Украденное лето

Дмитрий Зоран
Фамилии, имена и даты изменены.

Никак не ожидал такой подлости от правоохранительных органов. Буквально, четыре месяца вычеркнули из жизни.
В мае пришла пора, в очередной раз, проходить техосмотр. Выбрал для поездки солнечный день, что бы чистая машина сверкала и радовала глаз, мой и инспектора, даже под капотом пыль протёр. Выспался после ночной смены и в два часа поехал к станции ТО. Очередь в четыре машины на каждую полосу меня не расстроила, поскольку яркое солнце, тепленький ветерок, что шумел свежей листвой, создали в моей душе, как говорится, весеннее настроение.
Поставив машину в левый ряд, пошёл в бухгалтерию, погасил там квитанции об оплате и получил пропуск. Вернулся обратно в машину и, читая книгу, не замечал инспектора до тех пор, пока он не подошёл вплотную к двери и уже протянул руку, чтобы постучать по стеклу.
Я вышел, поздоровался, он попросил у меня документы, и открыть капот. Бросив взгляд на кузовную табличку с номером, инспектор тыкнул в неё пальцем и спросил:
- Почему заклепки не заводские?
Я два года назад помял переднюю часть машины, и скорее всего табличку снимали, чтобы выправить телевизор, но мне про это ремонтники не сказали, а сам я естественно никогда не обращал внимания какие там заклепки.
- Авария у меня была... - в растерянности поговорил я.
- А почему в свидетельстве о регистрации нет пометки? - Задал он ещё один вопрос.
Я растерялся окончательно и молчал, не зная, что ответить.
- Надо делать экспертизу, - сказал инспектор.
У меня отлегло от сердца, хоть какой-то выход есть из этой ситуации.
- Отгоните машину из очереди вон на ту стоянку, - махнул он рукой в сторону выезда со станции.
Значит сегодня, пройти техосмотр не получится, подумал я, тогда сейчас съезжу на экспертизу, а завтра вернусь сюда. Инспектор уже хотел уходить, но я успел задать вопрос:
- Где у нас их делают-то?
- Кого?
- Экспертизы.
- На Кооперативной... или на Пестовской, мы вас отвезём, - сказал он и ушёл внутрь станции, с моими документами.
А мне снова стало не по себе, "мы вас отвезём" крутилось в голове, не значит ли это, что на МОЕЙ машине поедет какой-нибудь лихач-гаишник, а меня повезут в "козелке" с преступниками.
Но делать нечего, пришлось отогнать машину на стоянку, что мне указали, затем я вернулся на станцию ждать инспектора. Пока стоял пару раз видел его издалека, прошло около часа, когда я уже хотел сам подойти к нему, наконец-то он вспомнил про меня, подошёл и сказал:
- Дайте мне вашу регистрационную карточку.
- Карточку вы забрали... - ответил я, и с ужасом подумал "потерял... ещё не хватало".
- А... У меня... Понятно… - проговорил он задумчиво и снова ушёл, оставив меня в расстроенных чувствах.
На улице сияло солнце, я же стоя внутри помещения, сквозь которое, как по трубе, проносился прохладный ветер, начал мёрзнуть.
Вернулся инспектор довольно скоро, не останавливаясь, бросил мне:
- Пойдёмте со мной...
Открыл дверь в соседний зал, ещё больших размеров, где проходят ТО грузовики. Здесь воняло выхлопными газами дизельных двигателей, в углу стоял полуразобранный (или полусобранный) "камаз" и оглушительно ревели машины въезжая в огромные ворота и на барабаны. Инспектор, снова не останавливаясь, бросив мне: - Ждите здесь... - скрылся в маленькой пристройке внутри помещения, что-то вроде кабинета, с цифрой пять на двери. В этом зале оказалось ещё холоднее, мне пришлось сходить в машину за курткой, да и то, я мёрз до тех пор, пока не спрятался от ветра между "кабинетов".
Минут через двадцать инспектор вышел, показал на меня гаишнику, что появился вслед за ним и ушёл в свой, легковой, зал.
- Сейчас поедем, - обнадёжил меня новый инспектор, маленький и плотный, махнул рукой в сторону дороги. - Вон патрульная машина стоит... Вот только куда?.. Вы-то не знаете, к какому участку приписаны? Заявления... жалобы... не писали, нет?
Я с милицией дела ещё не имел, и мог только догадывался, что мой участок находится на Пестовской, поскольку в детстве с родителями ходили зачем-то именно туда, но сейчас я лишь пожал плечами.
- Не знаете... - задумчиво проговорил он. - Пойду, узнаю.
И вновь скрылся в кабинете, ещё на полчаса. Я замёрз окончательно даже в куртке, а на солнышко выйти опасался, думал сейчас инспектор меня хватится, не найдет, подумает ещё, что я сбежал. Наконец-то из кабинета появился гаишник.
- Какая ваша машина, - спросил он меня.
Я показал ему в сторону стоянки:
- Вон та... синенькая.
