Жизнь после смены декораций

Геннадий Федотов
...Лето. Муравей упорно полз к своему муравейнику, надрываясь под тяжестью былинки, вес которой в несколько раз превышал его собственный. Над ним куда-то пролетала веселая стрекоза.
Как дела, глазастая? – спросил муравей. 
Да вот, на балу была. Какая там музыка, какие гусары!
А ты чем занят? 
А я соломинку в муравейник тащу.
...Осень. Над муравьем опять порхает слегка пьяная стрекоза.
Как дела, вертихвостка?
Да вот, в Париже была. Какие там балы, какие мужчины!
Сам-то как?
А я соломинку в муравейник тащу.
...Весна, все расцвело. Муравей занят тем же делом, но, чу! – знакомый шелест прозрачных крыльев.
Как дела, попрыгунья? зимой-то не замерзла?
Да я в Италии была, потом на Канарах. Там тепло.
Муравей устало присел на свою соломинку, утер пот со лба и спросил:
Слушай, стрекоза, а ты в Санкт-Петербург, часом, не собираешься? 
Как раз туда и лечу! 
Увидишь дедешку Крылова – передай, что я хрен на него положил! – в сердцах сказал муравей...



За много лет вы заучили свою роль наизусть и так вжились в образ, что и думать-то ни о чем не надо было, знай бубни себе: "В соответствии с решением n-го партсъезда"…
 Но тут алкаш рабочий сцены в компании с такими же взбалмошными пропойцами – пожарником и суфлером – взял да  и заменил декорации в середине спектакля. Вот-вот только что вы жмурились на ласковое солнышко, с пионерским задором пели "Нас утро встречает прохладой", смело заглядывали на сто лет вперед и намеревались сажать яблони на Марсе, но обстановка внезапно изменилось: вы стоите на карнизе небоскреба, из окна сверху вам подмигивает через монокль и  ухмыляется  толстая мерзкая харя в цилиндре и сигарой в зубах, а внизу копошатся оборванцы, выгребая объедки из мусорных баков...
Как быть? Куда податься? Лезть вверх в объятия к малосимпатичному персонажу? Прыгать вниз и оказаться в компании бродяг?
Попробуем одолеть и этот, казалось бы, неразрешимый парадокс методом, найденным нами ранее. Для этого абстрагируемся от его словесной, а в данном случае и предметной, формы. Тогда останется то, что стоит на карнизе.
 Чтоб адаптироваться к новому своему состоянию, вглядитесь в окружающую действительность повнимательней и, может быть, дай Бог, окажется, что наверху – вовсе не зловещий оскал акулы империализма. Там уютно расположился милейший и добрейший экономист-теоретик, внук пролетарского писателя, ряженый и загримированный под кровного дедова классового врага, наверняка, из каких-то высших и благих соображений (как минимум, очевидно, осчастливить всех нас и в кратчайшие сроки), а внизу у мусорных баков – не голодные бродяги, а ваши друзья и знакомые, соревнующиеся за обладание вожделенным вымпелом  "дом капи-талистической культуры".
Таким образом, ничего в сущности не изменилось – игра, есть игра – и можно затягивать, что-нибудь современное. – "А за окошком месяц май", например, Гарика Сукачева. Только не поется что-то. Внутренний настрой не тот.
Стоит на карнизе "мера всех вещей" и озирается беспомощно…
Вспомним: чтоб решить подобный парадокс, в него надо внести определенность, предысторию. Примечательно, что предысторией может послужить и он сам. В эссе "О лжи" мы демонстрировали это. Например, известный парадокс лгуна: человек, заявляющий "я лгу", – одновременно и лжет, и говорит правду. Но стоит записать фразу дважды – ее двусмысленность исчезает:
Я лгу: "Я лгу" = Не лгу.
Предысторией живого "парадокса", разинувшего рот на карнизе, является окончание актерской школы, поступление в театр и получение роли. Задумайтесь, маэстро, ведь кто-то написал, пьесу, в которой вы играете, кто-то ставил. И даже пусть ваша роль в ней значительна, не какое-то там "кушать подано", а "ту би, о нот ту би?" – все равно вы лишь воплощаете чужой замысел.



