Камень из бедуинского огорода
Камень из бедуинского огорода.
Как то, я имел неосторожность незаслуженно обвинить аравийских и синайских бедуинов в том, что они не живут в пустыне как их предки, а подрабатывают в египетской анимации, приезжая в пустыню из города для декораций. Говарят, что мир склонен к естественному равновесию, и то, что с нами происходит - следствие наших же действий, и вот, не прошло и пол года, как я лечу в Египет и, несмотря на свой скептицизм, за кампанию, попадаю в бедуинскую деревню. То что я увидел в пустыне кардинально поменяло мои представления о сегодняшнем дне бедуинов и, будучи человеком суеверным, я узрел в этом для себя знамение. Пришло время с извинениями забрать камень, незаслуженно брошеный в бедуинский огород, и восстановить справедливость.
Экскурсию в бедуинскую дервню можно купить у любого тураператора на египетском побережье, она совсем не дорога и, кроме непосредственно посещения деревни, автоматически включает в себя джип-сафари, так как добраться в глубь пустыни на автобусе не возможно. Впрочем, 40 километров от Хургады не такая уж даль, тем более что по пути мы увидели мираж большого не существующего озера и узнали как они появляются. После часа езды по песку и камням наша группа на пяти мощных джипах Ленд Круизер остановилась в небольшом ущелье среди гор где распологается несколько круглых построек из тростника, растущего по берегам Нила – это и есть бедуинские дома. Рядом - большой навес из циновок создающих тень, маленькая примитивная каменная мечеть и колодец - вот и вся деревня.
Жители деревни, как видно, нас уже ждали, и бедуинские дети рассматривали нас с неменьшим интересом , чем мы их. Наш гид - египтянин знающий берберсий (язык бедуинов), немецкий, английский, и русский собрал нас в кружок и очень професссионально, на трех языках повел нас по пыльным дорогам бедуинской историии.
Начнем с того, что не все то египтяне, что живут в Египте. Бедуины, несмотря на то, что уже тысячи лет кочуют по теретории Египта, к египтянам себя не относят, так же как и египтяне первым же делом открещиваются от бедуинов, обьясняя, что египтяне это только те, чьи предки фараоны и кто жил по берегу Нила. Египтяне очень гордятся своими фараонскими предками, а бедуинам отводят тот раздел юмора, в котором у нас склоняют чукчу. Кочующие племена бедуинов пришли на територию синайской пустыни и египетской сахары из Палестины и имеют не африканские, а азиатские корни. На протяжении тысячелетий они не меняли свой и образ жизни не смешивались с другими народами, что и сохранило их культуру целостной. Традиционно бедуины - кочевой народ, живущий скотоводством и торговлей, передвигаясь от оазиса к оазису, от поселка к поселку, они продают скот, шерсть, минералы и целебные растения, собранные в пустыне, а на вырученные деньги покупают то, чего им не достает. Бедуины из нашей деревни уже десять лет живут на одном месте и, кроме прочих традиционных занятий, получают прибыль с приезжающих групп туристов. В остальном их занятия, жилища, питание, одежда и обычаи - все сахранилось так же, как у тех, кто еще качует по пустыне. На сегодняшний день насчитыываеться 26 племен и около 75 тысяч бедуинов сохранивших традиционный уклад жизни.
В бедуинской деревне нет магазина, аптеки и парикмахерской. Не бывает ключей от бедуинского дома потаму что у них нет замков. В бедуинском доме нет холодильника, телевизора, микроволновки и розетки, куда это можно воткнуть. Бедуины никогда не ходили, в нашем понимании, на работу, не получали зарплату и пенсию, не знают трудовых книжек и начальников отдела. Бедуинские дети никогда не были в школе и не сидели у компьютера, все их познания о мире выходят из уст членов их семьи. Тем не менее, многие бедуины умееют читать, в их домашней библиотеке как парвило одна книга - священный коран.
