Ниоба

Анна Перевезенцева
Ниоба



Действующие лица:
Амфион – Фиванский царь
Ниоба – его жена

Полибут
Фороней
Мнасей
Левкипп             -  их сыновья
Гиртак
Димант
Амикл

Алопа
Иола
Зета
Ифиноя                -их дочери
Ямба
Стримона
Мелибея

Вождь вражеского племени
2 стражника
 
Часть первая

Дворец в Фивах. Амфион и Ниоба.

Амфион: Безумна ты, Ниоба!
Ниоба:                В чем же дело? 
Амфион: Не одолеть нам полчища врагов!
                К войне мы не готовы!
Ниоба:                Неужели
             столь скверно думает отец о детях?
             Не ты ли должен сам вести их в бой?
             Не ты ли им оружие дать должен,
             И научить их славу умножать
             Родного царства?
Амфион:                Но они же дети!
               Амиклу нет еще и десяти!
 Ниоба: Тем лучше! Пусть они узнают раньше
               И  вкус победы и оружья звон!
Амфион: Ниоба! Так нельзя вести войну!
                На нас они не нападали раньше,
                Свои границы в строгости блюдут,
                Ничем они закон не нарушали –
                За что же мы пойдем на них войной?
Ниоба: За что? За что? И это говорит
             Великий царь! Тебе не стыдно? Боги!
             Чему же ты научишь сыновей?
             Из них как воспитаешь ты достойных?
             Амикла ты и вовсе превращаешь
             Почти в девчонку! Нянчишься: «Амикл,
             Тебе игрушки, сладости, забавы!..»
Амфион: Он мой  любимый младший сын, и что же,
                Я не могу его побаловать?
Ниоба: Послушай, Амфион, своей победой
             Мы завоюем уваженье всех!
              Пусть армия мала – увидят боги,
              Что сыновья Ниобы не просты,
              Что наши сыновья равны героям,
              Под силу им свершенья древних лет!
Амфион: Сказал я – нет! Бессмысленна война
                Сейчас и против этого врага!
Ниоба: Послушай, Амфион, когда вернутся
             Все наши сыновья с победой этой –
             Тебя в народе будут почитать
             Как лучшего на свете из отцов!
             Как лучшего правителя на свете!
             Отцы героев – боги, разве нет?
             Не хочешь разве стать ты новым богом?
Амфион: Ниоба, я прошу тебя, опомнись!
                Не может смертный равным стать богам!
Ниоба:  Мой Амфион, как все-таки ты слаб!
              Но всё равно придется в путь отправить нам
              Всех наших сыновей!
Амфион:                Не быть тому!
Ниоба: Ах, неужели, милый мой супруг?
Амфион: Нет, никогда!
Ниоба:                Придется звать Пелопа…
                Давно хотел он на тебя войной
                Пойти…и только я просила
                его не делать этого… ну что ж…
Амфион: Пелоп?! Твой брат? Войной – на город мой?!
Ниоба: Ты вправе выбрать сам, мой повелитель,
             Кто на кого пойдет войной… но если
             Ты с варваром боишься воевать –
             Тогда ты встретишься в бою с Пелопом.
Амфион: Я вижу, ты совсем сошла с ума!
                Зачем же ты используешь все средства,
                Чтобы меня заставить воевать
                И наших сыновей?
Ниоба:                Я говорила.
Амфион: Сравняться с богом?!
Ниоба:                Именно.
Амфион:                Ниоба!
                Прошу тебя, одумайся!
Ниоба:                А мне
                Что думать? Далее – твои заботы.
                Зачем тебе рожала я детей?
                Не для того ли, чтоб гордиться ими?
Амфион: Боюсь я только, как бы не пришлось
                Тебе оплакивать детей, а не гордиться…
                Не понимаешь ты всех сил врага…
Ниоба: А ты в своих детей не веришь силы!
             Иди и о походе сообщи.
             Пускай они придут ко мне проститься.

