КОТ И ЛИСА

Галина Чиликиди
Жил да был мужик один,
Не велик-то господин.
С ним, не ведая хлопот,
В доме жил шкодливый кот,
Взбрело как-то мужику:
«Дай-ка в лес кота снесу…
Пусть в лесу он пропадёт!»
Только кот не потерялся;
К леснику избу пробрался.
Не такой уж он простак –
Занял полностью чердак,
Птичек ловит да мышей
Наш бедовый Котофей!


Вышел раз он из избушки,
Прогуляться по опушке.
А навстречу тут лиса –
Настоящая краса;
Волос рыжий, хвост пушистый,
Аромат духов душистый!
Коту в пояс поклонилась,
И невольно вдруг смутилась:
«Знаю всех в лесу зверей –
Мам и маленьких детей.
Но не видела такого!
Видно, из лесу другого?
Коль пришлось тебя мне встретить,
Потрудись-ка мне ответить;
Ты откуда и куда?
Как же величать тебя?»
«Я из рода воевод –
Котофей Иваныч – кот!
Из сибирских я лесов!»
И без лишних громких слов,
Поднимает важно хвост!
«Воеводы занял пост!»
Смотрит лисонька-лиса
Удивлённые глаза!
Быстро всё сообразила –
Кота в гости пригласила…
Дичь к обеду подала
И беседу завела:
«Котофей Иваныч, брат!
Холост ты или женат?»
«Холост, милая сестрица,
Не успел ещё жениться
Ни жены нет, ни детей!»
Отвечает Котофей.
«Ах, неведомый мой зверь,
Признаюсь тебе, поверь, -
Молвит ласково лисица, -
Я – на выданье девица!
Оставайся жить со мной,
Буду я тебе женой!»
Согласился Котофей –
Вместе всё же веселей.


Утром рано лиса встала.
За добычей побежала;
Надо уточку поймать –
На обед коту подать!
Утка-кряка зазевалась,
В лисьи лапы и попалась!
Мчится жёнушка домой,
Волк навстречу: «Эй, постой!
Погоди, лиса, минутку.
Ты, кума, отдай мне утку!»
А бывалая лиса
Щурит хитрые глаза,
Рассердилась не на шутку:
«Не отдам тебе я утку!
А, коль вздумаешь отнять –
На себя будешь пенять!
Власть теперь у воеводы –
Зверь невиданной породы!
Котофей Иваныч – кот!
Он со мной в норе живёт;
Я ему теперь жена…
Хуже будет для тебя!»
Испугался волк до смерти:
«Искусили меня черти!
Кот хозяин над волками,
Что же будет нынче с нами?
Шибко, кумушка, серьёзный?
Добрый с виду, али грозный?»
А лиса так горделиво:
«Да у льва трясётся грива!
Перед ним орлы трепещут!
Птички даже не щебечут!
Так боятся Котофея –
Из лесов сибирских зверя!
А коль хочешь поклониться –
Надобно-то потрудиться;
Принеси-ка утром рано
Ему к завтраку – барана.
И оставь, прям у двери,
А сам спрячься и гляди…
Муж мой страшный звероед –
Съест тебя он на обед!»
Волк, не чувствуя обмана,
Побежал ловить барана.


А лиса спешит домой
По тропиночке лесной.
Тут медведя повстречала,
Повторилось всё сначала;
Он схватил лису за шубку.
Ревёт Мишка: «Отдай утку!»
«Отпусти меня, медведь,
Коль не хочешь умереть!
Я была лиса-девица,
Всем вам добрая сестрица
Ныне, знай, как королева,
По тропе гуляю смело!
Знает лес и вся природа –
Муж мой – грозный воевода!
Лес – владения его!
В страхе держит всё зверьё!
Котофей Иваныч кот!
Он не волк, не бегемот –
Неизвестная порода…
Самый главный воевода!
Если хочешь ты, медведь,
Котофея посмотреть;
Там пасутся у реки
Здоровенные быки!
Чтоб не злить моего мужа,
Притащи быка на ужин.
Когда явишься с быком –
Схоронись сам за углом,
Чтоб не видел Котофей
Посторонних у дверей.»
И помчался напролом
Бедный Мишка за быком!
А лиса пошла домой
В рыжей шубке меховой.


Вот за толстые бока
Приволок медведь быка.
Волк с бараном тут как тут –
Лису с мужем вместе ждут.
Подойти к двери боятся,
С воеводой повстречаться!
Увидали они зайца –
Поманил Михайло пальцем:
«Эй, пойди, сюда, косой!
Сбегай, потолкуй с лисой –
Что пришли с поклоном мы
И дары, мол, принесли…»


Зайка прытко поскакал,
В дверь к супругам постучал:
«Там Михайло и Левон
Передали вам поклон;
От волка – баран жирнючий,
От медведя – бык могучий!
Выходи с мужем лисица,
Коль хотят вам поклониться.»


В это время наши звери
Смотрят с ужасом на двери;
Вдруг, внезапно, не дай Бог,
Выйдет пара на порог,
Да увидит Котофей…
Надо прятаться быстрей!
В кусты спрятался волчок –
И под ветками залёг.
А по дереву, к верхушке,
Влез медведь аж до макушки,
Притаился чуть живой –
Наблюдает за норой…


Вышел кот, а с ним лиса…
Медведь ахнул: «Чудеса!
Что за мелкая порода,
Слишком мал наш воевода!»
Котофей вдруг озверел!
На быка как налетел!
Шерсть взъерошил, мясо рвёт!
То ль мурчит, не то поёт,
То ли сердится, что мало?
Только слышно: «Мау, мау!»
Дух застрял у Мишки в горле:
«Невелик, но как прожорлив!
Если всё сожрёт сейчас,
Вдруг, да примется за нас?!»
Волк в кустах, кота – не видно,
Очень серому обидно!
Ах ты, волчья простота –
Посмотреть хочет кота!
Листик сдвинул – сам чуть дышит…
Котофей подумал – мыши!!!
Лишь Левон зашевелился –
В морду кот ему вцепился!
И от страху серый волк
Ели ноги уволок!
А кот тоже испугался
И на дерево забрался!
Тут, признаться, не на шутку,
Одолел испуг Мишутку!
Он с макушки прямо – бух!
И помчался во весь дух!
И отбил себе печёнку…
А лиса кричит вдогонку:
«Убегай, медведь скорей,
Разорвёт вас Котофей!
Прячьтесь, звери, в свои норы
И страшитесь воеводы!»


С той злопамятной поры,
Звери тащат им дары!
Низко кланяясь коту,
Словно свита – королю!
Лису встретил не напрасно
Кот с женой живёт прекрасно!
Лад в семье и нет забот,
Вот какой счастливый кот!
Конец.