23 Зарницы памяти. Квадратура круга

Юрий Фёдоров
ЗАРНИЦЫ ПАМЯТИ. ЗАПИСКИ КУРСАНТА ЛЁТНОГО УЧИЛИЩА
(Главы из книги. Сноски – в конце текста.)

      <<<< [На фото: бывшее Харьковское ВВАУЛ. Городок Памяти. Мемориальные доски с именами одного трижды, восьми дважды и 230 героев Советского Союза - выпускников училища... Такого количества выпускников-героев Советского Союза не имело ни одно (из ещё семи) лётных училищ СССР.
      День сегодняшний. Забытое, заброшенное место. Все буквы фамилий на досках почёта сбиты, вместо них чёрной краской матерные слова, написанные подростками краской из пульвелизатора...] >>>>

Эпизод \\\\[23й]////
КВАДРАТУРА КРУГА
    •>> Выскочка

Конец жизни человека печален,
середина никуда не годится,
а начало смешно.
      Франсуа ВОЛЬТЕР

      Сегодня я по графику вместе с Мамоновым был дежурным по спортзалу.
      Ожидая, пока зал освободится от занимающихся, Витёк от нечего делать просматривал старую подшивку журнала «Физкультура и спорт». А я по той же причине рассматривал стенды в преподавательской.
      Неожиданно натыкаюсь на большой лист ватмана, на котором печатными буквами было выведено: «КАК НАДО РАБОТАТЬ». И ниже: «Памятка-правила, которые были вывешены в приёмной В.И. Ленина в Совете Народных комиссаров в первые годы Советской власти».
      Начинаю вчитываться.
       «Мы проводим на работе большую часть своей жизни. Нужно же научиться работать так, чтобы работа была легка и чтобы она была постоянной жизненной школой». В.И. Ленин.
      Пробежав глазами строки правил, я был удивлён, с какой скрупулёзностью были записаны советы по организации работы. Всё, на что надо было обратить внимание, выделено, подчёркнуто. И мне показалось, что такие вещи надобно знать каждому. Может, тогда не будет безалаберщины?
      Однако я хочу остановиться на последнем пункте памятки, который, как мне кажется, имеет отношение ко мне.
       «Есть тип в рабочей семье – выскочка. Если он что-нибудь сделает, то обязательно будет показывать первому встречному-поперечному. Вот тут надо СЕБЯ СМЯТЬ, ВЗЯТЬ В РУКИ. Нужно победить в работе, выполнить её хорошо и при этом глазом не моргнуть. Зато в другой раз, когда работа будет совершенно испорчена, не придётся её от чужих глаз прятать и страдать так, как страдают выскочки».
      Есть такой недостаток, наверное, и у меня. Я так же могу «выскочить» и так же переживаю при неудачах. Это моя болезнь.
      Был у меня разговор на такую тему с подполковником Котловым. Я поинтересовался, в чём мои недостатки? Он внимательно посмотрел мне в глаза и начал говорить о моей несдержанности, о стремлении везде поспеть. А я всё это уже знал, слышал, читал. Казалось, понял. Однако...
      Достаточно посмотреть на первые страницы моего дневника, где я разглагольствую над строками из книги «Исход» Петра Проскурина. И та почерпнутая фраза: «...и он старается везде поспеть...» Такого человека и называют выскочкой.
      Тогда в тех строках, мне показалось, что я узнал самого себя. Думал, что достаточно начать жить по-новому, явиться в училище, и всё пойдёт по-другому. Ведь я же знаю свой недостаток, хочу его исправить. Значит, легко будет его искоренить!
      Ан-нет! Оказывается, это не так просто! Выходит, одного понятия мало! Получается, я трижды понял. А результат? Где он? Исправляюсь ли?
      По старой древней пословице: «Фальшивый друг опаснее врага. Ибо врага опасаешься, а на друга надеешься!»
      Надо исправить! Иначе грош тебе цена! В противном случае не будут уважать тебя ни твои товарищи, ни твои будущие подчинённые. А это совсем ни к чёрту, если твои товарищи в боевой обстановке не будут доверять тебе! Но ведь в бою, тем более воздушном, это очень много, когда тебе доверяют, и когда доверяешь ты! И если, идя в атаку, ты отчётливо сознаёшь, что твои тылы надёжно прикрыты.
      А, кстати, как в бою себя ведут те, кого называют выскочками? И там он «выскакивает», чтобы вызвать огонь на себя, поднять людей в атаку, в пылу боя первыми кричат: «Атакую, прикрой!»? Или там, где опасность, они дрожат за свою шкуру и прячутся за спину товарищей?
      Интересно! Очень интересно! И как хочется себя проверить в настоящем деле!
      Скорее бы летать! Скорее бы на линию огня! Чтобы реально понаблюдать за собой в бою, ощутить себя изнутри!

<•>> >> Sub specie aeternitatis {1} <<•

  [+] Если себя не похвалишь, никто тебя не похвалит! Ибо то, что ты делаешь хорошо и своевременно, твоими начальниками воспринимается, как данность. Поэтому когда станешь офицером, не забывай хвалить своих подчинённых за хорошо сделанную работу. Похвала должна быть публичной, а первое взыскание – один на один. Взыскание перед строем следует рассматривать как высшую форму наказания...
      Из курсантских записных книжек
<<><><>>
  [+] Когда все желания людей сбываются – не лучше им.
      Гераклит ЭФЕССКИЙ
<<><><>>
  [+] Нельзя сказать: надежда существует. Нельзя сказать, что её нет. Надежда подобна дорогам, что пересекают землю. Ибо в начале никаких дорог не было. Дорога появляется лишь тогда, когда множество людей идёт в одном и том же направлении.
      Лю-ШУ
<<><><>>
  [+] Время всё по местам расставит. Ждать только долго...
      Майя ПЛИССЕЦКАЯ
<<><><>>
  [+] Жизнь – не страдание и не наслаждение, а дело, которое мы обязаны делать и честно довести его до конца.
      Алексис де ТОКВИЛЬ
<<><•><><•><>>
_________________________
{1} Sub specie aeternitatis (лат.) – С точки зрения вечности.

© Copyright: Юрий Фёдоров, 2009 г.