Раздел 4. Параграф 2

Тамила Абдуллаева
4.2. Узбекистан в системе ГУУАМ: возможности и перспективы

ГУАМ – это новое региональное, пускай несколько неформальное образование, которое было создано в 1996 году в Вене на встрече глав государств Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы. По мнению экспертов, уже тогда некоторые политики видели бесперспективность СНГ и намеревались сформировать свое интегративное сообщество. В апреле 1999 года в Вашингтоне к ней присоединился Узбекистан и с этого момента в аббревиатуре “клуба” появилась новая буква и новый участник . Основной целью этой структуры являлось развитие транспортных магистралей, которые прокладывались по их территориям, в частности, по направлению Европа-Кавказ-Азия, минуя при этом Россию. В политическом смысле эта трасса устраивала и западные страны.

Нужно заметить, что для эффективного регулирования всех вопросов, связанных с деятельностью ГУУАМ, с того времени проводятся постоянные встречи ее участников. Первая такая встреча состоялась в 1997 году и завершилась подписанием Страсбургского коммюнике. Основные вопросы между тем в рамках ГУУАМ часто решались на двусторонних уровнях, в частности Ташкентом после установления соответствующих дипломатических отношений .

Пред отлетом в Ялту, где в начале июня 2001 года прошел саммит глав государств-участников ГУУАМ, Президент Узбекистана Ислам Каримов сказал: “ГУУАМ – структура, еще не утвердившаяся на практике. Поэтому все еще можно услышать вопросы типа: что это за организация, каковы ее цели и задачи, какая польза от нее государствам-участникам?”  Он же сам добавил, что эту организацию можно сравнить с неродившимся ребенком, о судьбе которого идут разные разговоры. В то же время трудно себе представить, что у Узбекистана не было четких и ясных целей, когда руководство решало вопрос участия. Более того, Ташкент намеревался выгодно использовать все потенциальные возможности от этого образования. Кстати, Ялтинскую встречу теперь принято считать учредительным, поскольку с принятием Хартии ГУУАМ это интегративное сообщество получило легальный статус.

Нужно сказать, что ГУУАМ возник не на пустом месте. Еще ранее, с 1992 года у ряда государств Черноморского бассейна (иначе именуемых как Черноморского экономического сообщества - ЧЭС) возникла идея формирования региональной организации, которая разработала общий проект эффективного использования транспортной системы и получения взаимной выгоды от транзита грузов третьих стран. Узбекистан уже тогда проявлял заинтересованность к подобным концепциям и желал войти в ЧЭС в качестве наблюдателя. Ведь тогда реально рассматривалась увязка железнодорожной, авиационной, автомобильной и морской инфраструктуры стран ЧЭС и Прикаспийского бассейна, и эти планы нашли поддержку в Европейских структурах. Здесь вполне уместно напомнить, что в июле 1993 года в рамках программы ТАСИС в Брюсселе был принят проект ТРАСЕКА, который предусматривал создание транспортного коридора между Европой и Центральной Азией через Кавказ.

Фактически, ЧЭС и ГУУАМ служат основой для реализации данного проекта, который иногда именуют “Транскавказский коридор”. Отправной точкой с Центральной Азии стал Узбекистан, грузы которого автомобильными и железнодорожными путями движутся через Туркменистан, затем паромами по Каспийскому морю - в Азербайджан (порт Баку); после идет перегрузка в вагоны, и железной дорогой они транспортируются в Грузию, откуда из морского порта Поти морскими судами перебрасываются в порты Румынии (Констанца), Болгарии (Варна), Украины (Одесса). Центрально-европейские и Восточноевропейские страны осуществляют транзит узбекских грузов в иные точки Европы. Как считают эксперты, это наиболее экономичный путь по сравнению с северными маршрутами, то есть через Россию. Кстати, именно это имел в виду узбекский президент, когда сказал: “ГУУАМ – структура, имеющая важное значение для Узбекистана, так как одной из главных задач, стоящих перед нашей страной, является выход на мировой рынок. И в этом, прежде всего, нам необходимы коммуникации и путь, требующий малых затрат для выхода на эти рынка нашей продукции”.

