Идут белые снеги

Елена Чепенас
 Идут белые снеги

Святочный рассказ


     Я смотрела в книгу, лежащую рядом с подушкой, и видела фигу. Большую-пребольшую.  Время было далеко за полночь, но уснуть я не могла. Ситуация, в которую я вляпалась, была настолько фиговой,  что требовала длительных ночных размышлений. Потому и Алешку прогнала в другую комнату, к сыну – пусть хоть он поспит спокойно. Но он спокойно  не мог.  Возник на пороге - заспанный, в одних трусах, укоризненно щурясь и почесывая бороду:
     - Не спишь?! Завтра  перед судьей зевать будешь, а это неуважение к его чести…
     - Да иди, иди уж! – проворчала Таня, натягивая одеяло на пухлое плечико. – Надо же все обсудить!
     - Два месяца обсуждаем, ты вон даже осипла, не своим голосом глаголешь.
     Он скрылся за дверью.

     Татьяна  скинула книгу на пол и продолжила  прерванный монолог:
     - Так что я говорила? А, вот что. Это только призывать можно: любите врагов своих, благословляйте обижающих вас, а исполнить на деле - ну никакой возможности нет у нормального человека! Ты и сама так считаешь, только не признаешься! Иначе б в суд не подавала!
    - Ты ж знаешь, почему я судиться стала: из прЫнципа! Главный до меня двадцать человек  уволил. «По собственному…» И, заметь, не самых бездарных работников.
    - Ну да, а ты прям герой – за справедливость бороться решила! Только в том и дело: борются-то с врагами! Которым простить невозможно!
    - Не враги они. Дураки, - буркнула я.
    - Ко – не - шно! А ты  у нас ну очень умная! Да вот только почему такая бедная и по статье уволенная?! Статья  за прогул в трудовой! Это ж надо! Как будто ты алкоголичка и двор не подметала по причине запоя! Бред!
     - Просто, радость моя, оказывается:  правда бывает  незаконной и ненужной!  Если так решили власть предержащие…
     - Скажи уж точнее: если  они решили у тебя твою газетеночку отобрать и  отдать любимой девушке!
     - А что, забота о любимых – это нормально. И заметь, со мной поступили очень гуманно:  предложили выбор - по желанию или по статье… Желания покидать любимый коллектив у меня не было, как ты понимаешь. Могла бы соврать, конечно, но  мама этому не учила. Вот и получила статью…

    Собеседница моя шутливый тон поддержать не могла –  душа горела праведным гневом. Она вперила в меня мрачные карие глаза, поправила сбившуюся прядку волос с проседью. Когда я смотрю на нее, мне кажется, я смотрю в зеркало.
    - Ну и какие добрые чувства к  родному коллективу  после этого могут сохраниться?   Только не переводи разговор – мол, не ведали, что творили… Все они ведали! И главный твой, и юристка, и корейка…
    - Кореянка, - вздохнула я. Она нарочно Ленку так называет, чтоб обидней было.  Только вот кореянка Ленка, состряпавшая на меня докладную, слов этих  не слышит, значит, обидеться не может. Бессмысленная трата энергии…
    - Чтоб ее иномарочка насмерть сломалась! – услышала я гневное пожелание. – Или девицы ее… ветрянкой заболели! В таком возрасте ох какие следы на морде остаются! А  эта беременная…
    - Стоп! – испугалась я. – Ребенок-то причем?
    - Как думаешь, каким он вырастет у такой мамы, для которой подлость совершить – раз плюнуть?
    - Не твое дело, - я отвернулась к стенке, потому что ответить на заданный вопрос было довольно затруднительно.
    - Все-таки, я очень хочу, чтоб эта юристка хоть работу потеряла, когда ее ребеночек чуть подрастет, - мстительно прошипела  сестра. – Чтоб она не могла  купить ему новый диван, как ты сейчас своему Сашке, а у старого бы так же весь механизм сломался… Да, а корейке я бы с удовольствием «темную» устроила…
    - А тебя бы поймали и обвинили в ненависти на национальной почве. Сказали бы, что ты фашистка…
    - При чем тут национальность?!  -  отмахнулась  сестра. 
    - Остынь!  Давай лучше  про любовь к врагам…
    - Да невозможно это! –  крикнула она и захлопнула ладонью рот, испуганно глянув на дверь. Потом продолжила шепотом:
    - Если  скажешь, что хотя бы вначале  ты не злилась на них, не хотела отомстить - я не поверю… Ну скажи честно! – Танька привалилась ко мне жарким боком, пристально разглядывая мою физиономию в поисках  истины. Я отпихнула ее подальше.
    - Дай подумать…

