Философия любви

Евгений Беликов
(психологический этюд)


«Любовь – чувство самоотверженной, глубокой привязанности, сердечного влечения…склонность, пристрастие к чему-нибудь». Это из словаря С. Ожегова.

Как-то прижилось на бытовом уровне понятие, что истинная любовь – это самоотречение, способность ставить интересы любимого человека выше своих. Но есть люди, как правило, творческие натуры, ранимые по своей природе, нуждающиеся в защите своего «я». Эта защищённость помогает им проявлять самые лучшие и  человеческие, и творческие свойства. Так что же они – махровые эгоисты, не способные любить никого, кроме себя? А, может быть, наоборот: человек, чей душевный мир богат и многокрасочен, более способен нести в сердце и дарить настоящую любовь?

Любовь, в моём понимании, - это принятая и оценённая индивидуальность. Говорят, что человека любят за его недостатки. Так ведь принятие индивидуальности – и есть её защита. Человеческая индивидуальность – единственное и неповторимое явление в природе, и человек несёт ответственность за сохранение своего «я» перед природой или, если хотите, перед Богом. Какие бы сложности ни возникали на жизненном пути, основным смыслом, способом существования будет  защита своей индивидуальности.

Любовь – самый мощный способ защиты вашего «я», отражение лучших качеств индивидуальности в душе другого человека. Вспоминаются акварельные строки Б. Окуджавы:

Давайте говорить друг другу комплименты –
Ведь это всё любви счастливые моменты.

Так естественно: человек, говорящий комплимент, располагает к себе лишь потому, что помогает в самоутверждении и самовыражении вашего «я». Вспомним поведение ребёнка после похвалы. А возвращающийся на крыльях любви с первого свидания молодой человек… Оценена индивидуальность! Его симпатия имеет взаимность – обратную связь.
Его принимают таким, каков он есть, и тем самым защищают индивидуальность.

Или противоположный случай – человек, перенёсший любовную драму. Про таких говорят: «потерял себя». Почему потерял именно себя, а не её (его)? Почему так непереносимо больно, почему всё обессмысленно? Может быть, оттого, что перестал существовать источник, питающий его личностное самовыражение, защищающий его индивидуальность. Источник, на который подсознательно была переложена большая часть его защитных функций. Словно сложили два человека кирпич к кирпичу общее здание психологической защиты для любящих сердец, а при разлуке-то «свои» кирпичи не вытащишь. Обнажённой, незащищённой оказалась личность. И сколько должно пройти времени, чтобы появились новые или иные механизмы защиты.

Давайте опять вернёмся к формулировке из словаря: «самоотверженная привязанность». Мне кажется,  это словосочетание делает определение набором взаимоисключающих слов. Самоотверженно можно драться, защищаться, страдать. Если и говорить о любви как высочайшем проявлении человеческой души – жертвенности, то это будет не самоотречение, а самовозвышение. Эта та духовная высота, на которой уже не существует извечного конфликта бытия и быта. Разве любовь, погнавшая молодых, красивых, ухоженных и духовно утончённых женщин в сибирскую тайгу за мужьями-декабристами, была самоотвержением? Наверное, сохраняя любовь в сердце, они сохраняли и защищали себя.

Вспомним классика: «любовь -  это талант», - говорил Л. Толстой. Почему он ставил рядом эти два понятия? Талант – способность человека к творчеству. Значит, чем более предрасположен человек к творчеству, тем больше его предрасположенность к любви. Известный русский поэт Э. Асадов написал:

Да здравствуют влюблённые поэты!
Да здравствуют прекрасные стихи!

Творчество – самовыражение человека, а, следовательно, утверждение и защита его индивидуальности. Но и любовь – высшее проявление индивидуальности. Так, может быть, творческий процесс, не находящий выхода, - предчувствие любви? Как и любовь – предчувствие творчества?

И в любви, и творчестве человек подсознательно использует приём «начать всё сначала». Это своеобразный катарсис, очищение. Как бы сызнова  создаётся модель жизни, да что жизни – мира, с новыми надеждами, с предчувствием любви и светлой веры. В новом пути  будущее всегда светло, иначе  нет смысла идти по этой дороге. Свет мечты и надежды освещает дорогу и душу, даёт силу жить. А если индивидуальность оценена и достаточно ярко отражена в индивидуальности другого,  можно говорить о случившейся любви.

Осознав своё «я», свою индивидуальность, человек обнаруживает в своём сердце способность к любви. И это огромное энергетическое чувство уже никогда не покинет душу человека, пока он будет отличать своё «я» среди множества других разных «я».

Любовь – какое ещё есть слово в русском языке, которое бы так ёмко впитало в себя всю человеческую суть, всё бытиё? Может быть, такое слово – ЖИЗНЬ? Жизнь в социально-психологическом смысле – это способность проявления и способы защиты индивидуальности. А любовь наиболее полное и откровенно искреннее проявление индивидуальности. Индивидуальность – это характер, характер – судьба.

Любовь – индивидуальность – судьба – всё это и есть жизнь. Жизнь – любовь. Вот круг и замкнулся.