де жа вю

Владимир Скакодуб
                Де жа вю
Над головой Ивана что-то щёлкнуло. Если бы это произошло дома - он бы не удивился, потому как: слышимость в современных квартирах выше нормы и слышать можно всё, и то, что происходит за стенами, и то, что происходит двумя этажами ниже или выше... А при его способности улавливать звуки - это скорее проблема, чем достижение. Но щелчок над головой произошёл в тот момент, когда он двигался по улице, занятый своими (как он думал) мыслями. Приподняв голову, он ничего не обнаружил. Весенний тёплый воздух, небо с небольшими облаками, безлюдная тропинка, ведущая через железнодорожные пути к ближайшей остановке автобусов и дома вдалеке. "Что бы это могло быть? -  подумал он, глядя в глубину неба. Звук был чёткий и необычный, как разряд электричества в воздухе, и ощущение после него осталось такое же необычное, словно над головой разворачивался невидимый купол. Под этим куполом, повторяясь как на магнитофонной ленте, звучали его мысли не произнесённые вслух. Они отражались от невидимых стенок и эхо звучало ещё сильней. Иван остановился, пытаясь понять, что происходит, а каждая следующая мысль продолжала повторяться, эхом отражаясь над головой и волнами проходя через саму голову. На миг Ивану показалось, что ему мешают его же мысли и если не думать ни о чём, или думать непрекращающимся потоком мыслей - он сможет нарушить столь необычный происходящий с ним процесс. Пока он себя путал - не заметил, как перед его мысленным взором возникла картинка, ассоциирующаяся с недавно увиденным небом и засохшим деревом, мимо которого он давно прошёл. Только в этой картинке было намного жарче, засохшее дерево было раскидистей и он лежал под этим деревом, глядя на небо и палящее солнце. Над головой зазвучали стихи из других ассоциаций школьной программы. Это был "Анчар" Лермонтова, стих под который он уже впадал в подобное состояние, но не запомнил его. Чётко вспомнился тот школьный момент и в нём... В нём было событие данного дня, купол над головой, звук, разносящийся как колокольный звон и последующие события. Иван ещё раз огляделся по сторонам - людей не было. Что-то всё же он недосмотрел, чем же закончилось это видение? Прозрение моментов двигалось совсем не в нужную для него сторону, и видел он не то, что хотел увидеть. Та старая, школьная картина видения куда-то ускользала, растворяясь в тумане своей неуловимости. Может быть это происходило оттого, что другие картинки мелькали перед глазами? Незнакомые люди, непонятные разговоры, какие-то картинки зафиксированных действий и чьи-то последствия. Но причём тут всё это, если он хотел увидеть другое, то, далёкое, что видел тогда. Он старался не обращать на них внимания и сконцентрироваться на детском "провале" во время урока и после, когда он шёл и видел окружающую действительность с высоты двух с половиной метров при своём среднем росте. Однако старое видение исчезло, и пробиться к нему сквозь глубокую временную пелену было сложно, да и другие фрагменты, всплывающие перед глазами, отвлекали и мешали. "Кстати, а что показывали?" - подумал он, вспомнив, что пока он пытался разглядеть картинки из прошлого - мелькало множество других. Фрагменты были разные и объёмные моменты мелькали так быстро, что восстановить все и полностью было почти невозможно. "Канули в лету... Промелькнула всякая фигня и улетела, поглощённая каким-то колодцем. И люди-то были незнакомые... А о чём суть этих пролетевших картинок, чем они звучат? Одно звучит тоской... Другое - предостережением... А ещё у одного звук незнакомый, можно было бы сказать "никакой", но за этим звуком стоит яркая вспышка... Короче - я шизик. Слышу всякую дребедень, вижу всякие глюки, хорошо хоть сам с собой не разговариваю! - размышлял Иван, подходя к остановке, - Хорошо, что эти моменты происходят, когда людей рядом нет. Я ведь не знаю, как я выгляжу в данный момент. А если это при народе произойдёт, да ещё сильнее? Смогу ли я быть собой в тот момент?"
"Быть собой... Быть собой..." - произнесло эхо над головой, ставя акцент на чём-то другом, скорее всего на слове "быть", и растворилось вместе с куполом. Осталась зияющая пустота над головой. И тут он заметил суету людей, несущихся по своим делам, беспечность мальчишек, увлечённо пересказывающих друг другу свои фантазии, характер старушек, запечатлённый на их лицах. Двери автобуса закрылись и он поехал, слегка покачивая Ивана, наблюдающего уже за дорогой. Теперь ему стало непонятно куда он едет и зачем, хотя, десять минут назад, он точно знал, что и зачем ему нужно.
