Фарида Ибрагимова - Маленькое солнышко

Наши Друзья
Какое счастье, что наступает весна! На лужайке, сверкающей от зеленой блестящей травки, проклюнулся росток. Откуда он здесь появился, что его сюда принесло? Росток упорно тянулся вверх из листовой розеточки к небу, на простор и свет. Росточек был ровненький и тоненький, с маленькой макушечкой в виде усеченного свернутого зонтика.
Ему все было интересно – лужайка, такая яркая и красивая; воздух, такой свежий и прозрачный; ветерок, такой стремительный и независимый. Он все время крутил своей макушкой по всем сторонам. А еще ему было интересно смотреть на тех, кто ползал, летал, порхал вокруг него. Он был скромным и не решался начать знакомство первым. Как-то по его стволу пополз муравей, это было так щекотно, что росток громко расхохотался. От смеха он начал раскачиваться, и муравей рассердился.
– Прекрати, я могу сорваться!
- Извините, но вы меня щекочете, и я не могу удержаться от смеха…
- Ишь, какой нежный, - разворчался муравей. - Так я не смогу подняться на макушку.
- Но почему вы собираетесь взобраться на мою макушку? – поинтересовался росток.
- Мне нужно увидеть положение солнца. Я, кажется, заблудился!
- Я постараюсь не смеяться, - пообещал росток. - Заблудиться - плохо, наверное. Интересно, а что это такое положение солнца? - вежливо поинтересовался он у муравья.
- Ну как же, есть стороны света! Мой муравейник расположен на западе, и мне необходимо определить, где он, а из-под травы это сложно сделать – не видно солнца!
- А что, солнце покажет, где находится запад? - росток очень удивился. По утрам он просыпался от солнца, по вечерам, когда оно куда-то уходило, он засыпал. Но росток не понимал, как это у солнца можно о чем-нибудь спросить, ведь оно высоко-высоко и ничего не услышит. И потом, как солнце может показать, где находится запад?!
- Простите, а как солнце может показать вам, где запад? У него ведь нет листочков, нет лапок, нет шеи, чтобы оно могло повернуть голову и показать, где же находится запад. Как вы можете у него об этом узнать?
- Ты еще очень молод. Твоя макушка пока даже не раскрылась, и ты, наверное, не знаешь, кто ты, как тебя зовут и как ты здесь оказался, – сказал муравей.
- Даааа, - горестно покачал макушкой росток, и муравей опять чуть не соскользнул с него. - Ой, простите! - росток был очень вежливым. - Расскажите, пожалуйста, мне об этом, я здесь совсем один.
- Ты - одуванчик, тебя сюда принес ветер и ещё тебя иногда зовут «маленькое солнышко»… - но муравей не успел договорить, так как росточек обрадовано закричал «Ура!!», и муравей слетел вниз.
- Извините, я так обрадовался, что похож на солнышко, я ведь не вижу себя со стороны, - росток наклонился и подставил муравью свою макушку. Дождавшись, когда муравей залез, он медленно поднялся вверх, страшно гордясь тем, что знает, кто он и что помогает муравью с положением солнца!
- Ну что, вы спросите у солнца, где ваш запад? – спросил он у муравья, глядя изо всех сил на солнце, - как это оно ответит муравью?
- Да, ты молод и неразумен, – ответил муравей, – я не буду спрашивать у него ничего, солнце само показывает, где запад, потому что встает на востоке, а заходит на западе. Спасибо тебе, я теперь знаю, где мой муравейник, а ты, «маленькое солнышко», помог мне в этом.
Муравей быстренько сполз с росточка и побежал на запад. А росток смотрел ему вслед и думал о том, как много он сегодня узнал, и сколько всего узнает еще в этой замечательной жизни!
***
Каждое утро всё-всё просыпалось, потому что вставало солнце. Росток теперь знал, что солнышко встает на востоке и заходит на западе, и все время ждал чего-нибудь нового и интересного. Увидев муравья, быстро бегущего мимо него с каким-нибудь грузом, росток весело кричал ему: «Здравствуйте, муравей!».
