Неоконченные письма 19

Иван Зацоренко Воронин
       Тарковский… «Ностальгия»…Олег Янковский…Странное ощущение. …Словно все это пройдено, просто по-другому. Душа, есть она или нет, добрая или нет - а может она, Душа- это просто продолжение мысли  за пределами зеркала. Почему то пытался найти параллели между  двумя фильмами «Ностальгия» и  «Зеркало»…
      Жизнь.. Может она и бессмысленна, и   если да ……Может ее бессмысленность, лишь в том, что все происходящее в ней с нами короче жизни?  Нет храма, нет ничего,   просто человек, идущий по воде с горящей свечой  в руке, прикрывающий эту свечу  от  порывов ветра,  а говорят,  что только в храме,  перед зажженной свечою  понимаешь значение  паузы. Думаю, что те, кто так считает не пробовали нести свечу в руках, укрывая ее от ветра…. А в «Зеркале» проливной дождь,  комната, такое вот начало.

     Она стояла на мостках и лила воду из ведра в эмалированный таз. Потом она позвала мальчишку, а он не слушался, и мать не сердилась на него за это. Я старался увидеть ее глазами, и когда она повернулась, в ее взгляде, каким она смотрела на ребят, была такая неистребимая готовность защитить и спасти, что я невольно опустил голову.
      Я вспомнил этот взгляд. Мне захотелось выбежать из-за куста и сказать ей что-нибудь бессвязное и нежное, просить прощения, уткнуться лицом в ее мокрые руки, почувствовать себя снова ребенком, когда еще все впереди, когда еще все возможно...

 ...Мать вымыла мальчишке голову, наклонилась к нему и знакомым мне жестом слегка потрепала жесткие, еще мокрые волосы мальчишки. И в этот момент мне вдруг стало спокойно, и я отчетливо понял, что МАТЬ - бессмертна.

    Она скрылась за бугром, а я не спешил, чтобы не видеть, как они подойдут к тому
пустому месту, где раньше, во времена моего детства стоял хутор, на котором мы
жили...

     Тарковский так  закончил свой сценарий  зеркала.

    Конечно, может проще всего сказать - Каждому - каждое. Всем - остальное. Никто не почувствует до конца чужую музыку. Не почувствует стук чужого сердца…
     Пустынна и одинока дорога,  по которой медленно идет человек, заслоняя  рукой колеблющийся  огонек свечи,  к своему рождению.  Странное  состояние, на кончиках пальцев ,неуловимое…. Не ощутить… Что то интуитивное, наверно. Только тихая грусть о несбывшемся. Она  всё-таки  сильнее воспоминаний о прошлом. Для того чтобы видеть нужно иметь вескую причину. А другая жизнь… Другая жизнь –по сути  это просто другая шкала отсчета, всего лишь   другая   мера времени.
     Мне, последнее время,  очень часто снится один и тот же сон. Повторяясь почти буквально, разве только что с самыми незначительными вариациями. Просто лишь дом, дом, в котором я когда-то жил, в детстве. Снится по - разному: и в пасмурную погоду, и в солнце,  зимой, и летом...можно сказать что я уже привык к этому сну…. Они как бы воплощение того , чего мне не хватает сейчас. И теперь, когда мне снятся высокие потолки, потемневшие от времени  каменные стены из белого плитняка  и белые подоконники окон и полуоткрытая дверь на  крыльцо, за которой видно море. Берег с покрытыми зелеными водорослями  гранитными валунами,  на которых сидят белые чайки,  я уже во сне знаю, что мне это только снится.
       Призрачная радость возвращения  туда, в прошлое, всегда омрачается  ожиданием пробуждения. Но когда я подхожу к крыльцу, по шуршащему под ногами клеверу, накатывается такое чувство  реальной осязаемой тоски по возвращению, что  оно  перекрывает все остальные чувства и ощущения. Ветер шелестит листвой  верхушек старых тополей. В доме нет никого, никого нет и возле дома и на берегу.. Ветер  а  звуков никаких нет..  Я  покидаю дом,  в котором прожил наверно самую счастливую жизнь, длиной в короткое детство.
      Пробуждение всегда печально и неожиданно. Переход из одной реальности  в другую. Там, слишком много причин быть счастливым. А здесь надо жить, опережая свои мысли хотя бы на одно желание.
      В двух шагах за мной идет рассвет. Зима разбрасывает свои сети  среди голых , черных ветвей деревьев . Зима ловит души тех кто заблудился , тех кто стоит на распутье ..
 « Ностальгия», я помню этот фильм до кадра, до жеста… каждую фразу…. И порой возвращаюсь к нему.. Когда ищу ответы … Когда понимаю, что ответов  у меня нет…
      В Италии Горчаков, которого играет Янковский познакомился с местным юродивым,  звали того Доменико. Доменико – математик,  раньше преподавал. . Он решил спасти мир от катастрофы. Сначала он, словно Ной, решает спасти свою семью, и целых семь лет держит родных взаперти, пытаясь оградить их от гибнущего мира. Но позже он понимает, что спасать  нужно не только семью, но и весь мир. Он уверен, что для этого нужно пересечь с зажженной свечой бассейн святой Екатерины в Банья Виньони.  Вроде бы пустяк….Но и это ему не удается….
     Каждый раз, как только Доменико входит в бассейн, люди, считающие его сумасшедшим, думая, что он хочет утопиться вытаскивают его.
     Горчаков находит Доменико, потому, что в нем он хочет увидеть душу Италии и лучше понять ее. А, может, он чувствует, что тому открыта тайна, и он знает причину разобщения людей, знает, почему русский человек в Италии тоскует по России.
      Они встречаются. Доменико не знает русского, Горчаков еле говорит на итальянском, но они отлично понимают друг друга.
     И Доменико, словно учитель ученику, завещает ему свою задачу, а потом отправляется в Рим, где и  погибает, пытаясь донести до людей свою весть.
       Горчаков в Банья Виньони приходит к бассейну, чтобы исполнить обещанное. И только там он понимает, насколько это сложно. Ветер постоянно задувает свечу, и чтобы сохранить огонь, он прикрывает свечу своей ладонью и прижимает ее ближе к себе. Каждый шаг это борьба ,борьба за данное слово. Он проходит этот путь….И сам сгорает  как свеча на ветру– пройдя свой путь, умирает от сердечной недостаточности. Умирает вдали от родины, но – выполнив слово, данное Доменико.