В течение следующей недели он постоянно вспоминал этот яркий момент своей жизни. Теперь он понял, что это было похоже на вспышку, за которой находится непонятно что. Постепенно, это воспоминание всплывало всё реже и реже.

 - Иван Константинович! Проходите дорогой, очень рады...
- Ну что вы, так официально... Ни к чему это, давайте проще - Вано.
- Вы у нас редкий гость, так что уж извините... А что ж вы без жены?
    На миг у Ивана Константиновича помутилось в голове. Сначала ему показалось, что всё расплывается перед глазами, но потом он понял, что он начинает видеть всех присутствующих на фоне свечения и с гораздо большего расстояния, чем они находятся. Все улыбались, что-то говорили, а у него перед глазами встала промелькнувшая картинка молодости, которую он задержал своим сознанием. Это был объём, точь в точь, увиденный им много лет назад, по дороге к автобусной остановке. Он пытался не только удержать этот объём, но и пытался увидеть, что за этим стоит, но ему помешали.
- Что это с вами? Насторожились... У нас тут все свои. Проходите, я вас познакомлю с теми, кого не знаете, - суетилась гостеприимная хозяйка.
- Да? Похоже, я их уже знаю... Видел где-то...
- Не может быть! Хотя - чего только в жизни не бывает... Так вы проходите! За стол садитесь...
    За столом, кроме трёх знакомых людей, находились и двое незнакомых. Иван Константинович узнал их - этих людей он видел в одном из промелькнувших объёмов. Чутьё подсказывало, что произнесённая фраза: "А что ж вы без жены?" - явилась ключевой, для данного момента. Он задумчиво познакомился с людьми, которых, казалось, знал уже давно. Он видел их такими же, но тогда - он был значительно моложе и они казались гораздо старше, а сейчас он был старше их. Это была семейная пара. Его звали Олег, а её Ольга.
- У меня такое ощущение, что мы уже встречались, - произнёс улыбаясь Олег.
- У меня нет такого ощущения, - ответил Иван Константинович, просто я вас видел в одном из своих видений, обоих.
- Де жа вю? - спросил Олег, уже лукаво улыбаясь, - Я много лет интересовался этой проблемой... Многое понял, но так до конца и не ответил на этот личный вопрос. Но у меня-то ощущение, что я вас не в видении наблюдал! Вы мне знакомы.
- А я, кажется, вас во сне видела... - произнесла Ольга широко раскрыв глаза, - Знаете, даже несколько раз. Вы такой разный, но играли роль моего наставника.
    Олег рассмеялся. Для Ивана Константиновича наступил второй ключевой момент. Он чётко уловил приближающиеся неприятности, связанные с пьяной дракой. В принципе, гости и хозяева были уже навеселе. Кто и с кем будет драться - непонятно, но самого действия (тем более участия в нём) Ивану не хотелось. Он насторожился, стал внимательней - ни каких явных признаков приближающегося скандала не было. Хозяйка старалась не мешать сближению гостей, лишь заменила грязную посуду на чистую. Хозяин разливал в стопки спиртное и слушал анекдот от ещё одного гостя. Тогда Иван обратился к Олегу.
- Почему ты так засмеялся?
- Она это лицо искала во многих мужчинах, но каждый раз сомневалась, а сейчас объявляет без сомнения. Понимаете, "де жа вю" бывает разных видов... Один из них - мнимый.
- Это как?
- Если внимательно, со звуком, со взглядом узнаваемости посмотреть на человека проходящего мимо... Ну как бы вам это по иному объяснить...
- Объясняй как тебе удобно, - поправил Иван, - я попытаюсь понять. Кое-что мне знакомо...
- В общем, можно притянуть образ знакомости к человеку и он на это отреагирует. Даже будет потом судорожно вспоминать, где он с вами встречался. Мало того, он может даже вспомнить образ похожего на вас человека и посчитать что это вы. Поверьте, это работает! Работает само по себе... Один, вольно или невольно, подаёт объем, а другой его воспринимает своим внутренним существом, в том числе и головой... Только импульс должен быть острый и короткий... и объем олицетворения "узнаваемого". Сам проверял - работает. А вот если вы кинетесь к нему, прежде этих действий - он отреагирует по-другому.
