Взаимоотношения Узбекистана

Алишер Таксанов
С ГОСУДАРСТВАМИ ЗАКАВКАЗЬЯ И ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ СНГ

Материал был подготовлен 26 июля 2003 года для газеты «Бизнес-Вестник Востока», однако не был опубликован по цензурным соображениям.

УЗБЕКСКО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Дипломатические отношения между Узбекистаном и Азербайджаном были установлены одними из последних в рамках СНГ – в октябре 1995 года, то есть после четырех лет «плавания» в условиях независимости. Это кажется наиболее странным, особенно учитывая то, что главы государств постоянно встречались на саммитах Содружества.
Некоторые эксперты считают причиной этого то, что у государств в тот период не было никаких конкретных интересов друг к другу в стратегическом плане. Конечно, в тактическом смысле Баку была не прочь получить в союзники еще одного тюркского сторонника в борьбе с Арменией, особенно такого потенциально мощного как Узбекистан, который доминирует в Центральной Азии. Но Ташкент, в свою очередь, не стремился ввязываться в какие-либо политические и тем более в военные конфликты, искать себе новых врагов. Поэтому ни узбекская, ни азербайджанская дипломатия особенно не стремились к поиску взаимных интересов. В этот период между двумя странами действовало всего 9 межправительственных и межведомственных соглашений и протоколов, подписанных в 1991 и 1993 годах. Нельзя сказать, что они существенно способствовали развитию экономических отношений: по некоторым данным объем товарооборота не превышал ста тысяч долларов США.
Между тем, к 1996 году в Узбекистане действовало два узбекско-азербайджанских совместных предприятия – «Гюнел» и «Кондиционер», занимающихся в сфере производства и обслуживания электробытовых приборов. Никакой роли в национальной экономике Узбекистана и тем более экономике Азербайджана они не играли. Оба государства не были готовы к более тесному контакту, и причиной этому служили, прежде всего, политические факторы. Дело заключается в том, что никаких стратегических интересов в тот период ни Ташкент в Закавказье, ни Баку в Центральной Азии не имели». Отношения между Ташкентом и Баку, которые вроде бы начали более оживленно развиваться в начале 90-х годов, резко охладились из-за того, что президент Азербайджана Абульфас Эльчибей стал поддерживать узбекских диссидентов, скрывавшихся от режима Каримова в этой закавказской стране. Более того, узбекскому правительству не понравилось стремление Баку следовать в фарватере турецкой политики и притянуть к этому курсу и Узбекистан, который к этому времени полностью отказался от копирования турецкой модели социально-экономического развития.
Экономические отношения между республиками стали ослабевать еще в конце 80-х годов прошлого столетия, когда на территории Союза ССР была введена политика регионального хозрасчета. Это привело к резкому снижению межреспубликанского обмена, поскольку каждый регион стремился оставить произведенную продукцию на своей территории для внутреннего потребления. Поэтому, согласно статистики, в 1991 году Узбекистан ввез в Азербайджан 331 тыс. м хлопчатобумажных тканей, 470 тыс. м шерстяных тканей и платков, 465 ты. м шелковых тканей, одежды и белья на 14,509 млн. рублей, 19 тыс. пар кожаной обуви . В свою очередь, азербайджанские предприятия экспортировали в Узбекистан 3 тыс. тонн готового проката черных металлов, 7 тыс. тонн цемента, 843 шт. тракторов, 143 тонны овощей свежих и переработанных, 44 тонны фруктов и ягод, включая виноград, 365 тыс. м хлопчатобумажных тканей, 326 тыс. м шелковых тканей, 160 шт. холодильников .
С начала 90-х годов не действовало прямого транспортного сообщения между двумя республиками. По мнению узбекских специалистов, открытие воздушного моста между Ташкентом и Баку было преждевременным из-за сложной политической обстановки в закавказском регионе и возможности возникновения терактов на борту узбекских лайнеров. В этом направлении узбекское правительство опасалось также быть втянутым в военное столкновение между Арменией и Азербайджаном, которые, как и Узбекистан, были членами Ташкентского 1992 года договора о коллективной безопасности. Проблема заключалась в том, что договор предусматривал защиту от агрессии внешнего врага, но никак не учитывал обстоятельство, что война может разгореться между самими членами оборонительного документа. Но в любом случае, и Баку, и Ереван имели право требовать активного вмешательства остальных членов. В этом смысле Узбекистан стремился занимать нейтральную позицию, не приняв предложенное, например, Анкарой совместного заявления в поддержку Азербайджана против Армении .
Изменения произошли в начале 1996 года, когда политические факторы ушли в сторону, и вперед вышел экономический прагматизм. Ташкент в это время искал новые, альтернативные северному (то есть российскому) пути транспортных коммуникаций, по которому можно экспортировать узбекские грузы в Европу. Такой проект возник в рамках ТРАСЕКА, и в его развитии проявили интерес три закавказских и пять центрально-азиатских государств. Но на листах Договоров о развитии железнодорожного сообщения и грузовых перевозках от 13 мая 1996 года в г.Серахсе поставили главы государств Узбекистана, Азербайджана, Грузии и Туркмении. В первые же дни действия этих межправительственных документов стал работать Транскавказский коридор: около 2 тыс. тонн узбекских грузов, пройдя территории Туркменистана и Азербайджана, достигли грузинского порта Поти. Как заявили узбекские специалисты, «ежедневно мы готовы отгружать в этом направлении до 150 вагонов» .
