С праздником!

Ида Янская
     Торт в картонной коробке- это мое ощущение праздника. Мелькнет ли в окно трамвая силуэт женщины с перевязанной шпагатиком коробкой   или хлопнет перед моим носом дверью кондитерской пожилой мужчина, неся торт перед собой – на меня накатывает отголосок той детской радости, которая предваряла каждый праздник в нашей скромной советской семье. И хотя часто красные дни календаря не отмечали в нашем доме с многочисленными гостями  и шумным весельем, но магазинный торт с розочками неизменно дожидался своего часа в небольшом холодильнике. Коробка снизу обязательно была влажной, пропитываясь сиропом или ликером которым смачивали коржи, и нижний кусок торта слегка отдавал запахом картона, но это было самое вкусное для меня лакомство праздничного дня! Когда я подросла и научилась считать монетки, мама стала доверять мне  покупку праздничного угощения. Я приходила в кондитерский отдел гастронома или ехала на автобусе в главную кондитерскую города, отстаивала очередь и тщательно выбирала из предложенного ассортимента. Мне небезразлично было – какие розочки и вензеля украшают «мой торт».  Любимым оформлением у меня был торт-корзинка с грибочками и ягодами клубники, но в предпраздничные дни такие фигурные изделия разбирались мгновенно и мне приходилось выбирать из слоеного «Наполеона», песочных приземистых кругляшей  и бисквитов с кремовыми розочками. Я всегда выбирала бисквитный торт. Мой брат выбирал посыпанный крошками и орехами «Наполеон», а я – бисквитный! Хотя песочные торты тоже украшали красиво: шоколадная глазурь, а на ней зеленые веточки с розовыми яблоневыми цветами  или желтыми цветочками мимозы, я предпочитала воздушный бисквит с пышными букетами роз. Эти розочки сама  не ела, но в моем тогдашнем понимании праздничный торт обязательно должен был быть с розами!
      Сейчас такой кулинарный шедевр невозможно отыскать. Таких тортов сейчас не выпекают. Современные изделия напичканы эмульсиями и консервантами, заменителями вкуса и пищевыми красителями, они могут долго хранится и не теряют своих качеств, потому что терять им собственно нечего… Те же торты, из моего детства, могли быстро испортится и поэтому продавали их всегда свежими и съесть их надо было за 48 часов с момента изготовления.
      Сколько потом в моей жизни было разный тортов – не сосчитать… домашние и выпеченные на заказ, свадебные и юбилейные, изысканные десерты шведских столов и простенькие полевые лепешки смазанные сгущенной, но ЭТИ- бисквитные торты моего детства - не шли ни в какое сравнение!    Перед Новым годом кулинары украшали их фигурками шоколадных мишек и обсыпанных сахарной пудрой зайчиков, к 23 февраля – обязательно прилепляли красную звезду из клюквенного или вишневого желе, а к 7 ноября –подписывали «С праздником!» и рисовали гвоздики, и, конечно, неизменно всё творение венчали розочки из крема! Розочки очень походили на те розы, которые были нарисованы на торте в картинке из книжки Ю.Олеши «Три толстяка» и я одновременно была и толстяком, и   канатоходцем Тибулом, и  куклой наследника Тутти,  и девочкой  Суок, когда отламывала нежнейшие кусочки бисквита, промазанные сливочным кремом…
       Праздники всегда заканчиваются… мое детство закончилось тоже в праздник. Наступило  8 марта, в окно светило яркое обеденное солнце, за окном дымили трубы уральского химкомбината, мама накрыла стол в большой комнате и к нам в гости для знакомства пришел дядя Аркаша, будущий отчим. На круглом столе, застеленном белой скатертью, засверкали хрустальные рюмки и бутылка водки, а торт, наш праздничный торт!  убрали на кухню, потому что этот, незнакомый мне мужчина, терпеть не мог сладкого…