Армян

Артур Ярулин
                " АРМЯН "

                Вчера  при  взрыве  водонагревательного котла , был
                поколечен  молодой  рабочий  нашего  завода - кочегар
                Денис  Субботин , пришедший  и  по - отцовски принятый
                коллективом , ещё  воспитанником  детского дома .
                Мертвецки  пьяным  он  был  найден  не  далеко от ме-
                ста  происшествия  трудящимися  второй смены . Вина
                кочегара  в  случившемся  несомненна  и ненуждается
                в  доказательствах . Дальнейшего распространения
                пажара , удалось  избежать  лишь  благодаря мужеству
                главного  энергетика  В . М . Скорохватова , умело  и
                быстро  организовавшего  рабочих  на  борьбу  с ог-
                нём  ещё  до  прибытия  пожарных - за  что  он был поо-
                щрён  премией .
                из  заводской  печати
               
 Умирала семидесятилетняя старуха котельная.Вспоминая свои сталинские девичьи годы,она тяжело вздыхала,нехотя глотая уголь унылой огненной пастью.Жалобно подрагивали в маразме её приборные стрелки за пожелтевшими,треснутыми стёклами.А проважал её в последний путь,единственный внучёк-кочегар,одетый в траурную,чёрную от копоти телогрейку на голое тело.
 Когда "бабуля" околеет он точно не знал,но подолгу на едине с ней оставаться опасался,предчувствуя неизбежное.И подбросив в топку ещё пару"лопат",то и дело выходил на улицу лицо снежком остудить.
 Только судорожный предсмертный хохот услышал у себя за спиной кочегар...как оглох от него тут же.И не взрыва котла,ни пожара не что с ним после случилось,так и не помнил.А было вот что.
 Разлюбивши свою тонконогую,обманутую жену,главный энергетик Скорохватов,стал часто задерживаться вечерами в своём рабочем кабинете,и заператься там изнутри с инженером по технике безопасности гражданкой Блиновой.Коньячный дух в перемешку с амбре столовского винегрета распростронялся из замочной скважины энергетиковой двери по всему заводоуправлению и зависал под потолками.
 -Мурзик!,у тебя нос блестит-только и успела сообщить гражданка Блинова своему возлюбленному энергетику...Как вздрогнула винегретно-коньячная хмарь в конторских коредорах,и полетела сквозь разбившиеся окна на вольную волю.
 Едва не обмаравшись с испуга,Скорохватов выскочил на мороз и увидел чёрно-огненный силуэт кочегара,отброшенного взрывом в сугроб и лежащего там без сознания.
 Нет,не в скорую помощь сперва позвонил энергетик,не пожарным даже.А директору завода.И не за мужественный труд получал в последствии премию от него.А за то,что не пожалел целой бутылки своего коньяка армянского цены немыслимой,и влил его в пересохшее горло оглушённого парня,вложив пустую тару ему в окоченевшую руку.
 Сбежавшись к догорающей котельной,рабочие второй смены увидели своего товарища лихорадочно дрожащего от холода и контузии,царапавшего ледышки,окровавленными,задеревеневшими пальцами в попытке поднятся хотябы на четвереньки,но обессиленно падавшего голой грудью на снег.Рядом с ним валялся порожний флакон многозвёздочного,коллекционного армянского коньяка.
 -"Гляньте братцы,чем чернорожий то у нас накачался!На такой пузырь год горбатить нужно,а он из горла его хлещет.Во даёт принц армянский!"-кто-то выкрикнул из толпы.
 После этого и закрепилось за кочегаром такое прозвеще:Армян.
 Боль,страх,стыд и суд-который проходил конечно не над заводовладельцем высасывающим все соки из предприятия не вложив в него не копейки и наживающимся на экономии безопасности для рабочих-всё вытерпел Армян.И не коллеги цеховики не начальство,не даже судьи-не кто не учёл тот довод;что кочегару просто не по карману такой напиток,да ещё при многомесячной задержке зарплаты-был пьян на рабочем месте вот и поплатился и поделом ему!
 "Подавитесь своим враньём когда-нибудь жабы!-лёжа на больничной койке,от безисходности и нестерпимой обиды,кусал бескровные синие губы кочегар,-вот встану,сам справедливость найду!Но не живёт правда где капитал верховодит.Нечего не добился Армян,лишь желудком своим и душою,всю как есть инвалидскую куцую долю на себе опробовал.
 Скука и голод-при таких составляющих долго дома не высидишь-поплёлся на улицу.Как старик во дворе на скамейке сидел,сигаретки стрелял,а недадут-так "бычёк"раскуривал,опалив от чужой слюны фильтр на спичке.Тогда то и сломала буржуазная Россия в кочегаре последний стерженёк самоуважения.И обманутый,униженый,доведённый до края,уже полуживой рабочий человек,был вынужден озераясь по сторанам,чтоб некто не увидел,подобрать две пустые пивные бутылки,за какими-то первокурсницами что пришли в его двор хмельной водой подзаправиться.