А муравей деловито кивал ему и продолжал свой путь – он был трудягой и все время занят работой.
Росток поворачивал макушку вслед ему, махал листьями–руками и думал: «Вот бы и мне побежать вслед за муравьем, но ведь у него столько ножек, а у меня нет ни одной. Не догнать мне его».
Как-то утром росток вдруг почувствовал, что у него как будто разваливается макушка и во все стороны брызнули мягкие и яркие лепестки.
- Ух, ты! – раздался голос. - Солнышко на небе, и солнышко тут!
Росток обернулся в недоумении: кто это там и с кем разговаривает? На зеленой травинке сидел зеленый кузнечик.
- А где еще солнышко? - спросил росток. Он помнил, что муравей его так назвал и хотел узнать, про него ли это кузнечик говорит.
- Так ты и есть маленькое солнышко, вон какой круглый, желтый и с лучиками!
- Но я стою на одном месте, не поднимаюсь на востоке и не захожу на западе.
- Ну и что! Я вот кузнечик и не расту на грядке, а про меня говорят: «Совсем как огуречик».
Росточек рассмеялся. Кузнечик–огуречик... и он так будет его называть.
Теперь у него было два друга: муравей и кузнечик-огуречик. Жизнь становилась еще интереснее.
Вечером он услышал чудные звуки.
- Ой, что это, кто это??? Отзовись! – позвал росток. Он вглядывался и поворачивался во все стороны, но никого не увидел. Звуки затихли, и росточек загрустил, его головка стала сворачиваться зонтиком – значит, пора спать. Сквозь сон он опять услышал музыку и подумал, что завтра обязательно познакомится с этим музыкантом, и будет слушать его музыку.
На следующий день росток увидел муравья и спросил его:
- Вы не знаете, откуда звучит вечером чудесная музыка?
- Кузнечик, видимо, трещал, – сказал муравей. – Он всегда издает какие-нибудь звуки: то скачет, то звенит трещётками.
- Вот каким у меня друг оказался музыкальным, - обрадовался росток. - Обязательно попрошу его сыграть для меня.
Он стал ждать кузнечика, но тот носился где-то далеко, и росток так и не дождался его.
Вечером музыка зазвучала опять. Росток стал искать и всматриваться туда, откуда слышались звуки. Вдруг он увидел, как в траве, под упавшим листком, сидит маленький, в блестящем темном панцире, жучок. Когда звуки стихли, росток захлопал в «ладошки» и закричал «браво!». Жучок выглянул из-под листика и поклонился, в лапках у него была маленькая свирелька.
- Как замечательно ты играешь, спасибо за доставленную радость! - сказал росток и спросил. - А ты кто?
- Я - цикада – ответил жучок. - И рада что тебе понравилась моя музыка.
- А можно мне попробовать тоже?
- Попробуй, почему нет? – и цикада протянула ему свирельку.
Ростку не удалось произвести ни одного звука. Грустный, он вернул жучку инструмент и сказал.
- Ничего я не умею.
Цикада успокоила росток и сказала: - Для того, чтобы что-то делать хорошо, нужно долго учиться и очень стараться. Главное – захотеть это по- настоящему.

***
Росток радовался жизни, потому что у него появились друзья и музыка. Мир был велик и прекрасен во всех своих проявлениях: яркое и ласковое солнышко, неожиданный и шаловливый ветерок, мягкий и прохладный дождик. Как здорово жить, и как замечательно устроен мир!
Росток подрос, его головка уже высилась над травой, и ему видно было намного дальше. Он видел лужок, расположенный на опушке леса, где рос он сам, видел невдалеке реку. За рекой была деревня, и детишки часто бегали к берегу реки «пробовать» воду на ощупь: не холодная ли уже для купания.
Росток знал, что он - одуванчик. Трудолюбивый муравей порой присаживался в тени его листьев, чтобы перевести дух и многое ему рассказывал. Про деревню и ребятишек тоже он рассказал. Сказал, что скоро начнут они купаться и бегать в лес по ягоды и цветы.
- Вот гляди, тебя тоже в букет прихватят!
