Несносный Шакро

Гурам Сванидзе
Я работал за городом. Когда опаздывал к служебному автобусу, пользовался «пазиком» Общества слепых. Слепые, плохо видящие и зрячие пассажиры сильно оживлялись, когда я поднимался в салон. Но не из-за меня. Обычно вперёд себя я пропускал их товарища - мужчину средних лет в чёрных очках с палочкой. Он был невероятно разговорчивый и начинал витийствовать уже с момента, когда поднимался в автобус. «Оратор» не замолкал всю дорогу, до места работы пассажиров - маленького завода. Насколько я знал, они штамповали какие-то детали.
Как мне показалось, люди с таким недугом молчаливы и поглощены собой. Этот мужик являл прямую им противоположность, чем и досаждал. Шакро получал физиологическое удовольствие от самого процесса говорения. На его лице была сытость.

Ещё на остановке я замечал, как хладнокровно игнорировала этого типа не то сестра, не то жена, которая провожала его. Она стояла чуть поодаль, а он, упёршись на тросточку, говорил без остановки, обратившись совсем не в ту сторону, где стояла женщина. Проходящий мимо мужчина знаком обратил её внимание, что с ней говорит слепой. Её лицо изобразило такую степень изнеможения, что всё сразу стало ясно.  Спровадив слепого, она с лёгким сердцем, чуть ли ни вприпрыжку направлялась восвояси.

Между тем Шакро (так его звали)  рассказывал интересные истории. Так, выяснив из какой деревни один из его попутчиков, он тут же выдал занимательную историческую справку. Говорун заявил во всеуслышание, что жители села, откуда был родом его сосед, готовят хорошее вино, они - хорошие наездники и неплохие стихотворцы, но драчуны и воры. Когда в ту деревню приехал Илья Чавчавадзе, у него украли каракулевую шапку.

С превеликой важностью Шакро судачил о политике.
Он выдавал фразы: «Говорил я вам не давать голос этому бесноватому... Жена его - известная стерва, вот кто его погубил. И ещё сестры жены, которые... Не президент, а подкаблучник!» К дискуссии подключались другие пассажиры. «Президента-подкаблучника» кто-то любил, а кто-то ненавидел. Начиналась шумная разборка, некоторые из спорщиков даже проявляли агрессивность. Они грозно тянулись руками в сторону оппонента, нередко в ошибочном направлении. Шакро в это время потрясал своей палочкой. Свару окриком прерывал шофёр. Он угрожал остановить автобус и выгнать Шакро, «провокатора и надоеду».

Однажды я сидел рядом с ним. Он долго пытливо будто бы смотрел на меня. Я даже заметил некоторую враждебность в том, как Шакро «изучал» меня сквозь черные очки. Мне стало не по себе. Но я продолжал делать вид, что меня нет. Тут к нам подсела пышная высокая дама. Я раньше её не замечал. Мой сосед приосанился, потёр руками и вежливо задал незнакомке один-два зондирующих вопроса. Вначале женщина отреагировала настороженно. «Приставания» незнакомого слепого мужчины в транспорте?! Но потом успокоилась. В основном собеседники перебирали общих знакомых. По опыту знаю, что подобного рода разговоры любят вести провинциалы. Они долго ищут «знакомого среди незнакомых». Цель считается достигнутой и наступает полнейшее удовлетворение, если общий знакомый найден и неважно, обладателем каких достоинств он является.

Истории Шакро действительно отличались аппетитностью, но их автор заметно пресытил ими публику. Уже никто не спрашивал, откуда он их мог брать. Справедливости ради надо заметить, что это не были байки барона Мюнхгаузена. События происходили без участия рассказчика. Шакро в чёрных очках и со своей палочкой появлялся под занавес, когда надо было высказать компетентное мнение. Чаще забавлялся баснями на исторические темы. Вроде того, например, что "родственник соседа играя с самим Лаврентием Берия в волейбол, угодил тому мячом в лицо и поломал ему очки". Лаврентий Павлович только посетовал на свою неловкость. Затем следовал "вывод" Шакро - чёрный комиссар был извергом, но спорт любил.

Однажды Шакро сильно меня удивил...
К нему приехал товарищ из России. Тоже слепой. После обильного обеда с вином пьяные хозяин и гость по крутой тропинке поднялись на гору. Я несколько встревожился – такое легкомыслие со стороны Шакро! И вдруг слышу:
- С горы открывался вид на Алазанскую долину, дул приятный ветер, Алазани сверкал в лучах заходящего солнца, небо  было багровым. Казалось, что от его лучей горят деревни.
Озадаченный, я спросил одного из его товарищей, что, мол,  происходит. Тот довольно лениво ответил мне:
- Услышал где-то от кого-то, а теперь рассказывает.

Моё место работы находилось недалеко от заводика, где работали слепые. Изумленный, я рассказал сотрудникам о живописаниях Шакро. По совпадению один мой коллега тоже был под впечатлением – вчера на городском турнире по шахматам он проиграл слепому партнёру.
- За всю игру он ни разу не взглянул на доску, - сокрушался он.

Через некоторое время я снова опоздал на служебный автобус и воспользовался «пазиком» Общества слепых. Как обычно, Шакро ораторствовал, а другие пассажиры всячески этому противились. Проехав некоторое расстояние, автобус остановился. На улице произошла авария, и дорогу на время перекрыли.
Все стали проявлять любопытство, зрячие комментировали происходящее на улице. В салоне стоял лёгкий гул от возбужденных голосов. Неожиданно я ощутил, что чего-то не хватает, а именно – зычного голоса Шакро. Я посмотрел на него... Он затаился, как будто ушёл в себя, от напряженного внимания его лицо даже вытянулось в «кувшинное рыло»...
Чуть позже Шакро солировал. Обсуждая перипетии аварии, он проявлял завидное знание деталей. Правда, допустил неточность, когда сказал, что серая «Волга» въехала в красные «Жигули».  «Жигулёнок» был синего цвета.