17 Задачка

Соня Сапожникова
t
Всем со школы известна задача о путешественнике, вышедшем из пункта А и идущем в пункт Б, до которого, к примеру, 20 км. При общепринятом и практически ежедневно применяемом законе движения средняя скорость путника равна 4 км/час. И даже не спрашивается, через сколько часов он придёт в этот теоретический пункт Б, потому что ясно, что часов через пять. Если он побежит бегом, то, конечно же, будет там раньше, часа эдак через три. А если между этими пунктами ходит автобус, и расписание для перемещающегося из-в удобно, то при скорости автобуса 60 км в час он приедет в пункт Б через 20 минут. Можно развивать логическую нить с учётом скорости прогресса и отправить путника на автомобиле (со средней скоростью около 100 км в час) в тот самый пункт Б, где он очутится, едучи на легковой машине, через двенадцать минут. А на самолёте это ещё короче... Но по сравнению со скоростью света эти оба пункта — всего навсего соседние смежные точки на луче следования света, если вообще не сливаются в одну.
Но, чтобы развить скорость света, необходимо знать закон ускорения, по которому к постоянной скорости логически можно прибавлять только по небольшим одинаковым (равноускоренное движение) или различным (разноускоренное) промежуткам пространства во времени прохождения. Согласно этому закону скорость света можно развить только так, дискретно, но при этом необходимы большая скорость и космическое пространство. И проблема не в том, когда путник придёт из пункта А в пункт Б, а в том, придёт ли он туда вообще, как бы кто этого путника в пункте Б не ждал очень сильно, как бы кто не хотел его послать из пункта А подальше хоть в тот же самый пункт Б. Тут движение полностью зависит от желания самого путника, который может хотеть не менее сильно, чем ждущие его, и придёт раньше, или не очень-то будет хотеть, и тогда он будет тянуть время, как кота за хвост.
А среднестатистическая скорость определяется словом «надо» или синонимичным «долг», что приводит к долгому времяпровождению.
Чем меньше желание (=стремление), тем более ограничивается пространство, тем менее вероятность событийности для данного путника, а если говорить о пространстве художественного текста, то вероятность становления путника в героя сводится к нулю.
Очень интересно рассмотреть взаимосвязь времени и пространства относительно скорости мысли. Чему равна эта скорость? Можно ли измерить её? Это только и делают математики и физики, и многие, ставящие перед собой и решающие подобные теоретические задачи.
Что можно переместить? Что можно измерить? — Только то, что имеет физическую величину. Таким образом, раз можно говорить о скорости решения той или иной задачи, то значит, мысль — имеет протяжение во времени.
Не о мысли ли говорит Марсель Пруст, когда описывает забредающий из другого времени день? — «Ведь часто в одно время года забредает день из другого времени, и он заставляет нас жить этим временем... и то раньше, то позже вклеивает свой вырванный листок в изобилующий вклейками календарь Счастья» .
Не о способе ли сохранения мысли (закон сохранения энергии/материи) рассуждает он далее? — «...Память обычно развёртывает перед нами воспоминания не в хронологическом порядке, а виде опрокинутого отражения» .
И не о скорости ли мысли идёт речь в его временных параметрах? — «Время, отпускаемое нам каждый день, эластично: чувства, которые мы сами испытываем, растягивают его, чувства, которые мы внушаем другим, сжимают его, привычка его наполняет» .
А как точно его замечание: «...Забвение искажает понятие времени. Мы ошибаемся в нём так же, как ошибаемся в пространстве» .
Ошибка — двигатель прогресса. И не ошибается только тот, кто ничего не делает. Хотя, последние, в данном случае, ошиблись ценою в собственную жизнь.