- Хорошо, а мой случай здесь при чём?
- Возможно, ваше "де жа вю" повлияло на её узнаваемость и она решила, что вы и есть "тот самый" человек из снов.
    Все находившиеся в комнате уже молчали и с интересом слушали дискуссию.
- Ну зачем ты так, Олежек? - с укором спросила Ольга, - Ты мне не веришь?
- Верю, но ты можешь и не заметить, как "нечто" будет влиять на твоё восприятие.
- Но в данном случае - это был он.
- Да не спорьте вы! - вмешался Иван Константинович, - Этот вопрос не так важен. Меня сейчас интересует другое - почему я вас видел?
- На этот вопрос однозначного ответа нет... - ответил Олег
- А какие ещё виды "де жа вю" бывают? Ты говорил - их несколько...
- Да. Это было "де жа вю - знакомый образ". Если брать людей - есть ещё: "де жа вю - знакомое сознание"; "де жа вю - события с людьми"...
- Ты имеешь в виду предвидение?
- Нет. Хотя - это почти одно и то же, но ты не предвидишь события с человеком, а просто констатируешь произошедшее, зная, что этот процесс ты уже видел когда-то давно. Это можно наблюдать с политиками, телеведущими, старыми знакомыми... Ты видишь их продвижение или трагедию, какие-то моменты закономерностей, о которых ты знал гораздо раньше их, но это не всплывало в твоей голове... Ничего, что я перешёл на "ты".
- Нормально, продолжай... Мне интересно, почему я вижу на экране ведущего и он мне знаком, вижу участника очередного шоу (не артиста, а случайно попавшего) и он мне тоже знаком... Вижу артиста играющего "Клару Захаровну" - и у меня ощущение, что жил он в маленьком городишке Донецкой области... Вижу комментатора и понимаю: в чём он купается и кто "заказывает музыку"...
- Подожди-подожди! Ты задал очень много вопросов. Что касается комментатора - это может оказаться элементарным считыванием информации. По поводу "Клары Захаровны" - вполне возможно, что и он и его друг жили в той самой Ясиноватой, куда ты приезжал погостить...
- Я не говорил названия! - удивился Иван Константинович.
- А я наугад! А что касается людей участвующих в качестве разовых гостей на различных шоу - тут не один вариант. Либо ты сканируешь сознание...
- Как?
- Ладно, "сканируешь" в данном случае не подходит - ты не делаешь это сознательно. Ты  просто смотришь на человека и знаешь состав его сознания. И это сознание тебе знакомо, потому что - ты его понимаешь, не зависимо от расстояния.
- А узнаю-то я их почему?
- Вот это уже - одно из "де жа вю"...
    Заиграла музыка. Общительный Игорь Леонидович, который на публике всегда старался быть острословом и душой кампании, имея в запасе пятьдесят три дежурных анекдота и порядка двадцати мудрых изречений классиков, предложил устроить танцы. Когда прозвучало очередное ключевое слово "танцы" - Иван Константинович встрепенулся. Пока все молчали - звонка событий не было, да и разговор был интересный... Теперь же перед глазами был образ разбитой бутылки водки и кровь на полу. Пытаясь хоть как-то уловить суть того, что должно произойти, Иван судорожно цеплялся за любые картинки - всё-таки назревает драка... Он попытался найти хоть какой-то выход, чтобы избежать этого. "Кажется, нам с Олегом необходимо выйти покурить... Возможно, он поймёт ситуацию" - пронеслось в голове у Ивана. Но к ним уже подошел Игорь Леонидович.
- Оленька, хватит слушать этих шизофреников - у них вся жизнь - сплошное "де жа вю"! Радуйтесь жизни, Олечка! Пойдемте, потанцуем!
- А мы пока покурим, - произнёс Иван, перехватывая откровенный взгляд Олега, - пошли, разговор есть...
- Можете его есть, а можете и не есть! Если хотите полежать - полижите! - вошёл в свою роль Игорь Леонидович, прижимая Ольгу и ведя её в медленном танце.
Иван взял Олега за рукав и, изобразив подобие улыбки, слегка потянул в коридор.
- Он всегда так достаёт? - спросил Олег, закуривая сигарету.
- Не обращай внимания, сейчас не это главное.
