О Тех, Кто Свалился С Луны

Николай Коршунов
ЗА ОКНОМ УГАР И КРИКИ - НЕ ПУГАЙСЯ, ЭТО ФРИКИ

Если хочешь фриком стать,
Эти темы надо знать:
Чавкай, хлюпай и рыгай,
Глубже кислород вдыхай,
Солнце, мир и всех, кто рядом
Узревай прозрачным взглядом
Мысли мощно и глобально,
Действуй мелко и локально,
В постоянстве смысла нету,
Полюби свою планету,
Стань таким же, как Земля -
Проще будь, начни с нуля,
Путешествуй налегке,
Позабудь о злой тоске,
Разрывая круг порочный
Верить в будущее прочно
И его определять,
Разум людям открывая,
Перспективы создавая,
Всех себе уподоблять
(Здесь должна быть рифма "б#$дь",
Но просили, чтоб без секса)
Следуй чувствам и рефлексам,
В мире, созданном тобой,
Не смотри на левых кексов,
Просто будь самим собой!

Ты не мучаешься оттого, что у тебя нет третьего глаза в районе задницы? Не зарубает ностальгия по хвосту, безвозвратно утраченному в процессе эволюции - хе-хе, Бивис, он сказал "поллюции"! Со спокойной совестью игнорируешь роскошный серо-буро-малиновый пиджак "смерть крокодила" с пуговицами на женскую сторону, сияющий стразами в окне секонд-хенда напротив? Диагноз - здравомыслие, норма - твоя патология. Люди, называющиеся фриками, с мясом и хрустом вырвали её из себя.
Прислушайся к слову "фрик", чему оно созвучно? Крик, парик, фрикадельки, фрикции, кефир, цирк, чик-чирик, кердык. Green, prick, trick, и, самое главное - free, свободный. Настолько, что захватывает дух, сводит зубы и иногда даже режет глаза.

МНЕ МАМА ВЫКОЛОЛА ГЛАЗКИ, ЧТОБ Я ВАРЕНЬЕ НЕ НАШЁЛ

Времена нынче пошли добрые и ласковые. Фрик в сегодняшнем понимании - безобидный псих неопределённого пола с наклонностями к театральным эффектам. Совсем не то было, скажем, лет пятьсот назад, когда фрик-движение находилось в противозачаточном состоянии, а любой неформал рано или поздно попадал на весёлую тусовку в подвалы инквизиции. За неимением альтернативы "фриками" в старину обзывали людей с уродствами и физическими недостатками, типа женщины с бородой или мужика с тремя пенисами. То есть понимали freaking довольно-таки тупо и физиологично.
Поскольку во все времена народ в массе своей был простой, то и развлечения у него были нехитрые. Уродцы и феномены, которым и без того жилось не смешно, были обречены на вечное реалити-шоу с самими собой в главных ролях. По городам и селениям курсировала уйма передвижных цирков, ярмарок, балаганов и злачных заведений, основным номером программы которых было выставление уродств напоказ. Называлась вся эта порнография, соответственно, "фрик-шоу". За мелкий прайс все желающие допускались в специально огороженное помещение, где под байки балаганного зазывалы на подмостках демонстрировались жуткие монстры с именами вроде "Человек-обрубок", "Супертолстая девка Титания", "Анита - живая кукла", "Ненасытная утроба" или "Ирландский гигант". Каждый из экспонатов заряжал шоу в меру своей испорченности - безрукий и безногий "обрубок", самостоятельно одевался и ловко рисовал зубами, "ненасытный перец" глотал и отрыгивал камни, "супертолстую девку" давали потрогать всем желающим, дабы удостовериться, что всё по-честному - понятно, за дополнительный прайс. Разбавленные забойной клоунадой, глотателями шпаг, плевателями огнём и прочим цирком, "фрик-шоу" прошлого по части нервотрёпки и клубнички напрочь убирали вялый ацтой вроде "Дома-2".
Продвинутые организаторы фрикаделии, как правило, мутили фрик-шоу одной направленности и катали его весь сезон - "шоу карликов", "шоу уродов", "шоу сиамских близнецов". Классиком по части фрик-развлекухи был Пи Ти Барнум, американский промоутер, имя которого стало синонимом слова "лохотрон". Находились курортники, готовые верить, что в шоу Барнума принимала участие сташестидесятилетняя тётка, бывшая нянькой у Джорджа Вашингтона - это обходилось им в полторы тыcячи баксов еженедельно. Правда, впоследствии Барнум перешёл на позиции fair play, организовав наимощнейшее американское шоу того времени, в котором традиционно приняли участие карлики, каннибалы с Фиджи, толстые девки и прочие чудеса природы.
Пионером фрик-шоу в России был, судя по всему, Пётр I и его "Кунсткамера", фрики для которой - как заспиртованные, так и живые, - собирались по всей стране и частично закупались за бугром. Оттуда в русский язык перекочевало издевательское выражение "Аника-воин": говорят, что гигантский скелет, обретающийся в кунсткамере, при жизни звался Аникой, был военспецом и имел недетских размеров хер, также выставленный отдельно в качестве экспоната.
Конец шоу уродов подкрался незаметно. В мясорубке XX века всем было не до развлекухи, а когда всё наконец закончилось, оказалось, что таращиться на монстров неполиткорректно. Ситуацию чуть выправил Интернет, куда и перекочевали мясные темы от художественного фото увечных моделей до хард-порно с инвалидами и сайтов типа Rotten.com, смотреть который в первый раз лучше с тазиком - мало ли что…