(Амфион уходит. Ниоба одна)

Ниоба: Нет, не безумна я, любезный мой супруг!
Нет, я умна! И всё я рассчитала!
Тебе, конечно, никогда не стать
В сознании людей подобным богу –
Тем даже лучше! Долгими ночами
Я размышляла часто о богах…
Откуда боги? Разве мы их видим?
Или они – придуманы людьми?
Да, да, придуманы людьми! А это значит,
Что новых можно выдумать себе!
Когда вернутся сыновья с победой,
Сразив такие полчища врагов –
Их будут почитать героями…тогда
Решат поэты, как решали раньше,
Что небожителями рождены герои!
Ты, Амфион, пожалуй, слишком слаб,
Тебя считать продолжат человеком.
А вот меня! – признают за богиню!
Я стану самой главной из богинь!
Не зря же я полжизни проходила,
Нося под сердцем всех своих детей!
Семь сыновей, семь дочерей – отныне
Вы на века прославите меня!
Не Лето будут люди поклоняться,
А мне, Ниобе, храмы и цветы!
Я думала – наверное, у Лето
Был некогда талантливый сынок,
Умеющий немножко петь под лиру,
Да метко целящаяся из лука дочь!
Всё остальное – выдумки поэтов!
  (за дверью всхлип, Ниоба вздрагивает)
             Ах, кто это? Кто там?         
(вбегают Амикл и Мелибея)
                ах, это дети!
              И что же, там давно стоите вы?
Мелибея: Не так давно, к тебе войти хотели,
                Но слышали твой странный разговор.
                Мы думали, что у тебя служанка
                И с нею разговариваешь ты!
Амикл:  Так нет же никого!
Ниоба:                Не бойся, милый,
              Я говорю порой сама с собой!
Амикл:  Сама себе рассказываешь сказки?
Ниоба(улыбаясь): Считай, что так! Почти! Так чем же вы
                Сегодня целый день прозанимались?
Мелибея: Сегодня я гуляла и ткала!
Ниоба:      Уже ткала? Ах, умница какая!
                И что же, получается?
Мелибея:                Почти!
                Так непослушны всё же эти нитки!
Ниоба: Совсем как будто дети перед сном!
             А ты, Амикл? Что ты сегодня делал?
Амикл: Верхом катался, пел, читал, гулял.
Ниоба: С оружьем упражнялся?
Амикл:                Да, но мало.
              Отец мне всё твердит, что слишком рано,
              Хотя, я знаю, Фороней в пять лет
              Уже умел любым оружьем драться…
Ниоба: Ну, ничего, научишься и ты!
(смотрит на Амикла, бледнеет, поднимает его на руки)
             Мой маленький Амикл! Не надо, может?..
Амикл: Чего не надо, мама?
(Ниоба ставит его на землю)
                ничего…
Мелибея: Ты плачешь, мама? Что с тобой случилось?
Амикл:     Тебя обидел кто-то? Ты скажи!
                Тебя в обиду я не дам!
Ниоба:                надеюсь…
Амикл:     Я, мама, одолею всех врагов!
Ниоба:      Я знаю, милый! Я за вас спокойна!
(в сторону) спокойна… не совсем… но – почему?..
                Иль вправду мой рассудок помутился?
                Я  посылаю сыновей на смерть?..
                Нет, нет! Уж что задумано – свершится!

Входят Амфион и все остальные дети.

Фороней: Приветствую мать, брата и сестру!
                Что ж ты, Амикл, не достаешь доспехи?
                Уходим завтра утром на войну!
Амикл:  Что? На войну? И я? А ты не шутишь?
Амфион: (в сторону, мрачно) Какие шутки, мать сошла с ума…
Амикл:   Меня возьмешь ты на войну, отец?
               Коня подаришь? Настоящий меч?
               Ты, мама, слышишь? Буду я теперь
               Совсем как взрослый!
Ниоба:                взрослый…да, сынок…
Амфион: (тихо, Ниобе) Не передумала ли ты, Ниоба?
                Быть может, еще раз на них взглянув,
                Ты не пошлешь на глупую войну
                Своих детей?
Ниоба: (Амфиону)          Тебе сказала я.
(детям)      Ну что же, попрощаемся. Ко мне
                вы все по очереди подходите.
                И поцелуйте всех своих сестер!
                Подарков им побольше привезите!
(всех целует, Амфион в это время говорит)
Амфион:  Подарков!.. отправляешь воевать
                Ты сыновей, а не гулять по рынкам!
Ниоба:      По паре перстней из своей добычи
                Они уж сестрам точно отдадут!
                Не так ли?
Амикл:                Мама, даже не по паре!
                Я гору украшений привезу!
Ниоба:   Ну всё, наутро в дальний путь. Идите.
               В бою не бойтесь своего врага.
               Я жду вас, сыновья мои, с победой,
               О ней и через сто лет будут петь,
               И позже героические песни!
                Вернитесь же героями в страну!    