    Потолок был оклеен обоями  когда-то нежно-голубого цвета. Теперь на них царствовал хаотичный желтовато-серый рисунок. Из грязных  иероглифов времени мне ни за что не  составить понятного текста. Чтоб в нем было все  про истинное мое отношение к  людям, которые меня оскорбили и оставили без работы… И к тем, кто «страха ради иудейска» не вступились, не помогли…
    - Ну что вздыхаешь? Не расстраивайся! – напряглась сестра. Я щекой  чувствовала  ее  горячий жалеющий взгляд.  При Татьяне  мне удавалось ни разу не заплакать из-за всей этой  канители с работой. А она – ну просто выла от обиды. И от злости на весь белый свет…
    Дверь резко приоткрылась,  в  щели показалась Алешкина рука и хлопнула по выключателю.  Сквозь не зашторенные окна в комнату  хлынула тьма. Через несколько секунд глаза привыкли,  и  темнота уже не казалась чернильной – так, сероватый московский призрак ночи, в котором и звезды – не звезды, и снег – не снег…

   - Сейчас святки, а мы с тобой столько всякой гадости наговорили и надумали. Нехорошо. Дни святые…
   - А я грешница! – сурово отрезала  моя визави. – Это ты  у нас в праведницы метишь …
   - Ну не уймешься никак! – рассердилась я. – Давай спать.
   - Эх, так ты мне ничего и не доказала, - пробормотала она. Не дождавшись возражений, с подвыванием посоветовала:
   - Завтра, как увидишь кого из этих  - кидайся им в ножки, прости прощения за судебный  иск, да спасибо не забудь сказать, что уволили с треском …
    - Не дождетесь. Я, может, в игру такую играю: кто кого…
    - А если  проиграем?
    - Апелляцию подам… Президенту напишу… Я до этого, как его… а, до Страсбургского суда дойду!
    Танька хрюкнула в подушку и затихла. Чем-то мысль про Страсбургский суд ее заинтересовала. Может, стала вспоминать примеры, когда для наших сограждан с помощью международного правосудия восходило солнце справедливости… Потом сестрица тихонько засопела…

    Мне тоже хотелось уснуть, глаза слипались, но в голове, как в радиоэфире, перекликались чьи-то голоса, вспухали обрывки мыслей и зрительных образов.
Я начала молиться, чтоб очистить бедную свою голову от всего лишнего, но вскоре поймала себя на том, что мой «радиоэфир» заполнила одна-единственная мысль: неужели правда мы  никогда не  осилим этого завета:   благословлять проклинающих, молиться за обидевших…  Выходит,  Господь ждет от нас непосильного…
    Словно для того, чтоб утвердиться мне в этой разрушающей мысли, перед глазами возникло лицо главного редактора.  Залысина до макушки, ускользающий взгляд маленьких серых глаз, тонкая линия губ с брезгливо опущенными уголками… Соглашаясь на руководящую должность, человек обрекает себя на то, что хоть наполовину будет разгадан окружающими. Этого разгадали сразу:  не очень умен, ему плевать на все семь газет, которые издаются его конторой,  и  очень хочется руководить, ничего при этом не делая…  А самое главное: все вокруг – от собственного заместителя до уборщицы – должны каждую минуту помнить, кто в доме хозяин… Если  какой подчиненный ненароком  забывался – пиши заявление.
     Главный думает, что это его царское повеление и размашистая роспись в приказе переломили мою устоявшуюся жизнь. Но он ошибается.

