Ганс Моравек. Предостережение о SETI

Алексей Турчин
Мой новый сайт, на котром есть вся информация по рискам вымирания человечества:
http://www.humanextinction.ru/

Ганс Моравек. Предостережение о SETI.
Глава из книги «Дети разума» («Mind children»)

Hans Moravec - A Caveat for SETI (from «Mind children»), 1988.


SETI, сокращение от Поиска внеземного разума (Search for Extra-Terrestrial Intelligence) – это область исследований, чей потенциал настолько интеллектуально восхищает, что несмотря на отсутствие каких-либо твёрдых свидетельств, её разработка продолжается. Самым современным достижением являются анализирующие спектр приёмники, подключённые к радиотелескопам, которые могут настраиваться на миллионы частотных каналов одновременно и исследовать их. Уже были предложены системы, способные делать это и одновременно смотреть в тысячах различных направлений, и всё это – с целью найти иголку в стоге сена – искусственное сообщение во вселенной, заполненной естественными радиошумами.
Но если нам удастся получить и декодировать такое сообщение, должны ли мы следовать его инструкциям? Дискуссии по этому вопросу обычно концентрируются на намерениях отправителей. Они могут быть благородными, подобно лозунгу Корпуса Мира: «делать хорошо, делая добро». Они могут быть торговцами, пытающимися открыть новые рынки, в той же мере добрыми, пока дело не дойдёт до обсуждения цены. Они могут просто искать друзей по переписке. Они могут иметь чёрные планы для оставшейся части вселенной и стремиться дешевым способом уничтожить часть легковерных соперников. Или их мотивы могут быть полностью непостижимыми. Просто исследовать сообщение – недостаточно; в целом невозможно определить эффект сложной последовательности инструкций без того, чтобы исполнить их.
Сообщение, отправленное с дурными намерениями, наверняка будет замаскировано профессиональными обманщиками под благородное. В классическом романе Фреда Хойла и Джона Элиота «Андромеда» и также в романе Карла Сагана «Контакт» межзвёздное сообщение содержит схему загадочной машины неизвестного назначения. В обоих книгах главнее герои решают, после некоторых дебатов, продолжить конструирование несмотря на риск. В романе «Контакт» главным аргументом является происхождение сообщения, а именно, звезда Вега, которая настолько близка к Солнечной системе, что отправители могли бы быстро прибыть сюда физически, если бы они имели враждебные намерения. Изготовление этой машины вряд ли бы сильно ухудшило бы ситуацию в долгосрочном плане. Если же это сообщение является благонамеренным, то оно представляет собой возможность, которую нельзя упустить.
Рассматриваемая в данной главе книги идея об информационных паразитах подразумевает, что требуется большая осторожность в том случае, если SETI обнаружит искусственное сообщение. Плутовское сообщение, не имеющее ни конкретного отправителя, ни конкретного адресата (и, возможно, являющееся повреждённой нормальной древней межзвёздной телеграммой) могло бы выжить и действовать подобно вирусу, используя технологические цивилизации в качестве носителей. Оно может быть очень простым, например: «Теперь, когда вы получили и декодировали меня, отправьте меня по крайней мере в десяти тысячах направлений с силой в 10 мегаватт. А не то будет плохо..»
Это будет космическое «письмо счастья» и космическая шутка, за исключением того, что сообщение само по себе, подобно любому живому существу, будет жить, делая то, что оно делает. Поскольку мы не можем быть уверены, что «а не то будет плохо» не подкреплено настоящими авторами послания с конкретными пониманием того, что такое хорошо и что такое плохо, мы можем решить обезопасить себя и передать сообщение дальше, как оно того требует. Может быть, мы расслышали его не очень хорошо; может быть в нём говорится о ста миллионах ватт, может быть оно мутировало. А теперь представьте себе вселенную, обитаемую миллионами таких сообщений, эволюционирующих и соревнующихся за редкие доверчивые цивилизации.