Часть вторая

Дворец в Фивах. Ниоба ходит по комнате.

Ниоба: Вестей от них так долго нет и нет!
             Не в силах ждать уже я! В чем же дело?
             И Амфион такой всё мрачный ходит…
             С укором на меня всегда глядит…
             Нет, ничего плохого быть не может!
             Не может мать сама послать на смерть!
              Уж если так случилось – то вернуться
              Они с бессмертной славой!
(Входит Амфион)
                Амфион?
              Есть новости какие-то?
(Амфион садится, поднимает на нее глаза, смотрит)
                Зачем
              Ты так всё время смотришь на меня?
               Что наши сыновья?
Амфион:                Они убиты.
Ниоба: Что наши сыновья?!    
Амфион:                Убиты все.
Ниоба:  Зачем ты так?! Что с ними, отвечай же!
               Они вернутся скоро?
Амфион:                Никогда.
Ниоба (кричит): Где сыновья?! Где мальчики мои?!
                Как их бои, закончились удачно?!
                И кто же отличился больше всех?!
                Никто из них, надеюсь я , не струсил?
                Когда они вернутся?! Отвечай!!!
Амфион (встает): Ниоба, наши сыновья убиты.
                Тела их там, на варварской земле,
                Истыканы стрелами… ты довольна?
Ниоба: (кричит)  НЕТ!!!
Амфион:                Нет? Ниоба, не довольна?
                Тогда послушай дальше. Под стеной
Стоит большая армия врагов.
Они с чего-то очень разозлились.
Не оттого ли, что на них войной
Пошли мы безо всяческой причины?..
Наш город через час-другой падет.
И варвары к нам во дворец ворвутся.
Теперь ты рада? Ты добилась своего?
(Ниоба стоит, как каменная)
Что ж ты теперь молчишь, жена моя?
Другого ожидала ты исхода?
Я говорил тебе! Я умолял!
Тебя в темницу надо было бросить,
Как только речь об этом повела!!!
(за окнами шум, вопли)
А, вот и гости! Накрывай столы!
Сама сюда их позвала хозяйка!
Ниоба:  Ты, кажется, почти сошел с ума…
              Я не звала… не знала… не хотела…
Амфион: Не знала ты? Тебе я говорил!
Будь проклят день, когда тебя взял в жёны!
Нам не сдержать нашествие врагов!
Кто я теперь? Я был отцом, царем и мужем,
Но потерял народ и сыновей!-
И от тебя, Ниоба, отрекаюсь!
Кто я теперь, Ниоба? – Я никто!
(закалывает себя)
Ниоба (как будто не замечая ничего вокруг):
Я не пойму, где наши сыновья…
Скажи мне, Амфион, они в порядке?
Они вернутся скоро и с победой,
Ты эту весть принес сегодня мне?
Амикл достойно вел себя в бою?
Ах, я не сомневаюсь, он поклялся!
И Фороней? И Мнасий? И Левкипп?
Гиртак? Димант? И Полибут – красавец?
Не дрогнули пред натиском врага?
А, слышу, слышу, вон они вернулись!
(за окнами истошные крики)
Приветствует их радостно толпа!
Ты что же, Амфион? Пошли навстречу!
(вбегает Мелибея)
Мелибея: Спасайся, мама! Во дворце погром!
                Убили всех моих сестер злодеи!
Меня за дверь едва успела Ямба
Укрыть… Ты что? Ты что? Очнись скорей!
Ниоба (вздрагивает): Закройся в шкаф! Быстрей! Они идут!
(Мелибея прячется в шкаф, Ниоба запирает дверь, придвигает к двери кресло)
Входят Вождь и Стражники.
Вождь:  Вот где она, царица! Налетай!
               Хватай ее! Вяжите! Буду думать,
              Как с нею поступить…
(Ниоба даже не сопротивляется)
              Ну что, быть может,
Её мы в море бросим со скалы?
1й стражник : А может, к дереву в лесу привяжем?
2й стражник:   Жаль, что она уже немолода…
Ниоба:  Скажите, сыновей моих зарыли?
            Они в земле?
Вождь:                Ну как же!
             Силы тратить еще нам на могилы для врагов!
Ниоба: Вы бросили детей без погребенья?!
Вождь: Представь себе! Ведь мне они не дети!-
             Мы, кажется, с тобою не встречались
              До сей поры! Не так ли?
Ниоба:                Я прошу
              Теперь лишь об одном… землей засыпьте…
              Я виновата, проклята…прошу…
1й стражник: Смотри-ка, будто бы окаменела!
                Шевелятся лишь губы… мертвый взгляд…
                И слёзы, слёзы по щекам…
2й стражник:                Поплачет
                пускай ещё. Привяжем ко столбу –
                и пусть себе ревет о своих детях!   
Вождь: Да, так и сделаем! Тащи её скорей!