В конце мая 1996 года состоялся визит Президента Узбекистана Ислама Каримова в Азербайджан. Было заключено 19 двусторонних документов, среди которых 12 соглашений касались сотрудничества в области экономики и коммуникаций. В Ташкенте и Баку были открыты дипломатические представительства. Узбекские эксперты считали, что перспективными направлениями для сотрудничества могут стать создание финансово-промышленных групп в области нефтедобычи и нефтепереработки, кооперация предприятий металлургической, химической, электротехнической и радиоэлектронной промышленности, а также индустрия строительных материалов. Также рассматривались проекты в сельском хозяйстве: считалось, что Узбекистан и Азербайджан имеют достаточный опыт в возделывании хлопка, производстве шампанских вин, табака, чая и других сельхозкультур, и здесь возможны были взаимовыгодные инвестиции. К этому времени в городах Гяндже и Асака заканчивались строительство автомобильных заводов. Предполагалась кооперация между ними в производстве и поставке автомобилей, адаптированных к условиям Центральной Азии и Закавказья.
Если говорить о взаимной торговле, то нельзя сказать, что она за последнее время изменилась в положительную сторону. В 1995 году общий товарооборот равнялся 5,1 млн. долларов при положительном сальдо для Узбекистана. Тогда основу импорта составила продукция машиностроения, а экспорта – удобрение, шифер, цемент. В 1998 году товарооборот достиг 5,2 млн. долларов, из которых узбекский экспорт составил 2,2 млн. долл., а импорт – 3,0 млн. (доля Азербайджана в общей торговле Узбекистана со странами СНГ составила 0,28%). Такой невысокий оборот объясняется тем, что во внешней торговле Баку предпочитает бартерные сделки (более 94% лицензионной торговли Азербайджана), тогда как Ташкент в законодательном порядке упразднил эту форму взаимоотношений (лишь в исключительных случаях по решению правительства) и требовал оплаты в СКВ. Более того, вывоз продукции из Азербайджана большей частью осуществлялся через посреднические организации, из-за чего ее стоимость увеличивалась в несколько раз, что не устраивало узбекских импортеров.
В 1999 году взаимная торговля снизилась до 5,1 млн. долларов, то есть до уровня 1995 года, когда между государствами не было такого тесного контакта. Узбекский экспорт увеличился до 2,5 млн. долл., а импорт снизился до 2,6 млн. долларов (доля Азербайджана во внешнем товарообороте Узбекистана со странами СНГ сохранился на том же уровне – 0,28%).
Как известно, такая ситуация сложилась и в связи с нарушением азербайджанской стороной принятых обязательств по транзитным перевозкам, в одностороннем порядке введя 25%-й налог на добавленную стоимость. В результате, стоимость узбекских грузов возросла на треть, что привело в 1999 году падению по сравнению с 1998 годом объемов перевозимых грузов по маршруту ТРАСЕКА почти в 2 раза – с 300 тыс. тонн до 180 тыс. Некоторые эксперты считают, что это произошло благодаря скрытому лоббированию турецкой стороной своих интересов (в то время как на туркменском «направлении» подобное давление мог оказать Иран), которые видят уменьшение своего влияния на Узбекистан и потерю потенциальных выгод от транзита узбекских грузов через территорию Турции. Как бы там не было, но Азербайджан оказался «податливым» пластилином в играх внешних сил, в частности, в решении узбекско-азербайджанских отношений.

УЗБЕКСКО-ГРУЗИНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Грузия признала политическую независимость и суверенитет Республики Узбекистан 10 октября 1991 года. Нужно сказать, что этот период характеризовался «парадом суверенитетов», когда новые независимые государства, сбросившие с себя иго Советского Союза, приступили к активной международной политике и стремились взаимопризнать друг друга. Однако дипломатические отношения официальный Ташкент и Тбилиси установили значительно позже - 10 августа 1994 года, соответствующим протоколом, подписанным в Москве. Почему это произошло на год раньше, чем, например, с Баку? Это также определялось политическими факторами: прежде всего, Грузия была нейтральным государством в отношении Армении и Азербайджана, она безразлично относилась к турецкой идее «Великого Турана», поскольку ни этнически, ни религиозно не связывалась с туркоязычными государствами. Кроме того, она не предоставляла убежища для узбекских диссидентов. В дальнейшем на горизонте засветились вопросы сотрудничества в сфере транспортных коммуникаций, в частности по проекту ТРАСЕКА, а это было жизненно необходимым фактором для Ташкента.
Нужно сказать, что экономические связи в этот момент были далеко не радужными. В последние годы существования Советского Союза узбекско-грузинские экономические связи подверглись значительной дезинтеграции. Взаимная торговля, например, товаров народного потребления была незначительной. Например, в 1991 году из Узбекистан в Грузию было отправлено 195 тыс. м шерстяных тканей, 433 тыс. м шелковых тканей, одежды и белья на 4,0 млн. рублей, 740 тыс. шт. трикотажных изделий, 403 тыс. пар кожаной обуви, 35 шт. холодильников. Говорить о продукции технического назначения не приходится, ибо она не отразилась в официальной статистике.