В этой связи стоит вспомнить, что Узбекистан, не имеющий прямого выхода к морям и не имеющий никакого опыта в морском деле, однако решился на обзаведение собственного морского флота. С 2000 года на украинских судовервях идет строительство нескольких сухогрузов, собственниками которых станут узбекские владельцы. Ташкент вынужден был и вложить некоторые средства в реконструкцию нескольких терминалов в порту Туркменбаши.
Как видно из этого, узбекское правительство имеет серьезные намерения в ГУУАМ. Здесь стоит привести интересные данные аналитического центра “Транс-Азия” по опросу узбекских экспертов относительно участия Ташкента в ГУУАМ. Так вот, 56% из них первопричиной указали именно на транспортно-коммуникационный фактор, 34% - на внешнюю торговлю республики с этими странами, а остальные – на необходимость решения политических противоречий, возрождения культурно-духовных связей, укрепления доверия к странам.

Отметим и то, что в столице Узбекистана главами дипломатических миссий был создан клуб ГУУАМ, на которых поднимались и решались проблемы развития этого неформального объединения. Дело в том, что проект ТРАСЕКА иногда дает осечку, например, страны, входящие в него, порой отходят от взятых на себя обязательств. Тут стоит напомнить историю, когда Туркменистан (практически сразу же после подписания договора о транзитных железнодорожных перевозках в 1996 году) стал избегать выполнения некоторых пунктов, в частности, предоставления 50% льготного тарифа за транзит и, кроме того, ввел 20% НДС. Такого же пути стал придерживаться Азербайджан, из-за чего стоимость узбекских грузов только в 1999 году увеличилась на треть . Как заявил один из сотрудников Министерства внешних экономических связей Узбекистана, постоянные проблемы с партнерами из ГУУАМ вызывают определенное раздражение у узбекских экспортеров. Туркменская сторона даже заявляла, что если Ташкенту в своих стратегических целях так нужен порт Туркменбаши, то пусть он и вкладывает свои средства в реконструкцию и модернизацию морских терминалов, а также паромного транспорта. Сам Ашгабат не видит серьезных устремлений от этого пути, предпочитая работать с Ираном и Турцией по их магистралям.

Таким образом, Ташкент вынужден входить в структуры, где участвуют государства, по территориям которых прокладываются стратегические магистрали Узбекистана. Видимо этим и мотивируется активное участие республики в этом новом сообществе: если ТРАСЕКА не всегда способна оказать влияние на партнеров Ташкента, то в ГУУАМ это становиться более возможным. По мнению экспертов, через эту региональную интегративную организацию наша республика может добиваться льготных режимов транспортировки. Впрочем, ведь для этого и создавался ГУУАМ, страны которого также заинтересованы в привлечении транзита в обход России и получении дохода от этого рода транспортных услуг.

Естественно, создание дорог в обход России не вызвало особого восторга у Москвы, поэтому она внимательно изучает ситуацию, которая имеет место как в странах региона, так и на дорогах ТРАСЕКА. С другой стороны ею подробно рассматривается и проект Серахс-Теджен-Мешхед, который начал действовать с мая 1996 года после открытия железной дороги в Туркменистане. Данный путь предусматривает транспортировку грузов через Иран в Персидский залив, а оттуда морским путем или в Европу, или Африку, или Америку, или Азию и Австралию. Чтобы привлечь внимание Ташкента к старым маршрутам Россия отменила НДС и предоставила льготные тарифы за транзит. Здесь необходимо добавить, что до 90-х годов более 90% всех экспортно-импортных грузов проходили через Россию, а сейчас этот показатель составляет, по оценкам экспертов МВЭС РУ, около 40%.