Один из основателей гуманистического направления в психологии, признающей главенство разума в поведении личности, а не инстинктов и фатума, как его предшественники, Абрахам Маслоу считает, что более девяноста девяти процентов людей не раскрыли свой потенциал из-за боязни его продемонстрировать или по элементарной лености (комплекс Ионы). Не раскрыли, хотя испытывали острую потребность в этом, как социальные существа. Ученый считает, что неудовлетворение этой главной своей потребности приводит к депрессии, апатии и цинизму. Он проанализировал характерные черты выдающихся людей (Альберт Энштейн, Джордж Вашингтон и др.), составляющие по его мнению обобщенный портрет самоактуализирующейся (читай, состоявшейся) личности. Вот они (цитируется по Л.Хьеллу и Д.Зиглеру с некоторыми сокращениями):
1. Более эффективное восприятие реальности. Самоактуализирующиеся люди способны воспринимать мир вокруг себя, включая других людей, правильно и беспристрастно. Они видят действительность такой, какая она есть, а не такой, как им хотелось бы видеть. Более толерантны (терпимы - прим. мое) к противоречивости и неопределенности, чем большинство людей. Они не боятся проблем, которые не имеют однозначных...решений. Они приветствуют сомнение, неопределенность и нехоженые пути.
2. Самоактуализирующиеся люди могут принять себя такими, какие они есть. Они не сверхкритичны к своим недостаткам и слабостям. Они не отягощены чрезмерным чувством вины, стыда и тревоги - эмоциональными состояниями, которые вообще столь присущи людям. Самоприятие также четко выражено на физиологическом уровне. С. люди воспринимают свою природу с удовольствием, ощущая радость жизни. У них нет непреодолимой потребности поучать, информировать или контролировать. Он могут переносить слабости других и не бояться их силы. Они осознают, что люди страдают, стареют и в конце концов умирают.
3. Поведение самоактуализировавшихся людей отмечено непосредственностью и простотой, отсутствием искусственности или желания произвести эффект. Но это не значит, что они постоянно ведут себя вразрез с традициями. Их внутренняя жизнь (мысли и эмоции) чужда условности, естественна и непосредственна.
4. Центрированность на проблеме. Самоактуализирующиеся личности без исключения были привержены какой-то задаче, долгу, призванию или любимой работе, которую они считают важной. То есть они не эго-центрированы, а скорее ориентированы на проблемы, стоящие выше их непосредственных потребностей, проблемы, которые они считают для себя жизненной миссией... Такой стиль жизни означает, что они не обращают внимание на тривиальное, незначительное, и это позволяет им четко отделять важное от неважного в этом мире.
5. Самоактуализирующиеся люди очень нуждаются в неприкосновенности внутренней жизни и одиночестве... Как сказал один из испытуемых Маслоу: "Когда я один - я с лучшим другом". Такое замечание можно интерпретировать как законченный нарциссизм, но Маслоу просто считает, что с. могут находиться в одиночестве без того, чтобы ощущать себя одинокими... Они сохраняют спокойствие и невозмутимость, когда их постигают личные несчастья и неудачи. Маслоу объясняет это тем, что с. люди стремятся иметь собственный взгляд на ситуацию, а не полагаться на те мнения или чувства, которые демонстрируют по данному поводу другие люди.
6. Свободны в своих действиях, независимо от физического и социального окружения. Эта автономия позволяет им полагаться на свой собственный потенциал и внутренние источники роста и развития. Считают себя хозяевами своей судьбы. Они достаточно сильны, чтобы не обращать внимания на мнения и влияние других, поэтому они не стремятся к почестям, высокому статусу, престижу и популярности. Они считают такое внешнее удовлетворение менее значительным, чем саморазвитие и внутренний рост.