Узбекские предприятия в тот период остро нуждался в некоторых видах проката черных металлов, но Тбилиси в 1991 году поставил по межреспубликанскому обмену объем, который был менее тысячи тонн, а также 2 тыс. тонн цемента, 376 тыс. м хлопчатобумажных тканей, 244 тыс. м шелковых тканей, 80 шт. холодильников. В 1995 году в общем объеме товарооборота Узбекистана со странами СНГ и Балтии Грузия занимала 12 место и на ее долю приходилось 0,02% всех экспортно-импортных операций Ташкента. Только в 1995 году общий товарооборот составил 1,3 млн. долларов с положительным сальдо для Узбекистана в размере 0,4 млн. долларов. Взаимопоставки осуществлялись по прямым договорам между предприятиями. Более того, тогда на территории Узбекистана действовало лишь одно узбекско-грузинское совместное предприятие, специализировавшееся в сфере агропромышленного комплекса.
Изменения произошли 4 сентября 1995 года после первого визита в Ташкент главы грузинского государства Эдуарда Шеварнадзе, когда были подписаны межправительственные документы. Хотелось бы отметить некоторые направления этих соглашений: о взаимном поощрении и защите инвестиций, свободной торговле, сотрудничестве в области связи, туризма, сельского хозяйства и пищевой промышленности, железнодорожного транспорта, научно-технической сфере и другие.
Грузинский лидер призвал Ислама Каримова открыть в Грузии свое дипломатическое представительство, в свою очередь, обещав в ближайшее время открыть грузинское в Ташкенте. Стоит сказать, что в тот период в Узбекистане уже действовало торговое представительство Грузии (было открыто в сентябре 1994 года), глава которого имел дипломатические права. Как отмечали узбекские эксперты, «наши страны могли бы многое выиграть от кооперации. Так, наша республика нуждается в ферросилинициевом марганце, производящемся на предприятиях Грузии, а Грузия – в узбекском хлопке» (кстати, во время визита Эдуард Шеварнадзе просил узбекского президента продать 5 тыс. тонн хлопка-волокна). Интеграция также возможна и в сфере автомобилестроения, станкостроения, машиностроения, мебельной и химической промышленности. Были восторженные диалоги между правительственными делегациями, что автомобили Кутаисского и Асакинского заводов найдут место на национальных рынках обоих стран, которые, как показало время, так и не оправдались.
Во время визита произошел курьезный случай: на пресс-конференции Ислам Каримов напомнил ташкентцам, что в городе проложен проспект, названный в честь грузинского поэта Шота Руставели (на которой, кстати, он сам когда-то проживал), видимо, не зная, что его давно переименовали в улицу Усмана Носира. Городские власти, поняв, что до президента Грузии может дойти несоответствие слов Каримова с реальностью, решили восстановить прежнее название. Через три недели после визита улица разделилась на две части – одна осталась Усмана Носира, а другой вернули имя Шота Руставели.
В мае 1996 года Президент Узбекистана совершил визит в Грузию. В ходе встречи и переговоров был подписан пакет из 19 межправительственных документов, среди которых 11 – экономической, 6 – социальной и 2 – политической направленности. Кроме того, главы государств подтвердили свою приверженность чуть ранее принятым Серахским договорам о транспортных сообщениях. Ташкент проявил заинтересованность во вложениях своих инвестиций в морские терминалы порта Поти.
По мнению некоторых экспертов, это было начало укрепления связей Узбекистана с закавказскими странами. Ташкент стал определяться с внешнеполитическими ориентирами в этом регионе, больше всего упирая на экономику и коммуникации.
Визиты Э.Шеварнадзе в Ташкент и И.Каримова – в Тбилиси произвели определенный сдвиг в экономических взаимоотношениях: только в 1998 году Узбекистан экспортировал в Грузию товаров и услуг на 5,7 млн. долларов, а импортировал на 9,6 млн. Кстати, доля Грузии во внешнеторговом обороте Узбекистана со странами СНГ в тот период составила 0,83%. Правда, в следующем году товарооборот снизился до 10 млн., причем узбекский импорт – до 1,5 млн. долларов (доля Грузии уменьшилась до 0,55%).
Было восстановлено воздушное сообщение. Но в настоящее время оно нерегулярное. В основном это чартерные рейсы, осуществляемые авиакомпаниями Узбекистана.
Что касается политических отношений, то они далеко не двинулись. Узбекистан поддерживал все мирные инициативы грузинской стороны по урегулированию грузино-абхазского конфликта, но отказался направить туда миротворческий и полицейский контингент, когда Шеварнадзе попросил это сделать в рамках Совета глав государств СНГ в 1996 году. Ташкент не стремился ввязать себя в какие-либо политические конфликты, да и собственных стратегических интересов в этом регионе эксперты не видят. В то же время в дальнейшем можно ожидать, что Узбекистан будет поддерживать тесные отношения с Грузией, считая ее важным участком в трансевроазиатском транспортном коридоре. Ташкент вступил в ГУУАМ с целью поднятия эффективности существующих транспортных артерий региона. С другой стороны Тбилиси осознает, что в ГУУАМ наибольшие экономические потенциалы - у Узбекистана и Украины, которые, естественно, будут оказывать «давление» на партнеров в лоббировании собственных национальных интересов. В Тбилиси еще сохранилась недобрая память о Тамерлане, который разорил закавказские государства много столетий назад. Сейчас Амир Темур – национальный герой, и как бы символ внешней (по мнению зарубежных экспертов, агрессивной) политики Ташкента.

