Улыбка Моны Лизы

Марина Вечерская
Когда флорентийский банкир Франческо дель Джокондо заказал живописцу Леонардо да Винчи портрет своей жены, монны Лизы, работа у художника долго не ладилась. Монна Лиза не хотела позировать. Она сидела грустная и подавленная, в лице ее не было жизни, и как ни старался маэстро, ему не удавалось вдохнуть жизнь в картину. Но заказ надо было выполнять. И тогда Леонардо рассказал своей модели сказку.

Сказка Леонардо

Было у отца четыре сына. Однажды отец позвал их и сказал:

– Вот что, дети мои. Я состарился, а вы стали взрослыми. Пока я жив и в силе, хочу, чтобы все вы обучились какому-либо ремеслу. Дело по душе выберите сами. Главное, чтобы каждый из вас стал настоящим мастером. Когда меня не будет на свете, вы сможете заработать себе на хлеб.

Старший сын пожелал выучиться ремеслу столяра, второй захотел стать портным, третий – ювелиром, а самый младший – музыкантом. И отправились они учиться.

Прошло три года, и сыновья старика вернулись в родной дом. Каждый из них выучился избранному делу. Отец решил проверить, хорошими ли мастерами стали его сыновья. Тогда старший сын вырезал из дерева куклу в человеческий рост – точь-в-точь девушка-красавица. Второй сын сшил ей нарядное платье. Третий изготовил драгоценные украшения. А четвёртый, самый младший, приложил к губам дудочку, заиграл чудесную мелодию – и девушка ожила.

– Она должна стать моей женой! –сказал столяр. – Это я ее создал!

– Нет, моей! Нет, моей! Нет, моей! – в один голос закричали портной, ювелир и музыкант. Спорили,
спорили братья, наконец попросили отца, чтобы он рассудил, кто же из четверых станет мужем красавицы.

– Все вы, дети мои, замечательные мастера, – сказал старик. – Всеми вами я горжусь, и мое отцовское сердце радуется. А рассудить ваш спор не могу. Пусть девушка сама решит, за кого из вас она выйдет замуж
.
– И кого же выбрала девушка? – спросила монна Лиза, улыбаясь.

– А кого выбрали бы вы, синьора, будь вы на ее месте? – отозвался художник.

– М-м-м… Ну, тот, который вырезал девушку из дерева – он ей как отец, правда? Тот, кто одел, и тот, кто украсил, – это братья. А музыкант оживил девушку, вдохнул в нее душу – наверное, именно его она и полюбила. Так?

– Да, синьора, это так, – согласился Леонардо. – Музыка – божественное искусство, она  преображает человека, пробуждает в нем живую душу, вселяет в сердце любовь. Вы правы, девушка стала женой музыканта.
 
И больше за весь день оба они не произнесли ни слова. Маэстро работал как одержимый: он должен был запечатлеть на полотне чудесную, таинственную улыбку своей модели, улыбку, тайну которой будут разгадывать спустя столетия, да так и не смогут разгадать. Как велика созидательная сила искусства, думал он. Музыкант из сказки своей божественной игрой оживил деревянную куклу, превратил её в человеческое существо. Он же, художник Леонардо да Винчи, своей кистью обессмертит, вознесёт на недосягаемую высоту обычную женщину, которую природа не наделила даже красотой. Кто такая синьора Джокондо? Жена банкира – и только. Кто слышал о ней? Никто. Она канула бы в небытие, как тысячи, миллионы её предшественниц и современниц, и ни одна душа на всём свете не вспомнила бы её имени. А благодаря ему, Леонардо, эта женщина будет жить вечно, подобно древним богиням, и тайна её улыбки будет волновать сердца потомков до самого конца времен, пока существует мир.

…А молодая супруга банкира Джокондо  улыбалась своим мыслям. Все мужчины одинаковы, думала она. Банкир ли, живописец – они слышат лишь то, что хотят услышать, и считают правыми только самих себя. А мы, женщины, угадываем их желания, читаем их мысли и произносим вслух. Бедный маэстро Леонардо, он так обрадовался, услышав от меня как раз то, что думал сам!  А догадаться было совсем не трудно. Он ведь художник, служитель искусства,  – чью же сторону ему принять, если не музыканта. И он мужчина – а каждый мужчина мнит себя Богом всемогущим для своей жены: это, дескать, он вселил в неё душу (а до замужества, стало быть, у неё и души-то не было!), и теперь она должна на него молиться. Как бы не так, думала монна Лиза. Я-то знаю, за кого вышла замуж эта девушка. Конечно, за ювелира. Жизнь даёт отец, одевает и развлекает тоже отец, а вот дарить украшения – это обязанность мужа.  Иначе зачем нужен муж?.. Смешно, право, какие самоуверенные эти мужчины и какого высокого мнения они о самих себе. Если бы они только знали, бедняжки, что думаем о них мы, женщины!..

И в уголках губ монны Лизы мерцала загадочная улыбка – тайна веков.