Другая сторона комикса

Алина Асанга
Последнее десятилетие любителям западного кино все чаще попадается термин несколько «мультяшного» характера, так называемый «комикс».
Впервые российский зритель столкнулся с ним, когда появились такие персонажи, как супермен и бетмен, вслед за которыми потянулась череда и прочих «супер» персонажей. Подуставший от советского и постсоветского соцреализма с бесконечными, свойственными ему, сагами о быте рядовых семей и их рабочих буднях, новороссияне приняли западных суперменов «на ура». Где, как не в процессе сопереживания ярким приключениям героя, наделенного сверхчеловеческими способностями и обостренным моральным чувством, можно отвлечься от своих будней, наполненных монотонным тиканьем повторяющихся событий? Кино, и многие другие виды искусства, вообще является для человека не только объектом реализации индивидуальных творческих интенций, но и «отдушиной». Возможно, подобное заявление выглядит некоторым образом глобально, но если задуматься, по сути, так оно и есть.
Правда, надо признаться, западная киноиндустрия оценивает плоды своего труда несколько проще, относя кино в сферу развлечений, что, в принципе, не противоречит моему заключению.
Но  вернемся к упомянутому в начале термину «комикс». Первое, что можно сказать об этом направлении современного кинематографа, это: зрелищное кино, развлекательное кино, подростковый жанр. Но все не так просто, как выглядит на поверхности.
Чтобы понять, с чем на самом деле мы сталкиваемся, приходя в кинозал  или покупая диски, надо обратиться к содержательной стороне этого феномена, а именно к главным персонажам «комикса», которых мы традиционно называем «героями». В этом простом и очевидном по структуре жанре наиболее полно раскрывается древнейшее из культурологических понятий, я имею в виду понятие «герой».
Начиная с античной Греции, где этот термин и возник, он обозначал существо, наделенное сверхчеловеческими способностями в силу слияния божественных и человеческих генов. Если вспомнить Геракла, Ясона, Персея и практически всех членов команды легендарного корабля Арго, то сразу становится ясно, кого я имею в виду. Правда, в последующие эпохи этот термин был много упрощен и стал синонимичен термину «персонаж». Так что, как видите, в современном комиксе «герой» снова принял свой изначальный облик, облик сверхчеловека.
Но, что касается «героев» комикса, то это только один из моментов общего многообразия и действительной глубины данного жанра. Сама суть содержится в основе сюжета. Опять же, за явной на первый взгляд тривиальностью, если повнимательней вглядеться, можно увидеть постулирование вечных истин, свойственных человеческой культуре, таких как борьба добра и зла, выбор, дружба, любовь.
Да, безусловно, простота формы комикса зачастую вызывает здоровый скептицизм, а то и усмешку у искушенных киноманов. Но вся прелесть и состоит в этой простоте. Прост супермен  в своем стремлении помогать тем, кто слабее его, так же как и бетмен, и спайдермен. Так вышло, что они всего лишь осознали, что раз способны на большее, чем обычные люди, то обязаны помогать им, что сверхсила, это в первую очередь ответственность. Наивно, правда, но разве не красиво? А какие сочные в этом жанре злодеи! Эти парни всегда  как минимум олицетворяют вселенское зло.
С течением времени комикс усложнился, герои стали многогранней, и порой только в последние минуты фильма принимают окончательное решение, чью сторону им принять, «плохих» или «хороших». Мало того, комикс имеет явные параллели с нашей социальной действительностью. Так, например, главные персонажи фильма «Люди Х» помимо традиционной для комикса борьбы со злом, вступают в сражение за свое место под тем же небом, что и прочие, обычные люди, а это можно сопоставить с идеями национализма и расизма, которые весьма распространены в социуме.
Кстати, моральная сторона комикса наиболее важна в силу своей контрастности, я бы даже сказала монохромности. Но посудите сами, к чему мы приходим в конечном итоге любого дискурса, любого анализа, пусть даже наисложнейшей ситуации? Мы приходим к формально-логическому «да» и «нет», «казнить или помиловать», добро или зло.
Пусть зачастую комикс лишен изысканных психологических пируэтов и тонкостей, но в этом то и состоит его основная ценность. Он прост, очевиден, а значит доступен любому уровню возрастного и интеллектуального развития. Это, в свою очередь, указывает на его универсальность. Зрелищная же сторона обеспечивает должный уровень эмоционального воздействия, а, соответственно, погруженности и сопереживания персонажам.
Такие с виду «детские» вещи, действуют на человеческое сознание прямо, открыто указывая на то, что хорошо, что плохо, а подобный моральный опыт важен для любой личности. И вообще, всегда приятно наблюдать торжество справедливости, несмотря на серьезный процент цинизма – излюбленную хворь современного человека.