УЗБЕКСКО-АРМЯНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Как ни парадоксально, но Армения – единственная страна, с которой нет ни одного серьезного межгосударственного соглашения. За десять лет независимости между Ташкентом и Ереваном не было ни одного государственного визита глав государств или правительств. И хотя между бывшими советскими республиками не такое уж большое расстояние, между тем они находятся друг от друга как северный и южный полюс. Лишь на саммитах СНГ Ислам Каримов и Левон Тер-Петросян (а в последующем – другие президенты Армении) имели возможность встречаться, но говорить о том, что эти встречи были целенаправленными и необходимыми для обеих сторон - преждевременно. Более того, во время визита армянского лидера в Китай в 1996 году его самолет совершал кратковременную техническую остановку в ташкентском аэропорту. Узбекская сторона прогнозировала возможный контакт Л.Тер-Петросяна с кем-то из руководства правительства Узбекистана, и даже прислала соответствующую делегацию, однако президент Армении не покинул борта даже во время заправки лайнера топливом.
Дипломатические отношения Узбекистан и Армения установили в октябре 1995 года: послы обоих государств подписали соответствующий протокол в Москве. Нужно заметить, что в этот же день такие же намерения были юридическим оформлены Ташкентом и с Азербайджаном. Но на этом межгосударственные отношения завершились, можно сказать, что этим знаком правительства напомнили друг другу о своем существовании. «Практически, страны не определили стратегические интересы друг к другу, и поэтому не стремились возродить какие-либо отношения на том уровне, которые были в советский период», - сказал один из сотрудников Министерства иностранных дел Республики Узбекистан, просивший не называть своей фамилии.
Во внешнеполитическом отношении Армения и Узбекистан находятся на разных векторах развития. Ереван ориентирован на Россию и Иран, стремясь не допустить реализации пантюркистских проектов (которые, как известно, подогреваются Турцией на Кавказе и в Центральной Азии), и желает быть вовлеченным в Транскавказский путь, видя в этом определенную экономическую выгоду. Ташкент имеет свои интересы в проекте ТРАСЕКА, и не хочет, чтобы какая-то страна использовала его для решения частных политических проблем. Например, в одно время Узбекистан не был заинтересован в участии Армении в Организации экономического сотрудничества, опасаясь, что официальный Ереван использует эту интегративную организацию в качестве трибуны для выяснения отношений с Азербайджаном.
Нужно сказать, что внешняя торговля Узбекистана и Армении – одна из самых маленьких в СНГ. В 1998 году Ташкент импортировал из этой закавказской страны продукции на 0,1 млн. долларов, а экспортировал на такую мизерную сумму, что в официальной статистике она отразилась как «0,0 млн.». В следующем 1999 году товарооборот достиг 0,9 млн., из которых 33% составлял узбекский экспорт. По данным за 2001 год товарооборот составлял 2,2 млн. долларов. Доля Армении во внешнеторговом обороте Узбекистана со странами СНГ не превышала 0,05%. Между тем, еще в 1991 году Узбекистан ввез в Армению по межреспубликанскому обмену следующую продукцию: 57 грузовых автомобилей, 52 тыс. м шерстяных тканей и платков, 119 тыс. м шелковых тканей, одежды и белья на 7,281 млн. рублей, 2,5 млн. шт. трикотажных изделий, 173 тыс. пар кожаной обуви, 397 шт. радиоприемных устройств, 1,4 тыс. стиральных машин. В свою очередь армянские экспортеры поставили в Узбекистан 37 шт. тракторов, 283 тонн овощей свежих и переработанных, 20 тыс. м шелковых тканей, 480 шт. холодильников.
Воздушное сообщение между Ташкентом и Ереваном начало действовать уже в новом столетии. Рейс выполняют самолеты авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари». Но сказать, что маршрут этот постоянен, не приходится. Порой пассажирам приходится добираться до столиц обоих государств через сопредельные страны, например, через Москву.
«Изменения могут произойти, но для этого необходимо определиться: а что нам нужно друг от друга, - таково мнение одного из чиновников Министерства внешних экономических связей Узбекистана. – Если есть экономический интерес, то он будет проявлен и реализован». По другим прогнозам, особых сдвигов в узбекско-армянских отношениях не предвидеться, ибо Ташкент не захочет осложнений с партнером по ТРАСЕКА и ГУУАМ – Азербайджаном. «И дело не в родственности этносов, языка, религии и менталитета, - заметил этот чиновник, - просто с Баку уже есть наработки, есть реализующиеся проекты, а с его соседом – нет».
Между тем, 12 июня 2002 года министр иностранных дел посетил Ташкент, в ходе этого визита был подписан протокол намерений о расширении связей между Арменией и Узбекистаном. Это случилось в преддверии приостановки Ташкентом своего участия в ГУУАМ, что позволило некоторым экспертам предположить, что Узбекистан решил сделать «кавказскую ставку» на Ереван вместо Баку и Тбилиси.

УЗБЕКСКО-МОЛДАВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

В 1991 году Республика Молдова признала политическую независимость и экономический суверенитет Республики Узбекистан. В дальнейшем политические отношения стали развиваться более динамично: в сентябре 1994 года был подписан Протокол об установлении дипломатических отношений, а уже в ноябре 1994 года состоялось открытие Посольства Республики Молдова в Ташкенте. В свою очередь узбекская сторона не стремиться открыть свое представительство в Кишиневе.