     В первые две недели после случившегося я не ощущала ничего, кроме недоумения.  И еще напрашивалось сравнение, совсем не лестное для дамы в солидном возрасте: вот щенок бегает,  игриво ластится ко всем, предлагая  людям свою щенячью дружбу,  и вдруг пинок в незащищенный мягкий бок – и щенок оказывается за пределами  столь любезных ему живых существ. И не понять ему – за что, зачем, почему – одно недоумение в собачьих глазах… Это щенячье недоумение так крепко сжимало мое сердце, что не обошлось без лекарств. Но когда стало совсем невмоготу, я вдруг увидела такую картину – не помню уж, во сне или наяву, - как чья-то заботливая рука осторожно вынимает из земли   пучок травы со слабым невзрачным цветком  и несет  по воздуху.   Осыпаются комья  глины с корешков,  некоторые из  них оборваны – больно, но я уже знаю, что там, куда несет рука этот худосочный цветок, ему будет лучше. И земля помягче, и солнца побольше, и полить не забудут…

     Про это видение я никому не рассказывала – чего зря напрягать, еще пошлют к психиатру. Главному редактору, естественно,  тоже не пришлось сообщить: не твое царское повеление и размашистая роспись в приказе переломила мою устоявшуюся жизнь, а воля Божия…
    И хоть режь меня  мое зеркальное отражение  гневным взглядом – не могу я считать его своим  врагом. Мне жалко его. За то, что уже не станет выше ростом и комплексует из-за этого. Что может никогда в жизни не узнать настоящего – не страха ради – уважения к себе. За то, что так много людей поминают его недобрым словом. А еще жалко за то, что  никогда он не сравнит себя  с пучком увядающей травы,  и не почувствует всем своим существом – как сладка, как утешительна воля Божия, даже когда с болью отрываются корешки…


    … Алешка разбудил меня звонком по телефону:
    - В третий раз  звоню – вставай!  Мы вымелись из дома, пей чай и готовься к суду.  И  постарайся не нервничать, ладно? Пусть будет, как будет. Мне так жалко, что я не могу с тобой пойти. Одной-то не очень…
    - Брось! Я не одна.
    Татьяна, одетая в мой розовый халат, пышной горой  отразилась в темном оконном  стекле. А взгляд опять мрачный и беспокойный. Сейчас снова начнет перечислять кары, которые хорошо бы постигли обидчиков. Я рассмеялась.
    - Ты что? –  легкая тревога слышалась в голосе. – Может, начнем не с чая, а с валерьянки?
    - Вот и Алешка не верит: я НЕ ВОЛНУЮСЬ.   
    - Это и подозрительно, - буркнула Танька, выходя из спальни. 



     Я хрустела гренками и  смотрела, как медленно, крупными хлопьями, падает за окном снег. Редкая для последних московских зим картина настраивала на  минорный лад… «Идут белые снеги, как по нитке скользя… Жить и жить бы на свете, да наверно, нельзя…»

 Зажужжал мобильник, ерзая по краю стола. Я быстренько схватила его. Это не Алеша.
    - Привет! Я перед тобой очень виноват, - прохрипел в ухо мужской голос.
    - Привет…
   Человек понял, что не узнан. И вздохнул тяжело:
    - Да Игорь это, Игорь…
     Мой  свидетель. Моя надежда. Единственный, кто  пытался вразумить редактора, а когда не получилось, и я все-таки вылетела «за прогул» - согласился прийти на суд…
    - Ой, Игорек! Что у тебя с голосом?
    - С голосом ерунда, тут есть что похуже. Я ночью в больницу попал – предынфарктное состояние. Денег на мобиле мало, поэтому я быстро. Прости меня, подруга.
    Я ойкнула. Ахнула. Даже, кажется, икнула.  У Игоря  в недавнем прошлом уже  было два инфаркта!
    - В какой больнице? Когда эта бодяга  судебная  кончится, я к тебе приеду! Если не успею сегодня, то жди завтра. И на мобильник денег положу!
    - Ты глупая, что ли? О чем трещишь-то? Ты хоть понимаешь, что без свидетеля точно проиграешь?
Скорее всего, Игорь прав.
    - Так что ж теперь делать?  Может, тебе обмануть врачей и  бежать – спасать меня и догонять третий инфаркт? Успокойся, Игорь. Учись правильно расставлять приоритеты, не маленький.  Выздоравливай!