 Спрятал тару Армян за пазуху и доковыляв до ларька,обменял их на пачку"примы".И оплакивал потом всю ночь до рассвета бездыханную гордость свою,лёжа на нестираной затхлой постели.А после,остывать с каждым днём тяга к жизни в кочегаре стала.Состарился Армян за один год с двадцати пяти до сорока лет сразу,сгорбился,глаза в череп ушли и пугающим равнодушием оттуда тлеть стали.Но дома всётаки не сиделось-мало пожил,мало видел-подсознательно в люди влекло.И как хрящи на переломах костенеть стали,начал за двор выходить;утром в"центр"отправится,а к вечеру с сумкой пустых склянок вернётся-всё какое-то подспорье к инвалидскому жидкому пособию.
 После"монетизации",пробовал Армян горло себе хлеборезкою"щекотать".Исцарапался сильно,но сдержал его всёже животный инстинкт любви к солнышку на этом свете.
 Дни волочились непроглядной однородной мутью,без будний и праздников,без смены дат и времён года;сплошной поток одного и тогоже безсмысленного,нескончаемого дня.
 А в центре города блеск кругом,кишит торговля.Со скидкой счастье предлогают в любом ларьке и без талонов!Как гуси надувшись,неспеша от лавки к лавке топчутся обыватели в поисках мази для разглаживания морщин равнодушия.Но мази не найдя...берут свинину с пивом-уж всё на что фантазии хватает.
 Встанешь на пятку,крутанёшся на одном месте-и не в центре стоишь словно,а на дне колодца пересохшего,на стенках которого,каккая-то не человеческая рука,картинки дикие изобразила:скупщик краденного,реклама,ротозей-чередой идут-ротозей,реклама,перекупщик.
 "Но что там за великан стоит,куда рукой показывает?Или не показывает?..А мне протягивает!"-Сидит Армян в скверике,прищурился,а через листву колышущююся ему в глаза Ленин смотрит в упор."Эх трамвай заслонил!Подойду поближе,узнаю чего те люди под памятником собрались"-решил Армян.
 И услышал в тот день он такие слова,которых в жизни не слыхивал.Не слова,а пажар!Не в уши,а в седце ему влетали прямо,и горячё грудину под рёбрами жгли-всё нутро прокалили.
 Девять лет учился в детдомовской школе Армян,но не один учитель так чётко и ясно не растолковал про жизнь рабочих в нашем "царстве".Про их прошлое и настоящее,про то как и кто обманом за их счёт живёт и на какие преступления идёт,чтобы и дальше их в рабстве держать.И что именно он,пролетарий,в этом мире настоящий хозяин.
 Пьянющим от правды ушёл кочегар от памятника.И только дома стал догадываться,что как будто и сам всё услышанное знал давно.Но толи забыл,толо не дозрели они ещё,-а вобщем лежали те слова в его голове на самом донышке,безжизненной грудой,запылились все и перепутались.А сейчас словно ожили сново,выправились и ровным порядком как на парад выстроились.И хоть не умел Армян так лихо речь излогать,как те люди у памятника,но нестерпимо высказаться захотелось ему,и...
 Утро,завод,проходная.К станкам рабочие направляются.Зарплата неизвестно когда будет,а будет-вся за долги разойдётся.От того и лица,и все их фигуры тусклы и мутны,как отражения в лужах.
 Молодой человек лет тридцати,скуластый чуть сгорбленный,худой что через влажную от пота рубаху проступает несколько позвоночных бугров.Из под серых,как седых волос его,виден свежий пурпурный шрам на веске.Парень слегка глуховат и от того громогласен:
-"Ваш хозяин барыши считает,а вы болячки!Скоро все кровью захаркаете,а начальству ваше здоровье до одного места".-Неумело операясь на трость,надсадным хрипом кричит он на рабочих.-"Посмотрите на меня,что они сомной сделали,эти люди превратили меня в оборванца,босяка!А веть я работал вместе с вам,на этом же заводе.Вы веть помните меня,я кочегар Армян!Ну чего вы отворачиваетесь?С вами может случится тоже самое,и вас подставят и вышвырнут за борт!А веть эти заводы строили наши с вами отцы!Значит они пренадлежат нам по наследству!Не позорно вам наследство-то батькино чужеземцам за шиш с маслом отдавать?!
 Но обречённо,как на бойню плелись рабочие,один за другим исчезая во мраке проходной.Все старались отвернуться от бывшего товарища и не замечать его слов.Только один мужичёк;низкорослый,пожилой,фиолетовощёкий недовольно буркнул:"робить надо,а не балдеть,да пусть хоть чёрту лысому завод пренадлежит,лишь бы деньгу платил".
 Дурнем старым чуть не назвал его кочегар да сдержался,устыдил сам себя"не хаять роботяг ты пришёл сюда,а лёд сколоть с их терпения спящего".