- Такие туфтологи хорошо умеют мозги бабам запаривать. Он сейчас ей надаёт кучу всякого дерьма, мозги затуманит, ради минутной похоти, а я потом буду разгребать, да ещё и упрёки выслушивать.
- Олег, послушай...
- Да чё тут слушать! Ещё и шизиками обозвал, умник нашёлся! Я ж его натуру насквозь вижу, только хозяевам объяснить это сложно.
- Олег, я как раз на эту тему хотел с тобой поговорить. У меня в течение вечера столько фрагментов из "де жа вю" было! Не делай ничего, пожалуйста... Послушай искренний совет! Плохо закончиться может...
- Для кого?
- Пока не знаю... Бутылка разбитая на полу... и кровь была...
- Слушай, а может ты подогнался? Есть ведь и такой вид... Переволнуется человек, выбьется из равновесия и подгоняется под гонимые мысли.
- Это было с момента, как я в квартиру вошёл. Поверь, я тоже кое-что в этом смыслю, хоть и слушал тебя внимательно. Не заводись.
- Ладно, постараюсь не бузить. Пошли, пока он ей совсем уши не притёр, - сказал Олег, туша сигарету, и они пошли в квартиру.
    Музыка уже сменилась на быструю, а Игорь Леонидович и не думал отпускать от себя Ольгу, изображая обоюдное барахтанье в воде. Ольга хохотала. И в этом, казалось, не было ничего плохого. Олег подошёл к столу, взял бутылку водки (что не ускользнуло от взгляда Ивана)... налил себе рюмку и залпом выпил.
- Что ж вы, такую весёлую женщину и не развлекаете! - начал очередную "атаку" Игорь Леонидович, - Посмотрите, как ей со мной весело!
Олег присел на диван. Выражение его лица было таким тупым и отрешённым, что Иван понял - у него есть ещё минимум пять минут, что бы хоть как-то разрядить обстановку. Те несколько стопок, которые он успел выпить, мигом выветрились из его головы. Он уже устал наблюдать за очередным движением событий. Хотелось, хоть что-то поменять. Но сделать нужно было что-нибудь неординарное, не стандартное... Однажды он уже проверил действие нестандартной речи - произнёс такую нескладную чушь, что все оцепенели, а действие исчерпало себя. Правда, смотрели потом на него все присутствовавшие, как на человека из психиатрической лечебницы. Но здесь этот номер не пройдёт. Милый острослов раззадорится ещё больше, сам не понимая, к чему это приведёт. Он ведь так и продолжает острословить...
- ХАЛЯБАЛА ХАНА! - прокричал Иван Константинович, схватил бутылку водки и, разбив её об стол, поднял горлышко вверх.
Все опешили. Во-первых, кроме слова "Хана!" - они ничего не поняли. Во-вторых, такого не ожидал никто. Острослов так и остался стоять с раскрытым ртом. Иван поднёс разбитое горлышко к своей ладони и резко провёл им. Кровь потекла на пол...
Очнувшийся Олег воскликнул:
- Как ты до этого допёр! Я проснулся! - и выхватив из кармана носовой платок, прижал его к ране Ивана.
- Советую тебе тоже уйти, - произнёс Иван.
     В прихожей Олег высказал своё очередное предположение.
- Слушай, Иван Константинович, а если бы я ушёл раньше - ничего не произошло бы?
- В том-то и дело, что НИЧЕГО... Ты бы не проснулся, я бы не нашёл... Но чем это скажется - мы ещё не знаем.
- Ну и напугал ты этого фрукта. Стоило видеть и такое лицо...
Хозяйка убирала с пола. Хозяин молча провожал гостей, думая о том, что вечер закончился неудачно. Очнувшийся острослов, шептал что-то о сумасшествии, убеждая Ольгу не уходить с людьми в таком состоянии.
Олег и Иван Константинович вышли из подъезда и направились к остановке.
- Я, когда Ольгу встретил, отметил интересную вещь. Мелькнуло "де жа вю образа" - это, когда одни и те же люди, или типажи, встречаются по жизни периодически и встреча с ними несёт различные перемены.
- Знакомо, знакомо... Только вслух, об этом, люди предпочитают не говорить. Мне вот не везло на рыжих - от них исходила волна агрессии или подавления в мою сторону, пока на рыжей не женился.
- Странно... А зачем?