   Настороженно глядя, Татьяна догрызала гренок. Она все поняла. Вытерла салфеткой губы,  бросила ее на стол.
   - И больше  нет никого?
   - Никого. Боятся люди. Ты ж знаешь, что такое потерять работу. Тем более, таким старым клячам, как мы.
   - А Игорь? Он не боялся?
   - Нет, наверное.  А может, был отходной вариант. Не знаю. Главное теперь, чтоб без инфаркта обошлось.
   - Ну  ладно. А вот эта твоя, как ее, Катерина Васильевна, кажется? Ты ее все нахваливала – неужели не придет и не скажет, что  сшили дело, и нитки наружу?
     Я пожала плечами. Зачем Катерине рисковать? Место здесь насиженное…
   - У Кати сын  болен. И мужа нет.
   - Ну да, я ж забыла!  Ты одна благополучная, прям из всех дырок это твое благополучие лезет! Тебе, значит, и получать под зад. Как щенку…
   Я скосила на нее глаза. Те же ассоциации? Значит, что-то в этом есть… Может, заскулить?  Или затявкать?

 
    А может, просто не ехать на суд, забыть все и всех раз и навсегда?  Рядом с Таней думать о чем-либо было невозможно. Ее обида искала выхода. Она снова начала перебирать  виновников моей истории. Ленке, как всегда,  досталось больше  всех. А ведь знает, что Ленка Цой  росла в советско-корейском гетто, со своими многочисленными братьями и сестрами по помойкам лазала… И за узкие глаза получала, и о детском садике мечтала, как о рае земном: там кормят. Она своего детства никому не простит… И то, что мы с ней приятельствовали – ничего не значит. Видимо, перебороло желание почувствовать себя вершителем судеб…
   - Но ты-то при чем?! За чужие грехи отвечать должна?  Просто корейка твоя от роду злобная недалекая мегера!
   - Ты сейчас тоже  слегка на мегеру похожа… А Ленка… она до сих пор выживает.
Сестра чуть не задохнулась от ярости:
   - Ни фига себе: «выживает»! Из тьмутаракани в Москву выбралась, детей в лучших вузах выучила, на такую работу пристроила, что твоим  деткам, коренным москвичам, и не снилось! Машина, квартира,  коттедж за городом  –   за каких-то пять лет! Это мы с тобой выживаем!
    - Мы – живем! – твердо сказала я, чтоб остудить Танькину  ярость. Честно говоря, меня от этих разговоров уже поташнивало. – Понимаешь, ей всегда и всего будет мало…
    - Ну, радость моя, - вдруг перешла сестрица на жалобный тон, - ну что ты все не так говоришь? Разве можно прощать подлеца только за то, что у него было тяжелое детство?  Один поступок и есть -  один, а когда система – это уже суть человека, нутро его гнилое!


     Я застыла с чашкой в руке. Что-то в отчаянно-злых Танькиных речах было такое… Правильное? Близкое мне? Подсказка была – вот что!
   - Слушай, Таня, вот ты и ответила на свой вопрос!  Они сделали так, что у меня вроде выбора не остается, кроме как считать их своими врагами. И если я поведусь на это, соглашусь с их предложением: да, вы сделали мне плохо, и я должна вас ненавидеть – ничего, кроме злобы, это родить не может. А я не хочу  собственной злобы, мстительности, - ну, всей этой пакости, - мне без этого спокойней жить, комфортней, понимаешь? Но ведь я все-таки живая, должна как-то реагировать! И получается, один у меня выход: молиться, чтоб они опомнились, чтоб увидели себя как бы со стороны, по-сты-ди-лись! Чтоб  тоже  почувствовали: без подлых поступков жить легче и  слаще!
     Брякнувший о подставку чайник вернул меня к Татьяне. Она стояла спиной ко мне, и нельзя было понять – что с ней творится. Только когда заговорила.… Ох, уж лучше б молчала!
    - Собирайся, малохольная. Сейчас приедем в судилище, и они, тобой вымоленные, бросятся к тебе с объятиями. И покаянные слезы из ваших глаз сольются в одно соленое море….
     - А как бы это хорошо было, Танюша: соленое море прощения! Но увы…
    Она непримиримо дернула плечом:
    - Собирайся. Заседание в три. А нам еще твоего адвоката ловить.