- Сейчас поедем на Пестовскую, - сказал он, пока мы шли к дороге. - Следуйте вот за этой патрульной машиной.
Указал мне её не останавливаясь, я же свернув, пошёл к своей, сел в неё... о, Господи... как тепло. За два часа с закрытыми окнами солнышко нагрело внутри не хуже чем печка.
Машина у инспектора не своя и прогревать её не обязательно, он сел и поехал, и мне пришлось, стиснув зубы, трогаться с холодным двигателем. Хорошо хоть мои опасения насчёт "козелка" с преступниками не подтвердились.
Час-пик ещё не наступил, пробок на дорогах не было, и доехали мы довольно быстро. Он поставил машину рядом с крыльцом, на стоянке милиции, куда въезд обычным машинам запрещен и мне махнул – проезжай, мол, сюда.
Старое четырёхэтажное здание из когда-то бывшего белым кирпича, с широким и не высоким крыльцом, я иной раз проезжал по этой улице, но никогда не задумывался и не интересовался, что происходит за этими стенами.
Инспектор зашёл внутрь, я следом за ним, не стал придерживать дверь с тугой пружиной, привык к тому, что повсюду поставлены доводчики, и услышал за спиной давно забытый звук громкого хлопка как в подъезде. Внутри приковывало к себе взгляд огромное окно дежурного, за которым виден большой освещенный кабинет. Инспектор направился туда через ближайшую дверь и долго разговаривал с одним из дежурных, облокотившись на стойку. В это время пришёл мужчина, спросил что-то в спикерфон, я не расслышал что.
- Дознаватель будет в семь часов, - заскрипел в ответ старый динамик. - Если хотите, подождите, или лучше завтра с утра...
Я посмотрел на экран мобильника, шестой час, я бы ждать не стал, и мужчина тоже отвернулся от окна и с плотно сжатыми губами вышел вон.
Вскоре зашевелился инспектор, попрощался с собеседником и вернулся ко мне.
- Протокол и ваша регистрационная карточка... Как я понимаю, вас интересует только она, - усмехнулся он. - Находится у дежурного.
Мы попрощались, и инспектор ушёл, я же остался, как привязанный к своим документам, "...а с бумажкой - человек", тьфу...
Сначала я посидел в коридоре на скамейке, затем почитал плакаты на стенах, прошло минут сорок, да что они там делают-то?! Я подошёл к окну и спросил в спикерфон:
- Про меня-то не забыли? Долго ещё ждать?
- Нет, не забыли, - услышал в ответ. - Сейчас дознаватель подойдет и вас примет...
"Сейчас", ага, как же, вспомнил я  беседу мужчины со спикерфоном, но спором, в данном случае, делу не поможешь, вышел, скрипя зубами, на крылечко. Там ко мне присоединился один из дежурных, тот, что помоложе.
- Шильда отвалилась? - спросил он меня, закуривая.
Я понял, что так называется табличка на кузове.
- Не, не отвалилась, заклёпки не заводские, говорят.
- М-м... - покивал милиционер, затягиваясь. - Теперь вас запишут на экспертизу, как подойдет очередь позвонят, после неё ещё две-три недельки подождать и можно проходить техосмотр...
- А большая очередь? - перебил я его.
- Ну... - протянул он. - Сейчас она расписана где-то на год. Машину придется поставить на прикол... К тому же техосмотр скоро кончится...
Дежурный ещё что-то говорил, но мне его было не слышно. Очень сильно закружилась голова, я никогда не падал в обморок, а сейчас понял, что это он и есть. Чтобы прийти в себя сильно прикусил зубами щеку, даже почувствовал вкус крови во рту. Вот и съездил на юг, и по области, и по соседним городам попутешествовал, вместе с женой и дочкой конечно.
- …проще было бы, если бы она вообще отвалилась. Тогда просто написали бы, что её нет и всё, - прорвался сквозь ватный туман голос дежурного.
Я покивал, как бы соглашаясь с ним и одновременно благодаря за информацию, он докурил и ушел обратно в кабинет. До семи оставался ещё целый час, мне не хотелось снова сидеть на твёрдой скамейке в коридоре, пошёл в машину, плюхнулся на своё место. Взял мобильник, стал звонить знакомым, может кто-нибудь смог бы мне подсобить. К счастью второй разговор оказался удачным, приятель обнадёжил, что, возможно получится помочь, у меня немного отлегло от сердца.
Подъезжали и отъезжали машины, обычные и с синей полосой по борту, ходили люди, видел ещё раз на крыльце дымящего дежурного. Я пытался сосредоточиться на чтении книги, но в голову лезли совсем другие мысли. Без пятнадцати семь я вышел из машины и направился в здание, чтобы меня не потеряли когда придёт дознаватель. Какое неприятное слово, у меня оно ассоциируется с палачом, который пытает жертву, чтобы узнать правду.
Постояв, так чтобы меня видно было дежурным, минут пять, меня окликнули, пришёл дознаватель. Им оказалась весьма симпатичная, молоденькая девушка в форме, с погонами (не запомнил какими).