 Из окна второго этажа заводоуправления,из-за серых штор показалось директорское лицо,угрюмое и недовольное-Армян неузнал его.А через несколько секунд,зелено-пятнистый охранник,сидящий у турникета,снял телефонную трубку,и обещающе кивая головой,выслушал чьё-то указание.
 Только подошёл к Армяну зелено-пятнистый,и сразу в грудь его пихнул:
 -Ну чё стоишь здесь заморыш глотку надрываешь,хромай отсюда!
 "Эх,раньше бы долбодел ты б у меня поталкался"-подумал кочегар,но стиснув зубы промолчал.
 А рабочие мимо призраками бредут-хоть убивай кого рядом-глазом неповедут.
 -Не-уй-ду-словно себе самому Армян сказал.
 Ещё двое пятнистых подошли,наглые шутки бросать стали,оскорблять.Один из них,красноглазый,был явно с похмелья,-от него ещё разило перегаром-а испарина на лице говорила о том что он уже похмелялся.
 -Газу,газу давай хромоногий отсюда-наблатованным голосом протянул красноглазый-ну ты чё на...такой непрошибаемый да?!-и хлестнул Армяна ладонью по щеке
 Дрожащая от волнения рука кочегара сорвалась с трости,и потеряв опору он чуть было неупал.
 -Холуй-глухо прошептал Армян,и совсем неслышно добавил-я драца буду...
 -Чё,кто холуй,я?!-ошалел красноглазый и подскочив к кочегару с размаху ударил его кулаком в зубы.И когда тот упал-пнул ещё пару раз по почкам.
 -Шшисс...ссука!-задыхаясь от боли,цедя кровь сквозь зубы прошептал Армян,-драца с тобой буду...
 -Да я приговорю его щас падлу!-взревел красноглазый и уже бросился на лежащего парня...Но двое других зелено-пятнистых удержали его и оттащили в сторону,видимо догадавшись что дело может кончится трагедией,а вокруг были свидетели.
 Но серые призраки плыли безучастно.
 Боль,ненависть,обида и ещё какая-то горечь,всё сошлось воедино и комом в горле кочегара встало-и невыдержав он закричал:
 -Рабы,поганые рабы!!!Ну и подыхайте сволочи как хотите,плевал я на вас!!!
 Нет,теперь уже было поздно.Не угасить было кровью разбитых губ в Армяне тот факел,что запалил он в своём желании,как Прометей поделиться тем жарким огнём правды,с каждым замерзающим от обмана и унижений рабочим человеком.
 От этих не терпеливых,порывистых чувств,тело кочегара заживало в двое быстрей.И через неделю он сново пошёл к проходной.На конце его трости был намотан ком из тряпок,туго перетянутый проволокой.На ком был надет и завязан,плотный полиэтиленовый мешок.
 Редко и ярко,как фотовспышка мелькало солнце из-за дождевых штор,на мгновение ослепляя заводские кварталы.
 Лишь несколько фраз успел вымолвить Армян,как из окна заводоуправления показалось то же лицо из-за штор,и зелено-пятнистая троица с резиновыми дубинками была тут как тут.Воспалённые зенки красноглозого,блестели безумием и злостью.
 Смердящий угрожающий мат брызнул из пастей охранников.И колючий страх зацарапал кочегарово сердце своей холодной щетиной.
 Удар!-хлёстко лизнул плечё чёрный резиновый"язык"пятнистого.
 Устоял Армян,даже успел мешок сорвать с конца трости,-сладкий запах бензина заносился вокруг.
 Ещё удар!
 Как током ногу осушило,на колено упал кочегар.В руке его сверкнула зажигалка.
 Факел!Жаркий!-дождинки в пар на лету обращает.Теперь держись зелено-пятнистые!
 Стал Армян огнём вокруг себя воздух расписывать.Как собаки лаят,визжат,подскочить и вцепится в него охранка пытается.
 Огонь и дождь!Всё плывёт в глазах кочегаровых.Вот уже тысячи рожь красноглазых пляшет скалится со всех сторон.
 Собрал последние силы,с колен поднялся Армян-качает-с трудом прицелился и...сунул в рыло ненавистное огненным шаром.
 Попал!!!
 Завизжала псина красноглазая,вцепилась в рожу свою дымящуюся,и стала в лужу её мокать:"мочите га-ада!"-сквозь рёв из глотки вырвалось его.
 -Ага-аа!Не нравится!-ликовал Армян и наступая на зелено-пятнистых,сделал несколько шагов вперёд-те трусливо попятились закрываясь от факела.-Меня голыми руками не!..-С боку мелькнуло чёрное пятно.Правый глаз кочегара неуспел уловить что это было.
 Огромный серый булыжник ударил Армяна в весок.Кровь,горячими сгустками брызнула как лава из вулкана и полилась в ухо.Кусок рваной кожи лёг на впалую щёку.
 Армян не знал,стоит он ещё или лежит.Тысячи ударов ломали рёбра и лопали внутренности...Кочегар быстро переставал их чувствовать.
 
Ветер рвал тучи как серые тряпки расшвыривая клочья по всему небосводу.Откуда-то,из глубины мирового пространства,сквозь мутный кисель пасмурной погоды,к земле прорывалось солнце.Рядом с Армяном лежал его факел.Он не затух не под дождём не от ветра,а красно и ярко,горел и горел.
               
                конкц
          
                2002 год