Моя профессиональная карьера

Сибирячка Татьяна Муратова
В седьмой раз в межшкольном учебно-производственном  комбинате Северобайкальска прошел межрайонный конкурс творческих проектов учащихся «Моя профессиональная карьера». Открывали конкурс студенты 4 курса иркутского колледжа строительства и предпринимательства песней и театральной постановкой о необходимости той или иной профессии. Направленность конкурса можно было сразу же понять  по словам песни, которую ребята сами сочинили и спели. В ней были такие фразы:
-Для нас открыты все на свете пути.
-Мы традиции БАМа будем помнить всегда.
-Зажигать звезды над Россией.
-Зажигать: сделано в Сибири.
-Любая дорога всегда начинается с первого шага.
Я участвовала в конкурсе в составе жюри второй год. В прошлом году моя секция звучала так: «Лингвистика. Международные отношения». Так как я имела не очень обширное представление о профессиях заданной темы, то перед конкурсом мне пришлось основательно погрузиться в изучении основ данных профессий, хотя бы четко понимать, чем консул отличается от дипломата, а семиотика от семантики. Было довольно сложно осваивать незнакомые термины, специфику профессий. Но делать это было нужно, так как я не привыкла оценивать чьи-либо знания, если сама не знаю даже основ. Но особо напрягаться не пришлось, так как умница из Нижнеангарска в своей защите будущей профессии была на порядок выше других детей. Опыт прошлого года пригодился мне и нынче, хотя секция была другая: «Иностранные языки и туризм», более мне близкая и знакомая по практике.
Конкурс «Моя профессиональная карьера» придумала, организует и проводит замечательный педагог-психолог Екатерина Ивановна Смородникова совместно с дружным коллективом межшкольного учебно-производственного комбината при поддержке городского управления образованием и администрации города. Екатерина Ивановна разработала  вводную информацию для членов жюри конкурса, создала памятку для членов жюри с критериями экспертных оценок.
Целью конкурса являются направления:
· Способствовать профессиональному самоопределению старшеклассников, образовательного маршрута.
· Создать условия, актуализирующие процесс профессионального самоопределения, осознания старшеклассниками своих потенциальных возможностей, перспектив личностного и профессионального роста.
В жюри каждый год приглашаются работники разных городских и районных предприятий, которые оценивают конкурсные защиты на профессиональном уровне.
Защиты проходят открыто по различным секциям. Ребята защищают свою работу и видят защиту своих товарищей. Защиты проводятся в дружной непринужденной обстановке.
Существует определенная форма защиты проектов, с разработкой необходимой документации, представлением своего проектного будущего в стендовой или мультимедийной форме, своими требованиями к оформлению резюме, анкет, планов-схем, различных анализов по избранной профессии, интервью со специалистами и др.
При оценке защиты жюри учитывает самостоятельность и активность в поиске своего профессионально-образовательного маршрута, обоснованность выбора, уровень информированности, убедительность защиты.
В нашей секции были представлены шесть проектов с защитой профессий гида-переводчика, менеджера по туризму, менеджера гостиниц и туристских комплексов.
Работы в секции представили  девочки из разных школ города и района. Все работы соответствовали требованиям конкурса, ни одной работы не было отклонено от защиты. Наиболее яркими были защиты Кугеневой Юлии по специальности «Менеджер по туризму» из средней общеобразовательной школы ст. Кичера, Клочихиной Олеси по специальности «Менеджер гостиниц и туристских комплексов» из лицея № 6 города Северобайкальска, и Петоновой Елены по специальности «Гид-переводчик» из средней общеобразовательной школы поселка  Нижнеангарска. Все три защиты были убедительными, насыщенными и интересными. Но Лена Петонова уже попробовала себя в качестве гида-переводчика с иностранными туристами, поэтому ее защита выгодно отличалась от других превосходным знанием английского языка,  уже приобретенным навыком  составления туристского маршрута и экскурсии, уверенность в ответах на вопросы о практической деятельности, поэтому жюри присудило ей первое место. На втором месте Олеся Клочихина с ее убедительной, очень корректной и грамотно составленной и демонстрируемой защитой менеджера в гостиничном бизнесе, на третьем – Юля Кугенева, продемонстрировавшая не только знания по профессии «Менеджер по туризму», но и навыки инструктора  по туризму с умением вязать узлы и ходить по маршрутам. Специальные призы получила Юля Леонова за эмоциональную защиту, предоставленный пакет документов и, за любовь к своему краю, грамоту и календарь от работников Баргузинского заповедника. Неплохо выглядели и Мустафаева Маргарита, представляющая межшкольный учебно-производственный комбинат по специальности «Гид-переводчик» и Васина Анастасия, ученица восьмого класса, с защитой по специальности «Менеджер по туризму».
Всего работало восемь секций по различным направлениям: от экономики и права до медицины, включая педагогику, психологию, следственное дело и.т.д. Весь процесс защиты: от представления до подведения итогов, включая обед, занял четыре часа времени.
Все участники, как это и было закреплено в программе конкурса, проявили «навыки рефлексии (самоанализа своей личности, деятельности, перспектив развития), умение строить свое будущее в настоящем, умение принимать и согласовывать свое решение с другими».
Седьмой конкурс «Моя профессиональная карьера», посвященный 35-летию БАМа, состоялся.
03.03.2009.