ЦИРК УЕХАЛ, КЛОУНЫ ОСТАЛИСЬ

Понятно, что и содержание слова "фрик" переехало по другому адресу. Добропорядочный мещанин стал обзывать фриками не людей с физическими убытками, а моральных, с его точки зрения, уродов. В эту доблестную категорию немедленно попали хиппи, панки, растафари, футуристы, авангардисты, гомосеки - короче, все, кто своим прикидом, раскраской, поведением, стилем жизни, творчеством или сексуальными пристрастиями нагло попирал дурацкую мещанскую мораль.
Самим неформалам это было, пожалуй, даже приятно. Те же панки сами себя так не называли, термин "панк" придумали жирные олдовые папики, чтобы не повторять слово "дерьмо" слишком часто. Но в случае с фриками скоро стало ясно, что до звания "фрик" дотягивает в лучшем случае каждый двадцатый раздолбай. Несмотря на кошмарные фасоны и причесоны, для неподготовленного зрителя все, скажем, байкеры, выглядят на одно лицо - хайрастые, в коже с молниями и мотоцикл между ног. Фрик не может позволить себе такого по определению, в толпе он должен торчать, как ложка в борще, даже если толпа сама состоит из фриков. Отсюда берёт исток любимое развлечение оных - походы по секонд-хендам и сток-центрам в поисках невообразимых тряпок, сосланных из модных бутиков за экстремальность и жёсткий китч.
Значимый показатель фриковости - наличие безжалостно модифицированного и расписанного под орех тела под ненормальными прикидами. По этому основанию фрики различаются на "природных" и "самодельных". Если с природными всё просто - мамка десять раз подбросила, девять раз поймала, - то самодельные приводят себя в соответствие со своей фантазией множеством изощрённых способов. Самые простые и безболезненные - татуировки, перекраска волос на голове или постановка "ирокеза", пирсинг всего, до чего дотянутся руки, от ушей до срамных мест и перепонок между пальцами на ногах, скарификация - нанесение декоративных шрамов лезвием, огнём или кислотой. Более изощрённые фрики практикуют раздвоение языка и расчетверение головки члена, подкожные имплантаты и набивку титек силиконом, подвешивают себя на крючках за кожу в публичных местах и инако глумятся над своим драгоценным здоровьем. Больно, зато однозначный level-up.
Ещё одно обязательное качество фрика - последовательность в своих закидонах. Немецкий панк мог в выходные покрасить хаер зелёнкой, надеть драные на жопе штаны и пойти тусоваться на Курфюрстендамм, а в понедельник помыть голову, надеть цивильный клифт и отправиться вкалывать. Нормальный фрик (горячий снег, добрый мент…) на работе с панками не пересекался - его, как правило, выгоняли из конторы раньше за уматный внешний вид и нездоровое чувство юмора. У окружающих поведение фрикнутых кексов вызывает ассоциации с актёром, забывшим выйти из роли по окончании детского утренника в дурдоме. Зато на всевозможных маскарадах, гомопарадах и травести-шоу фрик чувствует себя как рыба в воде и своим в доску: здесь его стихия, сборище индивидов, которые ради самовыражения откажутся и от размножения.
Несмотря на оголтелое самолюбование, коммьюнити успешно сотворило себе ряд кумиров. В начале 70-х у фриков появился свой собственный рок - фрик-рок. Деятели направления помимо игры на инструментах обильно красились, одевались в живописные лохмотья, звериные шкуры, средневековые одежды со шпагами и кинжалами и пели мистическую муть хрен знает о чём. В числе последних отличились Элис Купер, Тед Наджент, Фрэнк Заппа, "Пинк Флойд", разумеется, киссы и почему-то AС/DC - попали в список за фетишистское пристрастие Ангуса Янга к школьной форме. Фрики, отколовшиеся от хиппи, разочаровалась в плотских утехах настолько, что ударилась в христианство, правда, сохранив терминологию. "Фрилав" стал означать не содомию с кем попало, а любовь к богу и ближнему своему, а вместо "Просто закинься кислотой" говорили "Просто закинься Иисусом!". Так их и прозвали - "Jesus freaks". Чуть попозже, в 80-х, был снят и первый культовый фильм по мотивам комиксов "Люди Икс", в которых, если кто ещё не знает, мутанты, родившиеся со сверхспособностями, пытались выжить в ненавидящем их обычном мире. Часть мутантов, вроде Northstar-а, до кучи сделали ещё и педерастами. Расчёт оправдался - фрики хором подумали: "То наши парни".
В условиях, когда определённую часть тусовки санитары уже давно ищут днём с фонарём, последним убежищем шалунов стало искусство. Наукой давно доказано, что большинство гениев было чебурахнутыми на всю голову, значит, справедливо и обратное. Самые выдающиеся фрики обретаются в музыке, литературе, живописи и моде - там, где приветствуется шизофреническая креативность, гламурность и неясная сексуальность. Наглядный пример фрика от искусства в высшей точке своего развития - классик даб-музыки Ли "Scratch" Перри. Чувак называл себя "пастухом космического даба", расписывал стены своей студии, приборы, шмотки вплоть до подошв трёхслойными граффити и объяснял музыкантам их партии при помощи дичайших танцев. Йоко Оно, Бой Джордж, Мерилин Мэнсон, Жан-Поль Готье - эти и им подобные крендели достигли выдающихся степеней freaking вплоть до периодической утраты контактов с объективной реальностью и метафизического развоплощения.

