Христа свести? (Рим.10:6) – Павел, аллюзия на Второзаконие и заповедь о Торе). Он говорит к братии своей («посреде Церкви воспою Тя» – из Пс.  21, на Кресте). Но глава Его непокрыта, хотя сияние, исходящее от Него, сильнее, чем данное ветхому Моисею, ибо на Нем почил Дух Святый в полноте. Ему нет нужды покрывать главу ибо, взирая на Него, мы отображаемся, возрастая «как от Господня Духа» в меру Его возраста, становимся способными видеть лицом к лицу, а не «как зерцалом в гадании» (1Кор. 13:12)
+++
«Се Отрок Мой!»  - «Се Человек!». Лик Отрока Господня из Исайи – Он прославился и возвеличился и узрел потомство долговечное – (конец крестного, двадцать первого, псалма). Это - Тайна Раба Божия.
+++
Лик Христов являет все домостоительство спасения – «Божественную икономИю». «Таковы дела Христовы» - пишет святитель Григорий Богослов, «а прочее да почтено будет молчанием».

____

 Описанные черты имеются во многих иконах Спасителя, образуя особый "ипотип" - его можно условно обозначить как "Новый Иона".Иногда эта тема продолжается в тему "Нового Сампсона" - об этом позже.


Еще иллюстрации:
http://olshananaeva.livejournal.com/139088.html