В следующем году уровень контактов был приподнят на еще одну весомую планку: 30-31 марта 1995 года по приглашению главы молдавского государства Мирче Снегура Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов находился с государственным визитом в Кишиневе. Стоит заметить, что по итогам переговоров был подписан пакет документов, среди которых наиболее важным являлся Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Узбекистан и Республикой Молдова. Кроме того, в ходе визита также были заключены межправительственные соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве на 1995 год; о свободной торговле; об избежании двойного налогообложения доходов и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и на имущество; о сотрудничестве в области культуры; о научно-техническом сотрудничестве; о воздушном сообщении; о неторговых платежах. Тогда же была достигнута договоренность о создании Совместной узбекско-молдавской комиссии по вопросам расширения многостороннего сотрудничества.
Следующим этапом в укреплении связей стал ноябрьский 1995 года визит Премьер-министра Республики Молдова Андрея Сангели в Ташкент. Он оказался таким же плодотворным: кроме открывшейся выставки «Молдова приглашает к сотрудничеству», на которой передовые молдавские предприятия продемонстрировали узбекским партнерам свою конкурентоспособную продукцию, были приняты двусторонние межправительственные документы, направленные на достижение позитивных сдвигов в интеграции - Соглашения о взаимном поощрении и защите инвестиций; о международном автомобильном сообщении; о сотрудничестве в области туризма.
В политическом отношении Ташкент и Кишинев схожи – оба государства стремятся проводить независимую от России внешнюю политику. Но в последнее время с приходом к власти в Молдове коммунистов, узбекские политики стали несколько косо смотреть на ситуацию, поскольку увидели возможность отхода Кишинева от прежних, более жестких позиций в СНГ. Но между тем, Узбекистан стремился всегда поддерживать территориальную целостность молдавского государства и не поддержал просьбу лидера Приднестровья Игоря Смирнова о содействии во вступлении в СНГ.
За 1994 год, когда были налажены дипломатические связи, взаимная торговля составила 2,1 млн. долларов, причем узбекский экспорт – 1,4 млн., а импорт – 0,7 млн. долларов. Между тем, только в 1992 году объем товарооборота между Узбекистаном и Молдовой достигал отметки 16,3 млн. долларов, а в 1993 году – 4,1 млн. В 1995 году общий товарооборот равнялся 4,92 млн. долларов (в т.ч. узбекский экспорт 3,07 млн., а импорт – 1,85 млн.), в 1996 году, соответственно, 5,19 млн. (2,4 млн. и 2,76 млн.), в 1997 году – 8,79 млн. (1,15 млн. и 7,63 млн.), в 1998 году – 5,8 млн. (0,3 млн. и 5,6 млн.), в 1999 году – 3,5 млн. (0,4 млн. и 3,1 млн.). Доля Молдовы во внешнеторговом обороте Узбекистана составляет 0,15%.
К концу 90-х годов структура узбекского экспорта определяли следующие позиции: ткани, нити, пряжа х/б - 40,5%, табак - 18,2%, одежда текстильная - 9,5%, услуги - 8,9% (услуги по ремонту машин и оборудования, услуги по переработке на месте, горные и сельскохозяйственные услуги), продукты переработки овощей, плодов - 6,2%, обувь - 3,7%, масличные семена и плоды - 3,7%, прочие готовые текстильные изделия - 2,9%, топливо минеральное-2,7%, одежда трикотажная - 2,4%, съедобные плоды и орехи - 0,8%, овощи и съедобные корнеплоды - 0,2%, пластмассы и изделия из них - 0,1%, прочее - 0,2%.  В то же время структуру импорта составили такие позиции как: зерновые хлеба - 86,1%, прочие химические продукты - 9,2%, сахар и кондитерские изделия из него - 1,3%, табак - 1,3%, масличные семена и плоды - 0,7%, оборудование электрическое - 0,4%, средства наземного транспорта - 0,4%, жиры и масла животного и растительного происхождения - 0,2%, пряжа х/б-0,2%, услуги железнодорожного транспорта составили - 0,2% от общего объема импорта.
Другим направлением интеграции является формирование предприятий с иностранными инвестициями. По данным Министерства макроэкономики и статистики Узбекистана, на территории республики функционирует 6 совместных узбекско-молдавских предприятия – «Матонатка», «Торговый дом Европа-Азия», «Мустакил», «Эрика Интернейшенл». Данные предприятия занимаются в сфере производства и ремонта продукции, торговли, общественного питания.
Республика Молдова располагает речным портом Рени, через который осуществляется выход в Черное море по реке Дунай. Это весьма важный транспортный узел страны, однако, с точки зрения узбекских экспертов, на настоящий момент ставка за транспортировку хлопко-волокна железнодорожным транспортом до порта Рени выше, чем до украинских и прибалтийских портов. Так, по экспертным расчетам, Узбекистан с каждой тысячи тонн экспортируемого хлопка может терять 8,7 тыс. долл. по сравнению с портом Ильичевск и около 1,8 тыс. долл. по сравнению с портом Рига. При этом необходимо учесть тот факт, что от иностранных компаний не поступают заявки на перевалку экспортного хлопкового волокна через молдавский порт. Как видно из этого, использование транспортных коммуникаций Молдова экономически не выгодно.
