***

Владимир Гильдебрандт
                КЛЮЧИ НОВОГО И ПРЕДВЕЧНОГО СОЛОМОНА
         

          Эту уникальную книгу классика французского оккультизма Элифаса Леви или католического аббата Альфонса-Луи Констана (1810-1875) по праву можно отнести к иудео-христианской мистико-теургической традиции.
          В определенном смысле "Большие ключи и ключики Соломона" являются итоговым трудом Элифаса Леви, поскольку долгое время он предпринимал усилия для восстановления и верного истолкования Соломоновых ключей. К сожалению, французский исследователь не оставил нам источники, на которые он опирался в ходе своей работы. Не говорит ничего о них и Шакорнак. Пока несомненно, что краткое введение Леви к Соломоновым ключам, озаглавленное священным каббалистическим термином Шема Хамфораш (зачастую передается как Шемамфораш - изъясненное имя JHWH, заключающее в себе семьдесят два имени Господа Бога), отсылает нас к удивительному произведению иезуита Афанасия Кирхера (1602-1680) "Эдип Египетский", где всесторонне разбираются истоки древнееврейского мистицизма (см. Kircher, Athanasius. OEdipus AEgyptiacus. Tomus Secundus. Romae, 1653. Caput VI, pp. 267-273 etc.). Исходя из этого, можно даже предположить, что Элифас Леви был знаком с исчезнувшей подлинной рукописью Соломоновых ключей, о которой говорит в своем произведении "Великая Книга Тота" (Глава IV "О системе и познавании Арканов") выдающийся русский эзотерик Владимир Шмаков : "Первые столетия христианской эры католическая церковь не только не чуждалась магических наук, но даже целый ряд святейших отцов были ревностными служителями герметических знаний. Sanctum sanctorum тайных учений являлись знаменитые "Clavicules Solomonis". Эти "Ключики", по преданию, легли в основание оккультного завещания папы Льва III, известного под именем Enchiridiom'a, переданного им императору Карлу Великому. "Ключики Соломона" были бесследно утеряны, хотя существуют некоторые указания, что будто бы они сохранились в рукописном отделе библиотеки Ватикана" (прим. не надо путать эти упоминаемые Шмаковым аутентичные Соломоновы ключи с так называемыми "Ключиками Соломона, переведенными с еврейского на латинский раввином Абоназаром, а с латинского на французский - М. Баролем, архиепископом Арля в 1634 году", которые неоднократно переиздавались, в том числе и на русском языке; к тому же, последние всегда считались сочинением средневековых каббалистов).
          Хотя, с другой стороны, Леви вполне мог увидеть подлинные Соломоновы ключи в некоем откровении. В любом случае он достиг своей цели, получив квинтэссенцию иудео-христианского каббалистического учения, которое устанавливает прочную связь и взаимозависимость между экзотеризмом Вселенской церкви (ветхозаветной и новозаветной) и ее эзотерическими проявлениями в виде мартинизма и истинного масонства, христианского, мистического и аристократического. Любопытно, что первое издание Ключей вышло в 1869 году, и именно в этом году открылся Первый Ватиканский Собор, давший второе дыхание ветшающему католицизму и провозгласивший догмат о непогрешимости Римского епископа, который, являясь преемником апостола Петра, был и обладателем Ключей от Царствия Божия. Согласно Леви, Ключи Петровы тождествены каббалистическому Священному Тау или Универсальному Ключу (см. рисунок), выражающему единство Ветхого и Нового Заветов, Храма Соломонова и Храма Христова. В Спасителе Элифас Леви видел "нового и предвечного Соломона", а в апостоле Петре - одновременно и его первосвященника, и привратника Нового Иерусалима с ключами от Града Господня.
          Об ученике Элифаса Леви, кому предназначались Соломоновы ключи, известно следующее. Барон Николя Жозеф (Никола Джузеппе) Спедальери родился в 1812 году в Бронте на Сицилии в семье богатого аристократа и крупного землевладельца барона Джоакино Марии Спедальери, являвшегося, к тому же, управляющим имений семейства Нельсон. Матерью Николя Жозефа была Мария Каролина, урожденная ди Графер, владелица многочисленных винодельческих хозяйств в области Катанья. Получив прекрасное образование, молодой барон Спедальери стал идейным последователем графа Жозефа де Местра и в возрасте двадцати лет был посвящен  в мартинистское общество Неаполя. Через десять лет барон Спедальери прочно обосновался в Марселе, где сошелся с братьями Бедарридами, основателями масонского ордена Мицраим, в котором он достиг высших степеней. Сочувствуя итальянским карбонариям, Спедальери склонялся к идее республиканской революции у себя на родине. В 1861 году он познакомился с Элифасом Леви и уже с 24 октября того же года завязал с ним интереснейшую переписку, которая продлилась до 14 февраля 1874 года. После тяжело перенесенной в 1871 году смерти жены, барон Спедальери разочаровался в своих герметическим занятиях, сделавшись на некоторое время материалистом и атеистом, что весьма отдалило его от Элифаса Леви. В 1877 году он провозгласил себя членом   "Великой ложи Отшельнического братства горы", а также "Просветленным братом Древнего и восстановленного ордена манихеев" и "Высшим иллюминатом Ордена мартинистов", вернувшись к идеалам оккультного и мистического масонства. В 1884 году в Марселе барон Спедальери встречался с Еленой Блаватской. В этот же период он имел общение и с известными русскими мартинистами. Барон Спедальери был инициатором посмертного издания произведения Элифаса Леви "Великий Аркан или разоблаченный оккультизм". Умер итальянский аристократ и масон высших степеней Великого Востока Франции Николя Жозеф Спедальери в Марселе 18 декабря 1898 года.      
          Итак, основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод: адресованная барону Спедальери и составленная Элифасом Леви книга представляет собой образец объяснения глубин христианства посредством древнеиудейской и халдейской каббалистики, когда Соломоновы ключи растворяют врата между сокровенным иудаизмом и мистическим христианством, знаменуя тем самым начало новой Мессианской Эры. В этом - главное и апокалиптическое значение Ключей. 
   
                Владимир Ткаченко-Гильдебрандт