- Вопрос "зачем?" не стоял. Было внутреннее сближение, так и привязались друг к другу.
- А то я подумал, что назло рыжим, взял и женился, из принципа.
- Нет. На зло - целуются на свадьбе.
- Не понял. Ты уж разъясни тупому, Иван Константинович!
- Народ у нас такой - повторяют всё и в ритуал заносят. Я бы "Горько!" на свадьбе не кричал - примета плохая. Но народ не понимает. И под это "Горько!" молодожёны целуются, из принципа, мол - любовь-то сильнее, чем ваша горечь. А любовь - она не всегда в одной поре, у каждого человека свой ритм чувств и развития.
- Похоже, кто-то неплохо пошутил, сотворив такую магию свадебного обряда. Я тебя о другом хотел спросить, Иван Константинович.
- Давай попроще - Ван. Отчество тоже к ритуалу родословной относится, а я ритуалов не люблю. Можешь называть Иваном, можешь - Ваном.
- Хорошо, учту.
- Так о чём ты хотел спросить?
- Что ты видел? Как это выглядит у тебя?
- Де жа вю?
- Свои-то я знаю - эти фрагменты мелькают периодически. Сегодня Ольга красилась перед зеркалом и у меня мелькнул фрагмент предстоящих неприятностей.
- Олег, братишка, этот фрагмент появился не оттого, что мелькнул у тебя перед глазами - он уже существует, только каждый воспринимает его по-разному. Да и как я могу тебе описать быстро мелькающие картинки, за каждой из которых стоит большой объём информации! Раз ты занимался этими вопросами - должен понимать, что действия и следствия не исчерпали себя после произошедшего. Мало того - для большинства людей это не важные и не существенные фрагменты чьей-то жизни, им важно СВОЁ, родное, к ним относящееся... Ты же знаешь, что "де жа вю" возникает, как в одиночестве, так и с участниками... И перед смертью, у многих, тоже возникает "де жа вю". Когда мы уходили, у меня мелькнуло несколько фрагментов.
- Ну-ка, ну-ка...
- Прежде чем пригласить меня в гости, хозяева теперь трижды засомневаются. Ольга попадёт сегодня в глупое течение, но это будет ей полезно. Через время она научится неплохо распознавать людей и их тайные течения мыслей. Благодаря наступившему отупению, которое тебе не свойственно, ты не натворил много глупостей, но будь внимательней - события не заканчиваются, можно хоть сейчас под машину попасть. Знаешь, сколько людей гибнут глупейшим образом?
- Не задумывался.
- А ты задумайся! Не умом, а охвати этот процесс пониманием.
- Отупение у меня наступило после того, как я тоже увидел разбитую бутылку и кровь на полу. Внутри что-то йокнуло... поплыло перед глазами... Я даже не слышал, что этот острослов говорил. А потом - ты, со своим непонятным действием, и повторение картинки на полу, но уже в реальности. Мелькнуло понятие "жертвоприношение".
- Это плохо. Для меня плохо. Я это тоже уловил позже.
- А чем плохо? Всё более или менее нормально закончилось!
- Намагничивание... Существа в пространстве, через время, опять подходят за жертвоприношением.
- Какие существа? - спросил Олег, подозрительно глядя на Ивана.
- У нас разное видение мира, Олег. Я вижу мир и его реальность по-своему, а ты по-своему. Существа крови, существа действий, существа чувств, существа "де жа вю"...
     Раздался визг тормозов. Иван и Олег повернулись на этот звук...
- Чушь какая-то! - произнёс Олег, - Ты только что говорил о глупой и случайной смерти, а мы с тобой через дорогу прошли "не глядя", даже не заметив. Могли бы и сбить, или напугать, как эту испуганно убегающую собаку.
     Олег, продолжая рассуждать, наблюдал за ругающимся шофёром другой машины, которому пришлось сделать резкий поворот, чтобы избежать столкновения. Он обратил внимание на ритм мчавшихся по дороге машин... Сквозь свои мысли и рассуждения он слышал звук закрывающихся дверей троллейбуса... Обернувшись к Ивану, он хотел что-то сказать о быстротечности жизненных моментов, мелькающих как остановки городского транспорта... Но Ивана рядом уже не было. Троллейбус отъезжал от остановки и водитель в нём объявлял следующую.
- Глюк какой-то! - подумал Олег и пошёл обратно, забирать Ольгу.
                Де жа вист  2004 не знаю