Pushking. Жевуны Идут В Отстой

Николай Коршунов
Нормальные герои всегда идут в обход. Для того, чтобы возглавить российские хард-роковые дивизионы во втором тысячелетии, кое-кому пришлось объездить полмира в первом. Россия, Германия, Швейцария, США и снова Россия - примерно так выглядит путь боевой славы группы PUSHKING, бескомпромиссных и талантливых рокеров европейской закалки. Итак, встречаем: "Мистер Pushking" - Константин Шустарёв, также известный своим фэнам под именем Коха.

"БУМ": Несмотря на то, что PUSHKING - группа с историей и именем, у нас о ней пока что знают мало. Кто вы, откуда, как могло получиться такое, что мы о вас раньше ничего не слышали и не знали?

Константин Шустарёв: О многих не знают, а о некоторых не узнают уже никогда. Формат-с… Сотни творческих людей не стали известными. Или стали, но уже посмертно. Нам, правда, полегче, всё-таки XXI век на дворе. Мы выросли, впитывая волну творчества, которую породило у западной молодежи ощущение свободы семидесятых. Для нас важна мелодика рока, его полифония, ритм, драйв, плотность звука. Корни нашей музыки оттуда растут. Даже тупую музыку профессионалы играют лучше, чем дилетанты, а у нас в группе - реальные мастера своего дела. Насчет того, что мы группа с именем - это имя нам дорого и ценно. Потому что это - имя у профессионалов и у образованной публики.

"БУМ": Почему вы называетесь PUSHKING? Ты любишь стихи Пушкина или название придумано специально для западных людей, которые по-русски знают только "матрёшка", "балалайка" и "Пушкин"?

КШ: Я не только люблю стихи Александра Сергеевича, я еще и классическую музыку люблю. Правда, о Пушкине в момент названия группы никто не думал. "Push" - это "толкать", "king" - "король". Так и понеслось - мы по-королевски телегу свою толкаем (cмеётся). А один наш ценитель считает, что pushking - это глагол, "инговая" форма от имени поэта, в переводе получается - "пушкинировать". Но русские тексты наших песен пушкинским уступают, к сожалению.

"БУМ": В Германии и Америке вы известны больше, чем в России, за рубежом у PUSHKING был успех и фэны. Почему ты вернулся в Россию?

КШ: Потому что я русский. Фэны на западе есть даже у поющих роботов-собачек, само по себе это ничего не определяет.

"БУМ": В формате "русского рока" главную роль играет не музыка, а текст, да и музыка обычно совсем из другой оперы. Насколько востребована ваши песни здесь и сейчас - тяжёлый рок на английском языке?

КШ: Да вообще такого формата нет, как "русский рок"! Есть что ли "русская классика" или "русский джаз" как форматы? Нет и не будут. Всё настоящее наднационально. То, что здесь называют "русским роком", тянет максимум на шансон. Конечно, рано или поздно у нас обязательно будут написаны песни, понятные мировому слушателю, и они будут на английском языке и в понятной всем стилистике. По-другому наши русские рокеры никому не нужны, только если на фестивале экзотики. А для нас не важно - выгодно или нет сейчас и здесь нашу музыку писать и играть, востребована она или нет. У нашего творчества еще есть недостатки, поэтому нам некогда рассуждать о востребованности и выгодности. Надо работать. Пусть и в одиночку.

"БУМ": Но на последних записях PUSHKING впервые за много лет ты запел по-русски. Всё-таки собрались мигрировать в русский рок-мэйнстрим типа "ДДТ" или "Би-2"?

КШ: Вы только Юре Шевчуку не говорите, что его с "Би-2" рядом ставите. Если его ребята узнают - могут быть неприятности (смеётся). Русский язык не очень хорошо подходит для ритмичной музыки. Даже китайский удобнее, но звучит смешнее! Мне многие говорили, что надо по-русски петь, а то массовый слушатель не поймет. Я всегда был против, но появились приличные тексты. И всё получилось потому, что нам было что сказать народу. Но ты прав - скорее всего, это последние русскоязычные записи. Последний наш альбом - "No Comment", - никак не мог быть сделан на русском. Так что никакой коммерции и расчета тут нет - только внутренне ощущение.