Одуванчик не знал, как это его прихватят в букет? Ему было немного боязно, но все же, интересно.
Он говорил муравью:
- Вот ты все трудишься, трудишься. Тебе нравится то, что ты делаешь?
- Мне нужно, - отвечал муравей. - У нас почти все трудятся, у каждого своя задача. Если я не выполню свою задачу, придется ее делать другому муравью. Нельзя не делать, нельзя бездельничать, многие наши погибают, тогда труднее приходится.
- Что такое погибнуть? – заинтересовался одуванчик.
- Ничего хорошего: вот ты только что был, и вдруг тебя нет!
Не мог себе одуванчик представить, как это нет, если ты есть.
Прибегал поболтать и кузнечик.
Одуванчик удивлялся тому, какие разные у него друзья: муравей - серьезный, вдумчивый, знал все про все на свете (это он рассказал ему восток и запад, и про многое другое);  кузнечик - такой смешливый, все время скакал и смеялся, а еще трещал своими задними ножками. Он останавливался, замирал на некоторое время, и вдруг ножки приходили в движение, и тогда раздавались какие-то шуршальные звуки. Их нельзя было сравнивать с теми, которые рождались по вечерам, когда цикада брала свирельку.
Как любил одуванчик слушать игру цикады! Он изо всех сил боролся со сном, но незаметно засыпал и, проснувшись поутру, жалел, что опять накануне уснул.
Они редко разговаривали с цикадой. Она была ночным жителем, днем - спала, спрятавшись под листвою, а вечером заводила музыку. Что делала цикада потом, одуванчик не знал, потому что сам уже спал.
Однажды он спросил у муравья:
- Вот скажи мне, ты трудишься и приносишь пользу, кузнечик ест всяких вредных насекомых (ему про это сам кузнечик рассказывал и гордился, какую пользу он приносит многим!), цикада играет музыку, а я? Какую пользу я приношу? Я не могу трудиться, потому что стою на одном месте, не могу отлавливать вредных насекомых, не играю чудную музыку.
- Ну что ты! Не надо так огорчаться! – сказал муравей. – Ты - очень-очень полезный! Вот я с удовольствием отдыхаю в тени твоих листьев, пчелки и бабочки питаются твоим нектаром.
- Да, это так необычно! Когда они лапками топчутся по моей голове, я с трудом удерживаюсь от смеха, иначе они слетят. Помнишь, как с тобой было?
- Помню, - засмеялся муравей. - А как тебя ценят люди! Ты помогаешь им избавляться от болезней, твои цветы и корни целебны. А как ты радуешь всех, когда на небе тучки закрывают солнце? Солнца не видно, а маленькое солнышко – вот оно, ярко-желтое и доброе, совсем рядом!
Одуванчик был просто счастлив оттого, что он приносит пользу. Обязательно, изо всех сил, он будет помогать всем и всегда: будет кормить пчелок и бабочек нектаром, служить тенью и набирать полезные вещества в корнях и цветах!
В воздухе потянуло чем-то тревожным и беспокойным. Слышался какой-то треск, запахло гарью, и небо заволокло каким-то туманом. Пробежал мимо муравей не останавливаясь, проскакал стремглав кузнечик, пролетели птицы, пронеслись зверушки. Одуванчик пытался узнать, что происходит, но никто не останавливался. Потом сделалось очень-очень жарко, и куда то стал пропадать воздух.
Одуванчик понимал, что происходит какая-то беда, но что он мог сделать? Бежать куда-то или лететь он не мог – у него не было ножек или крыльев. Он прикрыл бы друзей своими листьями, но не знал, поможет ли это.
Очень хотелось одуванчику что-нибудь делать, но что и как?
Вдруг его охватило сильным жаром и нестерпимой болью, дышать стало нечем.
Пожар бушевал долго, много леса сгорело, много погибло животных.
Маленькое солнышко так и не узнало, как у него появляются семена, которые от дуновения ветра срываются и летят по воздуху, как бабочки, чтобы потом прорасти в других местах, радовать кого-то и приносить пользу снова и снова.

И как только  возникают пожары?