Как видно из вышесказанного, Узбекистан не отказался и от северного пути, поскольку продолжает транспортировать грузы по российской территории, но намерен осваивать и новые, которые сулят экономическую выгоду. Также приемлемым был бы путь через Афганистан в Пакистан, а оттуда к морским портам, но из-за сложной военно-политической обстановки в этом направлении этот проект пока заморожен. Между тем, Ташкент может стать ключевым звеном между транспортными цепями Юго-Восточной Азии, Центральной Азии, Кавказа и Европы. В настоящее время узбекские экспортеры по магистрали Андижан-Ош-Кашгар способны достичь китайских морских портов. Ташкент намерен использовать и такие коммуникационные сети, как Баку-Супса, через которые реально выйти к Турции и Болгарию.

Но и особой активности к иранскому пути Ташкент также не проявляет. Это связано с тем, что Узбекистан не стремиться поддерживать особые контакты со странами, где власть принадлежит исламскому фундаментализму. Поэтому не столь высоки торговые обороты узбекской республики с исламским государством Иран, и не так, как хотелось бы иранцам, Ташкент участвует в Организации экономического сотрудничества. По мнению некоторых экспертов, зигзообразное поведение Ашгабата в отношении исполнения Договора о транзитных перевозках от 1996 года объясняется давлением Тегерана, который желает обратить внимание узбекской стороны на иранские коммуникационные сети. Поэтому на 4-м саммите тюркоязычных стран в Ташкенте, состоявшемся в октябре 1996 года, была подтверждена решимость воплотить в жизнь серахские договоренности по развитию железнодорожных перевозок через Транскавказский коридор, а также закладке аналогичного коридора к Индийскому океану .

Все проекты по транспортным магистралям имеют и второе значение – возрождение Великого шелкового пути, по которому еще много сотен лет назад двигались караваны с товарами, знаниями, культурой с Японии до Европы. Естественно, Центральная Азия, Кавказ становились транзитными территориями, а государства получали значительные выгоды от такой торговли. Не зря уже сейчас реализуются проекты туристического плана, в которые вовлечены и страны ГУУАМ.
В последнее время все чаще стали говорить о блоковом противостоянии в Содружестве, например, ГУУАМ было создано в противовес бывшему Таможенному союзу СНГ, куда вошли Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. Кстати, Президент Узбекистана Ислам Каримов высказал негативное отношение к созданному на базе Таможенного союза Евро-Азиатского экономического сообщества, отметив, что невозможно соединить интересы неравнозначных государств, скажем, таких как Россия и Таджикистан. Между тем, в ГУУАМ входят тоже государства, экономический потенциал которых нельзя привести к одному знаменателю. Так что блоковые интересы здесь вполне вероятны. Ташкент стремиться уйти от влияния России и поэтому участвует в различных организациях, которые сулят экономическую и политическую независимость Узбекистана.

По мнению Сергея Моругина, “ГУУАМ был создан в 1997 году как некий консультативный орган, которой сейчас рассматривается как наиболее опасный "киллер" СНГ… Если верить школьному учебнику географии, ГУУАМ, - не региональная организация. В нее не входят такие важные страны региона, как Армения и Россия. В стороне от процесса пребывают также Казахстан, Туркмения, Таджикистан” . По некоторым сведениям, Ташкент ревниво отнесся к некоторым пожеланиям о вступлении Москвы в новую структуру, опасаясь, что и здесь будут пробиваться больше российские проекты, чем те, которые устраивают других участников ГУУАМ. Именно с такой позиции в свое время Узбекистан отнесся к идее присоединения Москвы к проектам ЭКО.
В тоже время хотелось бы заметить, что вопросы противостояния не все считают основным на постсоветском пространстве. Стоит обратить внимание на опросы экспертов. Около 50% экспертов не видят блоковых противостояний ГУУАМ с ЕврАзЭС, но в то же время более 1/ 2 считает, что существует противовес Экономическому союзу СНГ. Подавляющая часть респондентов видят смысл ГУАМУ в расширении проекта ТРАСЕКА и Великого Шелкового пути, и чуть менее половины уверены, что эта организация способна уменьшить влияние ЭКО (см. таблицу № 48).