"БУМ": Ты написал и записал вместе с Сергеем Шнуровым песню "Башка", направленную против попсы. Для тебя борьба с попсой - это самоутверждение или стремление вытеснить конкурентов с доходного рынка?

КШ: Никто с попсой не борется. Мадонна и Элтон Джон, Эминем и Челентано - тоже "попса". И в мировых чартах "борются" они с Аэросмитом и никто их друг другу не противопоставляет. Борьба происходит с бездарностями, искусственно вытащенными на публику. Сейчас последние попсовые конкурсы прошли вживую. Имеющий уши да услышит всё сам - фальшь, манерничанье вместо голосов, пафос гламурный… Как можно "Башкой" вытеснить бездарей из ушей малообразованного слушателя?

"БУМ": Не боитесь, что, записывая антипопсовые песни, вы уподобляетесь "русским рокерам" с "Нашего Радио"?

КШ: Там разве есть рокеры? "Битва гигантов - попрокеры "Нашего Радио" против попсюков "Русского Радио"", смешно! Нужно следить, чтобы бизнес не воспитывал ограниченного во вкусах слушателя и не впаривал людям то, что не требует особых затрат.

"БУМ": Ты поёшь: "Рок-н-ролл - он жив всегда". Если это действительно так, где сегодня можно заслушать реальный рок-н-ролл, по какой программе, в каких клубах? Или настоящий рок опять в андеграунде, как 20 лет назад?

КШ: Рокер неугомонен. Ему всегда хочется, чтобы было движение, отсюда и драйв и посыл. А обыватель всегда тяготеет к болотцу со стоячей водой. Поэтому рокер и рок в андеграунде всегда. Буйство внутри и длинный хайр снаружи стали клише, культом. Апофеоз этих проявлений - панки. На другом полюсе - попрокеры. А люди выбирают себе то, что им ближе по их эмоциональности, уровню адреналина, протеста. И поэтому рок-н-ролл будет жив всегда. А где слушать - ищите и обрящете…

"БУМ": Дык это ж раньше было! А сейчас протест как-то на нет сошёл - кругом общество потребления, серая масса жевунов довольна по гроб жизни. О чём петь рокеру в XXI веке? Любовь-морковь-цветочки-развлекуха? Чем же тогда рок от попсы отличается, кроме того, что гитары жужжат?

КШ: Рок-н-ролл есть и будет формой протеста против жизни жевунов. О поганстве жевуновского сознания и о великих чувствах и поют всегда - DOORS, THE BEATLES, QUEEN, Sting. Что там "жужжит" - труба Армстронга, бас Стинга, клавиши Элтона Джона, голос Фредди или гитара Эрика Клэптона, - не суть важно. Сегодня в России рок от попсы отличается именно искренностью, эмоциональной силой и мастерством исполнения. У жевунов и эмоции слабенькие - пожрал, купил тряпочку пафосную, выпендрился. И музыку такую же они потребляют - от таких же фигляров-развлекателей.

"БУМ": Так в чём всё-таки причина того, что рок из России на Западе всем безразличен? И нужно ли вообще прорываться со своей музыкой за океан?

КШ: Почти вся наша популярная музыка - на обочине мировой культуры. Ну кто на Западе будет зверей или корней слушать? Культура мировая давно это попробовала и выплюнула. Зверям-корням западный рынок недоступен, да они туда и не хотят - бабосов им и тут хватает. Поэтому там и творчества - ноль, цели создания песен - рубли… (вздыхает и смеётся). А насчет нужно или нет - вы хотите, чтобы русские машины на Западе продавались? Чтобы были достойного качества? И настоящий артист всегда хочет, чтобы его услышали везде. Поэтому "надо-не надо" - не вопрос.