7. Свежесть восприятия. Обладают способностью оценивать по достоинству даже самые обычные события в жизни, при этом ощущая новизну, благоговение и даже экстаз. Например, сотая радуга так же прекрасна и величава, как и первая; прогулка по лесу никогда не бывает скучной; вид играющего ребенка поднимает настроение. В отличие от тех, кто принимает счастье, как должное, с. люди ценят благосклонную судьбу, здоровье друзей и политическую свободу. Они редко жалуются на скучную неинтересную жизнь...
8. У многих испытуемых было то, что он назвал вершинными переживаниями... В состоянии вершинного переживания люди чувствуют большую гармонию с миром, теряют ощущение своего "Я" или выходят за его пределы. Они одновременно чувствуют себя и более сильными, и более беспомощными, чем прежде, и утрачивают чувство времени и места. По Маслоу, вершинные переживания, которые действительно меняют человека, происходят, когда их заслуживают.
9. Даже когда самоактуализирующиеся люди обеспокоены, опечалены, а то и разгневаны недостатками рода человеческого, их, тем не менее, роднит с ним глубокое чувство близости. Следовательно, у них есть искреннее желание помочь...собратьям улучшить себя.
10. Самоактуализирующиеся люди стремятся к более глубоким и тесным личным взаимоотношениям, чем "обычные" люди. Чаще всего те, с кем они связаны, более здоровы и близки к самоактуализации, чем средний человек. То есть с. люди склонны устанавливать близкие отношения с теми, кто обладает сходным характером, талантом и способностями. С. люди также испытывают особую нежность к детям и легко общаются с ними.
11. Самые "демократичные" люди. У них нет предубеждений и поэтому они уважают других людей, независимо от того, к какому классу, расе, религии, полу те принадлежат, каков их возраст, профессия и прочие показатели статуса. Более того, они с готовностью учатся у других, не проявляя стремления к превосходству или авторитарных склонностей. Самоактуализирующийся музыкант, например, полон почтения к искусному механику, потому что тот обладает знаниями и навыками, которых нет у музыканта.
12. В повседневной жизни самоактуализирующиеся личности более определенны, последовательны и тверды, чем обычные люди.
13. Философское чувство юмора. Если обычный человек может получит удовольствие от шуток, высмеивающих чью-то неполноценность, унижающих кого-то или непристойных, то здорового человека больше привлекает юмор, высмеивающий глупость человечества в целом... Что-то от иносказания или притчи. Маслоу замечал, что философский юмор обычно вызывает улыбку, а не смех. Из-за подобного отношения к юмору с. люди часто кажутся довольно сдержанными и серьезными.
14. Маслоу обнаружил, что все без исключения самоактуализирующиеся люди обладают способностью к творчеству (креативностью). Чтобы быть креативным, самоактуализирующемуся человеку не обязательно писать книги, сочинять музыку или создавать живописные полотна. Говоря о своей теще, которую он считал самоактуализирующейся, Маслоу подчеркивал именно этот факт. Он говорил, что хотя его теща не обладает талантами писателя или актера, она в высшей степени творчески подходит к приготовлению супа. Маслоу замечал, что в первоклассном супе всегда больше творчества, чем во второсортной поэзии!
15. И наконец, самоактуализирующиеся люди находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя в то же время определенную внутреннюю независимость от нее. Они могут быть чрезвычайно независимыми и нетрадиционными, когда затрагиваются основные их ценности. Не требуют от своего окружения немед-ленного улучшения. Зная о несовершенстве общества, они принимают тот факт, что социальные перемены могут быть медленными и постепенными, но их легче достичь, работая внутри этой системы.