Выживаемость такого сообщения увеличится, если оно будет нести некую реальную информацию – например, чертежи машины, которая обещает преимущества своим владельцам. Это будет иметь смысл, только если одним из действий этой машины будет рассылка своих копий, или требование от цивилизации, на которой она находится, добавить новую информацию к сообщению, с тем чтобы оно стало более привлекательным для будущих получателей. Подобно пчёлам, переносящим пыльцу на благо цветов в обмен на нектар для себя, технологические цивилизации-хосты могли бы иметь симбиотические отношения с такими сообщениями, которые могли бы пересекать галактику вдоль и попрёк, распространяя полезные идеи. Но эта аналогия предполагает пугающие возможности. Некоторые плотоядные растения притягивают пчёл нектаром, только чтобы захватить их. Сообщение может обещать преимущества, однако когда машина будет построена, она не будет проявлять самоограничений и начнёт с нечеловеческой жестокостью поглощать все ресурсы цивилизации-хоста для рассылки своего сообщения, оставляя за собой мёртвую скорлупу цивилизации. Не составляет особого труда вообразить то, как такая особо вирулентная форма свободно живущего сообщения может постепенно развиться из более умеренных форм. «Коэффициент интенсивности репродукции» в сообщении (слишком тонкий, чтобы жертвы могли его заметить и изменить) может искажаться при передачи, причём более высокие значения параметра будут приводить к возникновению более агрессивных и успешных вариантов.
Парадокс Ферми – это наблюдение знаменитого физика Энрико Ферми, который провёл первую контролируемую цепную реакцию под эгидой Манхэттенского проекта, о том, что, если технологические цивилизации имеют хотя бы малейшую вероятность развиться, их присутствие должно быть видимо по всей Вселенной. Наша история и перспективы предполагают, что мы сами вскоре распространимся по Вселенной и значительно ее изменим. В течение менее чем миллиона лет мы можем колонизовать Галактику. Небеса должны были бы быть полны космическим эквивалентом интенсивного движения и вспыхивающими неоновыми сигналов. Однако вместо этого мы наблюдаем великую тишину. Этому есть несколько возможных объяснений.
Эволюционные биологи выдвинули убедительное, хотя и не лишённое недостатков доказательство, которое утверждает, что на каждой стадии эволюции было множество эволюционных линий, которые не вели к высоким технологиям, в отличием от одной единственной, которая вела. Согласно этому доказательству, мы являемся продуктом серии крайне маловероятных событий, серии, которая никогда не повторится в своей целостности где-либо ещё. Мы можем быть первой и единственной технологической цивилизацией в Космосе. Но есть и другие объяснения великого молчания. В разгар Холодной войны главным объяснением было то, что высокие технологии быстро ведут к саморазрушению за счёт ядерного холокоста или ещё чего-то более ужасного. Но чтобы это происходило в каждом случае? Другим объяснением является возможность того, что продвинутые цивилизации неизбежно развиваются в такие формы, которые оставляют физический мир нетронутым – например, они трансмутируют в некую невидимую форму или занимаются чем-то более интересным, чем освоение космоса. Я буду обсуждать эту возможность в следующей главе.
Пугающим объяснением является то, что Вселенная полна невидимых волков, которые охотятся на только что оперившиеся технологические цивилизации. Единственные цивилизации, которые выживут – это те, которые будут сохранять тишину. Но не должны ли быть волки более технологически продвинуты, чем их жертвы, и если так, что они могут получить от своих рейдов? Наша идея автономных сообщений предполагает странный ответ. Этими волками могут быть просто бессильные потоки данных, которые, в отсутствии цивилизаций, могут только лежать спящими в многомиллионо-летних путешествиях между галактиками – или даже просто написанными на скалах. Только когда новоявленная деревенщина какой-нибудь технологической цивилизации натыкается на него и наивно действует согласно ему, только тогда его выпестовованные эонами прошедших лет хитроумие и безжалостность, заточенная о тела бесчисленных прошлых жертв, становится явной. Тогда он устраивает репродуктивную оргию, которая убивает его цивилизацию-носителя и распространяется в астрономическом числе копий по вселенной, каждая из которых способна только терпеливо ждать появления новой жертвы для того, чтобы воскреснуть. Эта стратегия известна нам в меньшем масштабе, поскольку она используется вирусами, которые поражают биологические организмы.