Она, взяв мои документы, пошла в кабинет, мне ничего не оставалось делать, как идти за ней. Не спеша поднялись на четвёртый этаж, она отперла дверь, указала мне на стул:
- Присаживайтесь, пожалуйста...
Кабинет оказался маленьким, два на три метра, стол, шкаф и несколько стульев вот и всё его убранство.
Затем она тоже села и на листе бумаги, стала что-то быстро писать, посматривая в моё свидетельство о регистрации, потом спросила, есть ли у меня паспорт и, взяв его, стала записывать данные на бумагу.
- Что у вас случилось с заклёпками? - спросила она.
- Почти два года назад, у меня была авария, и, наверное, когда выпрямляли кузов их пришлось снять.
- Техосмотры были после аварии? - продолжая писать, спросила она.
- Да, - уверенно ответил я, поскольку помнил, как два года назад про недавно окрашенную машину инспектор сказал: «- Вы что, на ней, не ездите что ли. Какая-то она у вас... новая...»
Ещё минут пять я сидел, рассматривая стены, пока она дописывала, затем дала мне почитать со словами.
- Посмотрите, всё ли правильно и поставьте внизу подпись и дату.
И взяв другой листок, стала ещё что-то писать. Я почитал то, что мне дали, если коротко, описана мой случай, и что после аварии был техосмотр, и в конце приписано, объяснить данную ситуацию не могу. Меня немного смутила последняя фраза, но спорить сил уже не было, да и ничего это не изменило бы. Я подписал, поставил дату, вернул дознавателю. Она, в свою очередь, попросила подписать расписку подтверждающую, что мне вернули документы, причём девушка прижала свидетельство пальцами к столу, и не отпускала, пока я не подписал и этот листок.
- Вот и всё, - проговорила она. - Можете идти... Вам позвонят, когда будет экспертиза.
- Когда позвонят? - с надеждой, что дежурный ошибся, спросил я.
- Ну... Я не знаю... - замялась девушка. - Примерно за неделю до неё.
- Понятно, - сказал я. - А техосмотр-то можно сделать?
- Нет... - она немного задумалась. - Пока экспертиза не пройдена - нельзя.
Мы попрощались и я ушёл.
Пока прогревал машину, позвонил, обеспокоенной долгим отсутствием, жене, затем не спеша двинулся домой. Всё так же светило солнце, клонясь к закату, машин на дороге к этому часу стало меньше, но настроение уже далеко не «весеннее», и теперь, думал я, оно не улучшится, пока не дадут новый талон техосмотра.
На следующий день мне позвонили и обнадёжили что, скорее всего, получится пройти экспертизу пораньше, оказывается их распределяет участковый.
- Ну, короче... - сказали в трубку. - Как только назначат, я позвоню.
Пролетел май, наступило лето, талон техосмотра закончился, я перестал ездить на машине, опасаясь, что снимут номера. В начале июня наконец-то объявился приятель.
- Назначили экспертизу на пятницу этой недели, - сказал он. - Возьми все документы - на машину и свои, и к девяти часам подъезжай на Пестовскую в кабинет семь "А".
В то же самое время случайно узнал, что коллега на работе попал в такую же ситуацию. Я его порасспросил, как проводят экспертизы.
- Загоняешь машину в гараж, там все коврики... ш-шух… - он сделал руками движение, словно вытряхивал пыль с половика. – Чашку с номером зашкурят до железа, все сидения вытащат, потом обратно вповалку скидают и скажут - езжай…
Весьма «оптимистично», но как, ни крути, ехать придётся. В середине недели позвонил участковый, прямо на мобильник, тоже сказал про экспертизу, но из документов, по его словам, надо взять только свидетельство о регистрации. Мне два-три раза ездить домой не хотелось, и я прихватил все бумаги на машину.
В девять часов я был на месте, ни разу не видел так много милиционеров сразу. В это время у них пересменка или совещание и они все собираются в одном кабинете.
Где-то к полдесятого со второго этажа спустился мой участковый, с чёрной папочкой для бумаг в руке. Хотя рядом со мной на скамеечке сидели ещё посетители, сухонькая бабушка и парень лет двадцати, милиционер не ошибся.
- Это вы на экспертизу? - спросил он, подойдя ко мне.
- Да, - сказал я, вставая.
- Поехали... - проговорил он, и двинулся к выходу.
- Где ваша машина? - спросил он меня на улице.
Я показал рукой за ограду, мы туда и пошли.
- Сейчас едем на Хутынскую сорок два, - сказал он, мне открывая пассажирскую дверь. – В ГАИ...
Благо машина остыть не успела, и вскоре мы были на месте.
- Подождите здесь, - бросил мне участковый, выходя из машины.
Вернулся он быстро, минут через пять.
- Теперь поехали обратно...
Я не стал спорить или ругаться, почему мою машину используют как такси, мне и так одолжение сделали, назначив вне очереди экспертизу.