"БУМ": Молодые группы часто жалуются, что без поддержки СМИ и денежных мешков раскрутиться невозможно. Как это удалось вам? Есть какие-то секреты или по-любому всё дело в деньгах?

КШ: Мы - не раскрученная группа. Наша известность и авторитет - не от внешней энергии на раскрутку. Мы крутим педали сами, и долго уже крутим. Конечно, нам помогают периодически. Вот и вы помогаете… Секрет раскрутки в труде, упорстве, самосовершенствовании и помощи тех, кто понимает и помогает.

"БУМ": PUSHKING выступал на многих фестивалях - "Sound Of Frankfurt" в Германии, "Kingdom Fest" в Швейцарии, "Молочные Братья" в России, долго ещё можно перечислять. Где и с кем тебе больше нравится выступать - здесь с нашими группами или там с ненашими?

КШ: Мое самое яркое впечатление - работа с NAZARETH и Дэном Маккафферти. Вообще выступать с профессионалами - удовольствие, никто из них пальцы не гнет. Вот Келли Килинг приезжал, текст для "Soldier Song" написал. А ведь он для Эллиса Купера писал, со всеми звездами мирового рока работал. Мальмстин, Мэй, Стив Морз, Слэш - десятки имен. Сели на студии, записали песню, потом четыре часа песни Битлз орали под гитару. Попробуйте после "Нашествия" или "Крыльев" так посидеть с нашими… Хотя у нас есть масса друзей, с которыми выступать и встречаться - одно удовольствие. Сергей Воронов, "Круиз", выдающийся гитарист Дмитрий Четвергов, Игорь Сандлер, OFF ROAD… Всё дело в профессионализме и естественности в общении.

"БУМ": Рок-культура всегда тянулась к саморазрушению, угару и дестрою по-типу "живи быстро, умри молодым". А вы успешно работаете много лет, записываете мощные диски, в бане париться любите, прямо стрэйт-эдж какой-то…

КШ: Рок-культура тянулась к этому добру только ради разрушения жевунового болота. Угар, наркотики - иногда стимулы, иногда часть имиджа и шоу. Мы молодыми умирать не собираемся. Важно успеть оставить что-то после себя. Отсюда на износ работа, наплевательство на обычные радости жизни. Не стать обывателем, средним человеком - вот что важно, иначе сгинет сама суть творчества. А баня тут ни при чем. Мне чистота не мешает. Скорее чесотка будет мешать - с ритма сбивать…

"БУМ": В начале своей карьеры ты был невостребован и беден, даже хотел закончить жизнь под колёсами питерского троллейбуса. Что бы ты посоветовал молодому гитаротерзателю, который хочет играть фирмУ и находится в постоянном депрессе и обломе от того, что по радио крутят только СПЛИН?

КШ: Да, под колесами троллейбуса еще никто вроде не погибал из музыкантов. Это был бы грамотный пиар-ход! Шучу. Обломы у любого человека случаются. Это сильная эмоция и может быть выражена ярко. Так что даже полезно обломаться, а некоторым даже необходимо - может, играть научатся с драйвом… А молодому музыканту совет - пиши и пой, играй, совершенствуйся, учись, слушай, читай. А придут бабосы или нет - не так важно. Великих артистов помнят и ценят не из-за толщины их кошельков.

"БУМ": Если бы А.С.Пушкин был жив, что бы вы сказали ему при встрече? Стал бы Пушкин фанатом PUSHKING?

КШ: "Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!" - сказал бы я ему. А стал ли бы он нашим фанатом? Вряд ли он был заформатирован чем-либо. Поэтому думаю, что познакомившись со всей культурой, что была создана за это время, оценил бы лучшее. Надеюсь, что познакомившись с нами и нашим творчеством, руку при встрече не постеснялся бы подать.

Журнал "Бумеранг", декабрь 2005.