Букет из зеленого лука

Ладослава Идущая
     – Ну, Ксюха, прощайся со спокойной жизнью, – вынес окончательный вердикт староста с четвертого курса.   
     – Пол группы уже может ставить крест на дальнейшей учебе, ведь сдать экзамен по математической логике у Линевича нереально, - делился он горьким опытом.
     Студенческое радио работало подобно цыганскому. Необходимая информация о преподавателях разносилась со скоростью света. Наслышанные о строгих нравах требовательного профессора, первокурсники не рискнули испытывать судьбу. И когда Павел Егорович зашел в аудиторию, там, в царстве полной тишины, витал страх. Воздух был пропитан им насквозь. Даже галерка, где обычно слушали музыку, играли в карты, рассматривали журналы, приготовилась писать конспекты.         
     Семидесятилетний профессор со спины вполне мог сойти за студента: высокий, спортивного телосложения. Этот человек никогда не пользовался лифтом. Свободной энергичной походкой он легко преодолевал подъем на седьмой этаж без малейших признаков одышки. И только небольшая лысина да едва заметное дрожание в руках выдавали возраст. Говорил он неторопливо, взвешивая и продумывая каждое слово: «По дороге на работу думал: с чего бы начать сегодняшнюю лекцию. Надпись при входе в храм гласила: Бог есть все. Давайте рассмотрим это высказывание с точки зрения логики…»
     Постепенно напряжение и скованность начали исчезать, уступив место острому интересу. Силлогизмы Сократа требовали абстрагирования и доказательств с использованием законов человеческого мышления. И вот уже завязалась дискуссия по поводу непротиворечивости некоторых умозаключений Льюиса Керрола. Рассматривали парадоксы в науке, неразрешимые в узких рамках, размышления над которыми приводили ученых к понятию метанауки. Лекция прошла на одном дыхании, так же как и вторая и все последующие.
     Списать у Линевича было невозможно, но Оксане это и ни к чему. Она хорошо подготовилась к экзамену. С удовольствием просматривала билеты еще и еще раз и мечтала вытянуть самый сложный. Особенно ей нравился вопрос о построении формализованной аксиоматической теории. Оказывается, выбирая по-разному систему аксиом и правила вывода одних формул из других, получают различные логические исчисления. Таким образом, можно построить концепцию любой естественной науки.
     – Вы свободны, пятерка, – Оксана разочаровано протянула зачетку. Так мало дополнительных вопросов. А ей хотелось продолжить общение с этим умным необыкновенным человеком, который заставляет напряженно работать мысль, требуя сосредоточенности и одновременно скорости мышления.

     Незаметно пролетело лето. Начался очередной учебный год. До чего же обрадовалась Оксанка, когда узнала, что геометрию в их группе будет читать Павел Егорович. И снова она с головой окунулась в загадочный мир науки. Лист Мебиуса, обладающий рядом любопытных свойств. Бутылка Клейна с неориентированной поверхностью, которую можно вложить только в четырехмерное пространство. В отличие от любого шара в трехмерном пространстве в ней можно пройти путь изнутри наружу, не пересекая поверхность. Геометрия Лобачевского, Римановы поверхности – все это давало новую пищу для работы мозга.
     Естественно, дипломную работу студентка решила писать у любимого преподавателя. Это был серьезный труд, придавший особый смысл последнему году обучения в институте. Подходила к завершению работа над третьим разделом.
     Уставшая, но удовлетворенная полученным результатом, Оксанка как-то задремала просто за рабочим столом. И вдруг оказалась совсем одна среди снежных сугробов.  Неожиданно появился Павел Егорович. Он шел навстречу с цветами. Нежная зелень в его руках особенно ярко выделялась на фоне ослепительной белизны. И каково же было удивление девушки, когда учитель преподнес ей букет из зеленого лука.
     – Что за наваждение? – спрашивала себя Оксана, проснувшись от холода. – К чему бы это?
     Утром заглянула в сонник. Оказалось зеленый лук сниться к стыду. Неужели я не успею приготовить все в строк? Надо интенсивнее работать.

     А через несколько дней Линевич после обсуждения проделанной работы, назначил студентке встречу во второй половине дня:
– Напротив маленькой церквушки есть небольшая аллейка. В это время в парке обычно спокойно, и мы сможем продолжить разговор.
     Довольно необычное место для консультации. Брать ли записную книжку? Нет, надо тренировать память. Какие задачи преподаватель поставит в этот раз? Воображение девушки уже рисовало предстоящее свидание, витая в четвертом измерении.
     Задержалась в пробке и волновалась, чтобы не опоздать. Павел Егорыч  пунктуален. Он и вправду уже стоял в условленном месте. Ой, как нехорошо получилось.
     – Молодец, что пришла. День сегодня чудесный. Давай прогуляемся. Я здесь каждое утро совершаю пробежку. Эта дорожка ведет к вековому дубу.
     Они шли по осеннему парку и Оксана с удивлением раскрывала для себя много новых сторон учителя. Он обращал внимание девушки на необычное расположение веток соснового дерева, на форму пирамидальных тополей у центральной аллеи. Узнала девушка названия редких растений, встречающихся на пути, об особенностях аклиматизации южных деревьев,  услышала несколько интересных фактов из истории их города.
     Оксана была очень рассеяна по своей природе, поглощенная собственными мыслями и переживаниями, часто не замечала настроения окружающих. Но в этот раз она прочувствовала, что Павел Егорович волнуется и тщательнее чем обычно взвешивает каждую фразу.
     Он прекрасно знал, какую силу иногда имеет случайно брошенное слово. Сложно сказать, когда мысли об этой девочке завладели его чувствами, когда эти пытливые любознательные глаза проникли в душу, лишили покоя сердце, заставив его живее гонять кровь по венам. Но молчать больше не было сил:
– Ты мне очень, очень нравишься. Нравится сочетание простоты и непосредственности с необычным гибким умом. Яркая природная красота и одновременно застенчивая скромность. Я горжусь такой ученицей.