- Лето... – проговорил, глядя на меня и слегка улыбаясь, участковый. – И машина нужна...
- Ага... - вздохнул я. - Знал бы, что такое начнётся сам бы сразу и приехал сюда...
- А в принципе, что... - задумался он. – Документы у вас, ездить-то можно... Хотя... Только из-за техосмотра...
По его указанию я загнал машину на территорию здания милиции к левому торцу. Здесь, под высокой ивой, спрятались небольшие ворота в гараж.
- Вот там и будут делать экспертизу... - проговорил участковый. - Эксперты придут в течении часа, у них очередь… Лишь бы не оказалось, что машина в угоне. А-то, вон как у знакомого, купил десятку, а потом оказалась ворованной, машину забрали и всё.
Честно сказать, я нисколько не испугался, потому что был на девяносто девять и девять десятых процента уверен, что у меня всё нормально. Участковый ушёл, а я стал ждать экспертов, и поскольку посещение милиции совпадает с моей ночной сменой, то я решил вздремнуть. Разложил сидение и, подсунув под голову маленькую подушку, специально купленную для машины, уснул, хоть и ярко светило солнце.
Проснулся примерно через час от того, что кто-то проходил рядом, оказалось это они и есть – эксперты. Интересно разбудили бы они меня или я так, и спал бы до самого вечера, мне почему-то больше верится во второй вариант. В госаппарате никому ни до чего нет дела, пусть всё идёт своим чередом, а если не идёт, то ещё лучше.
Эксперты открыли ворота гаража и скрылись внутри, я подумал было, что они ещё полчасика отдохнут, попьют чайку, но нет, один из них выйдя наружу, замахал мне руками, приглашая заехать внутрь. Только я тронулся, в зеркало заднего вида мне показалось, как на моё место встала красная «копейка». В гараже оказалось тесно, и въезд узкий ещё и с поворотом, чуть дверь себе не оцарапал. По просьбе экспертов открыл капот, отдал им ключи и вышел наружу.
Когда я рассказал на работе про свою беду, коллеги рассмеялись:
- Докатились, «москвич» на проверку отправляют, какой дурак будет его угонять…
Снаружи я увидел шедевр, перед которым бледнела шутка про мою машину, сотрудники ГИБДД действительно «докатились». Мне не показалась «копейка», она тут и была. Порасспросив её водителя, я ужаснулся, оказывается, он ждал экспертизы восемь месяцев. У него тоже проблемы с табличкой - её украли, как это случилось, ума не приложу, а расспрашивать подробнее постеснялся.
Минут через двадцать меня пригласили в гараж, вернули ключи и сказали, что всё, можно выезжать. Я обрадовался, что не снимали коврики и сиденья в салоне, запрыгнул на своё место, повернул ключ…
…и тишина.
Лампочки на панели горят, а стартер не крутит, понятно, сковырнули провод, я уже имел дело со стартером, и представлял, какой именно, но эксперты сами всё починили, хотя мне и не нравится, что кто-то ковыряется в моей машине.
Через несколько тревожных минут, выруливания из тесного гаража, я довольный тем, что скоро можно будет спокойно ездить, катился к дому. Дальше заключение экспертов с другими документами отправят в прокуратуру, там их рассмотрят и если с машиной все нормально, то через две-три недели участковый закроет дело и можно будет с этими бумагами идти в ГИБДД.
Прошёл месяц, я несколько раз звонил участковому, спрашивал, почему так долго, может надо самому сходить в прокуратуру, он мне твердил:
- Нет, не надо, скоро бумаги поступят… как только мне их передадут, через полчаса всё будет сделано…
В конце концов, и он удивился.
- За этот месяц ни одного дела не поступило. Завтра утром посоветуюсь с начальницей, а потом вам перезвоню. Кстати, могу вас обрадовать, мне пришло заключение от экспертов – с машиной всё в порядке.
«Ни одного дела не поступило» - хорошая у него работа, чем же он занимался всё это время, хотя, надеюсь, что я многого не знаю.
Участковый не обманул, позвонил перед обедом, продиктовал мне номер моего отказного материала, который я записал маркером прямо на рабочем станке.
- Сходите в прокуратуру, - сказал милиционер. – Нашу, городскую. К помощнику Афанасьеву, спросите его, он по вашему участку ведёт дела.
Сегодня к нему попасть не удалось, около кабинета стояла очередь, а я торопился и решил, приду завтра стоять «до победного».
Как ни странно, но на следующий день никакой очереди не было, хотя и самого помощника тоже. Я обратился с вопросом к секретарю, будет ли сегодня Афанасьев, оказалось, он просто вышел покурить. Не успела отзвучать последняя фраза, как в кабинет вернулся помощник прокурора. Я, глядя на секретаря, кивнул на дверь:
- Это он?..
Получив утвердительный ответ, зашёл в огромных размеров кабинет. По его центру, стоял гигантский стол в виде буквы «Т», во главу которого как раз усаживался, худощавый молодой мужчина с очень строгим взглядом.