Между тем, Ташкент всерьез рассматривает проекты транспортировки своих грузов, если Молдова в рамках ГУУАМ снизит тарифы за транзит и привнесет другие стимулирующие ставки. «В этом случае можно говорить о более тесных взаимосвязях между государствами», - отметил узбекский эксперт из транспортной организации «Узвнештранс». В свою очередь в рамках ЧЭС и ГУАМ Молдовой прорабатываются вопросы развития транспортных коммуникаций. По мнению узбекских экспертов, географическое расположение Молдовы на пересечении важных транспортных коммуникаций делает перспективным в стратегическом плане сотрудничество с ней в вопросах создания единого Трансазиатского и Трансевропейского транспортных коридоров. С одной стороны это позволит Узбекистану создать дополнительные альтернативные маршруты в Европу и страны ЧЭС, с другой –обеспечит Молдове выход в Центральную Азию и далее в страны Азии.
В контексте этого весьма своевременно мнение Молдовы восстановления Великого шелкового пути, поскольку его развитие отвечает ее интересам. Подтверждением этого является ее желание присоединиться к соглашениям о транспортных перевозках, подписанным в г.Серахсе 13 мая 1996 года.
Затрагивая другие вопросы совместного сотрудничества, то здесь широкие возможности имеются в области сельского хозяйства и переработки аграрной продукции. Это производство сухофруктов, вино-водочных изделий, коньяков, ликеров и др. Эксперты отмечают такие сферы взаимного притяжения как электротехническая отрасль, легкая промышленность, машиностроительный комплекс. Также необходимо развивать не только связи на уровне правительств и частных структур, но и в рамках регионов, что позволит интенсифицировать процессы интеграции между Узбекистаном и Молдовой.

УЗБЕКСКО-БЕЛОРУССКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Отношения между двумя государствами складывались не совсем просто, и зачастую причинами этого были личностные факторы. Лидеры Узбекистана и Беларуси, схожие в психологическом и политическом смысле, не всегда находили взаимопонимания. В свое время Ислам Каримов призывал Лукашенко особенно не втягиваться в сферы российских интересов, чем вызвал у последнего отрицательные эмоции. Президент Беларуси признавался на официальных встречах, что он не приемлет такого совета от центрально-азиатского коллеги. Активное участие Минска в СНГ, Таможенном союзе и Союзе Россия-Беларусь раздражало Ташкент и всячески тормозило развитие двусторонних отношений.
Между тем торговля продолжает развиваться. В 1998 году товарооборот между Узбекистаном и Беларусью составил 24,2 млн. долларов, причем доля узбекского экспорта и импорта составили по 50%. В 1999 году – 44 млн. долларов, причем Ташкент экспортировал на 18,7 млн., а импортировал – на 25,3 млн. долларов. Стоит отметить, что доля Беларуси во внешнеторговом обороте Узбекистана за это время возросло с 1,3% до 2,45%.
В Ташкенте функционирует Посольство Беларуси, в то время как в Минске работает представитель Узбекистана в Исполнительном комитете СНГ, который одновременно выполняет и дипломатическую миссию республике в Беларуси.

УЗБЕКСКО-УКРАИНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Если говорить об особенностях узбекско-украинские торгово-экономических связях, то на сегодняшний день они характеризуются обоюдным стремлением укреплять взаимопонимание и сотрудничество, а механизм взаимодействия регламентируется подписанным 29 декабря 1994 года межправительственным Соглашением о свободной торговле. Как отмечают эксперты, в рамках данного документа правительствами обеих стран принимаются все необходимые меры для дальнейшего развития взаимовыгодного сотрудничества.
Необходимо сказать, что до 1995 года практически стали традиционными ежегодные соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, к которым еще прикреплялись приложения 1 и 2, определяющими объемы взаимных централизованных поставок стратегически важной товарной продукции на год. Однако это не отражало степень реальных связей и не позволяло запускать механизм межхозяйственной и производственной кооперации, а также интеграции на полную мощь. В результате эксперты пришли к выводу о необходимости развития экономических связей на основе прямых хозяйственных контактов, и начиная с 1996 года внешняя торговля обеих стран вышла на новую орбиту.
Между тем, хотелось бы заметить, что проблемы, связанные с платежеспособностью украинских и узбекских предпринимателей, являются серьезным фактором, сдерживающим наращивание объемов внешнего оборота. В связи с этим 5 августа 1997 года в Киеве было подписано соответствующее межправительственное Соглашение о поставках продукции на эквивалентной взаимосвязанной основе в 1997 году. Согласно этому документу Республиканская акционерная компания «Узоптбиржеторг» (от Республики Узбекистан) и АОЗТ «Торговый дом «Украина-Узбекистан» (от Украины) определены представителями, уполномоченными на его выполнение. В соответствии с вышеназванным Соглашением Узбекистан должен поставлять в Украину хлопок-волокно, а украинская сторона - на эквивалентную сумму продукцию 18 наименований.
