День уголовного розыска

Игорь Исетский
Отрывок из повести "Записки следователя милиции эпохи распада".

Несколько лет назад это прозвучало в передаче станции "Русское радио-2" - "Время Высоцкого". Только там я подробнее написал и с цитатой В.В. из его песни о МУРе.


   
     Когда мой шеф узнал, что я балуюсь сочинением песен, то в канун Дня работников уголовного розыска поручил мне написать для них поздравление в стихотворной форме.

   «Заделай стишок в торжественном таком духе. Про роль партии не забудь пару слов вставить», - проинструктировал меня Потапов.
   Отнекиваться было бесполезно, и я призадумался. Никогда ранее я не писал стихов по заказу. Была и ещё одна чисто творческая трудность. Я никак не мог подыскать рифму к слову «розыск». Первое четверостишие мне далось с трудом. Вот как я начал своё  приветствие:
               
                Пусть им в этот день не дарят розы,
                Хоть они надели кителя,
                Мы поздравим уголовный розыск…
    
     Дальше у меня вертелось на языке «а они в ответ нам крикнут «мля!» (они, кстати, могли). Я долго мучился, пока на ум не пришла пафосная строчка: «Перед ним любой преступник – тля!» После этого я довольно быстро слепил ещё несколько четверостиший. Аккуратно переписал их на вручённую мне Потаповым открытку, по размерам  сопоставимую с Почётной грамотой.
    
   В День уголовного розыска весь отдел собрали в ленинской комнате. Руководители различных служб по очереди поздравляли оперативников. Дошла очередь и до нашего Юрия Ивановича. Он сказал несколько приветственных слов, после чего взял заполненную мной открытку и начал с выражением читать: «Пусть им в этот день не дарят розы, хоть они надели кителя…»
    
   Юрий Иванович посмотрел в зал на оперативников, по случаю праздника облачённых в парадную форму, и слегка дрогнувшим голосом продолжил чтение.
    
   Я чуть не сгорал со стыда от своих виршей. Мне казалось, все знают, кто сочинил эту туфту, и что с сегодняшнего дня отделение УР полным составом начнёт презирать меня. Однако розыскники внимательно слушали Потапова (позже я узнал, что до меня им стихов не посвящали). Лица их зарумянились. Я, было, подумал, что это от нахлынувшего чувства патриотизма, но потом догадался: сыскари успели уже немного выпить в честь праздника. Вот и порозовели…
    
   А Иваныч гнал далее по тексту. Мне почему-то представилось, что звучит мелодия известной песни о трёх танкистах («На границе тучи ходят хмуро…»), и Потапов грозно выдаёт речитативом:
               
                Днём и ночью розыска инспектор
                Раскрывает разные дела,
                А в душе его горит прожектор –
                Партия наказ ему дала.
      
     Когда Юрий Иванович закончил декламацию, зал разразился бурными аплодисментами. Мне даже показалось, что кто-то крикнул: «Автора!», - и моё сердце учащённо забилось, но я вовремя взял себя в руки, и раскланиваться не поднялся.