- Здравствуйте, - проговорил я, пришлось даже повысить голос, поскольку он был достаточно далеко от меня.
- Добрый день.
Я слегка потерялся, поскольку забыл подготовиться к разговору, и принялся немного путано  рассказывать свою историю про экспертизу:
- ...и вот мне сказали спросить у вас.
- Помощник прокурора занимается авто-экспертизами? - с сарказмом произнес он.
- Мне сказали спросить у вас.
- Кто сказал, - нахмурился Афанасьев.
- В милиции, - вздохнул я.
Он ненадолго задумался.
- Сходите на второй этаж, в семнадцатый кабинет, спросите там, у Чесноковой.
Началось отфутболивание, подумал я, сейчас оттуда пошлют ещё куда-нибудь, может быть даже… совсем далеко. К счастью очереди здесь не оказалось, постучав, я открыл дверь и, заглянув внутрь, удивился, как они здесь работают? Папками с делами завалено всё, подоконник, столы, на шкафу их целая куча и даже на стульях. Единственный свободный  от бумаг стол занимала женщина лет тридцати, невысокая в синей форме прокуроров. Что спрашивать? Судя по количеству бумаги  здесь не только авто-экспертизами занимаются. Я снова, как Афанасьеву, рассказал, что со мной случилось, показал бумажку с номером и датой, что диктовал мне участковый.
- ...найдите, пожалуйста, отказной материал, а то обидно, с машиной всё в порядке, а ездить не могу.
- У вас какой участок, первый или второй?
- Второй, - я уже и это знал.
- По вашему участку товарищ, вот… - она показала на пустующий соседний стол, заваленный делами больше всего. – Поработал, немного совсем, и уволился. Разбирать-то всё это…
- Давайте я поищу, - хочешь сделать что-то хорошо – сделай это сам.
- Как так вы… - засомневалась она.
- При вас.
После недолгого раздумья, Чеснокова сказала:
- Покажите ещё раз номер...
Бумажку я всё это время держал в руке, и сразу протянул её в раскрытой ладони. Мельком глянув на номер, женщина подошла к заваленному столу, открыла верхний ящик, взяв оттуда листок, посмотрела на него и сказала:
- Майские дела все отправлены в канцелярию второго участка.
Я ничего не понял, то разбирать всё это не хотела, а теперь так моментально нашла, что это за канцелярия такая и если документы отправлены, то почему участковый мне ничего не сказал.
- Вот сопроводительный лист, - она, видя моё замешательство, снова достала из ящика ту бумагу и показала мне. - Вот номер вашего материала, идите на Пестовскую в канцелярию и пусть там ищут.
Поблагодарив её, я вышел из кабинета, так и не поняв, что происходит. По дороге домой дозвонился до участкового, рассказал ему ситуацию, он очень удивился.
- Странно, мне начальница ничего не говорила. Завтра утром спрошу у неё...
На следующий день я снова говорил с ним.
- В канцелярии сказали, что материал не поступил, - «обрадовал» он меня.
Я снова направился в прокуратуру и повторил там сказанное участковым.
- Ну, это обычное дело, - с равнодушием сказала Чеснокова. - Они просто не захотели искать. Так всегда делается.
Снова достав из ящика лист с номером моего материала, она сказала:
- Сейчас копию сделаю…
Открыла дверь в коридор, я догадался, что надо выйти, Чеснокова заперла кабинет и убежала на верхний этаж. Я тоже вышел на лестничную клетку, и там, на стене увидел доску объявлений, на одном листке написано, что-то про отпуска. На другом, дни приёма и фамилии с номерами кабинетов, и перед каждой фамилией должность – «помощник прокурора». Вот значит как, в городе всего один прокурор, а в этом здании в каждом кабинете сидят его помощники.
Всуоре Чеснокова принесла копию.
- Я подчеркнула ваш номер, - она показала бумагу и потыкала в неё пальцем. – Вот подпись того кто принимал материал, теперь не отвертятся…
Поблагодарив её, вышел из здания и сразу позвонил участковому, рассказал ему про сопроводительный лист.
- А там, какое число указано? – спросил он.
Сверху написано пятнадцатое июня, а внизу, рядом с подписью, тридцатое, а сегодня второе июля.
- Значит, позавчера только доставили, - сказал милиционер. – Они теперь почту разберут и разнесут материалы по отделам. Как только мне передадут, через полчаса всё будет сделано.
Я обрадовался, что скоро снова буду ездить, но прошла неделя, вторая потянулась. Лето скоро кончится, мы ещё ни разу не купались, после прозрачных лесных озёр, нет никакого желания заходить в мутные воды городского пляжа. Велосипеды проданы (отданы) как только купили машину. Решили сходить на озеро Мячино, в автобус не вбиться, пешком тащились полтора часа, и всё зря, там оказалось мелко и грязно, давно тоже там не были.