   Снег все падал. Он был влажным и таким же ненадежным, как мои бывшие сослуживцы. Я ступила с тротуара на белую землю и почувствовала, как моментально промокли тонкие подошвы сапог.
    - Тебя качает?
    - Нет, проверяю. К вечеру красота эта исчезнет. Опять грязь и слякоть. Вот тебе и святки – даже на санках с горки не покататься.
   Татьяна невесело глянула на меня.
    - Ничего,  выиграем дело – чем тебе не подарок к Крещенью?
    - Без Игоря – вряд ли…  Будем считать, что снег  и есть подарок – смотри, какая красотища…



       Мы вышли из метро. Долго молчавшая Татьяна  дернула меня за рукав:
    - Давай постоим, я покурю. Нервничаю что-то.
По Профсоюзной двигался не густой еще поток машин, разбрызгивая из-под колес  грязное месиво.
    - Послушай, - сестрица медленно выпускала тонкую струйку дыма и пристально следила за ней, словно та могла ожить и, извернувшись змеей,  ужалить ее. - Я точно знаю, что тебя подставили в этой ситуации. И знаю, что ты в общем и по многим частностям человек неплохой. И все-таки: почему именно тебя выперли?
    - Говорила же: его девочке место потребовалось. Мог бы, конечно, другого редактора турнуть – хоть ту же Маринку. Но Маринка ласковая, в кабинет к нему каждый день бегает…
   - Я не о том. Ты, правда, нисколечко не виновата? Ты действительно ангел безгрешный?
Веерок грязи из-под колеса окатил подол дубленки. Я ойкнула. Попыталась стереть перчаткой влажные пятна. Танька потянула меня – подальше от дороги. Я вырвала локоть.
   - Прости. Но если не бывает дыма без огня…
   - Это ты меня прости: исповедоваться я буду только священнику. А от того, что могу сказать – вряд ли тебе  станет легче.
    Ох как не вовремя – этот забрызганный подол… Явлюсь сейчас – грязная, безнадежная, без свидетеля…
    -  А ты скажи, вдруг да полегчает? – в голосе сестры звенел вызов.
    -  Ну, слушай. Я с работой  справлялась, и неплохо: премии, призовые места в конкурсах, похвалы со всех сторон, сравнения всякие на ушко – не в пользу коллег. И я уверилась, что меня, как гору, ничто с места сдвинуть не может, только если самой все надоест. Ведь я хороший работник, а значит -  нужный. Не в том смысле, что незаменимый, а просто – хороший и нужный. Не за что меня было зацепить – и я думала, это – только моя заслуга. Но вот, видимо, пришло время объяснить мне доходчиво, что это не так.  Я ведь ни разу не поблагодарила, не сказала: «Все – от Тебя, Господи. Все – Твое…»
   С  коротким, почти неслышным шипеньем   погас брошенный в лужицу Танькин окурок. Она  яростно пнула его, разбрызгивая грязь, и почти побежала вверх по Профсоюзной. Я поплелась за ней.  Предупреждала  же, что  легче не станет…


     Едва слышный  неразборчивый  гул голосов дымным облаком  плыл над головами людей, группками стоящих в коридоре суда. Коридор был длинным и таким узким, что когда из-за дальнего  поворота появился конвой, сопровождавший бледного мужика, – руки за спиной - мы вдавились в стенку. Голоса  ненадолго смолкли. В наступившей тишине устало шаркали ботинки подсудимого. Наконец,  процессия  скрылась за дверями одного из залов заседаний,  и неразборчивый гул снова поплыл над головами.

