Заманчивый круг

Алина Асанга
Агрессия вечна, как ласковое солнышко или рост цен на бензин. Она принимает самые разные формы и приходит то в виде скрытого намерения, то в виде болезненных фантазий воспаленной психики.
Большинство людей относятся к агрессии как к инструменту для получения разного рода вознаграждения, потому что, помимо прочего, в ней замешан один из основных инстинктов - эротизм.
Тема агрессии, вообще, здорово «попахивает» психоанализом, только для растолкования этой проблемы знаменитой теории Зигмунда Фрейда может оказаться недостаточно. Он все-таки из позапрошлого века, а мир с тех пор сильно поменялся, как и современный «агрессор». Хотя, кто знает, фрейдизм все-таки классика….
Однако, вспомнить метафорическое толкование отца психоанализа о конфликте Эроса и Танатоса порой нелишне. Один - инстинкт к созиданию жизни, другой – к ее разрушению. Всё это звучит весьма туманно, но до сих пор завораживает умы своей мрачной красотой и сходством с личными переживаниями. Но, оставляя науку, что кормит психиатров, следует задать простой вопрос:
 Кто сам не ощущал чего-то подобного?
Страшно признаться, но агрессия свойственна всем, являясь «звериным» началом в homo sapiens, так как согласно некоторым мыслителям, человек это перекрёсток Зверя и Бога. В сфере культуры же, она традиционно  представляется как зло. Нелестная установка.
И всё-таки, у воспитанного современного человека любая агрессия должна иметь серьезную мотивацию, мало того, приносить определённую выгоду. М вообще, как ни крути, она может быть привлекательна сама по себе, пусть даже и несёт некий негативный окрас. 
Сегодняшним любителям «острого» несказанно повезло: нынешняя культура, взявшая на вооружение эклектику и гротеск, может в полной мере удовлетворить любые потребности и фантазии. Мало того, однозначное определение агрессивности как зла кануло в лету еще в последние десятилетия минувшего века. Урбанистические, постиндустриальные, футуристические и милитаристические формы можно встретить как в тенденциях модной индустрии, так и в любой иной сфере творчества и досуга. И ладно досуг – обратите внимание на линии архитектуры, склеенной из стекла и металла, на космический дизайн автомобилей, на амальгамный блеск модных предметов интерьера….
Фантазии агрессоров и эротоманов нашли отдохновение, воплотившись в блистательные образы подиумов и кинематографа, герои комиксов и манги шагнули со страниц на улицы городов, превратившись в стаи готов, панков, эмо и кастплееров.
Сам собой напрашивается вопрос: «почему?».
Что ж, за ответом возвратимся в прошлое и вспомним современника Фрейда, автора концепции «сверхчеловека», Фридриха Ницше. Вот слова из его поэмы-трактата «Так говорил Заратустра»: «Двух вещей желает настоящий мужчина - опасности и игры. И поэтому нужна ему женщина как самая опасная из всех игрушек». Так что Эрос и Танатос снова зажигательно ведут хоровод по кругу жизни.
Словом - агрессия сексуальна, а следовательно, привлекательна, а это беспроигрышный товар!
Спросите любого половозрелого индивида, каковы его/ее сексуальные предпочтения, кого бы он/она выбрал, нежную Афродиту Рафаэля или обтянутую винилом и снабжённую когтями-лезвиями женщину кошку, сыгранную Мишель Пфайфер? Давида Микеланджело или Метеора из «Фантастической четвёрки»?
Думаю, соотношение результатов опроса будет где-то 20/80 - Эрос и Танатос неизменно и зажигательно ведут хоровод по кругу жизни.
Почему? Да потому что агрессия волнующа и привлекательна, волнующа, потому что эротична. Почему эротична? Здесь есть два волшебных, животрепещущих для человека слова: опасность – слово, несущее в себе агрессивную экспрессию, и тайна – слово всегда сопряженное с любопытством и страхом. Вообщем, страшно, но привлекательно, интригующе, но опасно, а значит здравствуйте вездесущий мистер Фрейд и его теории снова.
На самом же деле все эти сложные психоаналитические пируэты сводятся к простой истине, ведь речь идет об «основном инстинкте», что навязан человечеству с незапамятных времен ради репродуктивной функции. Он вечен, как и страх связанный с ним – подсознательный страх человека утратить свое «Я», растворившись в безликой массе «рода», в «своем потомстве». Страх «потери себя» порождает агрессивную реакцию, а она, в свою очередь, вооружившись инстинктом, возвращает человека к эротическому влечению. «Эрос и Танатос» - круг замыкается.