И все же признаки современной цивилизации можно увидеть и здесь, проходя за экскурсоводом между хижинами и загонами для коз, можно то тут то там увидеть цветные, шелестящие обертки от конфет, печенья и чипсов, заботливо протянутых рукой туристов бедуинским детям. Дети видно давно наловчились ловко разрывать упаковку зубами и тут же, продолжая смотреть на вас большими черными глазищами, съедают угощения, и никто не думает о том, что стамотологов и гастроэнторологов здесь нет.
А если серьезно, то бедуинские дети часто подверженны болезням и уровень детской смертности тут очень высокий, основная причина в том, что бедуины продолжают придерживаться древних традиций, запрещающих смешанные браки не только с египтянами, но и с бедуинами других племен. Тот клан, в котором гостили мы, нащитывает всего окола ста человек, и кровосмешение тут неизбежно. Главенствующее положение в клане занимает старейшина - высокий седой старик с горделивым видом, одетый в белую тунику до земли и с замысловато обернутый вокруг головы и шеи клетчатый платок. Старейшина принимает от экскурсовода оплату, и распределяет ее на нужды семьи. При кажущейся примитивности хозяйства бедуинам все же приходится делать покупки. В той части пустыни, где расположена деревня нет обсалютно никакой растительности, и весь корм для верблюдов, коз и кур приходится покупать. Так же необходимо привозить питьевую воду, так как колодец, который всей деревней копали восемь месяцев потрясающе глубок, но дает только горько солонаватую воду, пригодную для стирки и питья скоту. Конечно кроме молока, мяса и яиц, которым бедуины обеспечивают себя сами, приходится покупать продукты и в первую очередь это овощи и кукурузная мука, из которой делают лепешки. Этим делом для всей деревни занимались две сидящие у тлеющего костра дежурные по кухне бедуинки, и мы с удовольстием понаблюдали за процессом, сопроваждающимся обьяснениями нашего экскурсавода. В тесто для лепешки входит только кукурузная мука, вода и соль, - раскатанная длинной скалкой лепешка не многим толще известного всем папируса и жарится на жестянке, лежащей прямо на углях. После того, как каждый с удовольствием попробовал по куску свежевыпеченного угощения, экскурсовод рассказал, что в пустыне нехватка дров и в качестве топлива для костра зачастую испольцуется высушенный помет верблюдов.
После этого мы на тех же верблюдах и катались, и что приятно удивило, это не дополнительня опция, а входит в базовую стоимость экскурсии. Верблюдов за намордники с кольцом в носу поводили и сгорбленные старушки, не менее девяноста лет от роду, все еще приносящие пользу обществу, и маленькие босые дети, которых огромные верблюды слушаются беспрекословно. Плавно покачиваясь на корабле пустыни и посматривая на погонщиков с трехметовой высоты, неприменно ощущаешь себя героем приключенческого фильма. Уже одно это удовольствие стоило уплаченых за экскурсию денег, а впереди еще был ужин при свечах, танцы бедуинских парней под барабаны и традиционные гортанные крики, закат солнца с ближайшей горной вершины, наблюдение в телескоп за Венерой, мерцающей на глубоком сияющем звездами небе над ночной Сахарой. После прощания с бедуинами наши водители решив предоставить нам развлечений на все уплаченые фунты понеслись в город по пустыне на перегонки, как участники знаменитого ралли Париж-Дакар, все пассажиры с восторгом визжали и радовались тому, что у каждого есть обязательная медицынская страховка и тому, что мы с успехом обьехали очередной камень, выхваченный у ночной пустыни фарами джипа.
Знакомство с бедуинской культурой выдалось замечательное, и теперь я наверняка знаю что даже если что-то очень сложно представить это вовсе не значит что этого не может быть. В пустыне до сих пор живут люди которых не волнуют пербои с газом и всемирный финансовый кризис.
Т.С. 2.02.09. Толстик .А.О.