Друзья, которых частенько брали с собой на пикники в прошлом году, в этом у них появилась своя машина, почему-то ни разу нас не взяли. Правда, в последнюю неделю августа нам было сказано узнать, будет ли дождь в ближайшие выходные, для очистки совести, наверное, появилось желание нас взять, но «не повезло»… погода подвела, хотя у них тоже есть интернет и они сами смогли бы посмотреть там прогноз.

Я пошел в отделение милиции с копией сопроводительного листа, сначала зашёл к начальнице участкового.
- Здравствуйте, - сказал я ей, протягивая лист. – Посмотрите, пожалуйста, чья это подпись….
- А вы кто? – перебила она меня. – Почему я должна что-то смотреть?
Пришлось и ей рассказать про экспертизу.
- А что вы от меня-то хотите?
- Мой отказной материал в канцелярии…
- Ну, так идите туда и ищите…
С большим трудом заставил себя не хлопать дверью. В канцелярии женщина оказалась гораздо приветливей, сразу стала искать материал, хотя там тоже было много стопок с документами. Найдя его, не могла придумать, что с ним дальше делать, отдать мне нельзя, копию не сделать, в том кабинете, где ксерокс сейчас совещание.
- Придите после обеда, я копию сделаю и вам отдам.
Охота мне таскаться через полгорода по дождю, да и зачем мне копия, что я с ней делать-то буду. Выйдя в коридор, позвонил участковому, слава богу, он ответил, я сказал, что нашёл материал, и сейчас жду на втором этаже. Он пришёл, написал расписку в канцелярии, что забрал материал, посмотрел его и задумчиво сказал:
- Они не приняли решение… Я посоветуюсь с начальницей, может получиться так вынести постановление…
Милиционер пообещал мне позвонить если ситуация изменится, мы попрощались, и я ушел домой.
Никому там ничего не надо, сидят на окладе, словно всё само сделается… так, в принципе и происходит. «Под лежачий камень вода не течёт», если сам не будешь их тормошить, время ожидания увеличивается на порядок, а то и на два. Гигантский молох, выбрасывая щупальца-стрекала, подминает под себя виновные и невинные людские судьбы, не замечая или не обращая внимания на их страдания.
Через неделю я не выдержал и позвонил участковому сам, оказалось без принятия решения в прокуратуре, он не может вынести постановление об отказе. Хотя я всё равно ему благодарен, поскольку он не стал отправлять материал через канцелярию по почте, а сходил и отнёс документы в прокуратуру сам. Теперь снова надо ждать пока они рассмотрят мои бумаги, отправят их в участок, две-три недели.
Хорошо, что у меня жена нетерпеливая, я так и ждал бы эти недели, но она заставила меня снова идти в прокуратуру. В семнадцатом кабинете теперь работали две женщины, Чеснокова, с которой я раньше общался, мельком взглянула на меня и отвернулась, даже не поздоровалась. Ну, она мне и не нужна, я тоже, её игнорируя, обратился к другой. Вежливо поздоровался, и попросил найти мой отказной материал.
- …а то обидно, машина в порядке, а ездить нельзя.
- Найду я его, а что дальше? – спросила она.
- Примите решение и отправьте в участок.
- Отправлю в участок или нет, это будет зависеть от того какое решение я приму.
Мне стало противно от такой показухи власти, но, тем не менее, она записала номер материала, и пообещала завтра его найти и рассмотреть. Но на следующий день кабинет был закрыт, я, постояв минут десять в коридоре, ушел домой ни с чем.
До прокуратуры я добрался только через неделю, и с удивлением услышал:
- Я вас помню, - сказала она с полным равнодушием, таким же, как у Чесноковой, уже научилась, значит. - Ваш материал уже рассмотрела и отправила в участок. Там всё в порядке, дело не будет заведено.
Сердечно поблагодарив, я вышел в коридор и, закрыв дверь, услышал из кабинета хохот, к чему он относился, ко мне или я просто своим появлением прервал их разговор, так и не понял, и даже не стал над этим задумываться.
Дней через десять, в середине сентября, в самый разгар бабьего лета, когда в прохладном, по-осеннему прозрачном воздухе, летают маленькие черные паучки на липких паутинках, а деревья стремительно теряют летние наряды, мне позвонили с незнакомого номера, спросили моя ли фамилия такая-то, я подтвердил. Оказалось насчёт экспертизы, но почему-то не мой участковый, сказал, что документы готовы, я могу их забрать, сейчас на другом конце города или завтра в участке. Я и так очень долго ждал и, решив сделать всё сегодня, поехал на автобусе в указанное им место. Думая, что милиционер приедет на машине с синей полосой по борту, я не заметил, как он, не в форме, а в обычной гражданской одежде, подошёл ко мне, и спросил:
- Это вы за материалом по экспертизе?
- Да, я, - и назвал свою фамилию.
Он вручил мне несколько листов, верхний из которых я узнал сразу, его составил дознаватель в тот майский день. Затем он протянул мне расписку, что документы забраны, я подписал её, потом мы попрощались, и он уехал. Чтобы успеть до закрытия ГИБДД мне пришлось взять такси, но всё напрасно, вторник в нужном кабинете оказался выходным. «Знал бы, где падать…» завтра спокойно сходил бы за документами в милицию, это совсем рядом отсюда.