Таблица № 48. Мнения экспертов по целям создания ГУУАМ, в %
Мнения\ Да\ Нет\ Без ответа\
Блоковое противостояние новому интегративному образованию – ЕврАзЭС\ 34\ 47\ 19\
Альтернатива СНГ и его структурам (Экономическому союзу)\ 53\ 26\ 21\
Расширение проекта ТРАСЕКА и туристического продукта “Великий шелковый путь”\ 72\ 3\ 25\
Содействие экономическому развитию регионов Черноморского и Прикаспийского бассейнов, Центральной Азии\ 56\ 21\ 23\
Уменьшение влияния в регионах Организации экономического сотрудничества (ЭКО)\ 43\ 35\ 22\

Кроме того, Ташкент заинтересован в том, чтобы ГУУАМ расширило свои задачи и больше уделило внимание экономическому сотрудничеству, развитию внешней торговли. На Ялтинском саммите главы государств высказали мнение о доработке вопроса создания зоны свободной торговли. Как прошло в узбекской прессе, “для выхода связей на этот уровень президенты пришли к соглашению об использовании имеющихся возможностей и созданию всех необходимых условий. Отмечалось, что будущий документ о зоне свободной торговле должен служить только повышению уровня такого сотрудничества” . Кстати, незадолго до этого форума на Минской встрече глав государств-участников Содружества поднимались проблемы, которые не позволяют сформировать зону свободной торговли согласно Перспективному плану интеграции от 21 октября 1994 года. Видимо, правительства группы ГУУАМ решили подстраховаться и создать второй эшелон подобной зоны. Независимые эксперты несколько скептически смотрят на эту проблему, поскольку подобные зоны не функционировали и в двусторонних с Ташкентом отношениях, хотя подобные документы принимались. И вообще у узбекской стороны отмечается такая тенденция: не торопиться, пускай даже это сулит потерю выгоды, ибо самая главная выгода еще впереди. Поэтому процесс создания такой зоны в большей степени зависит от активности Украины, Грузии, Молдовы и Азербайджана, а Узбекистан, скорее всего, присоединиться, если такая зона начнет развиваться.

Между тем, вопросы расширения экономического сотрудничества, в частности торговли, поднимались Узбекистаном не раз на двусторонних уровнях с каждой отдельной страной ГУУАМ. Это в какой-то степени способствовало увеличению товарооборота Узбекистана с этими странами (см. таблицу № 49)

Таблица № 49. Внешнеторговый оборот Узбекистана со странами ГУУАМ, млн. долларов США
Страны\ 1998\ 1999\
Экспорт\ Импорт\ Экспорт\ Импорт\
Всего со странами СНГ\ 917,1\ 915,5\ 982,8\ 809,8\
В том числе:.\
Азербайджан \ 2,2 \ 3,0\ 2,5\ 2,6\
Грузия \ 5,7\ 9,6\ 8,5\ 1,5\
Молдова \ 0,3\ 5,5\ 0,4\ 3,1\
Украина \ 33,3\ 148,8\ 122,4\ 130,4\

Придерживаясь политики импортозамещения и экспортной ориентации, в 1999 году Узбекистан сумел достичь неплохих результатов в освоении рынков стран ГУУАМ. В частности, экспорт узбекской продукции и услуг на Украину увеличился в 3,67 раза, Азербайджан – на 8,6%, Грузию – на 49%. В то же время сократился импорт из Грузии на 84,3%, Азербайджана – на13,4%, Молдовы – на 43,7%, Украины – на 12,4%. Нужно заметить, что до середины 90-х годов особых экономических связей Ташкент с кавказскими государствами не имел, так, в частности, доля Грузии в общем товарообороте Узбекистана с другими странами составляла всего лишь 0,02% , еще меньше объем был с Азербайджаном . Лишь Молдова  и Украина имели хорошие объемы торговли.

