Камень из бедуинского огорода

Александр Толстик
               
    
                Камень из бедуинского огорода.



     Как то, я имел неосторожность незаслуженно обвинить аравийских и синайских бедуинов в том, что они не живут в пустыне как их предки, а подрабатывают в египетской анимации, приезжая в пустыню из города для декораций. Говарят, что мир склонен к естественному равновесию, и то, что с нами происходит - следствие наших же действий, и вот, не прошло и пол года, как я лечу  в Египет и, несмотря на свой скептицизм, за кампанию, попадаю  в бедуинскую деревню. То что я  увидел в пустыне  кардинально  поменяло мои представления о сегодняшнем дне бедуинов и, будучи человеком суеверным, я узрел в этом для себя  знамение. Пришло время с извинениями забрать  камень, незаслуженно брошеный в бедуинский огород, и восстановить справедливость.
          Экскурсию в бедуинскую дервню можно купить у любого тураператора на египетском побережье, она совсем не дорога и, кроме непосредственно посещения деревни, автоматически включает в себя джип-сафари, так как добраться в глубь пустыни на автобусе не возможно. Впрочем, 40 километров от Хургады не такая уж даль, тем более что  по пути мы увидели  мираж большого не существующего озера и узнали как они появляются.  После часа езды по песку и камням наша группа на пяти мощных джипах  Ленд Круизер остановилась в небольшом ущелье среди гор где распологается  несколько круглых построек из тростника, растущего по берегам Нила – это и есть бедуинские дома.  Рядом -  большой навес из циновок создающих тень,  маленькая примитивная каменная мечеть и колодец  - вот и вся деревня.
  Жители деревни, как видно, нас уже ждали, и бедуинские дети рассматривали нас с неменьшим интересом , чем мы их.  Наш гид - египтянин знающий берберсий (язык бедуинов), немецкий, английский, и русский собрал нас в кружок и  очень професссионально, на трех языках повел нас по пыльным дорогам бедуинской историии.   
     Начнем с того, что не все то египтяне, что живут в Египте. Бедуины, несмотря на то, что уже тысячи лет кочуют по теретории Египта, к египтянам себя не относят, так же как и египтяне первым же делом открещиваются от бедуинов, обьясняя, что египтяне это только те, чьи предки  фараоны и кто жил по берегу Нила. Египтяне очень  гордятся своими фараонскими предками, а бедуинам отводят  тот раздел юмора, в котором у нас склоняют чукчу.  Кочующие племена бедуинов пришли на територию синайской пустыни и египетской сахары из Палестины и имеют не африканские, а азиатские корни. На протяжении тысячелетий они не меняли свой и образ жизни не смешивались с другими народами, что и сохранило их культуру целостной. Традиционно бедуины - кочевой народ, живущий скотоводством и торговлей, передвигаясь от оазиса к оазису, от поселка к поселку, они  продают скот, шерсть, минералы и целебные растения, собранные в  пустыне, а на вырученные деньги покупают то, чего им не достает.  Бедуины из нашей деревни  уже десять лет  живут на одном месте и, кроме прочих традиционных занятий, получают прибыль с приезжающих групп туристов. В остальном их занятия, жилища, питание, одежда и обычаи - все сахранилось так же, как у тех, кто еще качует по пустыне. На сегодняшний день насчитыываеться 26 племен и около 75  тысяч бедуинов сохранивших традиционный уклад жизни.
    В бедуинской деревне нет магазина, аптеки и парикмахерской. Не бывает ключей от бедуинского дома потаму что у них нет замков. В бедуинском доме нет холодильника, телевизора, микроволновки и розетки, куда это можно воткнуть.  Бедуины никогда не ходили, в нашем понимании,  на работу, не  получали  зарплату и пенсию, не знают  трудовых книжек и начальников отдела.  Бедуинские дети никогда не были  в школе и не сидели у компьютера, все их познания о мире выходят из уст  членов их  семьи. Тем не менее, многие бедуины умееют читать,    в их домашней библиотеке как парвило одна книга -  священный коран.