На следующий день я пришёл незадолго до открытия восемнадцатого кабинета, на табличке около двери прочитал - "Кузнецов И. П. приемная". Но первой пришла девушка-секретарша, я не стал ждать начальника, решил спросить у неё. Она, взяв мои документы, что-то записала в тетрадке и сказала:
- Приходите в пятницу в четвёртый кабинет, с часу до пяти.
- И всё, - удивился я, невольно вспоминая горнило прокуратуры. – Так просто…
- Ну да, - с улыбкой ответила она.
В указанный день и час я зашёл в четвёртый кабинет. Плотный мужчина, спросив мою фамилию, долго перебирал папки на столе, сначала сверху вниз, затем наоборот.
- Нет, - равнодушно сказал он. – Ещё не поступило, попробуйте подойти попозже или завтра.
Здесь то же самое начинается, подумал я, сначала в милиции три с лишним месяца промурыжили, теперь ГИБДД полгодика время потянет.
В субботу этот кабинет работает всего два часа, раз он сказал попозже, то бумаги уже должны быть у него. Так и оказалось, в этот раз он недолго просматривал документы, вторая сверху папка оказалась моя. Просмотрев её и сделав кое-какие пометки, дал мне маленькую бумажку с номером и подписью.
- Сейчас в восьмое-девятое окошко, печатать заявление на внесение изменений в регистрационные документы, - как и в прошлый раз равнодушно, монотонным голосом, проговорил он. – Затем машину на осмотр и сдавайте документы в третье-четвертое окно.
Я стоял в непонимании, что же такое творится, у человека на руках заключение экспертов из милиции, что с машиной всё в порядке, а он говорит «на осмотр». Самое досадное то, что те, кто ездит на ворованных машинах в этих очередях не стоят, проблем таких не имеют, и в показухе «работы» законов участия не принимают.
Спорить с системой бессмысленно, пришлось занять очередь в восьмое окошко, девятое было закрыто, и народу стояло много. Всё когда-либо кончается, завершилось и моё ожидание. Пока смотрел, как другие подают свои документы целыми стопками, мне стало неудобно, поскольку я сунул в окошко всего лишь права, паспорт и бумажку из четвертого кабинета.
- Заявление на внесение изменений… - проговорил я, только забыл добавить «в регистрационные документы».
Женщина пришла в замешательство:
- Каких изменений? Куда?..
- В регистрацию, - я и сам-то запутался и всё забыл пока стоял в очереди.
- Так… - отрезала она. – У вас есть страховка?
Я помотал головой, как я мог забыть, если идёшь куда-нибудь в государственную организацию, бери с собой все документы, обязательно понадобится та бумажка, про которую ты и не думал.
- Пока не принесёте страховку, ничего я печатать не буду…
Бюрократы.
А люди в очереди что-то не поделили, все стоят «на взводе», один из них, с сильным кавказским акцентом, сказал мне:
- Ты столко простоял, что бы услышат это?..
- А что можно поделать с этим дурдомом?.. – в сердцах сказал я, и вышел вон.
В понедельник я вернулся туда к полудню, сегодня функционировали оба окошка, в восьмое стоял один человек, а в девятое вообще никого не было. Я подал туда бумаги, и страховку тоже:
- Заявление на внесение изменений в регистрационные документы, - сказал я, вчера весь день вспоминал эту фразу, которую мне сказал милиционер из четвёртого кабинета.
В этот раз документы принимала более компетентная женщина, и всё сделала без единого вопроса, уже через пять минут, с заявлением на руках, я шёл к машине. Думал, до работы и осмотр тоже успею пройти, но очередь до площадки начиналась метров за двести по дороге. Пришлось сиё мероприятие перенести на завтра, а то на работу неохота опаздывать.
Инспектор начинает работать в девять утра, я проспал и приехал вместо восьми полдесятого, как ни странно очередь оказалась меньше чем вчера, но часа три пришлось затратить. Площадку недавно обновили, насыпали щебня и разровняли, так что по краям машины вязли в мягком покрытии, даже я едва не застрял на переднем приводе. Зато мне стало страшно, когда стоявшая за мной "газель" стала дико рычать и едва не въехала мне в бок, выскочив из ямы.
Оказывается, теперь на осмотре проверяют не только номера двигателей и кузовов, а ещё рули и колёса, первые чтоб были не спортивные, а вторые - не литьё. Люди приходили сдавать документы и ворчали: - «Купил диски литые в магазине, пришлось снимать, ставить обычные на которые уже шиповку поставил…»
Самое страшное в нашем городе это сдавать документы после площадки осмотра. В среду я пришёл за два часа до открытия ГИБДД, к семи часам, издалека увидел на крыльце человек десять. Отлично, подумал я, до обеда успею сдать документы. Но когда я подошёл, меня сразу спросили в какое я окно, затем фамилию и записали на бумажку.