По мнению эксперта Андрея Грозина, “основной причиной того, что Россия не демонстрирует беспокойства по поводу деятельности стран, входящих в ГУУАМ, является достаточная призрачность этого союза. Во-первых, страны, входящих в этот союз, разнородны. Во-вторых, цели, которые каждый из них преследует или собирается преследовать в рамках этой структуры, абсолютно различны. И третье - это изменение, серьезное изменение позиций этих стран по отношению к Москве, к структурам стран СНГ, которое они последнее время начали демонстрировать. Кроме того, очевидно, что попытки руководителя Грузии превратить ГУУАМ во вне СНГ-овую структуру, привлечь в нее Румынию и Болгарию, они не очень-то перспективны. Вряд ли Бухарест и София будут распылять свои усилия не на то, чтобы войти в ЕС и в НАТО в качестве полноценных членов, и не на то, чтобы активизировать свое участие в структурах Балто-Черноморского соглашения. Будет выглядеть очень странным, если Румыния и Болгария станут активно участвовать в какой-то мало вразумительной структуре с очень непонятными видами на будущее. Вот именно поэтому Москва и не демонстрирует какого-то беспокойства по этому поводу” .

Грозин утверждает, что разновекторность участников похоронит этот союз. Но стоит вспомнить, что и Евро-Азиатский союз сплотил совершенно непохожих друг на друга государства, но никто не ожидает его скорейшего распада. Другое дело, что эксперт предлагает правительству России уделить внимание поставкам углеводородов в обход страны. “Но с вводом КТК (Каспийского трубопроводного консорциума), который становится все более реальным, перспективы и трубопровода Баку-Джейхан и Транскаспийского газопровода, становятся все более и более призрачными. Тем более с учетом того, что между Ашхабадом и Баку наблюдаются все более напряженные отношения, - таково мнение эксперта, который добавляет: - Я думаю, что и для нефти Казахстана и для газа Туркмении будут выбраны наиболее удобные пути, то есть связанные с Россией. А если эти государства будут выключены из этой системы, никакой шелковый путь не сможет быть восстановлен. Продавать инжир или курагу – это, по меньшей мере, не серьезно”.

Как считает Сергей Моругин, “определенная идеология в этом объединении присутствует, - официально считается, что ГУУАМ создан по мотивам знаменитого "Шелкового пути", который в прежние времена посуху соединял центрально-европейские страны с Китаем и Индией. Идеология "шелкового пути" кроме красивого названия и некоторого экономического компонента имеет еще одно немаловажное преимущество: она настолько же неопределенна и абстрактна, как и конкретные маршруты "шелкового пути". В конечном итоге, торговые караваны идут теми путями, которые для них удобны и выгодны и исторические аналогии тут не при чем.

Кстати, интересна мысль Моргунина и в том, что “в политическом плане ГУУАМ рассматривают, прежде всего, как альтернативу России. Несмотря на изначально резкую реакцию российских представителей, следует признать, что вряд ли объединение может представлять какую-либо угрозу для России. Более того, ГУУАМ волне может канализировать накопившееся у стран СНГ недовольство доминированию России на постсоветском пространстве. В объединение "сгрудились малые", которые таким образом могут более эффективно решать общие вопросы”.

Некоторые эксперты рассматривают ГУУАМ как возможность его участников восстановить прежние объемы транзитных перевозок. За последние годы во всех государствах СНГ отмечается устойчивое снижение грузооборота на внутреннем водном транспорте, причем за период 1992-96 годы в Молдове практически были прекращены подобные перевозки. На Украине за этот период в 6 раз сократились объемы пассажирских перевозок внутренним водным транспортом . За счет выполнения экспортно-импортных грузовых операций ГУУАМ способен увеличить объем перевозок.