Затрагивая вопросы формирования нормативно-правовой базы двустороннего сотрудничества, то здесь имеется целый пакет документов экономической ориентации. Стоит упомянуть некоторые из них: межправительственные Соглашения о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций (20 февраля 1993 года, г.Ташкент, настоящее соглашение заключено на 10-летний срок); об организации расчетов и платежей (20 февраля 1993 года, г. Ташкент); о выделении Украиной материальных ресурсов и их кредитования для развития газотранспортной системы Республики Узбекистан (3 февраля 1994 года, г.Ташкент); о производственной кооперации (6 сентября 1994 года, г.Ташкент); об избежании двойного налогообложения доходов и имущества" (10 ноября 1994 года, г.Киев). Также приняты Протокол между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Украины об участии Украины в развитии нефтегазового комплекса Республики Узбекистан (20 февраля 1993 года, г.Ташкент) и Декларация об основных направлениях экономического сотрудничества между Республикой Узбекистан и Украиной (10 ноября 1994 года, г.Киев).
В ходе визита Премьер-министра Украины П.Лазаренко в Узбекистан в декабре 1996 года было подписано межведомственное Соглашение на уровне Министерства внешних экономических связей Республики Узбекистан и Министерства внешних экономических связей и торговли Украины. Во время ответного визита Премьер-министра Республики Узбекистан У.Султанова на Украину 18 апреля 1997 года был принят Протокол об изъятиях из режима свободной торговли к Соглашению о свободной торговли от 29 декабря 1994 года, который впоследствии был утвержден Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан №250 от 20 мая 1997 года. Всего, по данным Посольства Украины в Ташкенте, за десять последних лет между Украиной и Узбекистаном подписано 105 договоров и соглашений.
Как заявил Посол Украины в Узбекистане Анатолий Касьяненко еще летом 2000 года, «особый вопрос – это совместное развитие транспортно-коммуникационной системы. Украина заинтересована в дальнейшем функционировании проекта ТРАСЕКА, поскольку одним из транзитных путей узбекских грузов в Европу становятся украинские порты и железная дорога». Другой проект – это ГУУАМ одной из его целью является реализация нефтяного пути. «Он может способствовать реальной интеграции наших государств, - отметил Посол. - На стадии изучения находятся проекты по металлу, по сотрудничеству в области строительства железных дорог и другие». По оценкам Посольства Украины, сейчас большой оборот между странами идет в сфере поставок нефтепродуктов: «Большая доля дизтоплива, который Узбекистан вывозит за свои пределы, находит потребителей на Украине».
Республика Узбекистан и Украина в качестве одного из приоритетов двустороннего сотрудничества рассматривают дальнейшее углубление торгово-экономических и научно-технических связей как на межотраслевом уровне, так и на основе установления прямых хозяйственных связей. К сожалению, двустороннее сотрудничество в указанной сфере, имевшее до последнего времени тенденцию к расширению, было осложнено разразившимся в конце 1997 года мировым финансовым кризисом, затронувшим отдельные отрасли промышленности Украины. Структура внешнеторгового оборота между странами за последние годы не претерпела существенных изменений. В настоящее время не полностью урегулированы вопросы транзитного режима, взимания местных налогов и портовых сборов, а также воздушного сообщения.
Осуществление поставок сырья и готовой продукции, производимой в Узбекистане является взаимодополняющим направлением межотраслевого сотрудничества. Украина, исходя из собственных экономических интересов, учитывая имеющийся промышленный потенциал, а также природные запасы, проводит политику дальнейшего развития торгово-экономических отношений с Узбекистаном с учетом максимальной реализации имеющихся возможностей по сбыту производимой в стране продукции черной металлургии и АПК. В свою очередь, Узбекистан интересует Украину, так как располагает драгоценными и цветными металлами, различными видами сырья, остро необходимой ее промышленности. Потребности Украины в производимых в Узбекистане меди, свинце, цинке составляют по некоторым данным до 200 тыс. т., до 80 тыс. т. и до 100-150 тыс. т. Металлургическая промышленность Украины остро нуждается в молибдене, вольфраме и флюорите, используемых для производства стали и алюминия. В перечень стратегически важных для Украины товаров из Узбекистана входит хлопок-волокно, остро необходимое сырье для предприятий легкой и текстильной промышленности, большинство из которых простаивает, а также золото полуфабрикаты из него для ювелирной промышленности Украины. По некоторым оценкам его потребности только на технические нужды оцениваются от 4 до 13 т.
Узбекские эксперты считают, что необходимо прежде всего осуществить дальнейшую гармонизацию и унификацию договорно-правовой базы в области внешней торговли двух стран. Развитие и углубление торгового сотрудничества должно осуществляться наряду с либерализацией действующего между государствами режима свободной торговли, постепенным устранением технических барьеров в торговле, косвенных нетарифных ограничений. В настоящее время Узбекистан рассматривается украинской стороной как мощный плацдарм по созданию различных совместных производственных структур, производящих экспортоориентированную продукцию, большая часть которой найдет рынки сбыта как в странах Центральной Азии, так и в близлежащих странах Азии.
В области инвестиционного сотрудничества  между нашими странами к приоритетным направлениям можно отнести дальнейшую популяризацию среди украинских деловых кругов, международных организаций, аккредитованных в Киеве, сути инвестиционной политики в республике. Во избежания потери Узбекистана как мощного производственного плацдарма, деловые круги Украины, испытывающие нехватку инвестиционных средств для своих собственных производств, к приоритетным направлениям сотрудничества относят идею получения кредитов западных банков с целью создания совместных производственных структур на территории республики.