     И все же признаки современной цивилизации можно увидеть и здесь, проходя  за экскурсоводом между  хижинами и загонами для коз, можно то тут то там увидеть цветные,  шелестящие обертки от конфет, печенья и чипсов,  заботливо протянутых рукой туристов бедуинским детям.  Дети  видно  давно наловчились ловко разрывать упаковку  зубами и тут же, продолжая смотреть на вас большими черными глазищами, съедают угощения, и никто не думает о том, что стамотологов и гастроэнторологов здесь нет.
А если серьезно, то бедуинские дети часто подверженны болезням и уровень детской смертности тут очень высокий, основная  причина в том, что бедуины продолжают придерживаться древних традиций, запрещающих смешанные браки не только с египтянами, но и с бедуинами других племен. Тот клан, в котором гостили мы, нащитывает всего окола ста человек, и кровосмешение тут неизбежно. Главенствующее положение в клане занимает старейшина  - высокий седой старик с горделивым видом, одетый в белую тунику до земли и с замысловато обернутый вокруг головы и шеи клетчатый платок. Старейшина принимает от экскурсовода оплату, и распределяет ее на нужды семьи. При кажущейся примитивности хозяйства бедуинам все же приходится делать покупки. В той части пустыни, где расположена деревня нет обсалютно никакой растительности, и  весь корм для верблюдов, коз и кур приходится покупать. Так же необходимо привозить питьевую воду, так как  колодец, который всей деревней копали восемь месяцев  потрясающе глубок, но дает только горько солонаватую воду, пригодную для  стирки и питья скоту.  Конечно кроме молока, мяса и яиц, которым бедуины обеспечивают себя сами, приходится покупать продукты и в первую очередь это овощи и  кукурузная мука, из которой делают лепешки. Этим делом для всей деревни занимались  две сидящие у тлеющего костра  дежурные по кухне  бедуинки, и мы с удовольстием понаблюдали за процессом, сопроваждающимся обьяснениями нашего экскурсавода. В тесто для лепешки входит только кукурузная мука, вода и соль, - раскатанная  длинной скалкой лепешка не многим толще известного всем папируса и жарится  на жестянке, лежащей прямо на углях. После того, как каждый с удовольствием попробовал по куску свежевыпеченного угощения, экскурсовод рассказал, что в пустыне нехватка дров и в  качестве топлива для костра зачастую испольцуется высушенный помет верблюдов.
После этого мы на тех  же верблюдах и катались, и что приятно удивило, это не дополнительня опция, а входит в базовую стоимость экскурсии. Верблюдов за намордники с кольцом в носу  поводили  и сгорбленные  старушки,  не менее девяноста лет от роду, все еще приносящие пользу обществу, и маленькие босые дети, которых огромные верблюды слушаются беспрекословно. Плавно покачиваясь на корабле пустыни и посматривая на погонщиков  с трехметовой высоты, неприменно ощущаешь себя героем приключенческого фильма. Уже одно это удовольствие стоило уплаченых за экскурсию денег, а впереди еще был ужин при свечах, танцы бедуинских парней под барабаны и традиционные гортанные крики, закат солнца с ближайшей горной вершины, наблюдение в телескоп за Венерой, мерцающей на глубоком сияющем звездами  небе над ночной Сахарой.  После прощания с бедуинами наши водители решив предоставить нам развлечений на все уплаченые фунты понеслись в город по пустыне  на перегонки, как участники знаменитого ралли Париж-Дакар,  все пассажиры с восторгом  визжали и радовались тому, что у каждого есть обязательная  медицынская страховка и тому, что мы с успехом обьехали очередной камень, выхваченный у ночной пустыни фарами джипа.   
     Знакомство с бедуинской культурой выдалось замечательное, и теперь я наверняка знаю что даже если  что-то очень сложно  представить это вовсе не значит что этого не может быть. В пустыне до сих пор  живут люди которых не волнуют пербои с газом и всемирный финансовый кризис.
                Т.С. 2.02.09. Толстик .А.О.