Кроме экономических вопросов ГУУАМ стало также рассматривать и некоторые проблемы политического характера. Так, в принятом в 2000 году Нью-Йоркском меморандуме ГУУАМ подчеркивалась необходимость взаимодействия государств-участников в международных организациях, в частности, совместное продвижение инициативы о создании Международного центра по борьбе с терроризмом. В то же время некоторые узбекские эксперты утверждают, что ГУУАМ “по сути не может быть политизированной или военизированной организацией. В качестве доказательства достаточно привести географическое расположение государств-участников”.

Кроме того, на Ялтинском заседании президенты подписали Хартию ГУУАМУ а также приняли Конвенцию о взаимном оказании консульскими учреждениями стран группы помощи физическим лицам из Грузии, Украины, Азербайджана, Молдовы и Узбекистана .
Поэтому весьма интересны данные опроса узбекских экспертов по данному вопросу. Как видно из таблицы № 50, 1/3 часть респондентов считает, что ГУУАМ все же региональная интеграция, призванная обеспечить транспортную независимость участников и в особенности, Узбекистана. Чуть меньше считает, что страны должны более активно инвестировать те отрасли и сферы партнеров, которые жизненно необходимы для самих инвесторов.

Таблица 50. Какие основные задачи стоят перед ГУУАМ, мнения экспертов, в %
Задачи\ Ответы \
Развитие и расширение транспортно-транзитного сообщения\ 31\
Создание зоны свободной торговли по периметру ГУУАМ\ 15\
Содействие взаимным инвестициям и созданию совместных предприятий\ 20\
Научно-техническое сотрудничество и принятие совместных мер в техногенных катастрофах\ 7\
Военно-политическое сотрудничество, в том числе в борьбе с организованной преступностью и международным терроризмом\ 3\
Совместное освоение новых рынков в Европе, Ближнем Востоке и Юго-Восточной Азии\ 10\
Сотрудничество ГУУАМ с международными экономическими и политическими институтами\ 10\
Гуманитарное сотрудничество (образование, культура, искусство)\ 4\

Можно ожидать, что после Ялтинской встречи контакты между государствами станут более активными и результативными, а сотрудничество возобновиться на многих уровнях. Большие надежды возлагаются на восстановление аэромоста. В настоящее время Узбекистан имеет открытое воздушное сообщение только с Азербайджаном и Украиной, тогда как с Молдовой и Грузией полеты не осуществляются не узбекскими, ни другими авиационнымии перевозчиками. Более того, Узбекистан не имеет там своей дипломатической миссии, тогда как страны ГУУАМ уже давно открыли посольства в Ташкенте. Если удастся в ближайшие годы создать зону свободной торговли, то планы по формированию таможенного и платежного союзов в рамках ГУАМУ не уйдут в далекую перспективу. Но большинство экспертов в этом сомневается.

Несомненно, жизнеспособность ГУУАМ будет зависеть от многих факторов, которые складываются как внутри самого сообщества, так и от давления извне. Нельзя скрывать того, что существуют силы, которые неприязненно относятся к новому интегративному образованию, видя в этом серьезный фактор лоббирования интересов стран-участниц ГУУАМ на мировом рынке, а также известная самостоятельность самих государств. Интеграционный процесс ГУУАМ будет в перспективе определяться:
Во-первых, сложившимися тенденциями и особенностями развития национальных экономик государств-участниц. Если есть необходимость в кооперации и развитии межхозяйственных связей ГУУАМ, то правительства, скорее всего, более внимательнее подойдут к реализации совместных проектов.
Во-вторых, объемами вовлекаемых ресурсов и их использованием по периметру ГУАМУ. Не секрет, что государства-участницы нуждаются в продукции, которые производятся у партнеров.

В-третьих, конъектурой мирового и внутренних рынков. Если региональный рынок будет нуждаться в продукции, который производится в странах ГУУАМ, то это приведет к укреплению и усилению рынка пяти государств. В случае спроса на продукцию со стороны дальних зарубежных рынков, то в основном рынок ГУУАМ будет ориентироваться на них, а связи между государствами  будут определяться транспортными издержками.