Ответ Александре Прокофьевой или еще раз о Зачем?

Беспощадный Критик
Начну сразу, без предисловий:

«Рецензия на «О творчестве Людмилы Бересневой» (Беспощадный Критик)

Знаете, а я прочитала и никак не могу понять, ЗАЧЕМ был написан этот текст. Хотя, в принципе, согласна с его содержанием. Мне тоже не нравятся слащаво-приторные сказочки об ангелочках, никогда не буду читать подобное творчество сама, и ребёнку читать тоже не буду, конечно. Впрочем, очень многие считают, что это как раз то, что воспитывает в детях доброту, человеколюбие, щедрость и др. хорошие качества. Но дело не в этом. Критика - это, конечно, замечательно, и многие считают, что её на Прозе не хватает, но зачем тратить время и писать рецензии на то, что абсолютно нечитабельно? И интересно ли это? Дело в том, что у самих авторов ничего, кроме обиды и раздражения эти рецензии не вызывают, здесь уже не одно сетевое побоище приключилось из-за этого. Думающий читатель, ищущий здесь настоящую литературу, наверное, не дурак, и обойдет эти страницы стороной.
Между тем, на сервере есть очень много замечательных произведений, которые, ИМХО, достойны считаться настоящей современной литературой, а найти их очень сложно, потому что в пресловутом рейтинге по оценкам читателей их нет, а авторов на сервере очень много. Многие из этих произведений я нашла исключительно благодаря критическим обзорам, вот, например - http://www.proza.ru/2009/01/19/426
http://www.proza.ru/2009/01/16/743
http://www.proza.ru/2008/12/05/404
Это, конечно, не все, да я и сама на своей второй странице пытаюсь писать о любимых страницах на Прозе, чтобы помочь найти хорошую книгу. Я ни в коей мере не хочу Вас обидеть, но ведь это до невозможности просто - написать рецензию на слабый текст, что он сер, однообразен, и т.д., тогда как чтобы написать обзор вроде вышеприведённых, надо вдумчиво прочитать огромный по объёму текст, и не один раз, и много размышлять над тем, что хотел сказать автор. Это, я думаю, и есть настоящая критика.

Александра Прокофьева»

Итак, зачем?

Ответ на этот вопрос лежит сразу в двух плоскостях: личной и общественной. То есть, каков мой личный интерес и каковы мои - уж простите за патетику, - общественные цели. Начнем с личного, поскольку общественное является следствием.

Итак, зачем? Я отвечал на этот вопрос уже не однократно: это мой способ исследования реальности. Представьте себе человека, который никогда не видел пчел. Чтобы узнать, как они себя ведут  - и понять, что у них есть мед и жала, - ему нужно, по меньшей мере, поворошить прутиком в улье. Именно это я и делаю.

Зачем? Что меня так интересует? Здесь все просто: меня интересуют массовые явления, носящие уродливый характер. Я вижу за ними присутствие какого-то необъяснимого закона социума, который иррационален по своей природе. Например, я до сих пор не понимаю как германский нацизм пришел к власти и как он заставил свой народ чинить все эти бесчисленные зверства. Я слышал сотни ответов, но все они кажутся надуманными. Мне легче понять логику событий в России после Октябрьского переворота, но германский нацизм – это другое. Хотя и кажется, что суть у них одна.

Теперь другой пример, более близкий к тому, что происходит на Прозе. Я сразу хочу извиниться за подобную параллель, но речь пойдет об эротической фотографии в сети. Фотосайты, вообще, очень похожи на литературные, разница лишь в том, что есть профессиональные, а есть любительские, и качественная пропасть между ними - огромная. Но я буду говорить только о любительских сайтах, что уместнее, поскольку профессиональным литературным сайтом Прозу я назвать не могу.

Вопрос, на который у меня до сих пор нет ответа, вот в чем. Лет десять назад я увлекся фотографией, в том числе и эротической. В течении пяти лет интенсивно снимал своих многочисленных подруг и просто знакомых девушек, причем, исключительно в качестве хобби: я нигде не публиковал свои работы и никогда не выкладывал их в сети.  Мне просто нравилось снимать: компонуя кадр, добиваться унисонного звучания природы и обнаженного тела, в чем мне виделось воплощение красоты. У моих моделей мотивы, видимо, были другие: самый простой из них «Будет здорово, растолстев, вспомнить себя красивой»! Сейчас большинство из них – уже мамы со стажем, но красота все еще не увяла.

Но не об этом речь. Речь вот о чем: испытывая интерес к творчеству коллег, я до сих пор время от времени заглядываю на различные сайты и проглядываю чужие работы. И вот что меня удивляет: открываю фотосессию симпатичной трогательной девушки, проглядываю работы, одну, другу, и вдруг – широко раздвинутые ноги. Я не ханжа, но такое меня настораживает по вполне определенным причинам. Следующий кадр: она раскрывает себе губки или глубоко засовывает пальчик. И тут уже я задаю себе вопрос: зачем? Разве она не понимает, что есть вполне ощутимая грань между искусством, на сопричастность которому предыдущие снимки еще могли кое-как претендовать, - и порнографией. Что переступив эту грань, нельзя вернуться назад?

Я не могу понять, как это происходит, что ими движет? Я не могу себе представить, чтобы мои модели согласились, а тем более, сами предложили бы мне сняться в подобных позах. В любом случае, я бы, скорее всего, просто отказался. Опять же, не из ханжества, а по очень простой причине: я знаю, ЗАЧЕМ я снимаю. Я знаю, что Красота Тела неизбежно резонирует с культурогенными компонентами нашего восприятия, возросшими на эротике античности, Возрождения, даже современного искусства, но как только поза и общий настрой снимка смещается в сторону порно, начинает резонировать чисто физиологическое восприятие. Грубо говоря, пока половые губы скрыты, модель воспринимается как Женщина или даже абстрактно: как Геометрическое Совершенство Линий, - иначе же – не более как самка. С этим ничего нельзя поделать, и мне очень хочелось бы выяснить: почему девушка этого не понимала, когда раздвигала ножки?

Схожий вопрос я задаю себе и на Прозе: почему этот конкретный автор не понимал, что выкладывает ОТКРОВЕННО слабую вещь? Почему не сработал стопор? Почему многие великие писатели и композиторы сжигали свои юношеские опыты, только бы никто их не прочел, а современные сетевые прозаики не стесняются творческого эксгибиционизма? И я здесь не провожу параллель «половые губы – слабое творчество», параллель другая: «выставлять на показ половые губы – выставлять в сети слабое творчество». И это не грубость с моей стороны, просто это – для меня – явления, имеющие сходные по природе причины: отсутствие внутреннего ценза. И в исследовании этого феномена, как раз, и состоит мой личный интерес при общении со «слабыми авторами». Я пытаюсь понять, что у них внутри; что ими движет; что им не дает правильно оценивать свои результаты?

Теперь об общественном. Я уже говорил об этом, но повторюсь еще раз: я написал на данный момент всего двенадцать отзывов о творчестве авторов Прозы. А прочитали их более семисот человек. У меня есть надежда, что кто-нибудь из этих семисот сподвигнется ознакомиться с творчеством «слабых авторов», потом -  «достойных авторов», потом перечитает написанное им самим – и, может быть, поймет, в чем тут дело и куда его собственный ветер дует.

Вот и все.

Dixi.