     Как часто Оксана мечтала, чтобы учитель гордился ею. Но неожиданное признание застигло врасплох, ввело в состояние полного оцепенения. Мысли остановились. Даже легкий осенний ветерок прекратил играть опавшими листьями. Ветер и старый дуб, проникнутые уважением к сильной личности профессора, знали цену этого признания. А ведь ничто человеческое ему не чуждо.
     Да, жизнь полна неожиданностей. И,как говорил Павел Егорыч на лекциях, любая неожиданность - это всего лишь не рассмотренный вариант.
     Но подобные отношения обречены. В разное время они пришли в этот мир. Он слишком поторопился? Или она опоздала как минимум на сорок лет?

     Зачем он это сделал? Ведь так все было хорошо. Оксана очень бережно и трепетно, с большим уважением и даже некоторым преклонением относилась к Учителю, ей нравилось их общение. Незаметно он стал неотъемлемой частью ее жизни. И вот в один миг все рушилось. Откуда этот резкий запах зеленого лука? Он перебивает запах осенней листвы. Аромат осени испорчен. Отчего так першит в горле? Оксана не в состоянии сказать хоть слово.

     Иллюзии рушились. Она боготворила учителя, а он оказался обыкновенным человеком.  Страх... Огорчение...
     Часто слышала о неоднозначных отношениях между студентками и преподавателями. Но о Линевиче подобные слухи не ходили. Да и сейчас не было никаких скользких намеков.
     Как в парке тихо. А нужен сквозняк, чтобы выветрился этот едкий запах.
     Что делать с неожиданно свалившимися чувствами профессора? Из оцепенения вывел его спокойный ровный голос:
– Спасибо, что выслушала, уважила старика. Спасибо, что молчала. Ты не должна отвечать. В дальнейшем я не нарушу ничем течение твоей жизни. Все будет как прежде.
     И он протянул на прощанье руку. Как много чувств было в этом легком, едва заметном прикосновении. Душевное смятение, волнение, чувство любви, чувство горечи и боли из-за невозможности поменять ситуацию.
– Спасибо, что пришла. Спасибо, что молчала. О, как же ты мне нравишся, - добавил совсем тихо.

     Этот человек умел превосходно владеть собственными чувствами и ни разу ничем себя не выдал впоследствии. Оксана с блеском защитила дипломный проект, но с мечтами о диссертации пришлось расстаться. Не смогла… Светлый образ учителя омрачила тень. Запах лука разъедал душу, заставляя слезиться глаза. А ведь все могло бы быть по-другому. Струсила. Отказалась от дальнейшей работы.
     Учитель готов был отдать ей накопленные за долгую жизнь знания, поделиться без остатка самыми сокровенными мыслями. Чувствовал: она способна понять и услышать. Ведь у них был общий Бог.
     Не поняла. Не услышала. Он не стал настаивать.
     Разочаровала? Огорчила? Ошибся в ней?
     Пожалуй, нет. Она всего лишь неопытная слабая девочка. Для ее хрупких плеч ноша оказалась непосильной. Очень жаль.

     И вот Оксана Евгеньевна стоит на том же месте, под дубом красавцем, всматриваясь в его глубокие морщины. Молодые листики пробиваются из почек. Но свежее дыхание весны не принесло душевного равновесия. Гложили несбывшиеся мечты, не давали покоя неудовлетворенные амбиции. Когда-то ей пророчили великое будущее. А кто она теперь? Учитель сельской школы. Обкуренные ученики с пустыми глазами, бесконечно далекие от науки. Доска, мочалка, аллергия на мел, горы тетрадок. «Мені аби знав син як у свиней почистити, худобу доглянути. А на ваших інтегралах далеко у житті не заїдеш», – еще в начале школьной карьеры угасил пыл молодой учительницы один из родителей. Встречались, правда редко, и одаренные ученики, яркие звездочки, ради которых стоило работать.

     Она сделала выбор.
     Павел Егорович, простите. Простите, что не сумела вовремя оценить по-достоинству тот драгоценный подарок судьбы.
     Каждый живет своей жизнью, идет своей дорогой. Жаль, что дороги Оксаны и Павла Егоровича не стали параллельными. А ведь можно было, не пересекаясь, идти по жизни рядом. Нет же, сбежала. Смежные прямые лишь на мгновенье оказались очень близко, а дальше кривая жизни развела в разные стороны, и даже любовь к науке не сумела их объединить.