РУССКИЙ ПРОРЫВ

Бытует модная теория, что вся мировая история на самом деле произошла в России и на десять веков позже, чем считалось до того. Авторы идеи, безусловно, фрики, но речь сейчас не о них. Есть предложение смотреть на вещи шире и считать, что Россия является не только родиной слонов и чебурашек, но и всемирным рассадником фрикинга в те ещё времена, когда предки Жан-Поля Готье ещё только-только оторвали себе хвосты.
Первые подозрения внушает явный перебор с синонимами слова "фрик" в русском языке. Англошпрехеры по этой части ушли не дальше банальщины типа to drive crazy, to go coo-coo или, в крайнем случае, to go fucking nuts. Тогда как Великий и Могучий фонтанирует красотами, даже если не прибегать к четырём всем известным корням. Провидоши, побироши, волочебники, чудики, чокнутые, стебанутые, психи ненормальные, лазари, странницы, убогие, пустосвяты, калики, пророки, дураки, юродивые, блаженные, божевольные - вся эта гоп-компания издревле пользовалась на Руси популярностью и респектом. Поскольку блаженные, как и фрики сегодня, негласно имели репутацию сдвинутых по фазе, им разрешалось ходить где угодно, носить что вздумается или ничего не носить вообще, а также говорить властям такое, за что вменяемого человека немедленно пускали на шаурму.
Иногда выходило очень даже в тему. Юродивый Иван Большой Колпак подстрекал народ на борьбу с царизмом Бориса Годунова, толкая зажигательные спичи, правда, тексты до нас не дошли. Васька Нагой, он же Василий Блаженный, неоднократно подкалывал самого Ивана Грозного, предлагая ему мяса в пост - когда царь отвечал "Мяс в пост не ем", блаженный парировал: "А человеческое мясо в любое время ешь?", намекая на многочисленные нарушения прав человека. Боролись убогие и за социальную справедливость: всё тот же Василий Блаженный вынудил какого-то калашника публично покаяться, что тот подмешивает в муку мел и известь, злостно раскидав его калачи по торговым рядам. Всё, что было у цивилов на уме, дураки немедленно воплощали в жизнь, тем самым смягчая извечный конфликт сознания и подсознания по Фрейду, так что и с этой стороны древнерусские фрики были полезны для общества.
Скромности ради умолчим про скоморошество - там "бесовские личины, машкеры, гуделки, сопелки и кощуны" были вообще в порядке вещей. Скоморохи и шуты переодевались и в женское тряпьё, и в самодельные ризы, и в военную форму с целью злостных издевательств над светскими и церковными властями, за что были последними нещадно биты. Также прямыми предками движухи являются культовые русские персонажи Иван-дурак, рассекающий на печи, и рассеяный с улицы Бассейной. Который "вместо шляпы на ходу нацепил сковороду", "в рукава просунул руки - оказалось, это брюки", "вместо валенок перчатки натянул себе на пятки". Посадить его без брюк верхом на печь и пустить в таком виде по улице - да по нему Берлинский прайд заплачет горючими голубыми слезами! Если ещё вспомнить про русскую народную забаву "первомайский парад" и уверенность большинства населения нашей страны в том, что "в России всё делается через одно место", то и с этого конца всё благополучно срастётся. Что и требовалось доказать.
А сколько фриков сегодня тусуются по российским городам! В Пензе популярен таксист Вольдемар, который по вечерам ловит одиноких женщин и предлагает довезти их до дома на метле. Потом ещё и плату за проезд берёт. Достопримечательностью Тюмени был до недавнего времени Лёша-банщик, свихнувшийся на почве гигиены и не вылезающий из банно-прачечного комплекса. Тексты хитов Алёны Апиной и группы "Комбинация" писал саратовский блаженный поэт Юра Дружков, даривший свои поэзы, написанные разноцветными фломастерами, всем желающим. Кстати, в шоу-бизнесе с этим добром у нас тоже полный пинцет - один только вид Жанны Агузаровой, Бори Моисеева или Верки Сердючки устыдит любого забугорного чудика до потери пульса.
В общем, всё, что нам, фрикам, остаётся делать - это с чувством глубокого удовлетворения смотреть, как продвинутые западные извращенцы рвут себе дупло на британский флаг, чтобы хотя бы в будущем догнать и перегнать. И то не факт.

При подготовке материала использован текст Международного манифеста фриков.

Журнал "Хулиган", июнь 2006.