     Тарковский  в одном из последних своих интервью сказал: «Мы живем в очень трудное время. Многие из нас не считают необходимым быть последовательно ответственным. Тому имеются различные причины, например, отсутствие идеалов или просто-напросто сугубая устремленность к полезному материальному. Как ни парадоксально, и общество, и общественное мнение занимают довольно сдержанную позицию в отношении действительной и последовательной добросовестности. Всегда находятся дела которые важнее того что действительно  единственно  важно. Когда люди перестают действовать в соответствии со своей совестью, то верх берет чувство недостаточности и разочарования Когда люди боятся и не слышат.. Бояться сделать шаг.....».

      Наверно такая ностальгия была в сердце и Горчакова, и Тарковского. Тоска. По доброй совести, тоска по чуду, по  светлой вере. А безумный Доменико верит в то, что может спасти этот мир. И он не боится.   
     Ведь мир будет спасен лишь тогда, когда каждый обретет эту веру. «Нужно чтобы наш мозг, загаженный цивилизацией, школьной рутиной, страховкой, снова отозвался на гудение насекомых. Надо, чтобы наши глаза, уши, все мы напитались тем, что лежит у истоков великой мечты. Кто-то должен воскликнуть, что мы построим пирамиды. Не важно, если потом мы их не построим…Если вы хотите, чтобы жизнь не пресеклась, мы должны смешаться между собой, так называемые здоровые и так называемые больные…только так называемые здоровые люди довели мир до грани катастрофы». Такие простые слова…
    В одном из эпизодов фильма Андрей рассказывает притчу. Один человек вытащилс другого из глубокой воды. А  когда оба лежали на земле, спасенный человек спросил: «Зачем ты меня вытащил?» «Как, я же тебя спас». « Дурак, я ведь там живу!» Так стоит ли спасать этот мир? Да, стоит. Так решает Доменико, так считает Горчаков и сам Тарковский. Он не пытается говорить с человеком на его уровне, он пытается вытащить его, поднять на свой уровень и сделать его лучше, добрее.
     Прекрасной картиной  заканчивается Фильм... В центре сидит Горчаков. За ним виден русский бревенчатый дом и слышна русская песня. Камера постепенно отходит: на заднем плане возникают древнеримские колонны. Легкие снежинки кружат в воздухе. Предсмертное видение Андрея, в котором мир спасен и неразделим, где больше нет границ и ностальгии.

      Ветер постоянно задувает свечу, и чтобы сохранить огонь, он прикрывает свечу своей ладонью и прижимает ее ближе к себе. Может быть это и есть тот миг когда надо умереть,Дай бог чтобы так, легко. И дай Бог,  ничего не запомнив.