Уверен, дорогие друзья, что вы нашли все эти достоинства у себя точно так же, как обнаруживаете в своем теле симптомы абсолютно всех неизлечимых болезней при чтении журнала "Здоровье". Однако в данной схеме напрочь отсутствует главная деталь – питательная среда, взрастившая людей с такими незаурядными качествами – общество острых локтей.



Ученые психологи в один голос утверждают, что на людей нельзя распространять их наблюдения за животными, а сами ставят, ставят над  меньшими братьями опыт за опытом. Давайте тоже "не распространять", но примем к сведенью.
У обезьян бабуинов определяли количество тестостерона в крови в спокойном состоянии и в период грозящей опасности. У большинства особей во время стресса количество мужских гормонов снижалось. Но у небольшой части - увеличивалось. Именно они готовы были дать отпор агрессивным выпадам хищников. Теоретически, руконогие вполне могли передать через гены эти физиологические особенности нам - своим поумневшим потомкам. Тогда понятно, где искать корни рабства, конформизма и нонконформизма. Однако думаю, что время диких страстей и животных инстинктов безвозвратно кануло в Лету. А для подстраховки таких здравых мыслей человеческое общество изобрело множество табу. Выработанные на сложнейшем и довольно извилистом пути прогресса, закрепленные законодательно, они призваны обуздать и тривиальных преступников и зарвавшихся "суперменов". Неумолимая машина правосудия, в силу действия парадокса надзирателя (см. эссе "О цинизме"), гораздо эффективней, сильней и циничней любого пусть даже незаурядного одиночки.
В конце тысячелетия мы отказались от идеи насильственного равенства и пришли к равенству сильных и некоторые шустрые граждане оказались ровнее других. Наверное, это плата за привычку делегировать полномочия решать собственную судьбу кому по-пало. Этим очень ловко воспользовались. Отказавшись от идеала пусть во многом пародийного, но оплаченного миллионами жизней и гораздо более гуманного, чем сегодняшний беспредел, и оказавшись поэтому в духовном вакууме, остается уповать на антипод этого идеала – на прогрессирующий цинизм. Ибо, чем демократичней общество, тем циничней оно обходится с обидчиками слабых и беззащитных. Например, чтобы вышеупомянутые потомки нестандартных бабуинов умерили свои аппетиты, – контролирует их доходы, наказывает за укрывательство и отмывание незаконно нажитых денег. Изгоям же из утерянного бедняцкого рая, каковым являлся для них недавно Советский Союз, как всегда нечего терять.
В России всегда обожали крайности: "Любить – так любить, гореть –так гореть, стрелять – так стрелять"... Поэтому вместо какого-то там плюгавенького, хиленького, либерально-циничного варианта западной демократии, мы по идее должны получить в отстое ее самый махровый гиперциничный вариант и они "там" узнают, что такое настоящая кондовая русская демокр-р-ратия!.. – Мало не покажется.
 И в этом спасение, поскольку гиперциничное государство, невольно обижая, в силу своей грубости, ловких манипуляторов, обобравших народ, будет тем самым трансформировать их в альтруистов. Ибо только сам познав  лишения, человек начинает задумываться о ближнем. А, когда "задумаются" те, кто имеет достаточно хорошую материальную базу для актуализации столь нехарактерного для них благоприобретенного рефлекса, (потому что доминировал хватательный), – глядишь и обездоленным дадут нормально жить. 
В доказательство данного положения могу привести результаты опытов на крысах (люди на участие в них вряд ли согласятся):
Под научным руководством академика П.В.Симонова было проделано следующее (ж. Наука в России, N5, 1999). В прозрачном домике установили педаль, замыкающую электрическую цепь, подводящую ток к другой крысе – "жертве", запертой по соседству за решеткой. В качестве жертв подбирали особей, которые бурно реагировали на боль от удара электротоком и громко кричали.
Крысы не любят открытого пространства и поэтому предпочитают прятаться (в данных условиях – в прозрачном домике). Поэтому тех крыс, которые отреагировали на вопли "жертвы" и, пренебрегая своей безопасностью, вышли из домика в открытое пространство, чтобы разомкнуть цепь и прервать мучения сородича, – причисляли к альтруистам. А тех, что продолжали там сидеть – считали эгоистами.
Проведя множество подобных опытов, ученые установили, что соотношение альтруистов и эгоистов равно 1:2. То есть альтруистов среди крыс оказалось около тридцати процентов. Интересно, что по исследованиям социальных психологов, аналогичное соотношение альтруистов и эгоистов наблюдается и у людей.
Затем дали возможность поработать "жертвами" дали эгоистам и повторно проверили их "на вшивость" в домике с педалью. Удивительно, но факт: среди эгоистов появилось 42 % альтруистов! То есть эгоистичные крысы, почувствовав на собственной шкуре те страдания, что они причиняют соседям, заботясь о собственном комфорте (в данном случае – прячась в домике), – пересмотрели свои взгляды и стали альтруистами. И таким образом крысиное сообщество из откровенно эгоистичного (на семьдесят процентов) трансформировалось в альтруистическое: тридцать процентов природных альтруистов плюс сорок два инициированных электрическим током.
Никогда не сдавайтесь, не пасуйте под напором наглых манипуляторов. Ваши страдания не напрасны. Давайте отпор и мир изменится к лучшему!
 Если, конечно, вас еще волнует эта проблема…