    - Ты только посмотри, -  Танин локоть уперся мне в бок. – Эта, на сносях-то, тоже пришлепала!
    - Представитель ответчика. Не самому же главному идти…
Рядом с беременной юристкой стояла Светлана – наш главный бухгалтер. «Группа поддержки». Мы так задушевно  болтали с ней  за праздничным столом – на  восьмое марта, на каком-то юбилее. Фальшивку по поводу моего прогула Света тоже подписала… Я вздохнула. Моего адвоката еще не было.
Я прислушалась к себе. Может, это вовсе не спокойствие, а ступор, после которого  грянет какой-нибудь безобразный нервный  срыв?  Истерика, приступ гипертонии…   Таня копается в своей сумочке –  руки трясутся.   
    - Дать валерьянку?
    - Не-а, - улыбнулась я. – И, пожалуйста, не расстраивайся так! Пусть будет, как будет…
    Татьяна что-то зашипела в  ответ, а я смотрела, как по длинному коридору, стуча каблучками сапог,  приближается к юристке и Светлане знакомая фигура. Катерина Васильевна. Такая милая дама… Она  много ездит по древнерусским городам, я потом наслушаться не могу: Тутаев, Мышкин, старинные церкви,  Волга… Мы любили с ней ходить после работы пешком до метро – целых две автобусных остановки! – и беседовать о книгах, о выставках, о редакционных делах. Во всем – полное взаимопонимание и необъяснимая симпатия друг к другу.  Может, поэтому мне горше всего было думать, что и она, и она…
      Катерина остановилась возле  моих противников.
 
     Пятнадцать минут до начала заседания. Адвоката нет. Я не удивлюсь, если он вовсе не придет. Невезенье – хороший стрелок, пули кладет кучно.
     Я открыла папочку с  документами. Буквы не  слипались в слова, зато слух уловил  приближающийся перестук каблучков.
    - Привет,  -  Катерина Васильевна  перекинула ремешок сумки на другое плечо. – Я вспомнила, что в тот день мы с тобой встретились на остановке у метро и вместе ехали на маршрутке до редакции. Я тебя еще сфотографировала у подъезда, помнишь? 
    Я помнила. Катя купила за бешеные деньги отличный фотоаппарат и, пока  осваивала его,  снимала все и всех.
    - А потом ты, не заходя в редакцию,  пошла в школу, кажется,  – там  у тебя встреча была назначена, ты говорила. А потом звонила уже из управы – в отделе, кроме меня, никого не было. Я только вчера сообразила, когда дома на компьютере смотрела свои первые снимки. Там и число есть, и время, и места узнаваемы.
    - Кать!   
    - Ну вот, все это я скажу на суде. Пару фотографий на принтере напечатала – правда, бумага плохая, тонкая…
    - Кать!
    - Тебе это поможет?
    - Ты не боишься, Кать?
    - Боюсь. Но желание иметь чистую совесть сильнее страха, - она хрипловато засмеялась.


      Я возвращалась домой, когда уже  стемнело.  Совсем забыла, что на время заседания суда выключила телефон, и вспомнила об этом  только недалеко от своего дома. Алешка, наверное, совсем извелся. Я позвонила ему: включай чайник, будем праздновать победу!
      Против моих опасений снег не растаял – наоборот, к вечеру подморозило. Белый праздничный двор, и даже тротуар,  который не успели очистить дочерна, встретили  меня искрящимися под светом фонарей сугробами.
    Впереди, на снегу, выросла  громоздкая неуклюжая тень.  Как будто вправду нас было двое – я и вторая Танька. Та, что пыталась доказать мне:  трудно прощать  обидевших, невозможно любить врагов, немыслимо за них искренне молиться.  Она сладострастно мечтала о мести,  ругалась и впадала в истерику, и отказывалась верить, что все, что происходит со мной – мне на пользу, даже если ее, эту пользу, сейчас не разглядеть и под микроскопом… Ох и трудно мне с ней… С собой то есть…   
      
    - Ну вот, подарочек на святки – на работе восстановили, -  чуть сипловато, простужено прозвучало над ухом. – Хороший подарочек, купишь сынуле новый диван, когда выплатят деньги за те месяцы, что не работала! 
    Я помолчала,  разглядывая  неуклюжую тень на снегу. Потом вслух сказала:
    - Диван – не главное. И даже то, что восстановили – ерунда. Катерина Васильевна – вот подарок. А ты, коза, говорила:  прощай – не прощай…