- Вы двадцать девятый…
Из разговоров я понял, что первый пришёл ещё вечером к одиннадцати, а второй к часу ночи. В это ясное утро у меня промёрзли ноги, куртку-то я утеплил, а вот про ботинки не подумал. По небу плыли лёгенькие прозрачные облака, лампы на территории милиции мешали светить звёздам в полную силу, единственное, что меня порадовало – восход солнца. Когда красный диск полностью выплыл из-за горизонта, в здание открыли дверь, и толпа повалила внутрь. Люди грамотно сделали, устроили перекличку по списку и расставили очередь в два окошка по чётным и нечётным номерам.
В общем, я потратил в среду почти шесть часов, передо мной закрыли окошко на обед, и когда приполз домой, ноги едва не отвалились.
Четверг пришлось пропустить, а в пятницу я пришёл к пол шестому утра, засунув в ботинки зимние стельки и очень тепло одетый. На крыльце стояли всего пять человек, я поздоровался и спросил:
- А где список?
- Там, на площадке...
Что за нелепость, удивился я, чтобы записаться на сдачу документов мне надо топать полкилометра туда по дороге, а потом обратно, поскольку ворота для прохода на площадку открывают вместе с самой ГИБДД. Я так и сказал людям, они тоже стали возмущаться, я предложил составить список прямо здесь, все согласились. В этот раз я оказался восьмым в очереди. В семь часов пришёл почему-то семнадцатый, а не двадцать девятый как я позавчера, а к открытию набежало ещё столько же.
Внутри я попытался устроить перекличку но, не обладая громким голосом, едва всё не испортил. Благо стоящий рядом мужчина помог навести порядок, он кричал фамилии, если никто не отзывался на мои вопли. Кое-как всё устроилось, я занял своё место в очереди, совсем рядом с окном. К тому времени первый уже сдал документы и в окошко протянул дрожащие руки второй, третьим стояла женщина, её муж проходил осмотр, и поэтому она перепускала очередь. Хоть здесь мне повезло, только милиционер взял мои бумаги, как прибежал муж.
- Вы уже отдали, да?.. – тоскливо спросила она.
- Ага... - кивнув, ответил я.
В это самое время меня спросили из окошка, рассматривая квитанцию об оплате:
- А почему двадцать?
- А сколько? - удивился я, прямо над окошком висел "прайс" в котором чётко указано: "Внесение изменений в регистрационные документы - 20 руб."
- Сто двадцать… - проговорил милиционер.
Как ни печально пришлось доплатить, хорошо, что сбербанк сделали прямо в этом помещении, мне понадобилось сделать всего три шага в сторону соседнего окошка, даже заполнять ничего не понадобилось, их принтер печатает всё сам.
Пока я отходил он успел просмотреть документы блатного, у которого или есть знакомые в ГИБДД или за деньги помогли ему. Сказать по правде, я тоже искал того, кто мог бы мне помочь, но как-то не повезло, у одного приятель-милиционер в отпуске, другой на этой неделе не может, у третьего ещё что-то.
- За документами во второе окошко с трёх до пяти.
- А можно жена придёт, получит? - спросил я.
Просто мне на работу на этой неделе во вторую смену с полтретьего.
- Нет, - помотал он головой.
Жаль, придётся отпрашиваться, а потом отрабатывать.
В назначенное время я едва смог пробиться в здание, народ стоял прямо на пороге плотной стеной. Вскоре начали выкрикивать фамилии по громкой связи, из разных мест к окошку стали пробираться люди. Уткнутся туда, распишутся и довольные отходят к выходу, держа бумаги над головой. Дошла очередь и до меня, от радости я так громко крикнул: - Я!.. что стоящий передо мной мужчина вздрогнул, а из динамика раздались негромкие слова:
- О как... «Я!» Сразу видно, военный человек...
Я расписался в протянутом листке, забрал документы и, выйдя наружу, принялся рассматривать исправления, щурясь от яркого солнца.
В регистрационной карточке появилась темная полоска, на которой отпечатаны те же слова что под ней только потеснее, чтобы поместилась ещё одна строчка с сокращенными словами – «МАРК. ТАБЛ. ЗАКР. НЕ ЗАВ. СПОСОБОМ МАТ. ПРОВ. ПО КУ», а дальше длинный номер с датой.
Вот и всё, на следующий день, в субботу я прошёл техосмотр, теперь можно спокойно ездить. Жаль только, что погода сразу испортилась, к вечеру набежали облака, а с воскресенья зарядили настоящие осенние дожди.
С тех пор прошло ещё три месяца, праздник новый год, а я всё не нарадуюсь тому, что всё кончилось. И меня охватывает ужас при мысли о том, что ведь бывают такие проблемы связанные с машинами, перед которыми моя просто... тьфу... ничто, каждый раз молю бога о том чтобы "миновала меня чаша сия".
А на рабочем станке так и остался номер отказного материала, что я написал в спешке маркером, надо будет завтра взять растворитель с тряпкой и стереть его… или… пусть останется на память.