Психологами разработан особый язык для общения с людьми, испытывающими стресс, состояние аффекта и шок, когда они неспособны адекватно реагировать на обычные команды и приказы. Подобные ситуации потенциально опасны негативными последствиями для жизней сотен и тысяч людей, возникни они, допустим, у пилотов, водителей поездов, операторов атомных электростанций, ракетчиков и некоторых других категорий.
 Например, оператор атомной электростанции, десятки лет наблюдавший привычно стабильные показания приборов на пульте, может оказаться в ступоре, при виде внезапно вспыхнувшей красной лампочки аварийного сигнала. Дело в том, что возбуждение локального участка коры головного мозга (доминанта),  вызванное сигналом опасности, иногда может подавить соседние участки и весь мозг.  Тогда сознание отключается и оператор  ведет себя как сомнамбула, поскольку работает только его подсознание. В таком состоянии он может позвонить начальнику, но объяснить толком ничего не сможет, поскольку там, куда он "ушел", правят совсем другие непривычные для нас законы.. Конечно, нужно сразу бросаться ему на помощь, но дорога каждая секунда и остро необходимо,  чтобы оператор сам что-то сделал: прервал, обесточил и проч.
То же касается пилота, космонавта, машиниста поезда. И вот тогда-то  особый язык просто необходим.
 На прощанье хочу сказать несколько слов для вашего подсознания на таком языке в надежде запустить программу вашего самоутверждения в дальнейшей жизни:

Вы спонтанны.
Комментарий: Вы свободный человек, рожденный выполнить миссию, о которой больше никто не знает. Никто ничем вам не обязан и вы никому ни чем не обязаны. Вы в праве поступать как вам захочется, потому что каждый человек совершает поступки и любой из них обязательно ущемляет чьи-то интересы. Вы естественны и сильны этим. Ваше здоровое тело через миллиарды нервных окончаний передает сигналы в мозг и порождает тем самым прекрасные мысли. А прекрасные мысли формируют красивое тело.

Вы целостны.
Комментарий: Вы имеете время, чтобы хорошо обдумать каждое свое действие и выполнить его настолько безупречно, чтобы те, чьи интересы вы ущемили, не обнаружили изъяна. Все попытки "подогнать" вас заканчиваются ничем.

Вы критичны.
Комментарий: Вы не поддаетесь внушению словом, примером, угрозой. Вы помните, что те, кому слепо подчиняются, обходятся без денег, чтобы присваивать плоды чужого труд (читай, жизнь и здоровье), а вам же необходима  достойная плата.

Вы красноречивы.
Комментарий: Практика показывает, что побеждает тот, кто много и толково говорит. Внимательней прислушиваются к тем, кто произносит слова чаще, чем в обычном разговоре. Убедительней эмоционально окрашенная речь, богатая метафорами. Поговорка "молчание - золото" актуальна для глупцов.

Вы веселы.
Комментарий: Вы понимаете, что мир парадоксален, неоднозначен и противоречив, ибо сам факт присутствия в нем существа, осознавшего все это, является насмешкой над природой. Добро и зло в обнимку – ужасно комичная пара.

Вы огромны.
Комментарий: Вы не комплексуете. Вы не виноваты. Вы добры. Ваше личное пространство каждый день немного вырастает. У обычных людей она распространяется до кончиков пальцев вытянутой руки. А у вас оно выросло до размеров квартиры – и вы сопереживаете близким; затем до размеров дома – и вы приветствуете и знаете по именам многих соседей, к вам обращаются со своими проблемами мало знакомые люди; затем – до размеров города, страны... Войдя в здание порта, окиньте приветливым взглядом усталых отъезжающих, очередников у касс и делайте это периодически, пока там находитесь. Некоторое время спустя, вы почувствуете отклик. А память многих запечатлеет вас на многие годы. Вы красивы. Вы не охотник и не дичь, вы – странник.

СЧАСТЛИВОГО ПЛАВАНЬЯ!
Без комментариев.

2000 г.

/снимок выполнен автором/