Исторические корни закона Черномырдина

Владимир Вяземский
 
Бывший премьер правительства России Черномырдин В.С. (ЧВС) за годы своего правления хоть и не поднял российскую экономику с колен, но стал знаменитым "теоретиком" российской экономики и политики. Его имя еще при здравом уме и крепком здоровье увековечено в анналах отечественной истории развития экономики, а его высказывания  и теоретические суждения цитируются учеными-экономистами и широко обсуждаются до сих пор в средствах массовой информации.

Вы, конечно, догадались, что речь пойдет о знаменитом изречении ЧВС  "Хотели как лучше, а получилось как всегда", которое было им высказано по поводу использования иностранных инвестиций для стабилизации и подъема российской экономики. Деньги были истрачены, правительство работало-работало целый год, а стабилизации экономики не получилось, и даже наоборот, произошло снижение основных показателей. В результате всей деятельности правительства осталась только  разрекламированная программа стабилизации на бумажке, под которую деньги у Междунардного Валютного Фонда были взяты, и прежняя потребность вновь просить дополнительные займы, так как все "проели", пока "работали".

Но, несмотря на то, что в юности ЧВС не отличался выдающимися успехами в учебе, оказывается он смотрел широко и глубоко. История России подтверждает это. В народных преданиях и старинной литературе есть конкретные и полные описания действий этого закона [1]. Вот одно из таких  исторических доказательств.
 
Было это еще во времена царствования Петра I, который в истории России памятен как великий реформатор экономики и который привлекал для этой цели иностранные инвестиции, почему-то голландские.

Купил русский мужик голландский плуг. Плуг был предназначен для обработки культурных пахотных земель, был очень хороший и легко тянулся одной лошадью. Но по чисто русской удали и безалаберности впряг мужик в плуг трёх жеребцов и вздумал поднимать целину. Хорошо начал, но наткнулся на камень и сломал лемех, самую важную часть плуга. А без лемеха плуг уже не плуг, а груда железа. Приносит он лемех к кузнецу и просит отремонтировать.

Кузнец запросил полпуда муки и со словами "Да тут два лемеха выйдет" начал работу. Калил-ковал, калил-ковал кузнец, а потом говорит мужику:
-Не хватает тут металла для лемеха, давай я тебе  три лопаты сделаю из этого железа.

Делать нечего мужику, согласился, копать то землю надо.
Ковал-ковал, ковал-ковал опять кузнец, так что искры во все стороны летели, а потом опять говорит:
-Не выйдет тут лопаты, давай я тебе три ножа выкую.

Согласился мужик - в хозяйстве пригодится. Опять калил - ковал  кузнец и вновь говорит:
-Не выйдет ножа, давай я тебе три иголки сделаю.

Вновь делать нечего мужику, согласился - хоть жене что-то достанется. Опять ковал-ковал кузнец и снова говорит:
-Не выйдет тут иголки, давай я тебе пшик сделаю!

Не понял мужик что,  но согласился, может пригодиться. Раскалил кузнец оставшийся кусочек голландского металла добела и сунул в чан с водой. Раздался характерный звук: "Пшши…к"  и  металл рассыпался на брызги.

-Ну вот, слышал!? - сказал кузнец и затребовал еще полпуда муки с мужика, так как целый день ковал ради него. (прототип дополнительного налога на повышение содержания аппарата правительства).

И потом в российской и советской истории множество раз проявлялся этот закон (программа строительства коммунизма, продовольственная и жилищная программы и пр.). Но никто не сумел (или не смел)  обратить на это внимание и все проходили мимо, не замечая его.

Заслуга ЧВС в том, что он как премьер правительства обобщил этот опыт работы российской действительности, придал ему теоретическую, методическую, организационную основу и внедрил на уровне разработки государственного бюджета. Ему также принадлежит  и ставшее уже "классическим" определение этого закона: "Хотели как лучше, а получилось как всегда", понятное не только ученым и студентам, но и простым домохозяйкам.

Можно, конечно, задаться вопросом, почему у нас многое делается с нулевым, или даже отрицательным эффектом? И почему у тех же азиатов-японцев какой-то мясокомбинат может при переработке использовать корову на 101% (сто один процент) , а наш на 70%! Где истина? Вы можете сказать, что я ошибся в " 101%" - это противоречит основному закону о сохранении материи. Но, оказывается, можно использовать корову на 101%!  И японцы это доказали [2].

Все знают, что наши выбрасывают, то японцы используют. Естественно, используя мясо так же, как и мы, у них и все остальное идет в дело, ничего не пропадает. Кровь - на лекарства, кости - на бижутерию, шерсть - в галантерею, внутренности и их содержимое - на удобрение, секреты желез - в парфюмерию. Все вместе с мясом - это 100%. А где же еще один процент?! А дело в том, что пока коровы ждут исполнения своего последнего предназначения, они мычат…, а их мычание записывается на магнитофон. В итоге мясокомбинат продает аудиокассеты под  названием типа "Звуки родной деревни", которые находят своего городского покупателя, родившегося в деревне и тоскующего по безвозвратно ушедшим звукам детства и юности.

Вот так, дорогие экономисты-материалисты, и получается 101% !  И нет тут никакого нарушения  закона природы. Ведь закон с точки зрения теории относительности Энштейна  говорит  о сохранении материи и энергии. И японцы в целях сверхрентабельности  используют эту энергию силы мышц коровы, которая  сжимает ее грудную клетку и преобразуется  в звуковую энергию мычания.

Надо только отметить, что всё же первенство этой идеи принадлежит русским. Только почему-то японцы из любой идеи умеют делать деньги, а у нас любая хорошая идея, в лучшем случае, может принести пользу только юмористическому искусству.

Еще задолго до японцев А. Райкин предлагал привязывать динамо к ноге балерины, чтобы она, вертясь перед публикой,  дополнительно еще и вырабатывала электричество. Но это предложение так и осталось идеей и даже не было запатентовано. В итоге русская идея "попутного использования силы мышц" была украдена и применена впервые за границей. Но так как балет в Японии не развит, то японцы применили его на коровах. А мы теперь покупаем японские кассеты и магнитофоны.

Может нам объявить банкротство всея Руси, и по российскому закону о банкротстве назначить японского какого-нибудь экс-премьера временным антикризисным управляющим нашего  родного правительства. Может что-нибудь и получится хорошее, и сможет он вывести Россию-матушку из кризиса!

Литература:

1. Афанасьев А.Н. Русские народные сказки. Т.1.-М.: "Academia",1897.
2. Даниловский М.П. О Японии /Из записок личных воспоминаний. Хабаровск, 1969


 В.Вяземский