К приоритетным направлениям также можно отнести дальнейшее развитие коммуникационных систем с учетом эффективного и полного использования имеющихся возможностей Черноморского экономического сотрудничества, Транскавказского транспортного коридора и объединения ГУАМ в целях обеспечения выхода Узбекистана на мировые рынки. После приобретения независимости нашими государствами транспортные связи не были нарушены. Так в 1992-1994 годах через Черноморские порты Украины - Ильичевск, Одесса, Херсон, Николаев и Мариуполь осуществлялись доставка и дальнейшая транспортировка импортных продовольственных грузов по Турецкому кредиту, в обратном направлении перевозилось хлопковое волокно. Только за 1996 год через порт Ильичевск  было перевезено 100,0 тыс. тонн экспортного хлопкового волокна, причем на условиях «ФОБ», то есть груз доставляется узбекскими экспедиторами до портов, указанных в контракте, где груз передается экспедиторами покупателю. По железным дорогам Украины перевезено в 1996 году 165,3 тыс. тонн, 1997 г. – свыше 70,0 тыс. тонн. Автотранспортом осуществлена доставка продукции 20 тонн.
Однако, как отмечают эксперты, в последнее время появились определенные трудности при транспортировке грузов по территории Украины автомобильным и железнодорожным транспортом. Так, начиная с 01.08.97 г. автотранспортные средства облагаются налогом на добавленную стоимость в размере 20%; введена разрешительная система при въезде и транзитном пересечении Украины автотранспортными средствами; введено ограничение максимального веса автотранспортного средства с грузом до 36 т.; при проезде через Черниговскую, Волынскую, Черновицкую области и Закарпатье введен экологический сбор - 50 долл.; курс пересчета швейцарского франка к доллару США при транспортировке по территории Украины составляет 1,38, что увеличивает транспортные расходы по Украине на 5%, хотя в соответствии с решением 5-ой тарифной конференции, курс пересчета во всех других странах СНГ составляет 1,45.
Более того, транспортировка из или в Украину осуществляется только украинскими экспедиторами, что вызывает некоторые затруднения по доставке грузов. Стоит добавить, что с 01.03.96 г. введено обязательное транзитное декларирование, стоимость которого в настоящее время составляет 30 долл. за один железнодорожный вагон. Остается недостаточно высоким качество обработки хлопко-волокна в портах и припортовых базах, при сравнительно высоких ставках за обработку и хранение грузов.
Все вышесказанное влияет на степень двустороннего сотрудничества. И поэтому узбекскими специалистами предлагается украинской стороне рассмотреть вопросы предоставления льготных тарифных ставок на объемные и маршрутные железнодорожные перевозки грузов; улучшения сервис обработки хлопка-волокна в портах Украины; создания гибкой системы обмена разрешениями въезда и транзита; приведения максимально разрешенного веса транспортного средства к Европейскому стандарту (40 т.); упразднения обязательного транспортного декларирования. Конечно, желательно было бы и в дальнейшем сохранить свободного систему проезда узбекских автомашин по территории Украины.
Украинские эксперты объясняют снижение торгово-экономических показателей между странами влиянием финансового кризиса, а также рядом субъективных причин, среди которых продолжительный процесс получения украинскими импортерами свободно конвертируемой валюты, в связи с чем они подпадают под штрафные санкции налоговой службы. В связи с переходом Республики Узбекистан на самообеспечение сельскохозяйственной продукцией (зерно, масло, сахар) объемы украинских поставок были значительно снижены.
Основные направления двусторонних отношений на перспективу определены Договором между республикой Узбекистан и Украиной о дружбе и дальнейшем углублении всестороннего сотрудничеств от 19 февраля 1998 года. Для дальнейшего углубления экономического сотрудничества. Эксперты предлагали разработать Межгосударственную программу долгосрочного экономического сотрудничества между двумя странами. При этом они уточняют, что при проведении торгово-экономической политики в отношении Украины, следует исходить из необходимости поддержания существующего уровня партнерства. К среднесрочным задачам эксперты относят определение комплекса мер, направленных на расширение сотрудничества в области производственной кооперации между предприятиями и организациями стран, создание на территории Украины совместных производственных структур, установление прямых контактов между общественными и научно-исследовательскими организациями, объединяющих специалистов различных отраслей экономики.
Не меньшую роль в укреплении двусторонних связей играют Совместные предприятия. Так, на конец 90-х годов в качестве участников внешнеэкономических связей было зарегистрировано 20 предприятий, из которых 16 - это узбекско-украинские совместные предприятия, 4 - предприятия со 100% украинским капиталом. Основной сферой деятельности предприятий с участием украинского капитала является: производство и монтаж легких металлических сооружений арочного типа; организация производства, сборки, сбыта и ремонта велосипедов; сборка бытовой электронной аппаратуры (черно-белые телевизоры 50 ТБ и 40 ТБ); производство и реализация электродов и метизов; строительно-монтажные работы, маркетинговые исследования; материально-техническое обеспечение ГАЖК «Узбекистон темир йуллари», ремонт подвижного состава железнодорожных локомотивов; подготовка и переподготовка летного состава; производство и реализация мебели; изготовление, сборка, установка и обслуживание игровых автоматов; производство и калибровка бытовых газовых счетчиков; обеспечение медицинскими препаратами, сырьем, оборудованием и вспомогательными материалами для производства лекарств; экспортно-импортные операции и торгово-посредническая деятельность.