И это тоже пройдет...

Инна Викторова
- Разве не ты, привязал камень к рыбе?
- Я, учитель.
- Разве не ты, привязал камень к лягушке?
- Я, учитель.
- Разве не ты, привязал камень к змее?
- Я, учитель.
- Иди и освободи всех животных. И если кто-то из них умрет, то ты будешь носить камень на сердце всю свою жизнь...

Главному герою этого фильма предстоит пройти множество испытаний, чтобы снять с своей души каменный груз ошибок и обрести себя самого.
«Весна, лето, осень, зима... и снова весна» - фильм-новелла южнокорейского режиссера Ким Ки-Дука, знакомого российскому зрителю по вышедшей недавно в прокат киноленте «Мечта», а также фильмам «Вздох», «Остров», «Натянутая тетива», «Пустой дом» и др.

Ким Ки-Дук является мастером воплощения на экране экзистенциальных сюжетов, увлекающих зрителя в бесконечную игру мысли и чувственного воображения, где время извечно течет по-особенному, а развязка всегда непредсказуема, и порой, неимоверно жестока («Остров», «Мечта»).

Фильм «Весна, лето, осень, зима... и снова весна» (2003) - философская притча о колесе времени, совершающем свое последовательное движение в бесконечность. Это колесо не остановишь и не повернешь вспять, но каждый раз, с началом нового цикла вращения, жизнь на земле обновляется и у всего живого появляется очередной шанс на новое перерождение.

Именно это и происходит с главными героями фильма — монахом-отшельником и его воспитанником. И если старый монах уже раскрыл для себя секрет движения колеса времени, то мальчику еще предстоит долгий путь, длиною в целую жизнь, для того, чтобы разобраться в себе и постичь смысл своего существования.

Четыре времени года, как четыре жизненных цикла, связанных с основными этапами духовного формирования человеческой личности. Детство главного героя проходит весной. Лето он проживет юным и бесконечно влюбленным. Осень подведет итог молодости, подарит духовный урожай посеянных летом мыс­лей и подготовит к переходному периоду позднеосенней зрелости. После чего наступит зима мудрости и осознание главным героем своего истинного предназначения. Теперь уже он сам монах-отшельник, который воспитывает доверенного ему судьбой ребенка. Круг замкнулся и...снова приходит весна.

С особой тщательностью режиссер выстраивает хронологию происходящих событий, уделяя пристальное внимание мелким деталям и формируя в сознании зрителя безусловное понимание природы причинно-следственных связей. Неосторожный поступок, совершенный героем в детстве и ставший причиной гибели двух животных, предопределит его будущие жизненные испытания. Взаимосвязь жизни и смерти, понимание глубинной сути этих двух важных составляющих мироздания станут для героя главными вопросами, на которые он будет искать ответа всю свою жизнь.

«Разве ты не знал, что мир людей жесток? - спросит его Учитель. Это произойдет осенью, когда повзрослевший юноша вернется назад к престарелому монаху, чтобы залечить кровоточащие раны, оставленные на его сердце беспощадными уроками жизни. Колесо времени повернется в очередной раз, после чего, Ученик вновь покинет Учителя для завершения следующего жизненного цикла (ему придется провести несколько лет в заключении за совершенное убийство). А старый монах, выполнив предначертанное, закончит свой земной путь. Сцена самосожжения Учителя — одна из самых запоминающихся в фильме, поражающая своей знаковой глубиной и силой эмоционального воздействия.

Зима возвратит повзрослевшего героя в заброшенную пагоду и поставит точку в его диалоге с прошлым. Вопрос жизни и смерти будет решен окончательно в пользу жизни, символом которой станет маленький ребенок-подкидыш, оставленный герою неизвестной женщиной «без лица». Она появится здесь лишь для того, чтобы принести своего ребенка в пагоду. Её роль функциональна, а потому обезличена (голова и лицо женщины полностью покрыты плотным платком). Она оставит ребенка и, закончив свою миссию, исчезнет из мира живых - неосторожно подскользнувшись, утонет в проруби.

Смерть - это всегда начало для новой жизни.

Колесо времени завершит свой очередной цикл вращения, новый Учитель будет воспитывать нового Ученика и...снова начнется весна.

Фильм завораживает с первых минут просмотра. Потрясающие натурные съемки позволяют насладиться безупречной красотой живой природы и ощутить совершенную гармонию окружающего мира. Здесь всё пронизано бесконечной любовью живого к живому - задумчивые столетние деревья, омывающие свои застывшие колени в водах горной реки, игривые рыбы, плещущиеся в тихом речном омуте, крадущаяся между камней змея и проворная лягушка, прячущаяся в сырой тени прибрежной скалы. И пагода, с невозмутимым спокойствием дрейфующая в русле реки, как символ вечной и неразрывной связи двух миров - материального и духовного.
Каждый кадр - идеальная живая картина, словно нарисованная от руки, и достойная того, чтобы разместиться в лучших галереях мира.

Четыре времени года поочередно сменят друг друга и четыре раза распахнутся ворота, чтобы возвестить о начале нового периода жизни главных героев. Летнего утреннего петуха сменит хитрый осенний кот, после чего, "мудрой" зимой в пагоде поселится змея.

Фильм пронизан успокаивающей тишиной — герои едва ли скажут за все время более двух десятков слов. Нет ни имен, ни названий. Только покой, умиротворение и живые наглядные иллюстрации, постепенно затягивающие зрителя в особенную временную параллель, наполненную дыханием самой вечности...

P.S.
2003 - Приз зрительских симпатий на Международном Кинофестивале в Сан-Себастьяне (Испания).
2003 - 4 приза Международного Кинофестиваля в Локарно (Швейцария).
2005 - Приз Аргентинской Ассоциации кинокритиков за лучший иностранный фильм.