 
Часть третья
Ниоба, связанная и привязанная к столбу. Говорит, будто бредит. Около нее два стражника.

Ниоба: Там дочь моя… там дочь моя…спасите
 Мою последнюю, мою малютку дочь!
1й Стражник: О чем она?
2й стражник:                Тебе не все равно?
                Наверное, с ума сошла мамаша,
                От горя по своим убитым детям.
Ниоба: В шкафу… в шкафу… бедняжка Мелибея!
             Убила я сама своих детей…
              моих любимых… жизнь мою и счастье…
             Горит дворец! Не выбраться никак…
1й стражник наклоняется к Ниобе, слушает.
Ниоба: она же задохнется, погибая…
              И будет звать меня… моя дочурка…
1й стражник (2ому стражнику): Послушай, никуда не убежит
уже отсюда бедная царица.
А мне уж надоело здесь стоять.
Пойду-ка я  немного прогуляюсь.
2й стражник: Ну, раз не убежит – пошли вдвоем!
1й стражник: Нет-нет, ты стой, что, если вождь заглянет?
                Я прогуляюсь – а потом уж ты!
                А пленная все время под охраной!
2й стражник: Договорились. Только ты уж поскорей.
                Я тоже здесь стоять уже не в силах.
1й стражник уходит. 2й стражник садится чуть поодаль и дремлет.
Ниоба: Нет, боги, вы не выдумка поэтов!
 И боги есть, и зависть у богов!
Всё у меня отняли! Насмехайтесь!
Из зависти, из зависти!.. Проклятье…
Хотела выше над толпой подняться,
Людей заставить поклоняться мне-
Так вы не дали! Сыновей убили…
И дочерей… всех, всех моих детей!
Вы думаете, я не знаю кто?
О, знаю! Знаю! Это дети Лето!
Не пожалели даже малышей,
Мстя за божественную мать… О, да!
Не справился Амикл с Аполлоном!
Мой маленький сынок… ты, верно, плакал?
Ты звал меня, не зная что сама
Я вас послала на войну! Амикл!
Все сыновья погибшие мои
И дочери! Вас больше не увижу!
И муж,  любимый мною Амфион!
Тебе я всех детей на свет явила!
Тебе на радость…и сама – убила…
Но скоро я узнаю… есть ли боги…
В подземном царстве вечных мук Аида…
(роняет голову на грудь, умирает)
Прибегает 1й стражник, видит, что второй стражник спит, манит кого-то жестами. Выходит Мелибея. Подбегает к Ниобе.
Мелибея: Мертва, мертва! И что теперь мне делать!
                Сгорела бы я лучше во дворце!
1й стражник: Не плачь, малютка! Эх, как побледнела!
Тебя возьму я жить теперь к себе,
О ты не скажешь никому ни рода,
Ни имени. Тебя мы назовем…
Какая же ты бледная! – Хлорида!
Теперь Хлоридой будешь зваться ты!
Иди скорей оттуда – он проснется.
Ты переждешь войну вон в тех лесах,
Там есть жильё людей.
Потом тебя я заберу, не бойся.
Беги скорей! Я в землю положу
Твою царицу-мать. До скорой встречи!
(Мелибея убегает)

Занавес
Все рыдают. Т.к. трагедия.